Напоминание

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ. ДЛЯ ЧЕГО НАДО ЗАНИМАТЬСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В КЛАССЕ?


Авторы: Федорова Валентина Трофимовна, Лемехов Игорь Петрович
Должность: учитель физической культуры, учитель профессионально–трудового обучения
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ. ДЛЯ ЧЕГО НАДО ЗАНИМАТЬСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В КЛАССЕ?
Раздел: среднее образование





Назад




Федорова Валентина Трофимовна

учитель физической культуры,

Лемехов Игорь Петрович

учитель профессионально-трудового обучения

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №14

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Губкин, Белгородская область

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ

В ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ.

ДЛЯ ЧЕГО НАДО ЗАНИМАТЬСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В КЛАССЕ?

Общение

- одна

из

главнейших

сфер

жизнедеятельности

человека,

пронизывающая все другие виды его деятельности и регулирующая их. От

того, как строится общение в детском коллективе, зависит, будет ли детям

интересно

в

школе,

какие

отношения

сложатся

между

детьми,

какой

психологический климат будет преобладать в классе. И, конечно же, хорошо,

если бы они становились такими, чтобы школьник ощущал себя защищенным,

испытывал психологический комфорт, мог в полной мере реализовать себя в

разнообразных сферах деятельности. Итак, самочувствие детей в школе во

многом

зависит

от

системы

межличностных

отношений, сложившихся

в

классе.

А

это

значит,

что

классному

руководителю

необходимо создать

коллектив достаточно высокого уровня развития. Для этого надо не только

включать школьников в разнообразные виды коллективной деятельности, но и

организовать их свободное общение.

Общение обычно определяется как взаимодействие между людьми, и

формы, направленность этого взаимодействия могут быть разными:

а)

взаимное сближение - контакт;

б)

взаимное дополнение - диалог;

в)

взаимное расхождение - конфликт.

Задачи классного руководителя - помочь детям вступить в контакт друг с

другом, углублять и укреплять эти контакты, строить отношения сотрудниче-

ства на основе равноправного диалога, а также предупреждать и разрешать

возникающие конфликты.

Нельзя надеяться лишь на то, что дети по природе

своей общительный народ и легко сближаются друг с другом. В каждом

классе встречаются робкие, застенчивые и другие «нестандартные» дети,

которые с трудом «приживаются» в новом коллективе. Зачастую общение

возникает

и

без

усилий

педагогов,

но

в

основе

его

лежат

негативные

установки,

искаженные

взаимоотношения. Не

допустить

этого

-

одна

из

важнейших задач классного руководителя.

Организация общения школьников в классе может осуществляться с

помощью

разнообразных

форм.

Безусловно,

большое

значение

имеет

и

1

индивидуальная работа с детьми, и нравственное просвещение, и интересная

совместная деятельность в рамках класса и школы в целом. Но во многом

может помочь и специально организованный игровой тренинг общения. Игру

часто рассматривают как форму общения людей. И действительно, в игре

происходит

интенсивное

эмоциональное

взаимодействие

между

ее

участниками,

формируются

определенные

отношения.

Существуют

игры,

обладающие большим психологическим потенциалом, создающие основу для

эмоциональных

контактов,

сближения

ее

участников

друг

с

другом,

самоопределения

и

самоидентификации

в

процессе

взаимодействия

с

другими, формирующие

отношения

доверия

и

уважения

достоинства

личности,

принятия

себя

и

других.

Система

таких

игр,

развернутая

в

определенной

последовательности,

может

стать

содержанием

игрового

тренинга общения.

Многие игры и упражнения являются основой для размышления детей о

нравственной

сущности

своих

отношений

с

другими

людьми,

позволяют

создать ситуации ценностного самоопределения, побуждающие их осознать и

принять нравственные нормы и принципы общения, соотнести с ними свое

поведение в процессе взаимодействия с другими. Причем к этим выводам дети

приходят сами на основе анализа своих собственных чувств и переживаний,

возникающих в процессе игры.

Важным

инструментом

самопознания

и

саморазвития

становится

в

тренинге общения

рефлексия

- деятельность

человека,

направленная

на

осмысление своих внутренних состояний, действий, анализ этих состояний и

формулирование соответствующих выводов. Не нужно перенасыщать игровой

тренинг общения рефлексией, но в некоторых случаях она необходима, а чем

старше дети - тем больше.

Для проведения рефлексии, а также игр, требующих диалогического и

дискуссионного общения, нужно располагать детей по кругу. Важно, чтобы

все видели и слышали друг друга.

УРОВНИ И ЛОГИКА ОБЩЕНИЯ

Существуют разные уровни общения между людьми, а следовательно, и

разные

по

своей

глубине

и

прочности

контакты.

Общение

на

внешнем,

неглубоком уровне

-

уровне

знакомства

-

предполагает

снятие

психологического

барьера

настор оже н н о с т и

и

ф о р м и р о в а н и е

доброжелательных отношений к другим людям. Но этот контакт может быть

неглубоким и дальше внешних эмоциональных «поглаживаний» не идти. Мы

сближаемся с человеком ближе, когда обнаруживается, что существует нечто

общее,

объединяющее

нас

-

это,

чаще

всего,

общие

интересы,

взгляды,

убеждения.

Обнаружив

нечто

интересующее

нас

в

другом

человеке,

мы

стремимся продолжить общение с ним. Но для того, чтобы он стал нашим

другом, чтобы

мы

доверяли

ему,

необходимо,

чтобы

и

его

личностные

качества, проявляющиеся в его отношении к нам, нас устраивали. Если наши

требования к общению принимаются им, мы становимся друзьями, если нет,

то глубокий, постоянный контакт и сотрудничество между нами невозможны.

2

В соответствии с этими стадиями в общении между людьми психолог

Л.Б.

Филонов разработал методику контактного взаимодействия, которая

рассматривает, как вступать в контакт и осуществлять последовательно все

стадии общения. Взяв за основу эту методику, мы выстроили систему игр и

упражнений,

позволяющих

последовательно

осуществлять

все

этапы

установления

контакта

между детьми

во

вновь

созданном

или

уже

существующем

коллективе,

где

отсутствует позитивно

направленное

взаимодействие между учащимися. Необходимо учитывать, что в условиях

организации общения во временных коллективах (например, в детском лагере)

процесс установления контактов будет происходить более интенсивно, чем в

условиях школы. Вместе с тем, нельзя забегать вперед и использовать игры,

относящиеся к последующим стадиям общения, раньше предыдущих.

ЭТАПI. НАКОПЛЕНИЕ СОГЛАСИЙ. ЗНАКОМСТВО

Задачи:

преодоление

барьеров,

снятие

напряжения

в

общении,

установление

эмоциональных

контактов

между

детьми,

возникновение

чувства «нам хорошо вместе».

Предлагаем несколько игр для организации знакомства детей. Ребята с

удовольствием играют в них, даже если уже знакомы друг с другом. Нет

необходимости использовать сразу все, можно выбрать одну-две из них.

«Снежный ком»

Ведущий

называет

свое

имя.

Следующий

участник

(по

часовой

стрелке) повторяет имя ведущего и добавляет к нему свое, третий - имена

двух

предыдущих участников и свое и так далее. «Снежный ком» катится,

обрастая

все

новыми

именами.

Последний

должен

назвать

имена

всех

присутствующих и свое собственное. Согласитесь, что это трудно сделать,

если в группе более 20 человек. Поэтому большую группу можно разделить

на две части и начинать счет снова с середины. Можно пустить «снежный

ком»

вторично,

называя

при

этом

не

только

имя,

но

и свое увлечение,

например, или знак Зодиака. В этом случае в игре с удовольствием участвуют

дети, которые уже знакомы друг с другом.

«Знакомство»

Все дети становятся в круг парами, образуя внутренний и внешний

круг.

Затем поворачиваются лицом друг к другу, подают правую руку и

знакомятся.

После

знакомства

дети

поворачиваются

друг

к

другу

левым

плечом и под музыку бегут каждый круг в свою сторону.

Музыка останавливается, и каждый знакомится с тем, напротив кого он

оказался.

3

Снова все под музыку бегут в свои стороны. Но каждый раз, встречаясь

с тем, с кем познакомились, приветствуют их, высоко подняв правую руку.

Игра

продолжается

до

5-6

раз.

Можно

использовать

эту

игру

для

продолжения знакомства и проверки того, как дети запомнили имена друг

друга. В данном случае, повернувшись лицом к лицу после остановки кругов,

каждый называет имя того, кто оказался перед ним.

«Хоровое знакомство»

Каждый

участник

называет

свое

имя

по

кругу.

Затем

ведущий

указывает на кого-либо, и все хором произносят его имя. Так повторяется

несколько раз.

«Знакомство на время»

Детям дается задание: за определенное время познакомиться (узнать

имена, пожав при этом руку) как можно с большим количеством участников

тренинга.

По сигналу

ведущего

«СТОП»

все

прекращают

знакомство

и

возвращаются на свои места. Затем каждый по порядку должен назвать

количество вновь приобретенных знакомых и их имена.

«Визитная карточка»

Каждый

участник

группы

готовит

себе

визитную

карточку:

на

небольшом листке бумаги крупно фломастером или цветным карандашом

пишет

свое

имя,

фамилию,

а

также

свой

девиз

или

приветствие

всем

окружающим. Затем визитные карточки прикрепляются на груди, и все ходят

по комнате, останавливаясь, представляясь друг другу и читая друг у друга

записи на визитной карточке. Лучше всего проводить это упражнение в группе

старших подростков. Дети могут не снимать «визитки» в течение первых двух

дней в лагере. Это поможет им и вожатому быстрее запомнить имена друг

друга.

«Мне нравится, когда меня зовут...»

Ведущий бросает каждому участнику мяч 3 раза: первый раз просит

назвать свое имя, второй - как ему нравится, чтобы его называли, третий - как

не нравится. Если вы не уверены в доброжелательном отношении детей друг к

другу, лучше ограничиться первым и вторым вариантом.

«Именной поезд»

Эту игру можно проводить с младшими школьниками. Все становятся в

широкий круг лицом к центру. Один из участников добровольно вызывается

быть паровозом. Пыхтя, гудя и поскрипывая поршнями, он начинает двигаться

по кругу, пока не останавливается около одного из игроков. «Привет, - говорит

паровоз, - я - Петя!» - «Привет, Петя! Я - Маша!» Паровоз приветствует Машу,

поднимая

то

правую,

то

левую

руку

и

повторяя

ее

имя.

После

такого

радостного приветствия Маша берет Петю за талию, изображая прицепной

вагон, и они оба, подражая пыхтению паровоза, двигаются по кругу в поисках

нового знакомства. Теперь знакомство усложняется: надо сказать хором оба

своих

имени.

Следующий

участник

становится

новым

вагоном,

и поезд

4

движется дальше. Дети продолжают присоединять вагоны к поезду до тех пор,

пока каждый не услышит приветствие, обращенное непосредственно к нему.

Позже,

когда

дети

уже

будут

знать

друг

друга

по

имени,

можно

модифицировать эту игру. Например, каждый ребенок называет не только

свое имя, но и качество: «Привет, я - смелый!» - «Привет, смелый! А я

добрая!».

Постарайтесь

на

первом

этапе

общения

включить

больше

игр,

эмоционально

насыщенных,

динамичных,

которые

помогают

детям

раскрепоститься, снять напряжение и скованность. Не забывайте, что основой

психического контакта во многом является контакт физический, тактильный.

Используйте игры, в процессе которых дети могут прикоснуться друг к другу,

подержаться за руки, посмотреть в глаза друг другу и т. д.

«Хорошо ли мы знаем друг друга»

Итак, люди познакомились. А теперь можно проверить, хорошо ли они

запомнили имена, присмотрелись друг к другу. Для этого разделим всю группу

на две команды, выстроим их в две шеренги напротив друг друга. Ведущий

дает команду - как можно быстрее построиться:

в алфавитном порядке по первой букве имени;

по росту;

по цвету волос: от самых темных до самых светлых;

по жесткости волос: от самых мягких до самых жестких (возможность

прикоснуться друг к другу сближает детей);

по длине волос (например, от самых длинных до самых коротких);

по цвету глаз: от самых светлых до самых темных или наоборот.

Этим заданием можно закончить игру, так как возможность заглянуть

друг другу в глаза создает наилучшие условия для консолидации, открытости и

доверия.

«Запутанный узел»

Все

встают

в

круг.

По

сигналу

ведущего

дети

стремятся

быстрее

схватиться за

руки.

Заранее

сообщается

условие:

нельзя

брать

за

руки

соседей, в каждой руке должна оказаться одна рука, в правой - рука одного

участника, в левой - другого, то есть нельзя образовывать пары. Таким

образом, получится запутанный узел из переплетенных рук. Дается задание

распутать этот узел и снова образовать круг, но делать это надо, не разрывая

рук. Можно нагибаться и пробираться под руками, переступать через них, но ни

в коем случае не разъединять. Если участников много, можно разделить их на

две группы, создать два «запутанных узла» и устроить соревнование: кто

быстрее распутается.

«Атомы и молекулы»

Ведущий объявляет детям, что они - атомы и находятся в хаотическом

движении. Все, кружась, можно под музыку, движутся по площадке. По

сигналу ведущего и его команде: «Объединимся в молекулы из двух атомов» -

дети

бросаются

друг

к

другу,

стремясь

скорее

образовать

пары.

Затем

5

молекулы

снова

разрушаются,

и

движение

атомов

продолжается.

Снова

раздается команда ведущего и называется уже другое количество атомов. И

так

продолжается

до

тех

пор,

пока

все

не объединятся

в

две

или

одну

большую молекулу.

Игра

способствует

единению

детей,

возникновению

чувства

«мы

вместе», осознанию своей идентичности с другими.

«Характерные черты»

Все дети садятся в круг. Ведущий стоит в центре круга и называет

определенный, признак,

свойство

человека,

характеризующий

внешность,

эмоциональное состояние, интересы, ценности и т. д. Все, кому данный признак

или свойство присущи, должны пересесть, поменяться друг с другом местами.

Например: всем, у кого есть часы, пересесть. Все, кому нравится в лагере,

пересесть; Всем, у кого дома есть животные, пересесть. Всем, кто оптимист,

пересесть и т. д. В тот момент, когда участники игры меняются местами,

ведущий стремится занять один из стульев. Оставшийся без места становится

ведущим. Он называет новые признаки, импровизирует, придумывая различные

другие характерные черты, присущие участникам.

Игра создает не только бодрый, радостный эмоциональный настрой в

коллективе, но и помогает детям и вожатому узнать многое друг о друге,

осознать себя: свои эмоциональные состояния, черты характера и другие

свойства.

«Запомни лицо»

Все

садятся

в

круг.

Ведущий

просит,

чтобы

каждый

внимательно

посмотрел на лица остальных участников, и по истечении 2-3 минут просит

всех закрыть глаза. Каждый должен с закрытыми глазами представить себе

лица других детей. В течение 1-2 минут нужно зафиксировать в памяти лицо,

которое удалось лучше всего представить, и открыть после этого глаза. Все

это следует делать в полной тишине, и только позже, поговорить о своих

ощущениях и впечатлениях.

ЭТАП 2.

ПОИСК ОБЩИХ ИЛИ СОВПАДАЮЩИХ ИНТЕРЕСОВ

Задачи: помочь детям сблизиться, создать первичное «тяготение» друг к

другу

на основе открытия ими интересов, взглядов, позиций внутреннего

мира друг друга.

Для

того

чтобы

общение

между

детьми

в

классе

продолжалось

и

углубилось, недостаточно только внешних эмоциональных взаимодействий.

Надо создать условия, чтобы члены группы были более открыты друг другу,

поделились тем, что их волнует, что они любят, о чем мечтают. Истинное

взаимопонимание,

принятие

себя

и

другого человека

невозможно

без

самораскрытия. Только открываясь другим, мы находим точки соприкосновения

с ними, становимся интересными и значимыми для других. Поэтому очень

важно создать такие условия, чтобы дети могли в каждом открыть что-то

интересное, неповторимое, поделиться друг с другом своими увлечениями и

6

видениями, мыслями и ценностями. Предлагаем игры, которые помогут сделать

этот процесс естественным и органично вписывающимся в жизнь класса.

«Девиз»

Все

участники

садятся

в

круг.

Ведущий

предлагает

вообразить

ситуацию:

вы появляетесь в незнакомом обществе, где присутствующие по

первому

впечатлению составят о вас представление. Какую футболку и с

какой надписью-девизом вы надели бы? Эта надпись должна отражать ваше

жизненное кредо, основной жизненный принцип, а цвет - соответствовать

преобладающему

настроению,

мироощущению.

Все

высказываются

по

очереди (по часовой стрелке). Ведущий тоже принимает участие в этом.

«Конверт откровений»

Ведущий предлагает каждому сидящему в кругу по очереди вынуть из

большого,

красиво

оформленного

конверта

один

из

помещенных

в

него

вопросов, написанных на полоске бумаги, и ответить на него. Начинает он сам.

На определенном этапе можно предложить отвечать на каждый вопрос всем по

кругу

(обычно

такое

желание

возникает

у

самих

участников).

Вопросы

составлены так, что позволяют откровенно высказаться о том, что волнует,

интересует детей, узнать их ценности, убеждения и т. д.

Примерные вопросы:

Если бы ты мог перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в

это?

Если бы ты смог на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого

бы ты для этого выбрал'? Почему?

Если бы добрая фея обещала выполнить три твоих желания, то что бы

ты пожелал?

Если бы ты в течение одного дня был невидим, то как бы ты этим

воспользовался?

Твоя любимая книга?

Какого человека ты считаешь великодушным?

По каким критериям ты выбираешь себе друга?

В какой стране ты хотел бы жить?

Если бы тебе предложили наметить план твоей жизни, то какими были

бы три самые главные цели? '

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Назови три качества, которые ты больше всего ценишь в человеке и т. д.

«Интервью»

Один из участников (по желанию) выступает в роли интервьюируемого.

Группа может задать ему 5-7 вопросов. В первые дни общения следует дать

детям установку, что они могут отвечать с любой степенью откровенности.

Можно с полной откровенностью, можно частично, а можно вообще в маске,

отвечать будто не за себя, а за другого. Это обязательное условие, которое может

снять

психологический

барьер

у

подростков.

Если

в

процессе

общения

установится доверительная атмосфера, то стремление маскироваться отпадет

7

само

собой.

Одновременно

можно

интервьюировать

по

3-4

че ловека.

Постарайтесь, чтобы постепенно все оказались в этой роли.

«Болгарская спичка»

Все

участники

садятся

в

круг.

Зажигается

спичка

и

осторожно

передается из рук в руки. Тот, у кого спичка погаснет, должен (на выбор) или

ответить на несколько вопросов окружающих, или выполнить одно задание:

прочитать стихотворение, станцевать и т. д. Затем он зажигает новую спичку

и передает ее по кругу дальше. Игра повторяется несколько раз.

«Любит - не любит»

Каждый участник берет в руки лист бумаги и ручку, пишет в верхней

части листа свое имя, затем вертикальной чертой делит его на две части.

Левую

отмечает знаком

«+»,

а

другую

-

знаком

«-».

Под

знаком

«+»

перечисляет то, что ему особенно нравится (в природе, в людях, в себе и т.

д.),

а

под

знаком

«-»

пишет

то,

что

особенно

неприятно

для

него

в

окружающем

мире.

Затем

все

зачитывают

свои

записи

вслух

(можно

прикрепить

эти

листочки

к

груди

и

медленно

ходить

по

комнате,

останавливаясь и читая друг у друга записи).

«Закончи предложение»

Дети сидят по кругу, вместе с ними учитель. Он начинает предложения,

которые все по очереди заканчивают:

Больше всего в себе мне нравится...

Я хотел бы стать...

Моя любимая игра - это...

Я хотел бы узнать о...

Я чувствую себя счастливым, когда...

Мне грустно, когда...

Я хотел бы быть более...

Мне больше всего нравится в моих друзьях...

Объединение и взаимопомощь важны потому, что...

«Веер»

Все снова садятся в круг и отвечают на вопросы, которые предлагаются

им несколько необычным способом: они написаны на цветных листах бумаги,

из которых составлен веер. Каждый по очереди вытягивает из веера один

листок

и

отвечает

на

вопросы.

Можно

сделать

по-другому:

выбирается

ведущий,

который,

вытаскивая

из

веера

по

очереди

листки,

предлагает

ответить на каждый вопрос всем участникам (по часовой стрелке). Ведущий

отвечает на вопросы наравне со всеми. Содержание вопросов может быть

разным, главное, чтобы они помогли детям открыть что-то новое в каждом из

них, например:

За что ты любишь жизнь?

Что

бы

тебе

больше

всего

хотелось

получить

в

подарок?

А какой подарок ты бы подарил другому человеку?

Что бы ты сделал, если бы выиграл миллион?

Какое событие стало бы самым радостным для тебя?

8

А какое печальным?

Твои увлечения?

Твое любимое место в городе, селе, где ты живешь?

Какую историческую личность ты считаешь самой замечательной?

Твои любимые черты в характере человека?

Какие качества ты считаешь отвратительными?

Каким человеком ты считаешь себя?

ЭТАП 3.

ПРИНЯТИЕ КАЧЕСТВ И ПРИНЦИПОВ ОБЩЕНИЯ

Задачи:

построение

доверительных

отношений,

готовности

к

принятию личностных особенностей другого человека.

Итак,

прошло

некоторое

время.

В

результате

двух

первых

стадий

общения «точки соприкосновения» найдены. Дети узнали друг друга ближе,

поделились

своими

интересами,

ценностями,

взглядами,

открыли

что-то

важное

для

себя

в

каждом.

Для

того

чтобы

контакты

между

детьми

продолжались

и

углублялись,

необходимо

принятие

ими

личностных

особенностей друг друга, выяснение качеств и принципов, предлагаемых в

общении. Педагог должен помочь увидеть те достоинства, которые есть у

каждого ребенка. Особенностью подростков является способность замечать

прежде всего недостатки других. Надо пробуждать у них потребность и

способность видеть лучшее, что есть в каждом человеке, учиться принимать

другого человека в целом, формировать позитивное, доброжелательное отно-

шение друг к другу. Информацию о том, как воспринимают дети друг друга,

необходимо начинать с признания достоинств каждого из них, подчеркивания

этих достоинств. Это не только способствует развитию чувства самоуважения

у

каждого ребенка, уверенности в себе, но и позволит им в дальнейшем

спокойно воспринимать обсуждение тех их качеств, которые не устраивают в

общении других.

«Секрет»

Все

участники

рассаживаются

по

кругу.

Ведущий

предлагает

им

воображаемую

ситуацию:

представьте,

что

сумасшедший

ученый

создал

робота, являющего собой вашу точную копию. Ваш двойник похож на вас во

всех деталях. Но поскольку он - орудие зла и вы не хотели бы, чтобы люди

принимали его за вас, попробуйте отыскать в себе секрет:

-

Что есть в вас такого, что невозможно продублировать?

-

Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену?

Каждый по кругу рассказывает о своих особенностях. Если он затрудняется,

другие

могут

помочь

ему

отыскать

эти

особенности,

но

только

позитивные.

«Комплименты»

Все встают в круг. Ведущий берет в руки мячик и бросает его тому, для

кого у него припасены комплименты. Тот, у кого оказывается мяч, бросает его

следующему,

также

с

комплиментами.

Необходимо

предупредить

детей,

чтобы

они

стремились

разнообразить

их

палитру,

не

повторяться,

были

искренними

и

постарались у каждого найти что-то хорошее, чему можно

9

научиться.

Естественно,

педагог должен

позаботиться

о

том,

чтобы

мяч

побывал

в

руках

у

всех

детей.

Для

этого

он должен

сам

приготовить

комплименты для каждого.

«Что мне в тебе нравится?»

Дети садятся в круг, классный руководитель вместе с ними. Каждый

готовит длинный свиток - листок бумаги, в нижней части которого отмечает

свое имя и фамилию. Лист отдается соседу слева. Тот записывает сверху как

можно компактней то, что ему нравится во владельце листка. Затем лист

загибается так, чтобы следующий не смог прочитать написанное, и передается

по кругу. Таким образом, свиток каждого участника попадает к каждому, и все

отмечают в нем те качества, которые привлекают их в его владельце, каждый

раз загибая запись. Наконец свиток проходит полный круг и возвращается к

адресату, который получает полную информацию о том, что ценят в нем

окружающие.

«Мнения»

Один из играющих, по желанию, выходит из комнаты. Все оставшиеся

по очереди называют одно, но лучшее с точки зрения каждого, качество этого

человека. Каждое качество записывается, одновременно отмечается, кто его

назвал. Тот, кому адресованы эти мнения, должен отгадать, кто о нем это

сказал.

Игра позволяет увидеть, чье мнение особенно значимо для каждого. И

даже если его предположения не совпадут, возможность узнать затем, кому

принадлежат

эти

мнения,

способствует

созданию

доброжелательных

отношений между детьми.

«Метафоры»

Это

модификация

предыдущей

игры.

О

каждом

участнике

мнения

оформляются метафорично, например: «вечный двигатель», «головоломка»,

«лед

и

пламень»

и

т.

д. Можно провести эту игру в два этапа. Сначала

предложить каждому задуматься, что в нем, в его характере является самым

важным,

самым

существенным,

и

выразить

это

в определенном

художественном образе, метафоре или стихотворной форме. По кругу, по

очереди

участники

представляются

группе.

На

втором

этапе

игры

присутствующие делятся своими впечатлениями, ассоциациями: Какой образ

возникает у них в связи с данным человеком? Какую картину можно дорисовать

к этому образу?

Игра не только дает возможность детям получить обратную связь о том,

как воспринимают его окружающие, но и развивает творческое воображение,

ассоциативное мышление, позволяет проявить свою эрудицию, находчивость и

доброжелательность.

«Ассоциации»

Ведущий выходит из комнаты. В его отсутствие загадывается один из

присутствующих, имя которого он должен отгадать с помощью вопросов

ассоциативного характера: «Если бы этот человек был деревом, то каким

деревом он бы был?», «Если бы этот человек был животным, то каким?» и т. д.

Важно, чтобы было названо как можно больше разнообразных предметов,

10

явлений, с которыми может быть ассоциирован человек. Отгадывать, то есть

называть конкретное имя, можно до трех раз. Затем ведущий меняется.

Игра

помогает

детям

узнать,

как

воспринимают

их

члены

группы,

развивает наблюдательность, интуицию, мышление.

«Чей это портрет?»

Каждый из играющих берет в руки лист бумаги и выбирает в группе

человека, который по многим своим качествам импонирует ему. Он указывает

на листке пять качеств, которые особенно нравятся ему в этом человеке. Никто

не должен сообщать другим, о ком идет речь. Когда все завершают эту работу,

каждый

по

очереди

зачитывает

эту

характеристику,

а

все

окружающие

пытаются определить человека, к которому она относится.

«Памятная стела»

Класс делится на группы, в которых предлагается провести референдум

вокруг воображаемой ситуации: «Представьте себе, что в школе устанавли-

вается такая памятная стела, на которую можно вписывать имена самых

лучших своих товарищей. От своего класса можно назвать сколько хотите

ребят,

можно

всех. Только после имени должна идти краткая аннотация,

например: «самый мужественный мальчик в классе», «самая отзывчивая»,

«самая скромная» и т. д. На размышление группам дается несколько минут.

Другой

вариант:

называем

имя

каждого

по

кругу

и

просим

всех

сформулировать

запись

на

памятной

стеле,

касающуюся

этого

человека.

Звучат разнообразные аттестации, из которых выбирается самая точная.

ЭТАП 4.ВЫЯСНЕНИЕ КАЧЕСТВ, ОПАСНЫХ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ.

ПОБУЖДЕНИЕ К ИЗМЕНЕНИЯМ

Задачи: появление стремления к открытому, откровенному общению,

развитие самокритичности, возбуждение стремления к изменениям.

Чтобы отношения между детьми строились конструктивно, не возникали

конфликты и неприятие друг друга, необходимо давать «обратную связь» в

детском коллективе не только о позитивных, но и о негативных качествах

ребенка, которые не устраивают окружающих. И это наиболее трудный момент

в общении. Сделать это надо так, чтобы у детей не возникло защитных реакций,

чтобы они не воспринимали это как обвинения, не обижались друг на друга.

Надо учить их тактично и спокойно предъявлять требования друг другу, в

доброжелательной форме, и так же спокойно их воспринимать. Существует

целый ряд правил предъявления другим требований:

1)

начинать критику с признания достоинств другого человека;

2)

при

обсуждении

качеств,

опасных

для

общения,

затрагивать

особенности поведения человека, а не его личность, сочетать критику с

уважительным отношением к человеку;

3)

говоря о недостатках, рассматривать их как проблемы, которые

надо решить, при этом подчеркивать, что мы принимаем человека в целом;

4)

выбирать удачное время для предъявления требований - в детском

коллективе это можно делать, когда существует в целом доброжелательные

отношения между детьми, когда нет конфликтов и эмоционально напря-

11

женной обстановки;

5)

критика

должна

быть

доброжелательной

и

конструктивной

-

выражена в форме пожеланий, советов, намеков.

«Самокритика»

Каждый участник игры берет лист бумаги, подписывает его и делит на

три равные полосы по вертикали. Ведущий дает задание: написать в первой

графе в ответ на вопрос «Кто я такой?» 10 слов-эпитетов. Сделать это нужно

быстро, записывая ответы в той форме, как они приходят в голову. Затем дается

второе задание: ответить на этот же вопрос так, как это сделали бы ваши

друзья, близкие. В третьей графе на этот вопрос будет отвечать кто-то из

группы. Кто именно - каждый определит сам. Можно закрыть ответы в первой

и второй графе, согнув лист бумаги по линии между ними. Итак, когда

избранник

игрока

заполнит

третью

графу,

лист

возвращается

обратно,

и

каждый

сравнивает

ответы.

Он

подсчитывает

количество

совпадений

и

поднимает

соответствующее

количество

пальцев.

Теперь

ясно

видно, кто

оказался самым открытым и самокритичным человеком.

«Счастливого пути»

Предлагается воображаемая ситуация: каждый из играющих по очереди

отправляется в дальний путь, а все присутствующие желают ему доброго

пути и говорят, какие его качества помогут ему в этом путешествии. Затем

они подсказывают ему, что еще необходимо взять с собою, чтобы путь был

счастливым, какие свойства развивать в себе.

«Пожелания»

Так же, как и в игре «Что мне в тебе нравится?», дети заполняют для

каждого лист бумаги, но пишут в него пожелания: что необходимо изменить в

себе. Например: «стать внимательнее к другим», «стать более выдержанным,

спокойным» и др. Надо предупредить детей, чтобы они не желали другому

того, чего он не в состоянии изменить сам, например «не носить очки».

«Отверженный»

Один

из

играющих,

по

желанию,

принимает

на

себя

роль

«отверженного».

Он выходит из комнаты и обдумывает, за что его могут

отвергать

товарищи.

В

это время

все

участники

группы

обсуждают

и

определяют качества «отверженного», которые не устраивают их в общении.

Вернувшись в комнату, он сам пытается отгадать эти качества. Если три из

них совпадут, ребята принимают его в свой круг снова. Естественно, что они

примут его, в конце концов, даже если все три качества не будут названы.

Обычно играющего интересует, какие свойства он не отгадал, и они ему

сообщаются.

Игра развивает самокритичность детей, позволяет тактично сообщить

каждому о его качествах, опасных для общения.

ЭТАП 5.

ЭФФЕКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Задачи: обеспечение прочного контакта, достижение взаимопонимания,

согласованности действий, состояния защищенности, формирование чувства

«мы».

Большинство

предлагаемых

игр

и

упражнений

требуют

не

только

12

слаженных совместных действий, но и предполагают доверие друг к другу,

чувство

ответственности,

эмпатии

--

способность

понимать

внутренне

состояние

человека

на

основе

сопереживания.

В

тех

случаях,

когда

эти

качества

проявляются

слабо,

следует осуществлять

рефлексию

чувств,

возникающих в процессе игры, осознание школьниками этих качеств как

необходимых в общении.

«Любящий взгляд»

Ведущий предлагает одному из участников, по желанию, выйти из круга.

В

его отсутствие назначается три человека, которые будут смотреть на него

любящим взглядом. Игрок возвращается и пытается определить, кто эти три

человека.

Затем

выходит другой

желающий,

и

задание

дается

уже

пяти

участникам. Игра повторяется снова, причем каждый раз число смотрящих

любящим взглядом увеличивается.

Игра

развивает

способность

понимать

и

выражать

эмоциональные

состояния, чувства человека. Кроме того, каждому приятно, когда на него

смотрят с любовью.

«Сиамские близнецы»

Все

играющие

разбиваются

на

пары,

и

ведущий

предлагает

им

представить на время, что они - сиамские близнецы: одним боком и ногой

срослись

друг

с

другом и

представляют

собой

единый

организм.

Надо

попробовать ходить в таком состоянии, передвигаться по комнате в течение

определенного количества времени.

Затем

дети

возвращаются

в

круг,

рассаживаются

на

свои

места

и

обмениваются впечатлениями: какие чувства возникали во время выполнения

задания? Было ли трудно или легко это сделать? При каком условии удается

добиться согласованности действий?

Эта и предыдущие игры развивают способность чувствовать партнера,

добиваться

согласованности

действий,

создают

отношения

доверия

и

ответственности.

13



В раздел образования