Автор: Макаренко Екатерина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 11 о.в." г.Магнитогорска
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 общеразвивающего вида» г. Магнитогорска
Статья на тему: «Экологическое
воспитание дошкольников»
Подготовила:
Макаренко Екатерина
Витальевна,
Воспитатель МДОУ « Д/с 11 о.в.»
Магнитогорск – 2019 г.
Экологическое воспитание дошкольников
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное
значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех
возрастов и профессий.
На современном этапе вопросы традиционного
взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую
проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться
к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо
воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать
экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом
этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о
природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него
формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры.
Поэтому в
наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую
актуальность.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у
ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное
физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные
способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств
личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование
самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и
примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и
уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна
Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский
писатель М.М.Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм,
любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.
Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ
правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном
детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное
отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни
ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его
мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В
дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые
помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе,
сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства
экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как
губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится
правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а
что – нельзя.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое
значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в
природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать
им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,
т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого
термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos -
наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать
природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её.
Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так
остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с
пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных
животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая
среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать
природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.
Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического
сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на
практике экологическое воспитание детей, пропагандировать и вовлекать их в
совместную работу. Детский сад является первым звеном системы
непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает
задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает
решение следующих задач:
1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений,
знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и
становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с
природой.
Дети – существа нежные, но могут быть и очень жестокими. Это происходит
не из-за желания быть таким, но от непонимания последствий. Чаще всего
ребенок, ломающий цветы на клумбе, оставляющий мусор, просто не знает, к
чему это приводит; для него подобные действия – просто развлечение, не
отличающееся от прочих. Каждый ребенок по своей природе исследователь.
Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего
мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и
неживой природы. Экологическое воспитание младших дошкольников
направлено на развитие у детей понимания ценности каждого живого
существа, его индивидуальности. Познакомить детей с растениями, научить
любить и ценить их – дело не из лёгких. И наша задача, как педагогов
детского учреждения, на основе эмоционально-эстетического восприятия
детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать
правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему
живому.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное
внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной
программе раскрывается раздел экологического воспитания. Мною были
изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания
и обучения детей в детском саду: программы экологической направленности.
Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с
регионального материала. Для решения задач экологического воспитания я
опираюсь на следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой,
«Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, . Элементы этих программ я внедряю в
свою работу. Понимание значимости экологических проблем все это
позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном
направлении. Для меня оно стало приоритетным в воспитании и обучении
детей.
В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию
дошкольников. В методическом кабинете имеется: природоведческая
литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры
экологического содержания. Экологические знания включаются во все
занятия и другие виды детской деятельности.
В
целом занятия по экологии
проводятся в двух направлениях: эстетическое и рационалистическое
воспитание.
На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о
взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других
материков, о человеке, как части природы.
Учатся моделировать, выделяя
самые главные существенные признаки. Концепция дошкольного воспитания
нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми:
путешествия в лес, КВН, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”,“Экологический
калейдоскоп” и т. п. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в
которых познание природы сочетается с художественной деятельностью
(речевой, музыкальной, изобразительной).Формы и методы работы с детьми
использую самые разнообразные: это экскурсии, наблюдения,
рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического
характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие
игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и
задачи, видео и аудиозаписи. По мере возможности, в зависимости от темы, в
занятия включаю коррекционные упражнения, упражнения на снятие
эмоционального и мышечного напряжения: “Цветок”, “Медвежата
выздоровели”, “Северный полюс” и др
.
Используя разные типы занятий в
своей работе по экологическому воспитанию, я отдаю приоритет углубленно-
познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление
причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений.
Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной
деятельности в “Лаборатории природы”. Дошкольники очень
любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей
действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому стараюсь не
упустить очень важный вид деятельности детей экспериментирование. Это
разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами,
растворимыми и нерастворимыми и многое другое.
Опыты необходимы для установления причин явлений, связей и отношений
между предметами и явлениями. Опыт всегда должен строиться на основе
имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и
труда. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и
средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом
опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются
самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их
знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды,
растений, об их изменениях и т. д.). Детям задавались вопросы: “Какой песок
легче – сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде – камень, песок или дерево?”,
“Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что
произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того,
как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты способствуют
формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию
наблюдательности и мыслительной деятельности.
Помимо лаборатории в группе имеется «Уголок природы», в котором
есть разнообразные комнатные растения разных стран. Ведётся картотека
комнатных растений. Дети с удовольствием помогают ухаживать за
растениями: с утра трогая почву пальцем, понимать, что нужно полить и
взрыхлить землю. Когда дети наглядно видят положительный результат
труда, то очень гордятся своими успехами. Заботясь о природе, дети не будут
зря рвать цветы, ломать ветки. Важно отметить, что «Зелёная зона»,
действует на детей расслабляющее, здесь дети отдыхают психологически.
Круглый год выращиваем с детьми овощи: летом на грядках, в остальное
время на окне «Огород на подоконнике». Дети очень гордятся результатами
своего труда.
Выращивая отдельные экземпляры культурных растений на
окне, такие как: помидоры, укроп, лук, салат, огурцы, также выращиваем
цветочные культуры, такие как: бархатцы, циннии, астры, георгины; для
последующей высадки на клумбы нашего участка. Дети познают их характер,
потребности на разных стадиях роста и развития. Результаты своих
наблюдений дети фиксируют в дневник.
В своей работе я использую в основном методы, эффективно влияющие на
мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка: наблюдения
и их фиксация в календаре природы, экскурсии, игры экологического
содержания, чтение художественной литературы и т.д.
Одно из
важнейших условий формирования экологических представлений - это
непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.
Отдельно взятое наблюдение – это короткое педагогическое мероприятие
познавательного характера, которое проводится с небольшой группой детей в
уголке природы или на участке со всей группой. Любое наблюдение это
познавательная деятельность, требующая от детей внимания,
сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно.
Метод наблюдений в экологическом воспитании детей является основным.
Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу,
ребенок научится видеть, понимать и ценить природу. Поэтому необходимо
предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за
растениями и животными. Растения, которые растут на участках детский
садов, палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший
познавательный материал, а педагогу возможности для реализации
полноценного экологического воспитания. Воспитывая в детях любовь ко
всему живому, я прежде всего стараюсь пробудить интерес к наблюдениям в
живой природе: растениям, животным и птицам. Интерес к природным
явлениям у ребёнка проявляется, прежде всего, в желании приблизиться к
наблюдаемому объекту, вступить с ним в непосредственный контакт.
Созданная руками сотрудников и природой экологическая тропа
непосредственно на территории детского сада, позволяет значительно
расширить объекты наблюдения. Маршрут этой тропы предусматривает
следующие объекты:
1. Цветник.
2. Огород.
3. Сад.
4. «Птичья столовая».
5. Вытоптанные и не вытоптанные участки для наблюдения изменения
растительного покрова под влиянием вытаптывания.
6. Вытоптанные и не вытоптанные участки для наблюдения изменения
растительного покрова под влиянием вытаптывания.
7. Вытоптанные и не вытоптанные участки для наблюдения изменения
растительного покрова под влиянием вытаптывания.
8. Участки лекарственных трав «Зелёная аптека».
Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе,
наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами,
учатся ценить природу. Я считаю, что экологическая тропа
помогает в
воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети
принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.
Наблюдения природы фиксируем в календаре природы. Это имеет очень
большое значение для детей. Здесь закладываются у детей первые
представления об изменениях в природе и осознание, что все эти изменения
имеют свои естественные причины. Заполнение календаря – важная
совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель
обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или
рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей
умению использовать и понимать символы. Заполненный календарь
становится графической моделью, на которой одновременно представлены
все изменения. Незаметно и постепенно накапливаются у детей знания о
природе и появляется интерес к ней и любовь.
Так же неотъемлемой частью экологического воспитания дошкольников
являются экскурсии. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая
форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень
трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с
растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря
экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к
природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный
природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в
уголке природы. С детьми организовываем интересные видео экскурсии:
«Прогулка по весеннему лесу", "Золотой луг", " Зимняя сказка. Красота
природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует
развитию эстетических чувств.
Прогулки тоже широко используются для экологического воспитания
детей. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются
на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках обращаю внимание детей на
красоту родной природы.
Ознакомление детей с природой не ограничивается
пассивным созерцанием ее явлений. Всюду, где возможно, организую
практическую деятельность детей, их труд. Например, во время наблюдения в
цветнике, дети берут с собой коробочки для сбора семян. Сбор семян –
увлекательное занятие, оно помогает воспитать любовь к растениям,
трудолюбие, терпение. Дети собирают листья и семена деревьев, которые
будут использовать при изготовлении поделок из природного материала.
Знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность
дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На
прогулках организовываем игры с природным материалом (песок, вода, снег,
листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие
оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно
на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины,
снега, льда, воды. Кроме того можно использовать разнообразные игровые
упражнения: " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови",
"Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и
нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев,
кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень
нравятся играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром
"Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через игры они учатся определять
силу и направление ветра, его контрастность. Возможность проводить
систематические наблюдения и эксперименты позволяет удовлетворять
любознательность детей. Летом экологическое воспитание может стать для
дошкольников увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг
помогут ближе познакомиться с типичными представителями местной
флоры и фауны. Это расширит знания ребенка об окружающих его животных
и растениях. Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за
растениями и наблюдая за животными существами на участке.
На участке
сада вывешиваем кормушки. Каждый день, дети проверяют их и досыпают
зерна для птиц. Так простыми способами я учу детей любить природу.
Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, обижать
животных. Всё в наших руках, учите детей любить природу!
Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит
экологическим играм. Они также являются неотъемлемой частью
образовательного процесса детского сада.
Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В
процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют
имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы. Игры
дают возможность детям оперировать самими предметами природы,
сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Дидактические игры делятся на: предметные, настольно-печатные и
словесные.
Предметные игры – игры с использованием различных предметов природы
(листья, семена, фрукты, овощи, камни). В этих играх уточняются,
конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и
качествах тех или иных объектов природы.
Настольно-печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и парные
картинки. В этих играх уточняются, систематизируются знания детей о
растениях, животных, явлениях неживой природы («Четыре времени года»,
«Собери картинку»).
Словесные игры – игры, содержанием которых являются разнообразные
знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся для закрепления у
детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов (например:
«Когда это бывает?», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно – не нужно»).
В группе имеется богатый набор экологических (дидактических) игр:
«Домашние и дикие животные», «Калейдоскоп природы», «Животные
жарких стран», «Птицы», «С какой ветки детки» и т.д. А также игры,
нашедшие применение в детском саду это: игры-путешествия, игры
поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием
повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления
неживой природы, например, «Солнышко и дождик», «Мыши и кот».
Можно устроить маленький театр с игровыми персонажами – куклами.
Пусть герои расскажут о том, как себя нужно вести по отношению к природе.
Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями.
В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение,
которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии
художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что
самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для
ребенка — это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому
должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до
начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную
роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет
эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок,
были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но
и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность
формировать на основе содержания художественных произведений любовь к
природе. Художественная литература о природе глубоко воздействует на
чувства детей. Я использую литературу, рекомендованную программой
детского сада - это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н.
Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова
и другие. После чтения с детьми проводится беседа. В их глазах видно
сочувствие, сопереживание, либо радость, восторг. Очень приятно, когда
дети задают вопросы, где проявляются у них забота и любовь о друзьях
наших меньших. В книге для детей заключено много интересного,
прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а
пока не научились — слушать чтение старших.
Очень любят малыши сказки. Сказка является, одним из способов
донести до ребенка всю прелесть окружающего мира. Она не только
развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим
миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Детям младшего
дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим
дошкольникам более по душе волшебные сказки.
В своей работе с детьми я
используем произведения доктора педагогических наук Н.А. Рыжовой,
которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В
занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их
взаимосвязи, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния
человека на природу и многими другими. Сказку, рассказ можно обсудить,
обыграть, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать
серии иллюстраций. Например, ребята с удовольствием «превращаются» в
сказочных персонажей и рассуждают от их имени.
В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные
стихи, стихи-потешки, стихи-небывальщины. Для того чтобы стихотворения,
сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их
эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться
разнообразными выразительными средствами художественного чтения:
интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры.
Задача приобщения ребенка к красоте природы через изображение растений,
животных.
Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо
использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их
между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их
использования определяется возрастными возможностями детей, характером
воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от
многократного и вариативного их использования. Они способствуют
формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.
Освоение систематизированных знаний о растениях и животных, как о живых
организмах, формирует основы экологического мышления, обеспечивает
максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к
усвоению экологических знаний в школе.
В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и
образованию произошли изменения в поступках и поведении детей.
Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему
живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их
рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том,
что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие
результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и
бережное отношение к ней.
Опыт моей работы еще раз убедительно показал, что воспитание
положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи
между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство
любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно
от положительно-эмоционального отношения к сознательно-
целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость.
Считаю, что выбранная мною приоритетным экологическое направление
в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в
процессе решения этой задачи я надеюсь воспитать экологически грамотного
человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное
богатство.
Список используемой литературы:
1. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования
дошкольников.
2. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и
в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
3.Павлова.Л
Игры
как
средство
эколого-эстетического
воспитания.
Дошкольное воспитание. 2002. №10. С. 40-49.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом
«Карапуз», 2001.
5. Тугушева. Г.П, Чистякова.А.Е: Методическое пособие: Экспериментальная
деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.
6. Маневцова Л.М. « Листок на ладони» - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
2004г.
7. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет »- Воронеж.
ТЦ- Учитель. 2004г.
8.
Рыжова.Н.А.
Наш
дом
–
природа.
–
Дидактические
пособия
по
экологическому
воспитанию
дошкольников
[Текст]/
Н.А.Рыжова
//
Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.
9. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]/
М. М. Марковская: Кн. для воспитателя дет, сада. – 2-е изд., дораб. – М.:
Просвещение, 1989. – 144с.
10. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа
[Текст]
/
Т.Г.
Кобзева,
И.А.
Холодова,
Г.С.
Александрова.
–
Волгоград:
Учитель, 2011. – 329с.
11.
Бочарова.Н.И.
Организация
прогулок-походов
с
детьми
старшего
дошкольного возраста. Орёл, 1988.
12. Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию. Детство-Пресс; 2001.
13. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования
детей
второй
младшей,
средней,
старшей,
подготовительной
групп.
Екатеринбург, 2002.
14.
Градобоева.Т.В.
Экологическое
воспитание
детей.
«Дошкольное
воспитание», 1988.
15. Лучич. М.В. Детям о природе. М., 1989.16. Левитман. М.Х. Экология –
предмет: интересно или нет? – СПб: Союз 1998.
17. Молодова М.П. Экологические праздники для детей. – Мн: «Асар», 1997.
18. Мир
природы
и
ребёнок.
Методика
экологического
воспитания
дошкольников. / Под редакцией М.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой, С-П.,
2000/
19. «Мы» - программа экологического образования детей. / Н.Н.Кондратьева
и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: «Детство-Пресс», 2000/
20.
Николаева
С.Н.,
Комарова
И.А.
Сюжетные
игры
в
экологическом
воспитании дошкольников. – М.,: Издательство ГНОМиД, 2003.
21. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.:
Мозаика-Синтез, 2000.
22. Николаева С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. –
М., 1996.
23. Николаева С.Н. Статьи в журнале «Дошкольное воспитание»: 1988 №№ 2,
6, 8, 12; 1996 № 7; 1998 № 1.
24.
Николаева
С.Н.
Воспитание
экологической
культуры
в
дошкольном
детстве.
Пособие
для
воспитателя
дошкольного
образовательного
учреждения. – М.: Просвещение, 2002.
25. В.А.Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль, 1998,
Академия развития.
26. С.Н.Николаева «Эколог в детском саду», Москва, 2003, Мозайка-Синтез.