Напоминание

Экологическое воспитание дошкольников


Автор: Макаренко Екатерина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 11 о.в." г.Магнитогорска
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 общеразвивающего вида» г. Магнитогорска

Статья на тему: «Экологическое

воспитание дошкольников»

Подготовила:

Макаренко Екатерина

Витальевна,

Воспитатель МДОУ « Д/с 11 о.в.»

Магнитогорск – 2019 г.

Экологическое воспитание дошкольников

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное

значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех

возрастов и профессий.

На современном этапе вопросы традиционного

взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую

проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться

к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо

воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать

экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом

этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о

природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него

формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры.

Поэтому в

наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую

актуальность.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у

ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное

физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные

способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств

личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование

самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и

примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и

уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна

Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский

писатель М.М.Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм,

любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ

правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном

детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное

отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни

ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его

мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В

дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые

помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе,

сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства

экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как

губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится

правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а

что – нельзя.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое

значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в

природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать

им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого

термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos -

наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать

природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её.

Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так

остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с

пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных

животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая

среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать

природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.

Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического

сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на

практике экологическое воспитание детей, пропагандировать и вовлекать их в

совместную работу. Детский сад является первым звеном системы

непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает

задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает

решение следующих задач:

1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений,

знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и

становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с

природой.

Дети – существа нежные, но могут быть и очень жестокими. Это происходит

не из-за желания быть таким, но от непонимания последствий. Чаще всего

ребенок, ломающий цветы на клумбе, оставляющий мусор, просто не знает, к

чему это приводит; для него подобные действия – просто развлечение, не

отличающееся от прочих. Каждый ребенок по своей природе исследователь.

Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего

мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и

неживой природы. Экологическое воспитание младших дошкольников

направлено на развитие у детей понимания ценности каждого живого

существа, его индивидуальности. Познакомить детей с растениями, научить

любить и ценить их – дело не из лёгких. И наша задача, как педагогов

детского учреждения, на основе эмоционально-эстетического восприятия

детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать

правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему

живому.

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное

внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной

программе раскрывается раздел экологического воспитания. Мною были

изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания

и обучения детей в детском саду: программы экологической направленности.

Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с

регионального материала. Для решения задач экологического воспитания я

опираюсь на следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой,

«Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, . Элементы этих программ я внедряю в

свою работу. Понимание значимости экологических проблем все это

позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном

направлении. Для меня оно стало приоритетным в воспитании и обучении

детей.

В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию

дошкольников. В методическом кабинете имеется: природоведческая

литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры

экологического содержания. Экологические знания включаются во все

занятия и другие виды детской деятельности.

В

целом занятия по экологии

проводятся в двух направлениях: эстетическое и рационалистическое

воспитание.

На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о

взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других

материков, о человеке, как части природы.

Учатся моделировать, выделяя

самые главные существенные признаки. Концепция дошкольного воспитания

нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми:

путешествия в лес, КВН, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”,“Экологический

калейдоскоп” и т. п. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в

которых познание природы сочетается с художественной деятельностью

(речевой, музыкальной, изобразительной).Формы и методы работы с детьми

использую самые разнообразные: это экскурсии, наблюдения,

рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического

характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие

игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и

задачи, видео и аудиозаписи. По мере возможности, в зависимости от темы, в

занятия включаю коррекционные упражнения, упражнения на снятие

эмоционального и мышечного напряжения: “Цветок”, “Медвежата

выздоровели”, “Северный полюс” и др

.

Используя разные типы занятий в

своей работе по экологическому воспитанию, я отдаю приоритет углубленно-

познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление

причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений.

Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной

деятельности в “Лаборатории природы”. Дошкольники очень

любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей

действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому стараюсь не

упустить очень важный вид деятельности детей экспериментирование. Это

разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами,

растворимыми и нерастворимыми и многое другое.

Опыты необходимы для установления причин явлений, связей и отношений

между предметами и явлениями. Опыт всегда должен строиться на основе

имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и

труда. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и

средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом

опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются

самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их

знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды,

растений, об их изменениях и т. д.). Детям задавались вопросы: “Какой песок

легче – сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде – камень, песок или дерево?”,

“Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что

произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того,

как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты способствуют

формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию

наблюдательности и мыслительной деятельности.

Помимо лаборатории в группе имеется «Уголок природы», в котором

есть разнообразные комнатные растения разных стран. Ведётся картотека

комнатных растений. Дети с удовольствием помогают ухаживать за

растениями: с утра трогая почву пальцем, понимать, что нужно полить и

взрыхлить землю. Когда дети наглядно видят положительный результат

труда, то очень гордятся своими успехами. Заботясь о природе, дети не будут

зря рвать цветы, ломать ветки. Важно отметить, что «Зелёная зона»,

действует на детей расслабляющее, здесь дети отдыхают психологически.

Круглый год выращиваем с детьми овощи: летом на грядках, в остальное

время на окне «Огород на подоконнике». Дети очень гордятся результатами

своего труда.

Выращивая отдельные экземпляры культурных растений на

окне, такие как: помидоры, укроп, лук, салат, огурцы, также выращиваем

цветочные культуры, такие как: бархатцы, циннии, астры, георгины; для

последующей высадки на клумбы нашего участка. Дети познают их характер,

потребности на разных стадиях роста и развития. Результаты своих

наблюдений дети фиксируют в дневник.

В своей работе я использую в основном методы, эффективно влияющие на

мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка: наблюдения

и их фиксация в календаре природы, экскурсии, игры экологического

содержания, чтение художественной литературы и т.д.

Одно из

важнейших условий формирования экологических представлений - это

непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.

Отдельно взятое наблюдение – это короткое педагогическое мероприятие

познавательного характера, которое проводится с небольшой группой детей в

уголке природы или на участке со всей группой. Любое наблюдение это

познавательная деятельность, требующая от детей внимания,

сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно.

Метод наблюдений в экологическом воспитании детей является основным.

Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу,

ребенок научится видеть, понимать и ценить природу. Поэтому необходимо

предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за

растениями и животными. Растения, которые растут на участках детский

садов, палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший

познавательный материал, а педагогу возможности для реализации

полноценного экологического воспитания. Воспитывая в детях любовь ко

всему живому, я прежде всего стараюсь пробудить интерес к наблюдениям в

живой природе: растениям, животным и птицам. Интерес к природным

явлениям у ребёнка проявляется, прежде всего, в желании приблизиться к

наблюдаемому объекту, вступить с ним в непосредственный контакт.

Созданная руками сотрудников и природой экологическая тропа

непосредственно на территории детского сада, позволяет значительно

расширить объекты наблюдения. Маршрут этой тропы предусматривает

следующие объекты:

1. Цветник.

2. Огород.

3. Сад.

4. «Птичья столовая».

5. Вытоптанные и не вытоптанные участки для наблюдения изменения

растительного покрова под влиянием вытаптывания.

6. Вытоптанные и не вытоптанные участки для наблюдения изменения

растительного покрова под влиянием вытаптывания.

7. Вытоптанные и не вытоптанные участки для наблюдения изменения

растительного покрова под влиянием вытаптывания.

8. Участки лекарственных трав «Зелёная аптека».

Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе,

наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами,

учатся ценить природу. Я считаю, что экологическая тропа

помогает в

воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети

принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.

Наблюдения природы фиксируем в календаре природы. Это имеет очень

большое значение для детей. Здесь закладываются у детей первые

представления об изменениях в природе и осознание, что все эти изменения

имеют свои естественные причины. Заполнение календаря – важная

совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель

обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или

рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей

умению использовать и понимать символы. Заполненный календарь

становится графической моделью, на которой одновременно представлены

все изменения. Незаметно и постепенно накапливаются у детей знания о

природе и появляется интерес к ней и любовь.

Так же неотъемлемой частью экологического воспитания дошкольников

являются экскурсии. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая

форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень

трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с

растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря

экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к

природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный

природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в

уголке природы. С детьми организовываем интересные видео экскурсии:

«Прогулка по весеннему лесу", "Золотой луг", " Зимняя сказка. Красота

природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует

развитию эстетических чувств.

Прогулки тоже широко используются для экологического воспитания

детей. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются

на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках обращаю внимание детей на

красоту родной природы.

Ознакомление детей с природой не ограничивается

пассивным созерцанием ее явлений. Всюду, где возможно, организую

практическую деятельность детей, их труд. Например, во время наблюдения в

цветнике, дети берут с собой коробочки для сбора семян. Сбор семян –

увлекательное занятие, оно помогает воспитать любовь к растениям,

трудолюбие, терпение. Дети собирают листья и семена деревьев, которые

будут использовать при изготовлении поделок из природного материала.

Знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность

дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На

прогулках организовываем игры с природным материалом (песок, вода, снег,

листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие

оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно

на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины,

снега, льда, воды. Кроме того можно использовать разнообразные игровые

упражнения: " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови",

"Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и

нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев,

кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень

нравятся играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром

"Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через игры они учатся определять

силу и направление ветра, его контрастность. Возможность проводить

систематические наблюдения и эксперименты позволяет удовлетворять

любознательность детей. Летом экологическое воспитание может стать для

дошкольников увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг

помогут ближе познакомиться с типичными представителями местной

флоры и фауны. Это расширит знания ребенка об окружающих его животных

и растениях. Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за

растениями и наблюдая за животными существами на участке.

На участке

сада вывешиваем кормушки. Каждый день, дети проверяют их и досыпают

зерна для птиц. Так простыми способами я учу детей любить природу.

Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, обижать

животных. Всё в наших руках, учите детей любить природу!

Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит

экологическим играм. Они также являются неотъемлемой частью

образовательного процесса детского сада.

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В

процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют

имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы. Игры

дают возможность детям оперировать самими предметами природы,

сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Дидактические игры делятся на: предметные, настольно-печатные и

словесные.

Предметные игры – игры с использованием различных предметов природы

(листья, семена, фрукты, овощи, камни). В этих играх уточняются,

конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и

качествах тех или иных объектов природы.

Настольно-печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и парные

картинки. В этих играх уточняются, систематизируются знания детей о

растениях, животных, явлениях неживой природы («Четыре времени года»,

«Собери картинку»).

Словесные игры – игры, содержанием которых являются разнообразные

знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся для закрепления у

детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов (например:

«Когда это бывает?», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно – не нужно»).

В группе имеется богатый набор экологических (дидактических) игр:

«Домашние и дикие животные», «Калейдоскоп природы», «Животные

жарких стран», «Птицы», «С какой ветки детки» и т.д. А также игры,

нашедшие применение в детском саду это: игры-путешествия, игры

поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием

повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления

неживой природы, например, «Солнышко и дождик», «Мыши и кот».

Можно устроить маленький театр с игровыми персонажами – куклами.

Пусть герои расскажут о том, как себя нужно вести по отношению к природе.

Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение,

которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии

художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что

самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для

ребенка — это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому

должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до

начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную

роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет

эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок,

были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но

и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность

формировать на основе содержания художественных произведений любовь к

природе. Художественная литература о природе глубоко воздействует на

чувства детей. Я использую литературу, рекомендованную программой

детского сада - это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н.

Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова

и другие. После чтения с детьми проводится беседа. В их глазах видно

сочувствие, сопереживание, либо радость, восторг. Очень приятно, когда

дети задают вопросы, где проявляются у них забота и любовь о друзьях

наших меньших. В книге для детей заключено много интересного,

прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а

пока не научились — слушать чтение старших.

Очень любят малыши сказки. Сказка является, одним из способов

донести до ребенка всю прелесть окружающего мира. Она не только

развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим

миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Детям младшего

дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим

дошкольникам более по душе волшебные сказки.

В своей работе с детьми я

используем произведения доктора педагогических наук Н.А. Рыжовой,

которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В

занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их

взаимосвязи, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния

человека на природу и многими другими. Сказку, рассказ можно обсудить,

обыграть, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать

серии иллюстраций. Например, ребята с удовольствием «превращаются» в

сказочных персонажей и рассуждают от их имени.

В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные

стихи, стихи-потешки, стихи-небывальщины. Для того чтобы стихотворения,

сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их

эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться

разнообразными выразительными средствами художественного чтения:

интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры.

Задача приобщения ребенка к красоте природы через изображение растений,

животных.

Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо

использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их

между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их

использования определяется возрастными возможностями детей, характером

воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от

многократного и вариативного их использования. Они способствуют

формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.

Освоение систематизированных знаний о растениях и животных, как о живых

организмах, формирует основы экологического мышления, обеспечивает

максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к

усвоению экологических знаний в школе.

В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и

образованию произошли изменения в поступках и поведении детей.

Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему

живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их

рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том,

что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие

результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и

бережное отношение к ней.

Опыт моей работы еще раз убедительно показал, что воспитание

положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи

между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство

любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно

от положительно-эмоционального отношения к сознательно-

целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость.

Считаю, что выбранная мною приоритетным экологическое направление

в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в

процессе решения этой задачи я надеюсь воспитать экологически грамотного

человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное

богатство.

Список используемой литературы:

1. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования

дошкольников.

2. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и

в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

3.Павлова.Л

Игры

как

средство

эколого-эстетического

воспитания.

Дошкольное воспитание. 2002. №10. С. 40-49.

4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом

«Карапуз», 2001.

5. Тугушева. Г.П, Чистякова.А.Е: Методическое пособие: Экспериментальная

деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.

6. Маневцова Л.М. « Листок на ладони» - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»

2004г.

7. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет »- Воронеж.

ТЦ- Учитель. 2004г.

8.

Рыжова.Н.А.

Наш

дом

природа.

Дидактические

пособия

по

экологическому

воспитанию

дошкольников

[Текст]/

Н.А.Рыжова

//

Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.

9. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]/

М. М. Марковская: Кн. для воспитателя дет, сада. – 2-е изд., дораб. – М.:

Просвещение, 1989. – 144с.

10. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа

[Текст]

/

Т.Г.

Кобзева,

И.А.

Холодова,

Г.С.

Александрова.

Волгоград:

Учитель, 2011. – 329с.

11.

Бочарова.Н.И.

Организация

прогулок-походов

с

детьми

старшего

дошкольного возраста. Орёл, 1988.

12. Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию. Детство-Пресс; 2001.

13. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования

детей

второй

младшей,

средней,

старшей,

подготовительной

групп.

Екатеринбург, 2002.

14.

Градобоева.Т.В.

Экологическое

воспитание

детей.

«Дошкольное

воспитание», 1988.

15. Лучич. М.В. Детям о природе. М., 1989.16. Левитман. М.Х. Экология –

предмет: интересно или нет? – СПб: Союз 1998.

17. Молодова М.П. Экологические праздники для детей. – Мн: «Асар», 1997.

18. Мир

природы

и

ребёнок.

Методика

экологического

воспитания

дошкольников. / Под редакцией М.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой, С-П.,

2000/

19. «Мы» - программа экологического образования детей. / Н.Н.Кондратьева

и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: «Детство-Пресс», 2000/

20.

Николаева

С.Н.,

Комарова

И.А.

Сюжетные

игры

в

экологическом

воспитании дошкольников. – М.,: Издательство ГНОМиД, 2003.

21. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.:

Мозаика-Синтез, 2000.

22. Николаева С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. –

М., 1996.

23. Николаева С.Н. Статьи в журнале «Дошкольное воспитание»: 1988 №№ 2,

6, 8, 12; 1996 № 7; 1998 № 1.

24.

Николаева

С.Н.

Воспитание

экологической

культуры

в

дошкольном

детстве.

Пособие

для

воспитателя

дошкольного

образовательного

учреждения. – М.: Просвещение, 2002.

25. В.А.Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль, 1998,

Академия развития.

26. С.Н.Николаева «Эколог в детском саду», Москва, 2003, Мозайка-Синтез.



В раздел образования