Автор: Привалихина Светлана Геннадьевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ №14 детский сад
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Сборник упражнений
Тема: Виды работы по развитию речевого дыхания для родителей и педагогов
Раздел: дошкольное образование
Виды работы по развитию речевого дыхания для родителей и педагогов
Развитие речевого дыхания - как одна из важных задач оздоровительного и
образовательного процессов для детей дошкольного возраста.
Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Оно
обеспечивает
нормальное
голосообразование,
правильное
усвоение
звуков,
способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять
плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику
Цель
дыхательных
упражнений
–
увеличить
жизненную
ёмкость
лёгких,
активизировать мускулатуру шеи, наружные и внутренние мышцы гортани, укрепить
мышцы брюшной полости, научить детей быстро, бесшумно производить вдох и
рационально, плавно расходовать воздух на выдохе.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать правила:
•
Движения
ребенок
должен
проводить
плавно,
под
счет,
тихо,
в
проветренном помещении, до еды.
•
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
•
Выдох должен быть длительным, плавным.
•
Необходимо
следить,
чтобы
не
надувались
щеки
(на
начальном
этапе
можно прижимать их ладонями).
•
Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
Достаточно
3-5
повторений.
Многократное
выполнение
дыхательных
упражнений может привести к головокружению вследствие гипервентиляции.
Можно проводить упражнения
- на развитие длительного плавного выдоха,
- на развитие глубокого вдоха и выдоха
- для выработки воздушной струи
- для выработки навыка задерживать дыхание
- для закрепления правильного дыхания в процессе речи
- на развитие речевого дыхания и голоса
Упражнения:
Упражнение «Подуй»
(например,
на
листочки,
снежинки,
цветочки,
насекомых).
Упражнение «Подуй в бутылочку». Предлагается подуть в бутылочку так,
чтобы она «запела». Ребенок высовывает язычок, кончик языка ставит на
горлышко
бутылочки
и,
не
убирая
язычок
от
бутылочки,
дует
(если
нет
бутылочки, можно использовать колпачок ручки).
Упражнение
«Сдуй»
(например,
листочки
со
стола,
снежинки,
цветочки,
насекомых).
«Чайник закипел».
Вигре используется один пузырек с узким горлышком
диаметром
1
–
1,5
см,
который
передается
по
сигналу
-
«У
Саши
чайник
закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился
свист. Для этого нужно, чтобы губы вытянулись «Трубочкой» и не касались края
горлышка, а струя воздуха была сильной.
Упражнение «Чей одуванчик раньше улетит?» Игра проводится на воздухе.
Предложить сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок.
Дети дуют так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть с одуванчика все пушинки
нужно за 3 – 4 раза.
Упражнение «Летите птички». Разноцветные птички, сложенные из бумаги
(оригами). В ходе групповой игры можно устроить соревнование: каждый дует
на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше.
Упражнение «Надуй воздушный шарик». Необходимо следить, чтобы ребенок
не надувал шеки. Надутыми с помощью логопеда шариками можно украсить
кабинет.
Упражнение «Загнать
мяч
в
ворота».
Вытянуть
губы
вперед
трубочкой
и
длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его
между двумя кубиками.
Упражнение «Песенка». Сделать вдох носом и на выдохе спеть песенку гласных
звуков: А-О-У-И.
Упражнение «Подуй на ладошку». Ребенку следует поднести тыльную сторону
ладошки к губам и подуть на нее 3— 4 раза. Предложить ребенку рассказать о своих
ощущениях. Воздух теплый или холодный
Упражнение «Речитатив». Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку
на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько
Егорок он назвал.
- «На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка,
три Егорка...».
Упражнение «Эхо». Детей распределяют на две группы. Одна из групп— «эхо».
Первая группа детей громко произносит вместе со взрослым гласные звуки (а, о,
у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет.
Затем группы меняются ролями.
Важно
напомнить,
что
все
игры
и
упражнения
проводятся
в
игровой
и
занимательной
форме,
учитывается
объем
и
количество
выполняемых
ребенком
упражнений. Не допускать переутомления. Хвалить малыша за старание и желание
заниматься.