Авторы: Озикова Наталия Васильевна, Аникина Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 8
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: " Реализация ФГОС НОО ОВЗ в условиях общеобразовательной школы".
Раздел: начальное образование
Реализация ФГОС НОО ОВЗ в условиях
общеобразовательной школы.
«Каждый человек имеет право на
образование.
Образование должно быть направлено
на полное развитие личности человека
и на увеличение уважения прав человека и
основных свобод».
Конвенция прав реб
ё
нка (1989г.)
24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала конвенцию о правах
инвалидов, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006года.
Конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и
обеспечение полного участия людей с ограниченными возможностями здоровья
в жизни общества.
3 мая 2012года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный
закон №46-Ф3 «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
Развитие инклюзивного образования является важной составляющей
государственной политики многих стран мира, в том числе и Российской
Федерации.
В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности
Министерства образования и науки России является работа по обеспечению
доступного качественного образования для лиц с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и для детей - инвалидов с учетом их особых
образовательных потребностей. В связи с этим возникла необходимость
внедрения Федеральных образовательных стандартов начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
По данным Минобрнауки России, более 50% детей с ОВЗ обучаются в
обычных или коррекционных классах общеобразовательных школ.
В аспекте организации обучения – потребность в качественной
индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной
организации образовательной среды.
Так, дети с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы,
включая ранний детский аутизм, нуждаются в особом структурировании
образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла
происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и
планировать своё поведение.
В аспекте границ образовательного пространства -
потребность в максимальном его расширении, его обеспечение и за
пределами образовательного учреждения. В аспекте продолжительности
образования – потребность в пролонгации процесса обучения, выход за рамки
школьного возраста
В аспекте определения круга лиц, участвующих в
образовании и их взаимодействия – потребность в согласованном участии
специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов,
социальных работников, врачей разных специальностей, нейро и
психофизиологов и др.), во включение родителей проблемного ребёнка в
процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка
силами специалистов.
Уровень психического развития пришедшего в школу ребёнка с ОВЗ зависит
не только от медицинского диагноза, но и от качества предшествующего
обучения и воспитания.
В ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ закреплены вариативные возможности
обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование.
Дифференцированные требования к вариантам АООП НОО приведены в
приложениях №1-8 к Стандарту, обеспечивая единство образовательного
пространства.
Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ достаточен: от
способности обучаться на равных до необходимости построения специально
адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы
образования.
Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и
индивидуальные особенности, особые образовательные потребности. В основу
Стандарта обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и
дифференцированный подходы.
Коррекционно-развивающие
занятия могут проводиться в
индивидуальной и групповой форме. Время, отведённое
на внеурочную
деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов
финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение
часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов, из них 7 часов отводится на
проведение коррекционных занятий.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При
определении продолжительности занятий в 1-м классе используется
«ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3
урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут
каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый).
Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со
сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме,
календарные сроки. Обязательна организация специального обучения и
воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных
потребностей. В структуре образования расширяется компонент жизненной
компетенции.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями
развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному
ученику.
В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального
обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и
ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется
специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных
социальных контактов ребенка. Этому способствует подбор различных
упражнений, используемых учителем при работе с детьми с ОВЗ.
1.
Упражнения на обогащение словарного запаса:
- Закончите пословицы, объясните их значение (Глаза боятся, а _____ .)
- Ответьте на вопросы фразой (Скажите, пожалуйста, каков Ваш рост?
Мой рост ________.)
- Составьте слова из букв ( и,ц,о,л ; л,а,з,г,а)
- Подберите прилагательные к словам (Глаза, волосы, щеки, брови –какие
бывают?)
- Подберите нужный глагол- (Ушами что делают? Зубами что делают?)
2. Упражнения на развитие эмоционального интеллекта:
- Дыхание против стресса по системе И. Иде.
- Релаксационные упражнения.
- Имитационные игры и этюды ( «Дружная семья», «Возьми и передай»,
«Лев спит»)
- Подвижные игры. Саморегуляция.
- «Запретный номер», «Пожалуйста».
- Работа с эмоциями и чувствами. (Изобрази эмоцию (раздумье,
любопытный, разъяренная медведица, гроза, два сердитых мальчика и
т.д. )
- Игры социальной и коммуникативной направленности («Коллективное
настроение», « Послушаем тишину»).
Важным компонентом является создание условий для адаптации детей
с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников,
школьном сообществе.
Для этого используются:
1.
Развивающие минутки. Минутки - настройки.
2.
Установки ( Привели голову в порядок. Погладили себя. Закрыли глазки
и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня все получится!»
3.
Упражнения, проводимые в парах.
4.
Минутки мимики и жестов.
5.
Коллективные игры: «Ласковые имена», «Комплименты», «Подарки»,
«Стих читает кривляка».
6.
Минутки воображения, музыкальные и двигательные минутки.
При работе с детьми с ОВЗ для коррекции эмоционального состояния
проводится рефлексия настроения, для этого у учащихся есть две карточки
разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в
начале и конце занятия. В данном случае можно проследить , как меняется
эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель обязательно
уточняет изменения настроения ребенка в ходе занятия. Это ценная информация
для размышления и корректировки своей деятельности.
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных условий
их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни
общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и
социальной деятельности. А все эти методы и приемы помогают педагогам в
работе с детьми с ОВЗ.