Напоминание

"Занимательные задачи как средство активизации учебно–познавательной деятельности учащихся начальной школы. Анализ задач"


Автор: Иванова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №72 Калининского района
Населённый пункт: Санкт–Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Занимательные задачи как средство активизации учебно–познавательной деятельности учащихся начальной школы. Анализ задач"
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка

по теме: «Занимательные задачи как средство активизации учебно-познавательной

деятельности»

Анализ задач для учащихся начальный школы

Задача№1.

Название задачи: Домашние помощники.

Тип задачи: стандартная межпредметная

Учебная дисциплина: математика, окружающий мир

Класс: 4 класс

Текст задачи. Издавна лошадей и ослов человек использует для езды и перевозки грузов.

Осла приручили около 5-6 тысяч лет назад в Египте и Эфиопии. На тысячу лет позже человек

приручил лошадь. Современные породы лошадей могут тянуть повозки весом до двадцати

тысяч килограммов. Осел на себе может перевозить груз весом около 3/5 массы своего тела.

Вес упряжки, которую в силах тянуть это животное в 6 раз превышает вес самого животного.

Грузы какой тяжести может перевозить осел на себе и в упряжке, если его масса на треть

меньше массы лошади, а средняя масса верховой лошади равна 600 кг? В какой части света

находятся страны, в которых люди впервые приручили ослов?

Основные действия учеников на каждом этапов решения задачи:

1 этап. Осмысление условия

Зафиксировать две составляющих вопроса: математическую и окружающего мира.

Осуществить отбор полезной информации (для ответа на математический вопрос: на

треть меньше 600 кг, 3/5 массы своего тела, в 6 раз больше собственной массы; для

ответа на вопрос по окружающему миру: в Египте, Эфиопии).

2 этап. Составление плана решения

Определить последовательность шагов для решения математической составляющей

задачи.

Вспомнить, какие существуют части света, определить в какой из них находятся

Египет и Эфиопия.

3 этап. Осуществление плана решения

1) 600 – 600:3 = 400 (кг) – вес осла

2) 400: 5 · 3 = 160 (кг) – вес груза, перевозимого ослом на себе

3) 400 · 6 = 2400 (кг) – вес груза, который осел может тянуть в упряжке

Выделяют

следующие

части

света:

Европа,

Азия,

Африка,

Америка,

Австралия,

Антарктида. Египет и Эфиопия находятся в Африке.

1

4 этап. Изучение найденного решения

Обсуждение

представлений

детей

о

таких

домашних

животных,

как

осел

и

лошадь

с

имеющимися и полученными в задаче данными.

Дополнительные вопросы

Несмотря на то, что тяга грузов лошадью намного выше, в некоторых странах преимущество

в использовании остается за ослом.

Как вы думаете, в каких странах для перевозки грузов чаще используют ослов?

Почему?

Ответ: ослов используют в Азиатских странах, т.к. в жарком климате эти животные

проявляют высокую выносливость и могут долго обходиться без воды и еды.

Существуют ли породы лошадей, масса тела которых превышала бы данные условия

задачи? Если «да», то по какой причине вывели такие породы лошадей?

Ответ: существуют породы лошадей-тяжеловозов, масса тела которых может достигать

1200-1400 кг, а в отдельных случаях и 1500 кг. Такие породы лошадей были выведены для

тяжелого труда и тяги очень тяжелых грузов.

В средние века в лошадях-тяжеловозах нуждались рыцари, т.к. их вес с вместе с

доспехами был неподъемен для обычных лошадей.

Образовательные результаты

Предметные

Математика: составление выражений для решения задачи, решение задач на нахождение

части от целого, выполнение арифметических действий в пределах 1000.

Окружающий мир: повторение названий частей света, месторасположения Египта и

Эфиопии.

Метапредметные

Познавательные учебные действия:

-

умение

ориентироваться

в

своей

системе

знаний,

предполагая,

какая

информация

требуется для решения задачи;

- умение отбирать и использовать дополнительные источники информации;

- умение делать выводы и умозаключения.

Коммуникативные учебные действия:

- умение обоснованно высказывать свою точку зрения, выстраивать аргументацию;

- умение выслушивать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать

решение и делать выбор.

Регулятивные учебные действия:

- соотносить учебные действия с известным правилом.

Личностные

- способность к эмоциональному восприятию задачи;

- умение принимать решение в условиях избыточной информации.

2

Задача №2

Название задачи: Куранты

Тип задачи: стандартная предметная

Учебная дисциплина: математика

Класс: 3 класс

Текст задачи

Музыкальные часы в России впервые появились в XVIII веке. Механизм часов в 1720 году

установили на колокольне собора Петропавловской крепости в Санкт- Петербурге. Спустя

чуть более трети века часы были уничтожены пожаром. Новые часы с курантами появились

на колокольне собора лишь в 1776 году, но они и по сей день исправно служат городу. В

настоящее время куранты каждую четверть часа издают музыкальный сигнал. Сколько раз в

течение суток можно услышать мелодию этих часов?

Основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи:

1 этап. Осмысление условия

Зафиксировать составляющую математического вопроса.

Сделать краткую запись задачи.

2 этап. Составление плана решения

Сопоставить данную задачу с известными типами задач.

Выявить

детали,

полезные

с

точки

зрения

общей

структуры

задачи,

например,

осуществить отбор полезной информации: сигнал исполняется 1 раз в четверть часа,

одни сутки составляют 24 часа, а ¼ часа – 15 мин

3 этап. Осуществление плана решения

¼ часа – 15 мин., соответственно

1) 60: 15 = 4 (раза) – звучит мелодия в течение 1 часа

2) 4 ∙ 24 = 96 (раз) – звучит мелодия в течение суток в настоящее время

4 этап. Изучение найденного решения

Дополнительные вопросы

В годы правления какого Императора строился Петропавловский собор?

Ответ: Петропавловский собор строился в годы правления Петра I.

Какой символ Санкт – Петербурга находится на шпиле колокольни Петропавловского

собора? Как можно попасть к этому символу?

Ответ: вершину шпиля венчает фигура летящего ангела – покровителя города. Чтобы

попасть к фигуре ангела, внутри шпиля возведена винтовая лестница, которая ведет к

люку на внешней стороне. Далее к фигуре ангела устроены наружные ступеньки.

Образовательные результаты:

3

Предметные

Математика:

решение задач с единицами измерения длины, времени; закрепление навыков

умножения

и

деления

двузначных

чисел

на

однозначные;

составление

выражений

для

решения задач.

Метапредметные

Познавательные учебные действия:

- умение использовать дополнительные источники информации;

-

умение выбирать информацию для решения задачи, использовать ранее полученные

знания.

Коммуникативные учебные действия:

- умение оформлять в речи свои мысли.

Регулятивные:

- умение составлять план решения задачи и следовать этому плану.

Личностные

-

способность к эмоциональному восприятию задачи.

Работу выполнила

Иванова Е.В.,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №72

Калининского района

Санкт-Петербурга

4



В раздел образования