Автор: Иванова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №72 Калининского района
Населённый пункт: Санкт–Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Занимательные задачи как средство активизации учебно–познавательной деятельности учащихся начальной школы. Анализ задач"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка
по теме: «Занимательные задачи как средство активизации учебно-познавательной
деятельности»
Анализ задач для учащихся начальный школы
Задача№1.
Название задачи: Домашние помощники.
Тип задачи: стандартная межпредметная
Учебная дисциплина: математика, окружающий мир
Класс: 4 класс
Текст задачи. Издавна лошадей и ослов человек использует для езды и перевозки грузов.
Осла приручили около 5-6 тысяч лет назад в Египте и Эфиопии. На тысячу лет позже человек
приручил лошадь. Современные породы лошадей могут тянуть повозки весом до двадцати
тысяч килограммов. Осел на себе может перевозить груз весом около 3/5 массы своего тела.
Вес упряжки, которую в силах тянуть это животное в 6 раз превышает вес самого животного.
Грузы какой тяжести может перевозить осел на себе и в упряжке, если его масса на треть
меньше массы лошади, а средняя масса верховой лошади равна 600 кг? В какой части света
находятся страны, в которых люди впервые приручили ослов?
Основные действия учеников на каждом этапов решения задачи:
1 этап. Осмысление условия
Зафиксировать две составляющих вопроса: математическую и окружающего мира.
Осуществить отбор полезной информации (для ответа на математический вопрос: на
треть меньше 600 кг, 3/5 массы своего тела, в 6 раз больше собственной массы; для
ответа на вопрос по окружающему миру: в Египте, Эфиопии).
2 этап. Составление плана решения
Определить последовательность шагов для решения математической составляющей
задачи.
Вспомнить, какие существуют части света, определить в какой из них находятся
Египет и Эфиопия.
3 этап. Осуществление плана решения
1) 600 – 600:3 = 400 (кг) – вес осла
2) 400: 5 · 3 = 160 (кг) – вес груза, перевозимого ослом на себе
3) 400 · 6 = 2400 (кг) – вес груза, который осел может тянуть в упряжке
Выделяют
следующие
части
света:
Европа,
Азия,
Африка,
Америка,
Австралия,
Антарктида. Египет и Эфиопия находятся в Африке.
1
4 этап. Изучение найденного решения
Обсуждение
представлений
детей
о
таких
домашних
животных,
как
осел
и
лошадь
с
имеющимися и полученными в задаче данными.
Дополнительные вопросы
Несмотря на то, что тяга грузов лошадью намного выше, в некоторых странах преимущество
в использовании остается за ослом.
Как вы думаете, в каких странах для перевозки грузов чаще используют ослов?
Почему?
Ответ: ослов используют в Азиатских странах, т.к. в жарком климате эти животные
проявляют высокую выносливость и могут долго обходиться без воды и еды.
Существуют ли породы лошадей, масса тела которых превышала бы данные условия
задачи? Если «да», то по какой причине вывели такие породы лошадей?
Ответ: существуют породы лошадей-тяжеловозов, масса тела которых может достигать
1200-1400 кг, а в отдельных случаях и 1500 кг. Такие породы лошадей были выведены для
тяжелого труда и тяги очень тяжелых грузов.
В средние века в лошадях-тяжеловозах нуждались рыцари, т.к. их вес с вместе с
доспехами был неподъемен для обычных лошадей.
Образовательные результаты
Предметные
Математика: составление выражений для решения задачи, решение задач на нахождение
части от целого, выполнение арифметических действий в пределах 1000.
Окружающий мир: повторение названий частей света, месторасположения Египта и
Эфиопии.
Метапредметные
Познавательные учебные действия:
-
умение
ориентироваться
в
своей
системе
знаний,
предполагая,
какая
информация
требуется для решения задачи;
- умение отбирать и использовать дополнительные источники информации;
- умение делать выводы и умозаключения.
Коммуникативные учебные действия:
- умение обоснованно высказывать свою точку зрения, выстраивать аргументацию;
- умение выслушивать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать
решение и делать выбор.
Регулятивные учебные действия:
- соотносить учебные действия с известным правилом.
Личностные
- способность к эмоциональному восприятию задачи;
- умение принимать решение в условиях избыточной информации.
2
Задача №2
Название задачи: Куранты
Тип задачи: стандартная предметная
Учебная дисциплина: математика
Класс: 3 класс
Текст задачи
Музыкальные часы в России впервые появились в XVIII веке. Механизм часов в 1720 году
установили на колокольне собора Петропавловской крепости в Санкт- Петербурге. Спустя
чуть более трети века часы были уничтожены пожаром. Новые часы с курантами появились
на колокольне собора лишь в 1776 году, но они и по сей день исправно служат городу. В
настоящее время куранты каждую четверть часа издают музыкальный сигнал. Сколько раз в
течение суток можно услышать мелодию этих часов?
Основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи:
1 этап. Осмысление условия
Зафиксировать составляющую математического вопроса.
Сделать краткую запись задачи.
2 этап. Составление плана решения
Сопоставить данную задачу с известными типами задач.
Выявить
детали,
полезные
с
точки
зрения
общей
структуры
задачи,
например,
осуществить отбор полезной информации: сигнал исполняется 1 раз в четверть часа,
одни сутки составляют 24 часа, а ¼ часа – 15 мин
3 этап. Осуществление плана решения
¼ часа – 15 мин., соответственно
1) 60: 15 = 4 (раза) – звучит мелодия в течение 1 часа
2) 4 ∙ 24 = 96 (раз) – звучит мелодия в течение суток в настоящее время
4 этап. Изучение найденного решения
Дополнительные вопросы
В годы правления какого Императора строился Петропавловский собор?
Ответ: Петропавловский собор строился в годы правления Петра I.
Какой символ Санкт – Петербурга находится на шпиле колокольни Петропавловского
собора? Как можно попасть к этому символу?
Ответ: вершину шпиля венчает фигура летящего ангела – покровителя города. Чтобы
попасть к фигуре ангела, внутри шпиля возведена винтовая лестница, которая ведет к
люку на внешней стороне. Далее к фигуре ангела устроены наружные ступеньки.
Образовательные результаты:
3
Предметные
Математика:
решение задач с единицами измерения длины, времени; закрепление навыков
умножения
и
деления
двузначных
чисел
на
однозначные;
составление
выражений
для
решения задач.
Метапредметные
Познавательные учебные действия:
- умение использовать дополнительные источники информации;
-
умение выбирать информацию для решения задачи, использовать ранее полученные
знания.
Коммуникативные учебные действия:
- умение оформлять в речи свои мысли.
Регулятивные:
- умение составлять план решения задачи и следовать этому плану.
Личностные
-
способность к эмоциональному восприятию задачи.
Работу выполнила
Иванова Е.В.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №72
Калининского района
Санкт-Петербурга
4