Автор: Потёмкина Христина Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Нышинская СОШ"
Населённый пункт: д. Ныша
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках музыки
Раздел: начальное образование
Формирование познавательного интереса у младших школьников
на уроках музыки.
Познавательный
интерес
выступает
в
качестве
фундаментальной
проблемы
для
педагогики вообще и для педагогики музыкального образования в частности.
Методологическую основу исследования составляют: психолого – педагогическая
теория
познавательного
интереса
(В.Б.
Бондаревский,
Г.И.
Щукина
и
др.);
музыковедческая
теория
интонации
(Б.Ф.
Асафьев,
В.В.
Медушевский,
М.И.
Тукмачева); теория музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Д.Б.
Кабалевский, М.И. Тукмачева, Л.В. Школяр).
Анализ
и
обобщение
литературы
из
разных
областей
знаний
с
позиции
темы
исследования показал, что ученые – педагоги трактуют познавательный интерес как
избирательную
направленность
на
предметы
и
явления
окружающей
действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к
познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и
развиваясь, познавательный интерес становиться основой положительного отношения
к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно
возникают вопросы, ответы на которые они ищут сами. Музыкально – познавательный
интерес является ведущим смыслообразующим мотивом музыкальной деятельности.
Условиями формирования музыкально – познавательного интереса являются: активное
отношение к ней обучающегося.
Процесс формирования познавательного интереса учащихся должен опираться на
психолого
–
педагогические
основы.
Познавательный
интерес
представляет
собой
сплав
важнейших
для
развития
личности
психологических
процессов:
мышления,
музыкальной памяти, эмоционального восприятия, внимательности.
Младший
школьный
возраст
является
более
благоприятным
для
формирования
познавательного интереса.
Видные педагоги – музыканты (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.В.
Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, М.И. Тукмачева, Л.В. Школяр и др)
указывают, что усвоение знаний формирование умений и навыков в области музыки
должно быть направлено, прежде всего, на развитие интереса к ней.
Г.П.
Стулова
отмечает,
что
заинтересованность
является
решающим
фактором
в
познании искусства. Вопросами формирования музыкальных интересов у младших
школьников занимались А.А. Бороздинов, Л.Г.Дмитриева, И.Г. Лаптева. Однако у них
доминирует направление расширение информационно – познавательных интересов и
слабее представлен развивающе – воспитательный потенциал.
Д.Б.
Кабалевский
подчеркивает,
что
проблема
интереса,
увлеченности
–
одна
из
фундаментальных
проблем
всей
педагогики,
и
ее
умелое
решение
важно
для
успешного
ведения
занятий
по
любому
школьному
предмету.
Д.Б.
Кабалевский
стремился
воспринять
то
ценное,
что
было
найдено
лучшими
отечественными
и
зарубежными
педагогами
не
только
в
области
музыки,
но
и
в
других
областях
школьного обучения. С первых уроков первоклассники учатся самому главному, что
должна давать учащимся школа: не только наблюдать и чувственно воспринимать то
или иной явление, но и размышлять о нем, в данном случае – не только слушать но и
слышать музыку, и размышлять о ней. Тесная связь возникает при этом между музыкой
и
всеми
другими
искусствами,
литературой,
прежде
всего.
Задача
эстетического
воспитания
сплетается
здесь
с
задачами
гуманитарного,
в
первую
очередь
исторического, образования. Как художник Д.Б. Кабалевский нетерпимо относится к
любым
проявлениям
формального
обучения
школьников
музыке.
К
репертуару,
предназначающемуся
для
работы
с
детьми,
предъявлялись
строгие
требования:
классика и народная музыка составляли в основном его содержание.