Напоминание

Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках музыки


Автор: Потёмкина Христина Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Нышинская СОШ"
Населённый пункт: д. Ныша
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках музыки
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование познавательного интереса у младших школьников

на уроках музыки.

Познавательный

интерес

выступает

в

качестве

фундаментальной

проблемы

для

педагогики вообще и для педагогики музыкального образования в частности.

Методологическую основу исследования составляют: психолого – педагогическая

теория

познавательного

интереса

(В.Б.

Бондаревский,

Г.И.

Щукина

и

др.);

музыковедческая

теория

интонации

(Б.Ф.

Асафьев,

В.В.

Медушевский,

М.И.

Тукмачева); теория музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Д.Б.

Кабалевский, М.И. Тукмачева, Л.В. Школяр).

Анализ

и

обобщение

литературы

из

разных

областей

знаний

с

позиции

темы

исследования показал, что ученые – педагоги трактуют познавательный интерес как

избирательную

направленность

на

предметы

и

явления

окружающей

действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к

познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и

развиваясь, познавательный интерес становиться основой положительного отношения

к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно

возникают вопросы, ответы на которые они ищут сами. Музыкально – познавательный

интерес является ведущим смыслообразующим мотивом музыкальной деятельности.

Условиями формирования музыкально – познавательного интереса являются: активное

отношение к ней обучающегося.

Процесс формирования познавательного интереса учащихся должен опираться на

психолого

педагогические

основы.

Познавательный

интерес

представляет

собой

сплав

важнейших

для

развития

личности

психологических

процессов:

мышления,

музыкальной памяти, эмоционального восприятия, внимательности.

Младший

школьный

возраст

является

более

благоприятным

для

формирования

познавательного интереса.

Видные педагоги – музыканты (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.В.

Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, М.И. Тукмачева, Л.В. Школяр и др)

указывают, что усвоение знаний формирование умений и навыков в области музыки

должно быть направлено, прежде всего, на развитие интереса к ней.

Г.П.

Стулова

отмечает,

что

заинтересованность

является

решающим

фактором

в

познании искусства. Вопросами формирования музыкальных интересов у младших

школьников занимались А.А. Бороздинов, Л.Г.Дмитриева, И.Г. Лаптева. Однако у них

доминирует направление расширение информационно – познавательных интересов и

слабее представлен развивающе – воспитательный потенциал.

Д.Б.

Кабалевский

подчеркивает,

что

проблема

интереса,

увлеченности

одна

из

фундаментальных

проблем

всей

педагогики,

и

ее

умелое

решение

важно

для

успешного

ведения

занятий

по

любому

школьному

предмету.

Д.Б.

Кабалевский

стремился

воспринять

то

ценное,

что

было

найдено

лучшими

отечественными

и

зарубежными

педагогами

не

только

в

области

музыки,

но

и

в

других

областях

школьного обучения. С первых уроков первоклассники учатся самому главному, что

должна давать учащимся школа: не только наблюдать и чувственно воспринимать то

или иной явление, но и размышлять о нем, в данном случае – не только слушать но и

слышать музыку, и размышлять о ней. Тесная связь возникает при этом между музыкой

и

всеми

другими

искусствами,

литературой,

прежде

всего.

Задача

эстетического

воспитания

сплетается

здесь

с

задачами

гуманитарного,

в

первую

очередь

исторического, образования. Как художник Д.Б. Кабалевский нетерпимо относится к

любым

проявлениям

формального

обучения

школьников

музыке.

К

репертуару,

предназначающемуся

для

работы

с

детьми,

предъявлялись

строгие

требования:

классика и народная музыка составляли в основном его содержание.



В раздел образования