Автор: Давыдова Ирина Вадимовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия г.Троицка" отделение №8
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий тематического развлечения "Музей сказок Пушкина"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ТРОИЦКА
(МОСКВА)
дошкольное отделение №8
СЦЕНАРИЙ
ТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ
«МУЗЕЙ СКАЗОК ПУШКИНА»
для детей старшего дошкольного возраста
Составила:
музыкальный руководитель
Давыдова Ирина Вадимовна
Москва, 2019г.
1
СЦЕНАРИЙ
тематического развлечения
«МУЗЕЙ СКАЗОК ПУШКИНА»
Тематическое развлечение «Музей сказок Пушкина» является итоговым
мероприятием авторского культурно-педагогического проекта,
посвященного 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-
коммуникативное», «Физическое развитие».
Цель: формирование у дошкольников неиссякаемого интереса к творчеству
Александра Сергеевича Пушкина.
Задачи:
- приобщать дошкольников к русской классической литературе и
классической музыке посредством знакомства с творчеством А.С.Пушкина;
- воспитывать чувство гордости к России, в которой жили и творили великие
поэты, писатели и музыканты;
- дать детям представление о разнообразных видах музеев, в том числе о
«сказочных детских музеях»;
- развитие творческих способностей детей в художественно-речевой,
музыкальной, театрализованной и художественно-трудовой деятельности;
Оформление музыкального зала.
Музыкальный зал оформлен следующим образом: в центре зала – портрет
Пушкина. В одной стороне - «указатель» с направлениями: «Остров Буян», «Сказка
о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке». В одном углу – кукольная ширма,
оформленная под «русский терем» с одной стороны и «морской берег» - с другой.
Все «экспонаты музея», в том числе декорации, изготовлены руками самих
детей и их родителями – это «волшебные предметы» из сказок Пушкина.
2
Ход развлечения
Родители, получившие пригласительные билеты, занимают «места для
гостей». Дети усаживаются на детские стульчики перед родителями.
Воспитатель- ведущий садится рядом с детьми.
Под музыку в зал заходит
Кот Учёный.
Кот Учёный: (здоровается со взрослыми) Здравствуйте, дорогие гости! Милости
просим в наш музей! В «Музей сказок Пушкина».
- Вы, наверное, уже догадались, кто я? Да, я – Кот Ученый. И, по совместительству –
экскурсовод этого музея. И, с вашего позволения, я познакомлю вас со всеми
экспонатами.
Вы давно не были в музее? А в сказочном музее вы вообще никогда не были, правда?
А, ведь, здесь случаются чудеса… Хотите их увидеть?
Ну, без ложной скромности, могу сказать, что первое Чудо – это, конечно, я, Кот
Ученый. Так… А где же остальные сказочные персонажи? Куда они подевались?..
Ой? Вы слышите? Кто-то к нам идет. По-моему, чудеса уже начались…
Юмористическая сценка «У Лукоморья»
У исполнителей – костюмы или элементы костюмов персонажей. На «Пушкина»
надет плащ-накидка, на голове – цилиндр, в руках – гусиное перо и записная книжка. У
Дуба- на голове венок из листьев дуба, зеленая накидка. На Лешем – парик и «шкура»;
в руках «следы невиданных зверей». Русалка – в костюме «русалки», Царевна – в
русском костюме, с кокошником. Баба-Яга в парике и с крючковатым носом, с клюкой
в руках.
Выходит ребенок - Пушкин. Он проходит вперед, что-то записывая в свой блокнот.
Пушкин:
Так, так, так… Интересные у меня стихи получаются…
«У Лукоморья дуб зеленый.
Златая цепь на дубе том».
А что дальше? Какие бы еще чудеса придумать?
Ну… пусть будет Кот. И пусть он сказки рассказывает!
А еще… Леший.
И Русалка. И пусть она на этом дубе на ветвях сидит.
И Царевна конечно же. В темнице. Её потом освободят.
И всякие невиданные звери.
Про кого забыл? А, про Бабу-Ягу!
(записывает)
«Избушка там на курьих ножках
Идет-бредет сама собой».
Вот! Всё, как и положено в сказках!
Надо записать.
3
(постепенно уходя, повторяет)
Надо все это записать…
Всё это нужно непременно записать…
Из-за кулис слышны возмущенные голоса: «Что же это такое?! Ну и насочинял этот
Пушкин! А мы теперь двести лет мучаемся!»
Выходят несколько детей. Встают полукругом.
Дуб:
-Знакомьтесь, я - тот Дуб зелёный,
Златая цепь на мне висит.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит, цепью всё гремит!
Кошка
- Не кот, а кошка, между прочим,
А Пушкин просто был поэт.
Он не зоолог, это точно,
И для него различий нет,
Что кот, что кошка молодая…
А я - два века уж страдаю!
Леший:
Кто я? – Я – Леший.
И в безмолвье два века здесь уже брожу!
Друзей ищу, но в Лукоморье (разбрасывает «следы»)
Одни следы лишь нахожу.
Русалка
- Поэтом был великим Пушкин!
Он няню доброй звал подружкой.
И дружбой с нею дорожил,
Хоть, пошалить, всегда любил!
И сочинял. Всерьез, и в шутку,
А нас?..– Представил на минутку?
Об этом вам я не скажу…
Но вот…, - я на ветвях сижу,
Хоть в море я должна резвиться!
Как я мечтаю веселиться!
Там - 30 витязей прекрасных,
А здесь проходит жизнь напрасно!
Царевна
-Подумаешь, сидит на ветке!
А я вот - за решёткой, в клетке,
В темнице 200 лет сижу
И с бурым волком лишь дружу!
Баба-Яга
-А у меня беда с избою:
4
Идёт, бредёт сама собою!
Кругом невиданные звери,
Вдруг поцарапают мне двери!
Ах, бедная моя избушка!
Что ж ты придумал, дядя Пушкин?
Выходит Пушкин:
Пушкин: Меня вы звали? – я пришел!
Все хором: Отец родной!
Ты нас нашел!
Баба Яга: Я - все претензии снимаю!
Подумаешь! – Изба гуляет…
Кошка: А я согласна быть котом!
Царевна: А мне темница – отчий дом!
Леший: Я - тыщу лет готов скакать,
Зверей невиданных искать!
Русалка: У Дуба ветки- просто чудо! (поглаживает по плечу дуб)
Капризничать теперь не буду!
Все хором:
Ты только нас тут не бросай,
Живи здесь, сказки сочиняй!
Пушкин: Тут без меня поэтов много!
Но мне пора идти в дорогу!
А вам желаю не скучать.
Стихи учитесь сочинять!
Прощайте! Всем – мое почтенье! (уходит)
Дуб: Не будем ссориться, друзья!
Ведь мы давно – одна семья!
Все хором: Мы пошутили здесь для вас!
Вернемся в сказку сей же час! (уходят за кулисы)
* * *
Кот Учёный: Да, пошутили наши сказочные персонажи! Но Пушкин и сам любил
пошутить… Как видите, в нашем музее можно не только рассматривать
выставленные предметы, но и разыгрывать сценки. А еще - отгадывать загадки,
выполнять различные задания и, даже шутить.
- А я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам самого Александра
Сергеевича! Хотите? Выбирайте направление! (показывает на указатель).
Ведущая: Можно нам с ребятами отправиться на Остров Буян? Только чтобы
попасть на этот остров, нужно море переплыть... Кот Ученый, как же нам попасть
на остров Буян?
Кот Учёный: А вы помните, как добирался через океан Князь Гвидон в «Сказке о
Царе Салтане»? В кого он превращался?
5
Звучит музыкальный фрагмент «Полет шмеля» Римского-Корсакова.
Дети: В шмеля!
Кот Учёный: Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился.
(достает и показывает детям «экспонат музея» - мягкую игрушку «Шмель»,
изготовленную участниками конкурса)
- Это мой дружок прилетел. Хочет помочь нам переправиться через море-океан…
Кот-Ученый: Можно отправляться!
Разминка:
(показывают движения Ведущая и Кот-Ученый)
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх, покачивание
руками над головой)
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах (соединить ладони, сделать лодочку)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (встают, подтягиваются)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (движение ладонями к себе).
Ведущая: Наш корабль пристал к берегу… Пора высаживаться.
(Дети садятся на стульчики)
(Пока дети выполняли разминку, три девочки в русских костюмах подошли к
«Русскому терему» и сели на лавочку. «Царь» спрятался за ширму.
Звучит музыка (Римского-Корсакова) к началу сказки.
Воспитатель:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 девица: Кабы я была царица,-
Воспитатель: Говорит одна девица,-
1 девица: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир!»
2 девица: Кабы я была царица,-
Воспитатель: Говорит её сестрица,-
2 девица: То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна».
3 девица: Кабы я была царица,-
Воспитатель: Третья молвила сестрица,-
6
3 девица: Я б для батюшки царя
Родила богатыря»
Воспитатель: Только вымолвить успела,-
Дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит царь, (выходит Царь)
Стороны той государь.
Во всё время разговор
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь: «Здравствуй, красная девица,-
Воспитатель: Говорит он,
Царь:- Будь царица!
И роди богатыря
Мне к исходу сентября
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая – повариха…»
Воспитатель:
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
(Царь берет 3-ю девицу под руки и идет под музыку «торжественным шагом».
Две девицы идут за ними. Обойдя круг, девочки и Царь присоединяются к сидящим на
стульях детям)
(Пока шла сценка Царя с девицами, девочка-Белка спряталась до своего выхода
за ширмой и надела костюм Белки. Надевать костюмы помогает Воспитатель-
помощник)
Кот Учёный: В сказку-то мы попали. Но я, ведь, обещал вам чудеса? Сейчас вы их
увидите! Смотрите внима-а-тельно!
Звучит
начало музыкального фрагмента «Белка» Римского-Корсакова.
Пока звучит музыка,
Воспитатель-ведущий выставляют декорации: ель; «хрустальный» домик Белки
сделанный руками родителей.
Когда все приготовления закончатся, выходит девочка в костюме Белки. У нее в
руках две корзинки с шишками и орехами. Она ставит их на пол возле ёлки.
Звучит музыка. Белка танцует, кружась по залу.
После танца Белочки:
7
Кот-Ученый:
Ель стоит перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная
Да затейница какая.
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
Белка: А орешки не простые
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
Меня слуги стерегут!
Я скорлупки собираю,
Кучки равные кладу,
И с присвисточкой пою
При честном при всем народе:
«Во саду ли, в огороде»!
Белочка исполняет 1 куплет песни «Во саду ли, в огороде» и приплясывает:
- Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
У ней русая коса
Лента голубая!
Кот Ученый:
- Белочка! У нас в музее и музыкальные инструменты имеются! Видишь,
эти замечательные колокольчики? Я думаю, ваши ребята смогут на них сыграть
твою любимую мелодию.
Шестеро детей подходят к столику с колокольчиками.
Дети исполняют на колокольчиках русскую народную песню.
Белочка немного приплясывает в сторонке.
(По окончании Воспитатели убирают муз.инструменты)
Белка: (поднимает корзинку)
Я сижу, сижу, сижу, что грызу - не расскажу.
Дунул ветер- ветерок, все перемешал дружок.
(высыпает на пол или в обруч шишки и орехи из корзин)
Что ж лихая ребятня, выручайте- ка меня!
Всё из кучи разберите, по корзинкам разложите!
Аттракцион «Разложи отдельно орехи и шишки»
(Вызываются 2-е детей, они по сигналу раскладывают
орехи и шишки по разным корзинам)
Пока идет игра, за ширму уходит девочка – Царевна-Лебедь и Царь Гвидон.
Кот Учёный: Ох, какая наша Белочка затейница! И поёт, и танцует, да еще и
игры интересные показывает! А нас уже и следующие чудеса поджидают!
Кот-Ученый вместе с Воспитателем-ведущим читают стихи:
Кот Ученый:
8
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Ведущий:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Кот Ученый:
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво!
Звучит музыкальный фрагмент
«Царевна-Лебедь» Сен-Санса.
(Выходит мальчик-Князь Гвидон и девочка – Царевна-лебедь, которая исполняет
танцевальную импровизацию. Князь Гвидон сидит в стороне пригорюнившись)
Царевна - Лебедь: (по окончании своего танца)
Здравствуй, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день ненастный,
Опечалился чему?
Гвидон:
(встает)
Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся, гляжу
Не женат лишь я хожу.
И готов душою страстной
За царевною прекрасной
Я пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Царевна-Лебедь:
А зачем так далеко?
Знай, близка судьба твоя…
Ведь царевна эта-я.
(Царевна-Лебедь берет Гвидона под руку, и они под музыку красиво уходят за кулисы)
Ведущая (как будто рассказывает Коту и всем ребятам)
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И останутся на бреге,
9
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря.
Звучит музыка Римского-Корсакова «Марш Черномора». Под музыку выходят в
костюмах «богатыри» – трое (или несколько) мальчиков с Черномором во главе. Они
обходят зал и останавливаются напротив сидящих детей.
Черномор:
Мы красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
А я - дядька Черномор.
Богатыри вместе хором:
Мы отныне ежедневно
Вместе будем непременно,
Выходить из вод морских.
Черномор:
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора в дозор нам!
Кот Учёный: Уважаемые богатыри, подождите! Группа моя, не засиделись ли вы?
Может, пора и нам дальше двигаться? А, ну, за Дядькой Черномором шагом марш!
Под музыку «марша» дети встают и идут, маршируя, за Черномором
«змейкой» по всему залу.
Пока дети ходили «змейкой» по залу, другие взрослые поворачивают ширму кукольного
театра другой стороной. За ширмой лежит подготовленная игрушка – «Золотая
рыбка». Дети садятся на стулья. Богатыри также садятся с другими детьми.
Выходят дети, в костюмах Старика и Старухи. Они становятся напротив
ширмы. У Старухи в руках корыто.
Звучит медленная русская народная музыка.
Кот Учёный: По-моему, мы с вами уже в другую сказку попали! Что же это за
сказка? (Ведущий показывает на указатель, дети читают название сказки, на
которую показывает Ведущий: «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Старуха:
Дурачина, ты, простофиля!
Не сумел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше - то совсем прохудилось…
Ведущий: И пошел дед к синему морю…
Звучит музыкальный фрагмент «Море». Выходят 4-е девочки с голубыми
полотнами. Они встают перед ширмой и под музыку качают полотном, изображая
«волны. К ширме подходит Старик.
10
Ведущий: Видит, море слегка разыгралось.
Под музыку девочки чуть сильнее качают полотно.
Музыка прекращается.
Ведущий: Стал он кликать золотую рыбку…
Старик (зовёт): Рыбка!
На ширме появляется «золотая рыбка» (кукла, изготовленная
родителями воспитанников для «Музея сказок Пушкина»)
Куклу-«Рыбку»
за
кукольной
ширмой
ведет
второй
Воспитатель-ассистент.
Ведущий: Приплыла к нему рыбка, спросила:
Рыбка: «Чего тебе надобно, старче?»
Ведущий: Ей с поклоном старик отвечает:
Старик:
Смилуйся, государыня рыбка,
Ругает меня старуха,
Не дает старику мне покою.
Хочет она новое корыто,
Наше – то совсем раскололось!
Рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом, будет вам новое корыто…»
(Снова звучит музыкальный фрагмент «Море» - тихая плавная музыка, рыбка
уплывает, девочки немного качают полотно, затем уносят его за ширму. Старик
и старуха уходят за кулисы).
Кот: Да! Вот что жадность с людьми делает… Вы помните, с чем жадная старуха
осталась? (Дети отвечают).
Звучит музыка.
Кот Учёный: А теперь посмотрите на главный экспонат нашего музея.
Это - мой любимый Дуб!
Кот показывает на Дуб, обращает внимание на золотую цепь, активизирует
детей и их родителей для прочтения хором стихов: «У Лукоморья дуб зеленый,
златая цепь на дубе том. И днем, и ночью Кот Ученый (это- я!) все ходит по
цепи кругом. Пойдет направо – песнь заводит, налево сказку говорит…».
Под дубом, накрытый красивой тканью, стоит сундук. Кот изящным движением
«волшебника» снимает ткань с сундука и выдвигает его в центр зала.
Кот Учёный: -Да, да! Это тот самый сундук, над которым «Кощей над златом
чахнет».
Ведущий: А что же в нем хранится?
Кот Учёный: А хранятся в нем волшебные предметы! Хотите увидеть?
А-а! Предметы-то не простые… Их сначала угадать нужно!
- Рассаживайтесь поудобнее, смотрите и слушайте внимательно!
- Я буду загадывать загадки про волшебные предметы, а вы – угадывать, из какой
они сказки. Договорились?
11
Все предметы, спрятанные в сундуке также изготовлены детьми, совместно с
родителями в «Творческой мастерской» группы специально для «Музея сказок
Пушкина».
Кот Учёный: Итак… (Заглядывает в сундук).
- В сундуке лежит предмет, который в сказке говорил человеческим голосом. Что
это? Из какой сказки?
Звучит «волшебная» музыка
Кот Учёный: Достаю первый волшебный предмет!
(Когда дети догадаются, что это «Зеркало» из «Сказки о мертвой царевне и
семи богатырях», то Кот достает зеркало).
Правильно! Зеркало! А вы помните, какие слова произносила Царица? Интересно,
а ваши родители помнят эти слова? (Родители отвечают)
- А что отвечало ей Зеркало?
Дети и родители отвечают.
Кот Учёный: Какие вы догадливые!
А какой еще волшебный предмет в нашем сундучке? (заглядывает)
- Любовь Станиславовна, помогите мне загадать загадку про следующий предмет!
Ведущий заглядывает в сундук и загадывает загадку:
«К морю Балда приходит,
У моря бесенка находит.
Ты, бесенок, еще молодёнок,
Со мною тягаться слабёнок;
Это была б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз, два, три! догоняй-ка!».
(Дети отгадывают, что это Заяц).
Звучит музыка
Кот достает из сундука игрушечного Зайца.
Кот Учёный: Что-то мы засиделись! Ребята, по-моему, нам тоже пробежаться не
мешает. Предлагаю поиграть! Разделяйтесь на две команды.
Проводится игра-эстафета
«Чья команда вперед?»
Две команды выстраиваются друг за другом. У первых игроков в руках –
игрушечные зайцы. Напротив команд стоят декоративные ёлки. По сигналу
первый игрок бежит к ёлке, оббегает её, возвращаются к своей команде,
передают зайца следующему игроку и т.д. Чья команда закончит первой?
После игры дети рассаживаются на свои места.
12
Кот Учёный: И последняя загадка! Ну, отгадывайте!
- Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка Золотого …. (петушка)
(Кот достает игрушку – «Золотой петушок»)
-Вот какой у нас красивый Золотой петушок!
Звучит веселая русская народная музыка.
Кот вместе с Петушком пляшет.
После пляски
Ведущий:
Петушок с высокой спицы, стал стеречь его границы,
Чуть опасность где видна, верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется, к той сторонке обернется
И кричит:
Кот-Ученый:
«Ки-ри-ку-ку! Царствуй лежа на боку!»
Ведущий:
И соседи присмирели, воевать уже не смели.
Кот Учёный: Да, все сказки Александра Сергеевича Пушкина учат нас тому, что
добро вознаграждается, а зло наказывается. Уверена, что вы, читая сказки
Пушкина будете об этом помнить.
- А наш Петушок не просто так из сказки пришел…
- На Руси издревле детишек угощали леденцами «петушок на палочке». Вот и наш
Петушок решил угостить гостей сказочного музея.
(Достает прозрачный пакет, перевязанный ленточкой, внутри которого видны
леденцы-петушки на палочке).
Любовь Станиславовна, угостите, пожалуйста, детей в группе! – передает пакет
Ведущему.
Ведущий: Кот Ученый! Спасибо Вам огромное за увлекательную экскурсию! Мы
тоже хотим, чтобы Вы помнили о нас. Дети хотят подарить вам и своим родителям
на память красивые открытки, сделанные своими руками.
Дети заранее, на занятии, подготовили открытки с изображением Дуба и
любимого персонажа из «Лукоморья». Каждая открытка подписана. Дети
разбирают свои открытки и дарят родителям. Одну открытку – Коту Ученому.
Кот Учёный: А теперь я предлагаю и детям, и родителям пройтись
самостоятельно по нашему музею и получше разглядеть все экспонаты. Главное
достоинство их в том, что они сделаны руками детей и взрослых, воспитанниками
детского сада, родителями и педагогами! Вставайте, не стесняйтесь, проходите!
Дети и родители под музыку разглядывают экспонаты.
13
Ведущий: Мы побывали с вами в прекрасном «Музее сказок Пушкина». Пришло
время прощаться с Котом Ученым и возвращаться в родной детский сад.
Кот под музыку машет рукой и уходит за кулисы.
Ведущий: Мы с ребятами возвращаемся в группу с хорошим сказочным
настроением. (Обращаясь ко взрослым) Спасибо всем взрослым за участие в
нашем проекте! За все прекрасные экспонаты нашего музея, сделанные вашими
руками! В нашем музее есть специальная Книга Отзывов, где наши гости могут
оставить запись о своих впечатлениях.
* * *
14