Напоминание

Сценарий тематического развлечения "Музей сказок Пушкина"


Автор: Давыдова Ирина Вадимовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия г.Троицка" отделение №8
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий тематического развлечения "Музей сказок Пушкина"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ТРОИЦКА

(МОСКВА)

дошкольное отделение №8

СЦЕНАРИЙ

ТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ

«МУЗЕЙ СКАЗОК ПУШКИНА»

для детей старшего дошкольного возраста

Составила:

музыкальный руководитель

Давыдова Ирина Вадимовна

Москва, 2019г.

1

СЦЕНАРИЙ

тематического развлечения

«МУЗЕЙ СКАЗОК ПУШКИНА»

Тематическое развлечение «Музей сказок Пушкина» является итоговым

мероприятием авторского культурно-педагогического проекта,

посвященного 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое

развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-

коммуникативное», «Физическое развитие».

Цель: формирование у дошкольников неиссякаемого интереса к творчеству

Александра Сергеевича Пушкина.

Задачи:

- приобщать дошкольников к русской классической литературе и

классической музыке посредством знакомства с творчеством А.С.Пушкина;

- воспитывать чувство гордости к России, в которой жили и творили великие

поэты, писатели и музыканты;

- дать детям представление о разнообразных видах музеев, в том числе о

«сказочных детских музеях»;

- развитие творческих способностей детей в художественно-речевой,

музыкальной, театрализованной и художественно-трудовой деятельности;

Оформление музыкального зала.

Музыкальный зал оформлен следующим образом: в центре зала – портрет

Пушкина. В одной стороне - «указатель» с направлениями: «Остров Буян», «Сказка

о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке». В одном углу – кукольная ширма,

оформленная под «русский терем» с одной стороны и «морской берег» - с другой.

Все «экспонаты музея», в том числе декорации, изготовлены руками самих

детей и их родителями – это «волшебные предметы» из сказок Пушкина.

2

Ход развлечения

Родители, получившие пригласительные билеты, занимают «места для

гостей». Дети усаживаются на детские стульчики перед родителями.

Воспитатель- ведущий садится рядом с детьми.

Под музыку в зал заходит

Кот Учёный.

Кот Учёный: (здоровается со взрослыми) Здравствуйте, дорогие гости! Милости

просим в наш музей! В «Музей сказок Пушкина».

- Вы, наверное, уже догадались, кто я? Да, я – Кот Ученый. И, по совместительству –

экскурсовод этого музея. И, с вашего позволения, я познакомлю вас со всеми

экспонатами.

Вы давно не были в музее? А в сказочном музее вы вообще никогда не были, правда?

А, ведь, здесь случаются чудеса… Хотите их увидеть?

Ну, без ложной скромности, могу сказать, что первое Чудо – это, конечно, я, Кот

Ученый. Так… А где же остальные сказочные персонажи? Куда они подевались?..

Ой? Вы слышите? Кто-то к нам идет. По-моему, чудеса уже начались…

Юмористическая сценка «У Лукоморья»

У исполнителей – костюмы или элементы костюмов персонажей. На «Пушкина»

надет плащ-накидка, на голове – цилиндр, в руках – гусиное перо и записная книжка. У

Дуба- на голове венок из листьев дуба, зеленая накидка. На Лешем – парик и «шкура»;

в руках «следы невиданных зверей». Русалка – в костюме «русалки», Царевна – в

русском костюме, с кокошником. Баба-Яга в парике и с крючковатым носом, с клюкой

в руках.

Выходит ребенок - Пушкин. Он проходит вперед, что-то записывая в свой блокнот.

Пушкин:

Так, так, так… Интересные у меня стихи получаются…

«У Лукоморья дуб зеленый.

Златая цепь на дубе том».

А что дальше? Какие бы еще чудеса придумать?

Ну… пусть будет Кот. И пусть он сказки рассказывает!

А еще… Леший.

И Русалка. И пусть она на этом дубе на ветвях сидит.

И Царевна конечно же. В темнице. Её потом освободят.

И всякие невиданные звери.

Про кого забыл? А, про Бабу-Ягу!

(записывает)

«Избушка там на курьих ножках

Идет-бредет сама собой».

Вот! Всё, как и положено в сказках!

Надо записать.

3

(постепенно уходя, повторяет)

Надо все это записать…

Всё это нужно непременно записать…

Из-за кулис слышны возмущенные голоса: «Что же это такое?! Ну и насочинял этот

Пушкин! А мы теперь двести лет мучаемся!»

Выходят несколько детей. Встают полукругом.

Дуб:

-Знакомьтесь, я - тот Дуб зелёный,

Златая цепь на мне висит.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит, цепью всё гремит!

Кошка

- Не кот, а кошка, между прочим,

А Пушкин просто был поэт.

Он не зоолог, это точно,

И для него различий нет,

Что кот, что кошка молодая…

А я - два века уж страдаю!

Леший:

Кто я? – Я – Леший.

И в безмолвье два века здесь уже брожу!

Друзей ищу, но в Лукоморье (разбрасывает «следы»)

Одни следы лишь нахожу.

Русалка

- Поэтом был великим Пушкин!

Он няню доброй звал подружкой.

И дружбой с нею дорожил,

Хоть, пошалить, всегда любил!

И сочинял. Всерьез, и в шутку,

А нас?..– Представил на минутку?

Об этом вам я не скажу…

Но вот…, - я на ветвях сижу,

Хоть в море я должна резвиться!

Как я мечтаю веселиться!

Там - 30 витязей прекрасных,

А здесь проходит жизнь напрасно!

Царевна

-Подумаешь, сидит на ветке!

А я вот - за решёткой, в клетке,

В темнице 200 лет сижу

И с бурым волком лишь дружу!

Баба-Яга

-А у меня беда с избою:

4

Идёт, бредёт сама собою!

Кругом невиданные звери,

Вдруг поцарапают мне двери!

Ах, бедная моя избушка!

Что ж ты придумал, дядя Пушкин?

Выходит Пушкин:

Пушкин: Меня вы звали? – я пришел!

Все хором: Отец родной!

Ты нас нашел!

Баба Яга: Я - все претензии снимаю!

Подумаешь! – Изба гуляет…

Кошка: А я согласна быть котом!

Царевна: А мне темница – отчий дом!

Леший: Я - тыщу лет готов скакать,

Зверей невиданных искать!

Русалка: У Дуба ветки- просто чудо! (поглаживает по плечу дуб)

Капризничать теперь не буду!

Все хором:

Ты только нас тут не бросай,

Живи здесь, сказки сочиняй!

Пушкин: Тут без меня поэтов много!

Но мне пора идти в дорогу!

А вам желаю не скучать.

Стихи учитесь сочинять!

Прощайте! Всем – мое почтенье! (уходит)

Дуб: Не будем ссориться, друзья!

Ведь мы давно – одна семья!

Все хором: Мы пошутили здесь для вас!

Вернемся в сказку сей же час! (уходят за кулисы)

* * *

Кот Учёный: Да, пошутили наши сказочные персонажи! Но Пушкин и сам любил

пошутить… Как видите, в нашем музее можно не только рассматривать

выставленные предметы, но и разыгрывать сценки. А еще - отгадывать загадки,

выполнять различные задания и, даже шутить.

- А я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам самого Александра

Сергеевича! Хотите? Выбирайте направление! (показывает на указатель).

Ведущая: Можно нам с ребятами отправиться на Остров Буян? Только чтобы

попасть на этот остров, нужно море переплыть... Кот Ученый, как же нам попасть

на остров Буян?

Кот Учёный: А вы помните, как добирался через океан Князь Гвидон в «Сказке о

Царе Салтане»? В кого он превращался?

5

Звучит музыкальный фрагмент «Полет шмеля» Римского-Корсакова.

Дети: В шмеля!

Кот Учёный: Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму – и в щель забился.

(достает и показывает детям «экспонат музея» - мягкую игрушку «Шмель»,

изготовленную участниками конкурса)

- Это мой дружок прилетел. Хочет помочь нам переправиться через море-океан…

Кот-Ученый: Можно отправляться!

Разминка:

(показывают движения Ведущая и Кот-Ученый)

Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх, покачивание

руками над головой)

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах (соединить ладони, сделать лодочку)

На раздутых парусах (опускают руки)

Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)

Мимо города большого (встают, подтягиваются)

Пушки с пристани палят (хлопают)

Кораблю пристать велят (движение ладонями к себе).

Ведущая: Наш корабль пристал к берегу… Пора высаживаться.

(Дети садятся на стульчики)

(Пока дети выполняли разминку, три девочки в русских костюмах подошли к

«Русскому терему» и сели на лавочку. «Царь» спрятался за ширму.

Звучит музыка (Римского-Корсакова) к началу сказки.

Воспитатель:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1 девица: Кабы я была царица,-

Воспитатель: Говорит одна девица,-

1 девица: То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир!»

2 девица: Кабы я была царица,-

Воспитатель: Говорит её сестрица,-

2 девица: То на весь бы мир одна

Наткала б я полотна».

3 девица: Кабы я была царица,-

Воспитатель: Третья молвила сестрица,-

6

3 девица: Я б для батюшки царя

Родила богатыря»

Воспитатель: Только вымолвить успела,-

Дверь тихонько заскрипела

И в светлицу входит царь, (выходит Царь)

Стороны той государь.

Во всё время разговор

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Царь: «Здравствуй, красная девица,-

Воспитатель: Говорит он,

Царь:- Будь царица!

И роди богатыря

Мне к исходу сентября

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая – повариха…»

Воспитатель:

Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

(Царь берет 3-ю девицу под руки и идет под музыку «торжественным шагом».

Две девицы идут за ними. Обойдя круг, девочки и Царь присоединяются к сидящим на

стульях детям)

(Пока шла сценка Царя с девицами, девочка-Белка спряталась до своего выхода

за ширмой и надела костюм Белки. Надевать костюмы помогает Воспитатель-

помощник)

Кот Учёный: В сказку-то мы попали. Но я, ведь, обещал вам чудеса? Сейчас вы их

увидите! Смотрите внима-а-тельно!

Звучит

начало музыкального фрагмента «Белка» Римского-Корсакова.

Пока звучит музыка,

Воспитатель-ведущий выставляют декорации: ель; «хрустальный» домик Белки

сделанный руками родителей.

Когда все приготовления закончатся, выходит девочка в костюме Белки. У нее в

руках две корзинки с шишками и орехами. Она ставит их на пол возле ёлки.

Звучит музыка. Белка танцует, кружась по залу.

После танца Белочки:

7

Кот-Ученый:

Ель стоит перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная

Да затейница какая.

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

Белка: А орешки не простые

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд.

Меня слуги стерегут!

Я скорлупки собираю,

Кучки равные кладу,

И с присвисточкой пою

При честном при всем народе:

«Во саду ли, в огороде»!

Белочка исполняет 1 куплет песни «Во саду ли, в огороде» и приплясывает:

- Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

У ней русая коса

Лента голубая!

Кот Ученый:

- Белочка! У нас в музее и музыкальные инструменты имеются! Видишь,

эти замечательные колокольчики? Я думаю, ваши ребята смогут на них сыграть

твою любимую мелодию.

Шестеро детей подходят к столику с колокольчиками.

Дети исполняют на колокольчиках русскую народную песню.

Белочка немного приплясывает в сторонке.

(По окончании Воспитатели убирают муз.инструменты)

Белка: (поднимает корзинку)

Я сижу, сижу, сижу, что грызу - не расскажу.

Дунул ветер- ветерок, все перемешал дружок.

(высыпает на пол или в обруч шишки и орехи из корзин)

Что ж лихая ребятня, выручайте- ка меня!

Всё из кучи разберите, по корзинкам разложите!

Аттракцион «Разложи отдельно орехи и шишки»

(Вызываются 2-е детей, они по сигналу раскладывают

орехи и шишки по разным корзинам)

Пока идет игра, за ширму уходит девочка – Царевна-Лебедь и Царь Гвидон.

Кот Учёный: Ох, какая наша Белочка затейница! И поёт, и танцует, да еще и

игры интересные показывает! А нас уже и следующие чудеса поджидают!

Кот-Ученый вместе с Воспитателем-ведущим читают стихи:

Кот Ученый:

8

Вот идет молва правдива:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Ведущий:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Кот Ученый:

Молвить можно справедливо,

Это диво, так уж диво!

Звучит музыкальный фрагмент

«Царевна-Лебедь» Сен-Санса.

(Выходит мальчик-Князь Гвидон и девочка – Царевна-лебедь, которая исполняет

танцевальную импровизацию. Князь Гвидон сидит в стороне пригорюнившись)

Царевна - Лебедь: (по окончании своего танца)

Здравствуй, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день ненастный,

Опечалился чему?

Гвидон:

(встает)

Грусть-тоска меня съедает:

Люди женятся, гляжу

Не женат лишь я хожу.

И готов душою страстной

За царевною прекрасной

Я пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель.

Царевна-Лебедь:

А зачем так далеко?

Знай, близка судьба твоя…

Ведь царевна эта-я.

(Царевна-Лебедь берет Гвидона под руку, и они под музыку красиво уходят за кулисы)

Ведущая (как будто рассказывает Коту и всем ребятам)

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге,

И останутся на бреге,

9

В чешуе, как жар горя

Тридцать три богатыря.

Звучит музыка Римского-Корсакова «Марш Черномора». Под музыку выходят в

костюмах «богатыри» – трое (или несколько) мальчиков с Черномором во главе. Они

обходят зал и останавливаются напротив сидящих детей.

Черномор:

Мы красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

А я - дядька Черномор.

Богатыри вместе хором:

Мы отныне ежедневно

Вместе будем непременно,

Выходить из вод морских.

Черномор:

Так увидимся мы вскоре,

А теперь пора в дозор нам!

Кот Учёный: Уважаемые богатыри, подождите! Группа моя, не засиделись ли вы?

Может, пора и нам дальше двигаться? А, ну, за Дядькой Черномором шагом марш!

Под музыку «марша» дети встают и идут, маршируя, за Черномором

«змейкой» по всему залу.

Пока дети ходили «змейкой» по залу, другие взрослые поворачивают ширму кукольного

театра другой стороной. За ширмой лежит подготовленная игрушка – «Золотая

рыбка». Дети садятся на стулья. Богатыри также садятся с другими детьми.

Выходят дети, в костюмах Старика и Старухи. Они становятся напротив

ширмы. У Старухи в руках корыто.

Звучит медленная русская народная музыка.

Кот Учёный: По-моему, мы с вами уже в другую сказку попали! Что же это за

сказка? (Ведущий показывает на указатель, дети читают название сказки, на

которую показывает Ведущий: «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Старуха:

Дурачина, ты, простофиля!

Не сумел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше - то совсем прохудилось…

Ведущий: И пошел дед к синему морю…

Звучит музыкальный фрагмент «Море». Выходят 4-е девочки с голубыми

полотнами. Они встают перед ширмой и под музыку качают полотном, изображая

«волны. К ширме подходит Старик.

10

Ведущий: Видит, море слегка разыгралось.

Под музыку девочки чуть сильнее качают полотно.

Музыка прекращается.

Ведущий: Стал он кликать золотую рыбку…

Старик (зовёт): Рыбка!

На ширме появляется «золотая рыбка» (кукла, изготовленная

родителями воспитанников для «Музея сказок Пушкина»)

Куклу-«Рыбку»

за

кукольной

ширмой

ведет

второй

Воспитатель-ассистент.

Ведущий: Приплыла к нему рыбка, спросила:

Рыбка: «Чего тебе надобно, старче?»

Ведущий: Ей с поклоном старик отвечает:

Старик:

Смилуйся, государыня рыбка,

Ругает меня старуха,

Не дает старику мне покою.

Хочет она новое корыто,

Наше – то совсем раскололось!

Рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом, будет вам новое корыто…»

(Снова звучит музыкальный фрагмент «Море» - тихая плавная музыка, рыбка

уплывает, девочки немного качают полотно, затем уносят его за ширму. Старик

и старуха уходят за кулисы).

Кот: Да! Вот что жадность с людьми делает… Вы помните, с чем жадная старуха

осталась? (Дети отвечают).

Звучит музыка.

Кот Учёный: А теперь посмотрите на главный экспонат нашего музея.

Это - мой любимый Дуб!

Кот показывает на Дуб, обращает внимание на золотую цепь, активизирует

детей и их родителей для прочтения хором стихов: «У Лукоморья дуб зеленый,

златая цепь на дубе том. И днем, и ночью Кот Ученый (это- я!) все ходит по

цепи кругом. Пойдет направо – песнь заводит, налево сказку говорит…».

Под дубом, накрытый красивой тканью, стоит сундук. Кот изящным движением

«волшебника» снимает ткань с сундука и выдвигает его в центр зала.

Кот Учёный: -Да, да! Это тот самый сундук, над которым «Кощей над златом

чахнет».

Ведущий: А что же в нем хранится?

Кот Учёный: А хранятся в нем волшебные предметы! Хотите увидеть?

А-а! Предметы-то не простые… Их сначала угадать нужно!

- Рассаживайтесь поудобнее, смотрите и слушайте внимательно!

- Я буду загадывать загадки про волшебные предметы, а вы – угадывать, из какой

они сказки. Договорились?

11

Все предметы, спрятанные в сундуке также изготовлены детьми, совместно с

родителями в «Творческой мастерской» группы специально для «Музея сказок

Пушкина».

Кот Учёный: Итак… (Заглядывает в сундук).

- В сундуке лежит предмет, который в сказке говорил человеческим голосом. Что

это? Из какой сказки?

Звучит «волшебная» музыка

Кот Учёный: Достаю первый волшебный предмет!

(Когда дети догадаются, что это «Зеркало» из «Сказки о мертвой царевне и

семи богатырях», то Кот достает зеркало).

Правильно! Зеркало! А вы помните, какие слова произносила Царица? Интересно,

а ваши родители помнят эти слова? (Родители отвечают)

- А что отвечало ей Зеркало?

Дети и родители отвечают.

Кот Учёный: Какие вы догадливые!

А какой еще волшебный предмет в нашем сундучке? (заглядывает)

- Любовь Станиславовна, помогите мне загадать загадку про следующий предмет!

Ведущий заглядывает в сундук и загадывает загадку:

«К морю Балда приходит,

У моря бесенка находит.

Ты, бесенок, еще молодёнок,

Со мною тягаться слабёнок;

Это была б лишь времени трата.

Обгони-ка сперва моего брата.

Раз, два, три! догоняй-ка!».

(Дети отгадывают, что это Заяц).

Звучит музыка

Кот достает из сундука игрушечного Зайца.

Кот Учёный: Что-то мы засиделись! Ребята, по-моему, нам тоже пробежаться не

мешает. Предлагаю поиграть! Разделяйтесь на две команды.

Проводится игра-эстафета

«Чья команда вперед?»

Две команды выстраиваются друг за другом. У первых игроков в руках –

игрушечные зайцы. Напротив команд стоят декоративные ёлки. По сигналу

первый игрок бежит к ёлке, оббегает её, возвращаются к своей команде,

передают зайца следующему игроку и т.д. Чья команда закончит первой?

После игры дети рассаживаются на свои места.

12

Кот Учёный: И последняя загадка! Ну, отгадывайте!

- Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка Золотого …. (петушка)

(Кот достает игрушку – «Золотой петушок»)

-Вот какой у нас красивый Золотой петушок!

Звучит веселая русская народная музыка.

Кот вместе с Петушком пляшет.

После пляски

Ведущий:

Петушок с высокой спицы, стал стеречь его границы,

Чуть опасность где видна, верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется, к той сторонке обернется

И кричит:

Кот-Ученый:

«Ки-ри-ку-ку! Царствуй лежа на боку!»

Ведущий:

И соседи присмирели, воевать уже не смели.

Кот Учёный: Да, все сказки Александра Сергеевича Пушкина учат нас тому, что

добро вознаграждается, а зло наказывается. Уверена, что вы, читая сказки

Пушкина будете об этом помнить.

- А наш Петушок не просто так из сказки пришел…

- На Руси издревле детишек угощали леденцами «петушок на палочке». Вот и наш

Петушок решил угостить гостей сказочного музея.

(Достает прозрачный пакет, перевязанный ленточкой, внутри которого видны

леденцы-петушки на палочке).

Любовь Станиславовна, угостите, пожалуйста, детей в группе! – передает пакет

Ведущему.

Ведущий: Кот Ученый! Спасибо Вам огромное за увлекательную экскурсию! Мы

тоже хотим, чтобы Вы помнили о нас. Дети хотят подарить вам и своим родителям

на память красивые открытки, сделанные своими руками.

Дети заранее, на занятии, подготовили открытки с изображением Дуба и

любимого персонажа из «Лукоморья». Каждая открытка подписана. Дети

разбирают свои открытки и дарят родителям. Одну открытку – Коту Ученому.

Кот Учёный: А теперь я предлагаю и детям, и родителям пройтись

самостоятельно по нашему музею и получше разглядеть все экспонаты. Главное

достоинство их в том, что они сделаны руками детей и взрослых, воспитанниками

детского сада, родителями и педагогами! Вставайте, не стесняйтесь, проходите!

Дети и родители под музыку разглядывают экспонаты.

13

Ведущий: Мы побывали с вами в прекрасном «Музее сказок Пушкина». Пришло

время прощаться с Котом Ученым и возвращаться в родной детский сад.

Кот под музыку машет рукой и уходит за кулисы.

Ведущий: Мы с ребятами возвращаемся в группу с хорошим сказочным

настроением. (Обращаясь ко взрослым) Спасибо всем взрослым за участие в

нашем проекте! За все прекрасные экспонаты нашего музея, сделанные вашими

руками! В нашем музее есть специальная Книга Отзывов, где наши гости могут

оставить запись о своих впечатлениях.

* * *

14



В раздел образования