Автор: Королева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Савинский детский сад №1
Населённый пункт: Ивановская обл.Савинский р–он. п. Савино
Наименование материала: статья
Тема: "Наш край родной"
Раздел: дошкольное образование
"Наш край родной"
Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к
близким
людям, школе, родному городу и стране играет огромную роль в становлении
личности
ребенка. Одним из источников обогащения знаний школьников о родном крае,
формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое
помогает
раскрыть связь родного края с Родиной в целом.
В Ивановской области с начала 2013 года реализуется региональный проект
«Путешествие по губернии», который был инициирован первым заместителем
Председателя Правительства Ивановской области О.А. Хасбулатовой и
предназначен для
организации образовательных туров для школьников с целью посещения
школьниками
наиболее значимых природных, историкокультурных объектов Ивановского края.
В рамках национальнорегионального компонента возникла необходимость в
разработке и реализации проекта «Путешествие по губернии» в отдельно взятом
образовательном учреждении. Анализ территориального состава школыинтерната
показывает, что в учреждении обучаются дети, проживающие в различных районах
города и
области.
Проект представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс
мероприятий,
призванных обеспечить решение основных задач в области воспитания чувства
патриотизма, любви к родному краю и позволяет сочетать интересы всех
участников
проекта: педагогов, родителей, детей.
Концепция проекта – интеграция идей развивающего обучения, эстетического
Цели и задачи проекта
воспитания, развитие полноценной, успешной личности через комплексное
изучение
родного края.
Цель: воспитание духовной личности через освоение историкокультурных
традиций,
народных промыслов и ремесел, краеведческих и экологических знаний о родном
крае –
Ивановской области.
Задачи:
• Обеспечение функционирования целостной системы работы учреждения в
раскрытии
единой темы.
• Создание в школеинтернате условия, способствующие нравственно –
патриотическому
воспитанию обучающихся, воспитывающие чувство привязанности к своему
родному краю,
восхищения его красотой, создать информационные тексты с наглядным
дидактическим
материалом.
• Возрождение и развитие у учащихся интереса к истории родного края,
мировоззренческим основам и образцам русской народной культуры, благодаря
созданию
благоприятных условий для комплексного изучения темы на основе интеграции
образовательной и воспитательной деятельности, интеграции усилий всего
коллектива
• Обеспечение приоритета творческой индивидуальности каждого воспитанника,
раннего
учреждения.
выявления одаренных детей и их участия в конкурсных мероприятиях разного
уровня
(районных, городских, областных, региональных и т.д.).
• Расширение представления о родном крае и его особенностях, ознакомление
детей с
достопримечательностями, историческими и культурными местами родного края.
•Повышение уровня профессиональной грамотности педагогов по нравственно –
патриотическому воспитанию школьников.
Практическая реализация проекта
Практическая реализация проекта осуществляется на всех уровнях и параллелях,
носит
прикладной характер. Представляет собой 4 блока, которые полностью освещают
тему
проекта, и соответствует направлениям развития.
1 БЛОК «Народные промыслы и ремесла»
2 БЛОК «История и традиции»
3 БЛОК «Экологическое краеведение»
4 БЛОК «Краеведение и этнография»
Направления реализации проекта:
Познавательноречевое
Социальноличностное
Художественноэстетическое
Физкультурнооздоровительное
Содержание проекта
Содержание проекта прослеживается на 6 основных уровнях его реализации,
которые
составляют вертикаль действия. Многоуровневость проекта раскрывается в том,
что
образование в данной области начинается с детей 1 класса и продолжается
вплоть до
окончания школыинтерната, т.е. в проекте участвуют дети всех возрастных
категорий,
проходя каждый уровень программы поэтапно. Содержание проекта расширяется
и
углубляется по мере обучения.
1 уровень – включение тематики в структуру занятия, в тематические планы;
Уровни реализации:
2 уровень – включение изучения определенных тем, блоков в тематический план
по
воспитанию образовательной программы учреждения;
3 уровень воспитательномассовые мероприятия внутри класса, группы;
4 уровень мероприятия внутри методического объединения, с целью повышение
профессионального уровня кадрового состава;
5 уровень – общешкольные мероприятия;
6 уровень – участие в конкурсных мероприятиях различного уровня, с
последующей
оценкой результативности деятельности программы.
1 БЛОК
«Народные промыслы и ремесла»
Направление – художественноэстетическое
Цель – знакомство и овладение навыками народных промыслов и ремесел
районов
Ивановской области.
Палехская лаковая миниатюра, Холуйская миниатюра, Пучежское строче-
вышивальное
ремесло, художественная росись по ткани, ювелирное искусство Приволжска,
Шуйские
гармони, народный костюм, текстиль и ситец, кинешемские валенки, Дома
ремёсел и т.д.
2 БЛОК
«История и традиции»
Направление познавательноречевое
Цель организация информационнопознавательных, массовых мероприятий,
соревнований и праздников, в целях изучения истории, традиций районов
Ивановской
области.
Развитие речи, проведение экскурсий, создание исследовательских проектов,
писатели и
поэты родного края
3 БЛОК «Экологическое краеведение»
Направление социальноличностного развития
Цель – познание природы, выявление взаимосвязей с нею населения в прошлом и
настоящем, определение местных экологических проблем, поиск и практическая
реализация доступных для детей путей их решения.
Исследования, проекты, работа с местным природным материалом, экологические
экскурсии и походы
4 БЛОК «Краеведение и этнография»
Цель – развитие личности воспитанника через туристcко краеведческую
деятельность,
музееведение.
Пробуждение интереса к истории и культуре своего края, любви к родному краю.
Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства
гордости за
Прогнозируемый результат
свой родной город, край, желание сохранить его чистым и красивым.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по
ознакомлению с
историческими ценностями нашей культуры, традициями,
достопримечательностями,
Уважительное отношение воспитанников к духовным ценностям русского народа,
памятниками.
интерес к его истории, творчеству, как результат интегрированных усилий
педагогического
Создание целостной, активной системы работы учреждения, а также всех
участников
образовательного процесса в освоении историкокультурных традиций, народных
коллектива.
промыслов и ремесел, русского народного искусства и творчества Ивановской
области.