Напоминание

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя дефектолога»


Автор: Захарова Ирина Павловна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: ГОБУЗ ОСДР
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманской обл.
Наименование материала: из опыта работы
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя дефектолога»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОБУЗ ОСДР, г.Апатиты

Мурманской обл.

Дефектологи: Захарова И.П.

Калужских Н.М.

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе

учителя дефектолога»

Анатация.

В

данной

статье

рассматривается

актуальность

здоровьесберегающих

технологий в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми ОВЗ в

соответствие

со

стандартами

ФГОС

и

в

соответствии

с

законом

РФ

"Об

образовании" (ст. 2; 51).

Терминология:

ДЦП-

детский

церебральный

паралич;

ППЦНС-

перинатальное

поражение

центральной

нервной

системы;

резидуальная

патология

ЦНС-

патологические

изменения

головного

мозга,

вызванные

гибелью

клеток

центральной

нервной

системы.Дизартрия-

нарушение

произношения

вследствие

нарушения

иннервации

речевого

аппарата,

возникающее в результате поражения нервной системы. Здоровьесберегающие

технологии

-

система,

создающая

максимально

возможные

условия

для

сохранения,

укрепления

и

развития

духовного,

эмоционального,

интеллектуального, личностного и физического здоровья детей. Кинезеология-

гимнастика для мозга.

В последние годы в Мурманской области отмечается увеличение числа

детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее

эффективных

путей

обучения

данной

категории

детей. Внедрение

здоровьесберегающих технологий, способствует

сохранению и укреплению

здоровья воспитанников. В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2;

51)

государственная

политика

в

области

образования

основывается

на

принципах

гуманистического

характера,

приоритете

общечеловеческих

ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В этой

связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы

здоровьесберегающих

образовательных

технологий,

т.е

такой

организации

образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное

обучение, развитие и воспитание детей способствуют укреплению здоровья

детей.

Мы не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс

широкого использования в своей практике здоровьесберегающих технологий и

интерактивных

средств

обучения,

которые

несут

в

себе

огромные

потенциальные возможности для развития ребенка с ОВЗ.

В нашем учреждении построен новый двухэтажный лечебно-оздоровительный

корпус

с

теплым

переходом.

В

нем

открыто

20

мест

для

совместного

пребывания матерей с детьми с ОВЗ.

Классификация детей, поступающих на

курсы реабилитации по тяжести патологии

центральной нервной системы :

нарушение психомоторного развития в связи с органическим поражением ЦНС;

1

нарушение

развития

в

синдроме

ДЦП

том

числе

дизартрия);

задержка

развития в связи с ППЦНС или с резидуальной патологией ЦНС; отставание в

развитии у детей с хромосомными аномалиями

.

В

сложившихся

условиях

коррекционно-педагогическая

деятельность

должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей. Очень

эффективным

в

практической

деятельности

считаем

использование

следующих здоровьесберегающих технологий и компонентов:

Элементы

здоровьесберегающей

технологии

академика

В.Ф.Базарного.

Занятия проводим

в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети

проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть

занятия

дети

проводят

сидя.

Тем

самым

сохраняется

и

укрепляется

позвоночник, формируется осанка.

Пальминг (автор У.Бейтс)

является разновидностью гимнастики для глаз и

как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод используем на своих занятиях

после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После

этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони

пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга.

Дыхательная

гимнастика

(комплекс

упражнений

по

методике

Стрельниковой). Каждое логопедическое занятие начинаем с упражнений на

активизацию

дыхания,

на

формирование

стереотипа

правильного

физиологического

и

речевого

дыхания.

В

основу

системы

работы

над

дыханием

применяем

методики

Стрельниковой

А.Н..

Суть

методики

заключается

в

осознанном

управлении

всеми

фазами

акта

дыхания

через

тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра,

что влияет на оздоровление организма.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых

различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением

определенного

речевого

материала

(звуков,

слогов,

слов,

фраз).

Цель:

заключается в том, чтобы: соединить работу речедвигательного и слухового

анализаторов с развитием общей моторики; развивать фонематический слух и

использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Кинезеологические упражнения, направленны на формирование и развитие

межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используем

комплекс

кинезеологических

упражнений:

"Колечко",

"Кулак-ребро-ладонь",

"Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные

на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с

одного движения на другое.

Ароматерапия – метод профилактики, лечения, реабилитации, основанный на

вдыхании воздушной среды, насыщенной летучими компонентами эфирных

масел.

Масла

обладают

широким

антивирусным

и

антибактериальным

2

спектром

действия,

успокаивают

нервную

систему,

уравновешивают

психофизическое состояние организма в целом.

Су - Джок терапия. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем

органам и системам, расположенных на кистях рук. На коррекционных занятиях

проводим стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при

помощи

различных

приспособлений

(шарики,

массажные

мячики,

грецкие

орехи, колючие валики).

Аурикулотерапия.

Система лечебного воздействия на точки ушной раковины,

которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип

как и в Су Джоке). Воздействие осуществляю путём массажа ушной раковины

(надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.

Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции

головного мозга.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием

психического

напряжения.

Для

формирования

эмоциональной

стабильности

ребенка важно научить его управлять своим телом. С этой целью в своей работе

используем специально подобранные упражнения на расслабление отдельных

частей тела и всего организма. В процессе расслабления организм наилучшим

образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и

гармонии.

Расслабляясь,

возбужденные,

беспокойные

дети

постепенно

становятся

более

уравновешенными,

внимательными

и

терпеливыми.

Дети

заторможенные,

скованные,

вялые

и

робкие

приобретают

уверенность,

бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая система работы

позволяет

детскому

организму

сбрасывать

излишки

напряжения

и

восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Все занятия проводим

в присутствии родителей или лиц их заменяющих.

Обучаем

родителей методам коррекции для продолжения коррекционно –

развивающей

работы

в

домашних

условиях

в

исполнение

распоряжения

правительства Мурманской области «О комплексном плане по развитию гибких

форм занятости, в том числе, надомной занятости, лиц, осуществляющих уход

за детьми – инвалидами, а также организации обучения этих лиц методам

реабилитации.

Знания,

полученные

на

индивидуальных

занятиях,

дети

закрепляют на итоговых комплексных коррекционных занятиях,

Регулярное проведение коррекционных занятий с использованием методов и

приемов здоровьесберегающих технологий показало, что: у детей повышается

острота

зрения,

развиваются

двигательные

функции

глаз,

развивается

бинокулярное зрение; активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная

моторика

и

координация

движений;

нормализуется

речевое

дыхание;

улучшается

ритмико-интонационная

сторона

речи;

повышается

речевая

активность детей; улучшается психо-эмоциональное самочувствие и здоровье

детей.

3

Литература:

Демирчоглян Г. “Детское зрение” (Советы по профилактике близорукости у

детей) - М.,1998

Ермаков В.П., Якунин Г.А. “Развитие, обучение и воспитание детей с

нарушениями Зрения” - М.,1990

Кащенко В.П. “Педагогическая коррекция” - М.,1994

“Логопедия” учебник для пединститутов под ред. Волковой Л.С. - М.,1989

Маркова Л.С. “Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР”, -

М.,2005

Нестерюк Т., Шкода А. “Гимнастика маленьких волшебников” (элементы йоги

для детей)

“Современные теоретические, экспериментальные и методические проблемы

тифлологии” межвузовский сборник - С.-П., 1997

Чистякова М.И. “Психогимнастика” - М.,1995

4



В раздел образования