Напоминание

Народно–сценический танец


Автор: Зуйкова Марина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №9 СП "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: Октябрьск Самарская область
Наименование материала: Учебно–методический материал, проект программы
Тема: Народно–сценический танец
Раздел: дополнительное образование





Назад




Структурное

подразделение

государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

Самарской области средней

общеобразовательной школы №9

«Центр образования» городского

округа Октябрьск Самарской области

«Центр внешкольной работы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Предметная область

ПО.1.Исполнительская подготовка

Программа по учебному предмету

ПО.1.УП. 1.4. НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Разработчик:

педагог дополнительного образования-Зуйкова М.В.

2019г.

1

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

-

Характеристика учебного предмета,

его место и роль в образовательном

процессе;

-

Срок реализации учебного предмета;

-

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

-

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-

Цель и задачи учебного предмета;

-

Обоснование структуры программы учебного предмета;

-

Методы обучения;

-

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета;

II.

Содержание учебного предмета

-

Сведения о затратах учебного времени;

-

Годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

-

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-

Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI.

Список рекомендуемой учебной литературы

-

Основная литература;

-

Дополнительная литература

2

I. Пояснительная записка

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Народно-сценический

танец» разработана на

основе

и

с

учетом

Рекомендаций

Минкультуры

России

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих

программ в области искусств от 19.11.2013г., рекомендаций по разработке программ

учебных предметов дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и

общеразвивающих программ в области искусств от 11.01.2013г.

Учебный

предмет

«Народно-сценический

танец»

направлен

на

приобщение

детей к хореографическому искусству, на эстетическое

воспитание учащихся, на

приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-

эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира и в особенности

России.

Народный

танец

является

одним

из

основных

предметов

исполнительской

подготовки.

Содержание

учебного

предмета

«Народно-сценический

танец»

тесно

связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Классический танец».

Обучение народному танцу совершенствует координацию движений, укрепляет

мышечный

аппарат,

в

значительной

степени

расширяют

и

обогащают

кругозор,

способствует воспитанию толерантной личности, развитию творческой инициативы и

способности к самовыражению в танце.

2.Срок реализации учебного предмета

Срок освоения предмета «Народно-сценический танец» составляет 1,2 года (в 3,

4 классе).

В четвертом, выпускном, классе обучаются учащиеся, не проявившие

способности

и

(или)

желания

перейти

в

течение

2-3

года

обучения

на

предпрофе ссиональные

общеобразовательные

программы

в

о бл а с т и

хореографического искусства. Для учащихся с возрастными ограничениями 3 класс

является выпускным.

3.Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Народный танец»:

Вид учебной работы, учебной нагрузки

Год обучения (класс)

3

4

Максимальная нагрузка (в часах), в том числе:

33

33

Общее

количество часов

на аудиторные

занятия

33

33

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

3

мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек,

продолжительность урока - 45 минут.

5.Цель и задачи учебного предмета

Цель:

-эстетическое воспитание, формирование активной творческой личности

Задачи:

развитие

танцевально-исполнительских

и

художественно-эстетических

способностей,

учащихся

на

основе

приобретенного

ими

комплекса

знаний,

умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народного

танца.

развитие танцевальной координации;

развитие физической выносливости;

развитие умения танцевать в группе;

6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты

работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного

предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

В

соответствии

с

данными

направлениями

строится

основной

раздел

программы

"Содержание учебного предмета".

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются

следующие методы обучения:

-

словесный (объяснение, разбор, анализ);

-

наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения;

-

-просмотр

видеоматериалов

с

выступлениями

выдающихся

танцевальных

коллективов, посещение концертов.

-

практический

(воспроизводящие

и

творческие

упражнения,

деление

целого

произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей

организации целого);

-

аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

4

-

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

создание

художественных

впечатлений);

-

индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей,

возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей программы являются

наиболее

продуктивными

при

реализации

поставленных

целей

и

задач

учебного

предмета и основаны на проверенных методиках.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и

противопожарным нормам, нормам охраны труда. Танцевальные классы,

предназначенные для реализации учебного предмета «Народно- сценический танец»»,

оснащены музыкальными инструментами (пианино, баян, аккордеон) и

звукотехническим оборудованием (ноутбук, магнитофон). Установлены станки вдоль

двух стен, зеркала вдоль одной стены.

Имеется костюмерная с необходимым количеством костюмов для сценических

выступлений и раздевалки для обучающихся.

В

ДШИ

созданы

условия

для

содержания,

своевременного

обслуживания

и

ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных

залов, костюмерной.

II. Содержание учебного предмета

1.Сведения о затратах учебного времени,

предусмотренного на освоение

учебного предмета «Народно-сценический танец», на максимальную нагрузку

обучающихся и аудиторные занятия:

Вид учебной работы, учебной нагрузки

Год обучения (класс)

3

4

Максимальная нагрузка (в часах) за год

33

33

Продолжительность занятий в неделю

1

1

аудиторные занятия (в часах)

33

33

Общее

количество часов на аудиторные занятия

33

33

3.Требования по годам обучения

В содержание программы входят следующие виды учебной работы:

-

изучение учебной терминологии;

-

ознакомление с элементами и основными комбинациями русского народного

сценического танца;

5

-

ознакомление

с

рисунком

народно-сценического

танца

особенностей

взаимодействия с партнерами на сцене;

-

ознакомление со средствами создания образа в хореографии.

Первый год обучения (3 класс)

Экзерсис у станка

I.

Пять позиций ног.

II.Preparation к началу движения.

III.

Переводы ног из позиции в позицию.

IV.

Demi plies, grand pliés (полуприседания и полные приседания).

V. Battements tendus (выведение ноги на носок).

VI.

Battements tendus jetés (маленькие броски).

VII.

Подготовка к маленькому каблучному.

VIII.

Подготовка к «верёвочке»

IX.

Grands battements jetés (большие броски).

X. Relevé (подъем на полупальцы).

XI.

Port de bras.

XII.

Подготовка к полуприсядкам и присядкам.

XIII.

Прыжки с поджатыми ногами.

Экзерсис на середине зала

1. Русский поклон:

а) простой поясной на месте (1 полугодие),

б) простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди,

затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении (2 полугодие).

2. Основные положения и движения рук:

— ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченившись),

— руки скрещены на груди,

— одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой, указательный палец

которой упирается в щёку, — положения рук в парах:

а) держась за одну руку,

б) за две,

— положения рук в круге:

а) держась за руки,

— движения рук:

а) подчёркнутые раскрытия и закрытия рук,

б) раскрытия рук в сторону (ладонями наверх в 3 позицию),

в) взмахи с платочком,

г) хлопки в ладоши.

3. Русские ходы и элементы русского танца:

— простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах,

— переменный ход с фиксированием в воздухе ног поочерёдно в точке на 30-45

0

,

2

полугодие - на полупальцах - этот же ход,

— переменный ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу,

— переменный ход с plié на опорной ноге и вынесением работающей ноги на воздух

через 1 позицию ног,

6

— тройной шаг на полупальцах с ударом на четвёртый шаг всей стопой в пол,

— шаг с мазком каблуком и вынесением сокращённой стопы на воздух на 30-45

0

,

— комбинации из основных шагов.

4.

«Припадание»:

— по 1 прямой позиции, — вокруг себя по 1 прямой позиции (1 полугодие),

— 2 полугодие — по 5 позиции, — вокруг себя и в

сторону.

5.

Подготовка к «веревочке»:

— без полупальцев, без проскальзывания — 1 полугодие, — с полупальцами, с

проскальзыванием

— 2 полугодие, — «косичка» (в медленном темпе).

6.

Подготовка к «молоточкам»:

— по 1 прямой поз. с задержкой ноги сзади, 2 полугодие без

задержки.

7.

Подготовка к «моталочке»:

— по 1 прямой позиции — 1 полугодие с задержкой ноги сзади, впереди,

8.

«Гармошечка»:

— начальная раскладка с паузами в каждом положении — 1 полугодие,

— «лесенка», — «елочка»,

9.

«Ковырялочки»:

— простая, в пол — 1 полугодие,

— «ковырялочка» на 90

0

с активной работой корпуса и ноги — 2 полугодие,

10. Основы дробных выстукиваний:

— простой притоп, — двойной притоп, — в чередовании с приседанием и без него,

— подготовка к двойной дроби

— двойная дробь — 2 полугодие,

11. Хлопки и хлопушки для мальчиков:

— одинарные,— двойные, — тройные, — фиксирующие, — скользящие (в ладоши, по

бедру, по голенищу сапог).

12. Подготовка к присядкам и присядки:

подготовка

к

присядке

(плавное

и

резкое

опускание

вниз

по

1

прямой

и

1

позициям),

— подкачивание на приседании по 1 прямой и 1 позиции,

— «мячик» по 1 прямой и 1 позициям — 2 полугодие,

— подскоки на двух ногах,

— поочередные подскоки с подъемом согнутой ноги вперед,

— присядки на двух ногах,

Подготовка к вращениям на середине зала

- полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve,

- полуповороты по четвертям круга приемам шаг-retere,

- припадание

по

первой

прямой

позиции

по

схеме:

три

на

месте,

а

четвертое

в

повороте на 45

0

,

- подскоки по той же схеме,

Во втором полугодии вводится поворот на 90

0

во всех вращениях.

7

Подготовка к вращениям и вращения по диагонали класса:

- приемом шаг-retere по схеме 2 шага - retere на месте, 2 - в повороте на 90

0

, 5,

6, 7, 8 - шаги на месте;

15. Полуприсядки:

— простая с выносом ноги на каблук и работой рук в различных позициях и за голову,

— с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук,

— с выносом ноги на 45

0

,

16.– основные элементы:

белорусского, литовского, украинского народных танцев (по усмотрению

преподавателя);

Второй год обучения (4 класс)

Экзерсис у станка

XIV.

Пять позиций ног.

XV. Preparation к началу движения.

XVI.

Переводы ног из позиции в позицию.

XVII. Demi plies, grand pliés (полуприседания и полные приседания).

XVIII.

Battements tendus (выведение ноги на носок).

XIX.

Battements tendus jetés (маленькие броски).

XX. Rond de jambe par terrе (круг ногой по полу).

IX.

Подготовка к маленькому каблучному.

X.

Подготовка к «верёвочке», «верёвочка».

XI.

Дробные выстукивания (сочетание ритмических ударов).

XII.

Grands battements jetés (большие броски).

XIII.

Relevé (подъем на полупальцы).

XIV.

Port de bras.

XV.

Подготовка к «молоточкам».

XVI.

Подготовка к «моталочке».

XVII.

Подготовка к полуприсядкам и присядкам.

XVIII. Прыжки с поджатыми ногами.

Экзерсис на середине зала

3. Русский поклон:

а) простой поясной на месте (1 полугодие),

б) простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди,

затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении (2 полугодие).

4. Основные положения и движения рук:

— ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченившись),

— руки скрещены на груди,

— одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой, указательный палец

которой упирается в щёку, — положения рук в парах:

а) держась за одну руку,

б) за две,

в) под руку,

8

г) «воротца»,

— положения рук в круге:

а) держась за руки,

б) «корзиночка»,

в) «звёздочка»,

— движения рук:

а) подчёркнутые раскрытия и закрытия рук,

б) раскрытия рук в сторону (ладонями наверх в 3 позицию),

в) взмахи с платочком,

г) хлопки в ладоши.

3. Русские ходы и элементы русского танца:

— простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах,

— переменный ход с фиксированием в воздухе ног поочерёдно в точке на 30-45

0

,

2

полугодие - на полупальцах - этот же ход,

— переменный ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу,

— переменный ход с plié на опорной ноге и вынесением работающей ноги на воздух

через 1 позицию ног,

— тройной шаг на полупальцах с ударом на четвёртый шаг всей стопой в пол,

— шаг с мазком каблуком и вынесением сокращённой стопы на воздух на 30-45

0

,

— комбинации из основных шагов.

11. «Припадание»:

— по 1 прямой позиции, — вокруг себя по 1 прямой позиции (1 полугодие),

— 2 полугодие — по 5 позиции, — вокруг себя и в

сторону.

12. Подготовка к «веревочке»:

— без полупальцев, без проскальзывания — 1 полугодие, — с полупальцами, с

проскальзыванием

— 2 полугодие, — «косичка» (в медленном темпе).

13. Подготовка к «молоточкам»:

— по 1 прямой поз. с задержкой ноги сзади, 2 полугодие без

задержки.

14. Подготовка к «моталочке»:

— по 1 прямой позиции — 1 полугодие с задержкой ноги сзади, впереди,

— 2 полугодие — «моталочка» в «чистом» виде.

15. «Гармошечка»:

— начальная раскладка с паузами в каждом положении — 1 полугодие,

— «лесенка», — «елочка»,

— исполнение в «чистом» виде — 2 полугодие.

16. «Ковырялочки»:

— простая, в пол — 1 полугодие,

— простая, с броском ноги на 45

0

и небольшим отскоком на опорной ноге — 1

полугодие,

— «ковырялочка» на 90

0

с активной работой корпуса и ноги — 2 полугодие,

— в чередовании с одинарными, двойными и тройными притопами.

9

17. Основы дробных выстукиваний:

— простой притоп, — двойной притоп, — в чередовании с приседанием и без него,

в

чередовании

друг

с

другом,

двойными

и

тройными

хлопками

в

ладоши

мальчиков с хлопушкой),

— подготовка к двойной дроби — «трилистник» —1 полугодие,

— двойная дробь — 2 полугодие,

— «трилистник» с двойным и тройным притопом — 2 полугодие,

— переборы каблучками ног,— переборы каблучками ног в чередовании с притопами

— 2 полугодие.

13. Хлопки и хлопушки для мальчиков:

— одинарные,— двойные, — тройные, — фиксирующие, — скользящие (в ладоши, по

бедру, по голенищу сапог).

14. Подготовка к присядкам и присядки:

подготовка

к

присядке

(плавное

и

резкое

опускание

вниз

по

1

прямой

и

1

позициям),

— подкачивание на приседании по 1 прямой и 1 позиции,

— «мячик» по 1 прямой и 1 позициям — 2 полугодие,

— подскоки на двух ногах,

— поочередные подскоки с подъемом согнутой ноги вперед,

— присядки на двух ногах,

— присядки с выносом ноги на каблук,

— присядки с выносом ноги в сторону на 45

0

— 2 полугодие.

Подготовка к вращениям на середине зала

- полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve,

- полуповороты по четвертям круга приемам шаг-retere,

- полуповороты по четвертям круга приемом plie-каблучки,

- припадание

по

первой

прямой

позиции

по

схеме:

три

на

месте,

а

четвертое

в

повороте на 45

0

,

- подскоки по той же схеме,

- «поджатые» прыжки по той же схеме, - подготовка к tours (мужское).

Во втором полугодии вводится поворот на 90

0

во всех вращениях.

Подготовка к вращениям и вращения по диагонали класса:

- приемом шаг-retere по схеме 2 шага - retere на месте, 2 - в повороте на 90

0

, 5,

6, 7, 8 - шаги на месте;

- к концу полугодия: 2 шага retere на месте, 2 - в повороте на 180

0

, 5, 6 – фиксация, 7, 8

– пауза;

- 2 полугодие – поворот на 4 шага - retere на 180

0

;

- подскоки – разучиваются по той же

схеме.

16. Полуприсядки:

— простая с выносом ноги на каблук и работой рук в различных позициях и за голову,

— с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук,

— с выносом ноги на 45

0

,

— с выносом ноги вперед, и ударом рукой по колену,

— с выходом на каблуки в широкую вторую позицию,

10

— с выходом на каблуки и разворотом корпуса в сторону,

— с выходом на каблуки, ноги раскрыты вперед-назад, — аналогично с

поворотом корпуса.

17.– Этюды на основе:

русского, белорусского, литовского, украинского танцев (по усмотрению

преподавателя);

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы

учебного

предмета

«Народно-сценический

танец»,

который

определяется

формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

-знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы;

-знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений народного танца в

соответствии с учебной программой;

-знание средств создания образа в хореографии;

-умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов

народных сценических танцев (по программе);

-умение распределять сценическую площадку, сохранять рисунок при исполнении

танца;

- умение понимать и исполнять указания преподавателя;

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы "Народно-сценический танец" включает

в себя текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:

контрольных

уроках,

просмотрах

к

ним

и

т.д.

Текущий

контроль

успеваемости

обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный

предмет.

Контрольные

уроки

и

зачёты

могут

проходить

в

виде

просмотров

концертных номеров.

Итоговая аттестация проводится в форме зачёта. По итогам зачёта выставляется

оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

2. Критерии оценок

11

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые

включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,

умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

методиче ски

правильное

исполнение

у ч е б н о -

танцевальной

комбинации,

музыкально

грамотное

и

эмоционально-выразительное

исполнение

пройденного

материала

4 («хорошо»)

возможное

допущение

незначительных

ошибок

в

сложных

движениях,

исполнение

выразительное,

грамотное, музыкальное

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а

именно: недоученные движения, слабая техническая

подготовка, малохудожественное исполнение,

невыразительное исполнение экзерсиса у станка, на

середине зала

2

(«неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием плохой

посещаемости

аудиторных

занятий

и

нежеланием

работать над собой

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения

на данном этапе обучения.

Данная

система

оценки

качества

исполнения

является

основной.

Фонды

оценочных

средств

призваны

обеспечивать

оценку

качества

приобретенных

выпускниками знаний, умений и навыков.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

оценка годовой работы ученика;

оценка на зачёте;

другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и в конце учебного года.

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

Педагог, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к

подбору материала увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности

материала

в

зависимости

от

состава

класса

и

конкретных

условий

работы,

руководствуясь вышеизложенными целями.

Не следует стремиться к прохождению

12

материала

в

полном

объеме

в

ущерб

правильности

исполнения

и

задачам

эстетического воспитания учащихся.

На начальном этапе, на “середине”, изучаются характерные для народного танца

позиции рук и ног, многочисленные положения рук в русском танце, осваивается

простейшая координация, а также удобные и понятные детям элементы танцев.

Следует избегать введения специфических особенностей народно-сценического

танца.

Например,

скошенная

на

ребро

стопа,

злоупотребление

“завернутыми”

положениями ног, резкие, неправильные для классики изломы корпуса, повороты

головы и т.д. могут быть правильно восприняты мышцами ученика и не принесут

пользы в народном танце, помешав в тоже время изучению классического.

При знакомстве с национальными особенностями, костюмом, разных народов не

следует навязывать детям “взрослую” манеру исполнения, заставлять его “наигрывать”

темперамент

и

утрировать

мимическую

игру.

Исполнение

всегда

должно

быть

естественным,

а

предлагаемый

материал

не

только

соответствовать

техническим

возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную психологию.

Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать

индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и

эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Урок по народно-сценическому танцу состоит из трех частей:

1.

Экзерсис у станка.

2.

Экзерсис на середине класса.

3.

Работа над этюдами, построенными на материале программных танцев.

VI. Список рекомендуемой учебной литературы

Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка. - Орел, Труд, 1999

1.

Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. –

Орел, «Труд», 1999,1 том; 2 том - Орел, 2004

2.

Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец. - М., 1976

3.

Климов А. Основы русского народного танца. - М.: Искусство, 1981

4.

Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967

5.

Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974

13



В раздел образования