Автор: Зуйкова Марина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №9 СП "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: Октябрьск Самарская область
Наименование материала: Учебно–методический материал, проект программы
Тема: Народно–сценический танец
Раздел: дополнительное образование
Структурное
подразделение
государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения
Самарской области средней
общеобразовательной школы №9
«Центр образования» городского
округа Октябрьск Самарской области
«Центр внешкольной работы»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Предметная область
ПО.1.Исполнительская подготовка
Программа по учебному предмету
ПО.1.УП. 1.4. НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Разработчик:
педагог дополнительного образования-Зуйкова М.В.
2019г.
1
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-
Характеристика учебного предмета,
его место и роль в образовательном
процессе;
-
Срок реализации учебного предмета;
-
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
-
Цель и задачи учебного предмета;
-
Обоснование структуры программы учебного предмета;
-
Методы обучения;
-
Описание
материально-технических
условий
реализации
учебного
предмета;
II.
Содержание учебного предмета
-
Сведения о затратах учебного времени;
-
Годовые требования по классам;
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-
Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI.
Список рекомендуемой учебной литературы
-
Основная литература;
-
Дополнительная литература
2
I. Пояснительная записка
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Народно-сценический
танец» разработана на
основе
и
с
учетом
Рекомендаций
Минкультуры
России
по
организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих
программ в области искусств от 19.11.2013г., рекомендаций по разработке программ
учебных предметов дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и
общеразвивающих программ в области искусств от 11.01.2013г.
Учебный
предмет
«Народно-сценический
танец»
направлен
на
приобщение
детей к хореографическому искусству, на эстетическое
воспитание учащихся, на
приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-
эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира и в особенности
России.
Народный
танец
является
одним
из
основных
предметов
исполнительской
подготовки.
Содержание
учебного
предмета
«Народно-сценический
танец»
тесно
связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Классический танец».
Обучение народному танцу совершенствует координацию движений, укрепляет
мышечный
аппарат,
в
значительной
степени
расширяют
и
обогащают
кругозор,
способствует воспитанию толерантной личности, развитию творческой инициативы и
способности к самовыражению в танце.
2.Срок реализации учебного предмета
Срок освоения предмета «Народно-сценический танец» составляет 1,2 года (в 3,
4 классе).
В четвертом, выпускном, классе обучаются учащиеся, не проявившие
способности
и
(или)
желания
перейти
в
течение
2-3
года
обучения
на
предпрофе ссиональные
общеобразовательные
программы
в
о бл а с т и
хореографического искусства. Для учащихся с возрастными ограничениями 3 класс
является выпускным.
3.Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Народный танец»:
Вид учебной работы, учебной нагрузки
Год обучения (класс)
3
4
Максимальная нагрузка (в часах), в том числе:
33
33
Общее
количество часов
на аудиторные
занятия
33
33
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
3
мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек,
продолжительность урока - 45 минут.
5.Цель и задачи учебного предмета
Цель:
-эстетическое воспитание, формирование активной творческой личности
Задачи:
•
развитие
танцевально-исполнительских
и
художественно-эстетических
способностей,
учащихся
на
основе
приобретенного
ими
комплекса
знаний,
умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народного
танца.
•
развитие танцевальной координации;
•
развитие физической выносливости;
•
развитие умения танцевать в группе;
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
•
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
•
распределение учебного материала по годам обучения;
•
описание дидактических единиц учебного предмета;
•
требования к уровню подготовки обучающихся;
•
формы и методы контроля, система оценок;
•
методическое обеспечение учебного процесса.
В
соответствии
с
данными
направлениями
строится
основной
раздел
программы
"Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
-
словесный (объяснение, разбор, анализ);
-
наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения;
-
-просмотр
видеоматериалов
с
выступлениями
выдающихся
танцевальных
коллективов, посещение концертов.
-
практический
(воспроизводящие
и
творческие
упражнения,
деление
целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей
организации целого);
-
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
4
-
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
создание
художественных
впечатлений);
-
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей,
возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей программы являются
наиболее
продуктивными
при
реализации
поставленных
целей
и
задач
учебного
предмета и основаны на проверенных методиках.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Танцевальные классы,
предназначенные для реализации учебного предмета «Народно- сценический танец»»,
оснащены музыкальными инструментами (пианино, баян, аккордеон) и
звукотехническим оборудованием (ноутбук, магнитофон). Установлены станки вдоль
двух стен, зеркала вдоль одной стены.
Имеется костюмерная с необходимым количеством костюмов для сценических
выступлений и раздевалки для обучающихся.
В
ДШИ
созданы
условия
для
содержания,
своевременного
обслуживания
и
ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных
залов, костюмерной.
II. Содержание учебного предмета
1.Сведения о затратах учебного времени,
предусмотренного на освоение
учебного предмета «Народно-сценический танец», на максимальную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
Вид учебной работы, учебной нагрузки
Год обучения (класс)
3
4
Максимальная нагрузка (в часах) за год
33
33
Продолжительность занятий в неделю
1
1
аудиторные занятия (в часах)
33
33
Общее
количество часов на аудиторные занятия
33
33
3.Требования по годам обучения
В содержание программы входят следующие виды учебной работы:
-
изучение учебной терминологии;
-
ознакомление с элементами и основными комбинациями русского народного
сценического танца;
5
-
ознакомление
с
рисунком
народно-сценического
танца
особенностей
взаимодействия с партнерами на сцене;
-
ознакомление со средствами создания образа в хореографии.
Первый год обучения (3 класс)
Экзерсис у станка
I.
Пять позиций ног.
II.Preparation к началу движения.
III.
Переводы ног из позиции в позицию.
IV.
Demi plies, grand pliés (полуприседания и полные приседания).
V. Battements tendus (выведение ноги на носок).
VI.
Battements tendus jetés (маленькие броски).
VII.
Подготовка к маленькому каблучному.
VIII.
Подготовка к «верёвочке»
IX.
Grands battements jetés (большие броски).
X. Relevé (подъем на полупальцы).
XI.
Port de bras.
XII.
Подготовка к полуприсядкам и присядкам.
XIII.
Прыжки с поджатыми ногами.
Экзерсис на середине зала
1. Русский поклон:
а) простой поясной на месте (1 полугодие),
б) простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди,
затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении (2 полугодие).
2. Основные положения и движения рук:
— ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченившись),
— руки скрещены на груди,
— одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой, указательный палец
которой упирается в щёку, — положения рук в парах:
а) держась за одну руку,
б) за две,
— положения рук в круге:
а) держась за руки,
— движения рук:
а) подчёркнутые раскрытия и закрытия рук,
б) раскрытия рук в сторону (ладонями наверх в 3 позицию),
в) взмахи с платочком,
г) хлопки в ладоши.
3. Русские ходы и элементы русского танца:
— простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах,
— переменный ход с фиксированием в воздухе ног поочерёдно в точке на 30-45
0
,
2
полугодие - на полупальцах - этот же ход,
— переменный ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу,
— переменный ход с plié на опорной ноге и вынесением работающей ноги на воздух
через 1 позицию ног,
6
— тройной шаг на полупальцах с ударом на четвёртый шаг всей стопой в пол,
— шаг с мазком каблуком и вынесением сокращённой стопы на воздух на 30-45
0
,
— комбинации из основных шагов.
4.
«Припадание»:
— по 1 прямой позиции, — вокруг себя по 1 прямой позиции (1 полугодие),
— 2 полугодие — по 5 позиции, — вокруг себя и в
сторону.
5.
Подготовка к «веревочке»:
— без полупальцев, без проскальзывания — 1 полугодие, — с полупальцами, с
проскальзыванием
— 2 полугодие, — «косичка» (в медленном темпе).
6.
Подготовка к «молоточкам»:
— по 1 прямой поз. с задержкой ноги сзади, 2 полугодие без
задержки.
7.
Подготовка к «моталочке»:
— по 1 прямой позиции — 1 полугодие с задержкой ноги сзади, впереди,
8.
«Гармошечка»:
— начальная раскладка с паузами в каждом положении — 1 полугодие,
— «лесенка», — «елочка»,
9.
«Ковырялочки»:
— простая, в пол — 1 полугодие,
— «ковырялочка» на 90
0
с активной работой корпуса и ноги — 2 полугодие,
10. Основы дробных выстукиваний:
— простой притоп, — двойной притоп, — в чередовании с приседанием и без него,
— подготовка к двойной дроби
— двойная дробь — 2 полугодие,
11. Хлопки и хлопушки для мальчиков:
— одинарные,— двойные, — тройные, — фиксирующие, — скользящие (в ладоши, по
бедру, по голенищу сапог).
12. Подготовка к присядкам и присядки:
—
подготовка
к
присядке
(плавное
и
резкое
опускание
вниз
по
1
прямой
и
1
позициям),
— подкачивание на приседании по 1 прямой и 1 позиции,
— «мячик» по 1 прямой и 1 позициям — 2 полугодие,
— подскоки на двух ногах,
— поочередные подскоки с подъемом согнутой ноги вперед,
— присядки на двух ногах,
Подготовка к вращениям на середине зала
- полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve,
- полуповороты по четвертям круга приемам шаг-retere,
- припадание
по
первой
прямой
позиции
по
схеме:
три
на
месте,
а
четвертое
в
повороте на 45
0
,
- подскоки по той же схеме,
Во втором полугодии вводится поворот на 90
0
во всех вращениях.
7
Подготовка к вращениям и вращения по диагонали класса:
- приемом шаг-retere по схеме 2 шага - retere на месте, 2 - в повороте на 90
0
, 5,
6, 7, 8 - шаги на месте;
15. Полуприсядки:
— простая с выносом ноги на каблук и работой рук в различных позициях и за голову,
— с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук,
— с выносом ноги на 45
0
,
16.– основные элементы:
белорусского, литовского, украинского народных танцев (по усмотрению
преподавателя);
Второй год обучения (4 класс)
Экзерсис у станка
XIV.
Пять позиций ног.
XV. Preparation к началу движения.
XVI.
Переводы ног из позиции в позицию.
XVII. Demi plies, grand pliés (полуприседания и полные приседания).
XVIII.
Battements tendus (выведение ноги на носок).
XIX.
Battements tendus jetés (маленькие броски).
XX. Rond de jambe par terrе (круг ногой по полу).
IX.
Подготовка к маленькому каблучному.
X.
Подготовка к «верёвочке», «верёвочка».
XI.
Дробные выстукивания (сочетание ритмических ударов).
XII.
Grands battements jetés (большие броски).
XIII.
Relevé (подъем на полупальцы).
XIV.
Port de bras.
XV.
Подготовка к «молоточкам».
XVI.
Подготовка к «моталочке».
XVII.
Подготовка к полуприсядкам и присядкам.
XVIII. Прыжки с поджатыми ногами.
Экзерсис на середине зала
3. Русский поклон:
а) простой поясной на месте (1 полугодие),
б) простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди,
затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении (2 полугодие).
4. Основные положения и движения рук:
— ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченившись),
— руки скрещены на груди,
— одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой, указательный палец
которой упирается в щёку, — положения рук в парах:
а) держась за одну руку,
б) за две,
в) под руку,
8
г) «воротца»,
— положения рук в круге:
а) держась за руки,
б) «корзиночка»,
в) «звёздочка»,
— движения рук:
а) подчёркнутые раскрытия и закрытия рук,
б) раскрытия рук в сторону (ладонями наверх в 3 позицию),
в) взмахи с платочком,
г) хлопки в ладоши.
3. Русские ходы и элементы русского танца:
— простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах,
— переменный ход с фиксированием в воздухе ног поочерёдно в точке на 30-45
0
,
2
полугодие - на полупальцах - этот же ход,
— переменный ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу,
— переменный ход с plié на опорной ноге и вынесением работающей ноги на воздух
через 1 позицию ног,
— тройной шаг на полупальцах с ударом на четвёртый шаг всей стопой в пол,
— шаг с мазком каблуком и вынесением сокращённой стопы на воздух на 30-45
0
,
— комбинации из основных шагов.
11. «Припадание»:
— по 1 прямой позиции, — вокруг себя по 1 прямой позиции (1 полугодие),
— 2 полугодие — по 5 позиции, — вокруг себя и в
сторону.
12. Подготовка к «веревочке»:
— без полупальцев, без проскальзывания — 1 полугодие, — с полупальцами, с
проскальзыванием
— 2 полугодие, — «косичка» (в медленном темпе).
13. Подготовка к «молоточкам»:
— по 1 прямой поз. с задержкой ноги сзади, 2 полугодие без
задержки.
14. Подготовка к «моталочке»:
— по 1 прямой позиции — 1 полугодие с задержкой ноги сзади, впереди,
— 2 полугодие — «моталочка» в «чистом» виде.
15. «Гармошечка»:
— начальная раскладка с паузами в каждом положении — 1 полугодие,
— «лесенка», — «елочка»,
— исполнение в «чистом» виде — 2 полугодие.
16. «Ковырялочки»:
— простая, в пол — 1 полугодие,
— простая, с броском ноги на 45
0
и небольшим отскоком на опорной ноге — 1
полугодие,
— «ковырялочка» на 90
0
с активной работой корпуса и ноги — 2 полугодие,
— в чередовании с одинарными, двойными и тройными притопами.
9
17. Основы дробных выстукиваний:
— простой притоп, — двойной притоп, — в чередовании с приседанием и без него,
—
в
чередовании
друг
с
другом,
двойными
и
тройными
хлопками
в
ладоши
(у
мальчиков с хлопушкой),
— подготовка к двойной дроби — «трилистник» —1 полугодие,
— двойная дробь — 2 полугодие,
— «трилистник» с двойным и тройным притопом — 2 полугодие,
— переборы каблучками ног,— переборы каблучками ног в чередовании с притопами
— 2 полугодие.
13. Хлопки и хлопушки для мальчиков:
— одинарные,— двойные, — тройные, — фиксирующие, — скользящие (в ладоши, по
бедру, по голенищу сапог).
14. Подготовка к присядкам и присядки:
—
подготовка
к
присядке
(плавное
и
резкое
опускание
вниз
по
1
прямой
и
1
позициям),
— подкачивание на приседании по 1 прямой и 1 позиции,
— «мячик» по 1 прямой и 1 позициям — 2 полугодие,
— подскоки на двух ногах,
— поочередные подскоки с подъемом согнутой ноги вперед,
— присядки на двух ногах,
— присядки с выносом ноги на каблук,
— присядки с выносом ноги в сторону на 45
0
— 2 полугодие.
Подготовка к вращениям на середине зала
- полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve,
- полуповороты по четвертям круга приемам шаг-retere,
- полуповороты по четвертям круга приемом plie-каблучки,
- припадание
по
первой
прямой
позиции
по
схеме:
три
на
месте,
а
четвертое
в
повороте на 45
0
,
- подскоки по той же схеме,
- «поджатые» прыжки по той же схеме, - подготовка к tours (мужское).
Во втором полугодии вводится поворот на 90
0
во всех вращениях.
Подготовка к вращениям и вращения по диагонали класса:
- приемом шаг-retere по схеме 2 шага - retere на месте, 2 - в повороте на 90
0
, 5,
6, 7, 8 - шаги на месте;
- к концу полугодия: 2 шага retere на месте, 2 - в повороте на 180
0
, 5, 6 – фиксация, 7, 8
– пауза;
- 2 полугодие – поворот на 4 шага - retere на 180
0
;
- подскоки – разучиваются по той же
схеме.
16. Полуприсядки:
— простая с выносом ноги на каблук и работой рук в различных позициях и за голову,
— с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук,
— с выносом ноги на 45
0
,
— с выносом ноги вперед, и ударом рукой по колену,
— с выходом на каблуки в широкую вторую позицию,
10
— с выходом на каблуки и разворотом корпуса в сторону,
— с выходом на каблуки, ноги раскрыты вперед-назад, — аналогично с
поворотом корпуса.
17.– Этюды на основе:
русского, белорусского, литовского, украинского танцев (по усмотрению
преподавателя);
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы
учебного
предмета
«Народно-сценический
танец»,
который
определяется
формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
-знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы;
-знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений народного танца в
соответствии с учебной программой;
-знание средств создания образа в хореографии;
-умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов
народных сценических танцев (по программе);
-умение распределять сценическую площадку, сохранять рисунок при исполнении
танца;
- умение понимать и исполнять указания преподавателя;
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы "Народно-сценический танец" включает
в себя текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:
контрольных
уроках,
просмотрах
к
ним
и
т.д.
Текущий
контроль
успеваемости
обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
Контрольные
уроки
и
зачёты
могут
проходить
в
виде
просмотров
концертных номеров.
Итоговая аттестация проводится в форме зачёта. По итогам зачёта выставляется
оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2. Критерии оценок
11
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
методиче ски
правильное
исполнение
у ч е б н о -
танцевальной
комбинации,
музыкально
грамотное
и
эмоционально-выразительное
исполнение
пройденного
материала
4 («хорошо»)
возможное
допущение
незначительных
ошибок
в
сложных
движениях,
исполнение
выразительное,
грамотное, музыкальное
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученные движения, слабая техническая
подготовка, малохудожественное исполнение,
невыразительное исполнение экзерсиса у станка, на
середине зала
2
(«неудовлетворительно»)
комплекс недостатков, являющийся следствием плохой
посещаемости
аудиторных
занятий
и
нежеланием
работать над собой
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
на данном этапе обучения.
Данная
система
оценки
качества
исполнения
является
основной.
Фонды
оценочных
средств
призваны
обеспечивать
оценку
качества
приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
•
оценка годовой работы ученика;
•
оценка на зачёте;
•
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и в конце учебного года.
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Педагог, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к
подбору материала увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности
материала
в
зависимости
от
состава
класса
и
конкретных
условий
работы,
руководствуясь вышеизложенными целями.
Не следует стремиться к прохождению
12
материала
в
полном
объеме
в
ущерб
правильности
исполнения
и
задачам
эстетического воспитания учащихся.
На начальном этапе, на “середине”, изучаются характерные для народного танца
позиции рук и ног, многочисленные положения рук в русском танце, осваивается
простейшая координация, а также удобные и понятные детям элементы танцев.
Следует избегать введения специфических особенностей народно-сценического
танца.
Например,
скошенная
на
ребро
стопа,
злоупотребление
“завернутыми”
положениями ног, резкие, неправильные для классики изломы корпуса, повороты
головы и т.д. могут быть правильно восприняты мышцами ученика и не принесут
пользы в народном танце, помешав в тоже время изучению классического.
При знакомстве с национальными особенностями, костюмом, разных народов не
следует навязывать детям “взрослую” манеру исполнения, заставлять его “наигрывать”
темперамент
и
утрировать
мимическую
игру.
Исполнение
всегда
должно
быть
естественным,
а
предлагаемый
материал
не
только
соответствовать
техническим
возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную психологию.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать
индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и
эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Урок по народно-сценическому танцу состоит из трех частей:
1.
Экзерсис у станка.
2.
Экзерсис на середине класса.
3.
Работа над этюдами, построенными на материале программных танцев.
VI. Список рекомендуемой учебной литературы
Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка. - Орел, Труд, 1999
1.
Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. –
Орел, «Труд», 1999,1 том; 2 том - Орел, 2004
2.
Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец. - М., 1976
3.
Климов А. Основы русского народного танца. - М.: Искусство, 1981
4.
Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967
5.
Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974
13