Напоминание

Консультация для воспитателей с практической частью "Развитие эмоциональной сферы детей в процессе художественно–эстетического развития"


Автор: Тончавина Евгения Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №10 "Солнышко"
Населённый пункт: город Мантурово Костромской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для воспитателей с практической частью "Развитие эмоциональной сферы детей в процессе художественно–эстетического развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ»»

(консультация + практическая часть)

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Эмоционально-волевая готовность детей к школе – часть психологической

готовности – состоит из развитой эмоциональной и волевой сферы, которые

неразрывны. Нельзя недооценивать развитие эмоциональной сферы. Почему?

Эмоционально-волевой компонент является одной из основных детерминант

готовности

дошкольника

к

школе

и

способствует

формированию

интеллектуального и мотивационного компонентов, обуславливает успешное

обучение в школе и минимизирует дезадаптацию ребенка к школе.

Отечественные

исследования

психологической

готовности

детей

к

школе, идущие своими корнями из трудов Льва Семеновича Выготского

(Эльконин Д.Б.Божович Л.И. и др.), дают основания считать, что начало

школьного

обучения

предполагает

необходимость

наличия

у

ребенка

высокого

уровня

произвольной

и

эмоционально-волевой

регуляции,

проявляющегося

в

умении

самостоятельно

приобретать

знания,

контролировать

свои

действия

и

поступки,

находить

способы

решения

трудных ситуаций, управлять своим поведением. По мнению исследователей,

у ребенка формируется эмоциональное предвосхищение, которое влияет на

результат его деятельности и помогает предвидеть свой результат, а также

различные реакции других людей на свои поступки.

Для формирования эмоционально-волевой готовности детей старшего

дошкольного

возраста

к

школьному

обучению

необходимо

специально

создавать благоприятные условия, способствующие развитию эмоционально-

волевой сферы, а также личности ребенка в целом. Причем деятельность эта

начинается

не

в

старшем

возрасте,

а

последовательно,

систематически

ведется с самого раннего детства. В связи с этим возникает проблема: какие

педагогические

условия

необходимо

создавать

для

детей,

чтобы

способствовать

успешному

формированию

у

них

эмоционально-волевой

готовности к обучению в школе?

Эмоционально-волевая

готовность

детей

формируется

и

развивается и в процессе совместной деятельности детей и

взрослых (включая НОД, и совместную деятельность в ходе

режимных моментов) более эффективно, если используется

личностно-ориентированная

модель

общения

педагога

с

ребенком и предоставляемая ребенку самостоятельность.

Основой для работы по формированию у детей эмоционально-

волевой

готовности

к

обучению

в

школе

должна

являться

игровая деятельность, игровые методы и приемы. Процесс

этот

должен

быть

целенаправленным,

планомерным,

обязательно держаться на контроле у педагогов и родителей.

Поскольку основную часть времени ребенок проводит с нами

в детском саду – именно мы и должны приложить все усилия

для развития его эмоциональной сферы, а это значит, что и

сами педагоги должны иметь развитую эмоциональную сферу.

Последнее

время

среди

практикующих

психологов

и

педагогов

большие

внимание

уделяется

нетрадиционным

методам

развития

личности

дошкольника.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ

ИСКУССТВА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Искусство позволяет ребенку не только переживать чувство прекрасного,

развивает в нем чувство цвета и пространства, но и может стимулировать

развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и

воля, которая и является объектом нашего подробного изучения.

Очень

важно

иметь

в

дошкольном

возрасте

развитие

таких

чувств,

как

чувство линии, пятна цвета, формы, пространства и т. д. В процессе развития

этих чувств проявляются новые ощущения восприятия, памяти, мышления,

эмоций,

воображения

и

воли,

способствующие

созданию

новых

художественных форм и возникновению стиля. В результате возникновения

нового образа, несуществующего раньше, возникает основа деятельности,

которая называется воображением.

Построение образов происходит на высоком уровне развития мышления, т. к.

наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного познания

действительности,

ребенок

освобождается

от

примитивной

формы

мышления.

Существует

несколько

методов

развития

психологической

активности

в

процессе приобщения детей к изобразительному искусству:

накопление знаний, эмоций и их выражение;

развитие чувства цвета и воображения;

развитие чувства пространства формы и логического мышления;

развитие памяти;

развитие воли;

Для осуществления метода накопления знаний, эмоций и их выражения, т.е.

достижения

конечного

результата,

необходим

ряд

последовательных

мероприятий (совместных) или упражнений.

В

то

же

время,

работая

во

время

изобразительной

деятельности

над

постановкой руки, детям можно задать выполнить множество повторяющихся

штрихов,

окружностей

и

т.

д.

Необходимо

отметить,

что

происходит

значительная затрата волевых усилий, чтобы добиться плавного перехода

одной линии к другой, светлой краски к темной и т. д.

Это приучает детей к мысли, что легко ничего не дается, и для достижения

конечного результата необходимо трудиться, и трудиться самостоятельно. А

понимание этого является одним из важнейших характеристик воли.

Развитие детской воли, начинается с примитивных, произвольных движений

и,

заканчивая

сложными

волевыми

действиями,

протекает

в

непосредственной зависимости от коллективной деятельности ребенка.

Изобразительная

деятельность

дошкольников

эмоционально

насыщенная,

результативная,

выполняемая

с

помощью

я р к и х ,

привлекательных

материалов,

располагает

большими

возможностями

в

обогащении духовного мира ребенка, способствует развитию его творческих

способностей.

Накопление

знаний

и

развитие

природных

задатков

происходит

к

старшему дошкольному возрасту. Этому благоприятствуют такие факторы

как повышенная восприимчивость, чувственно-образный характер детского

мышления,

игровое

отношение

ко

всему,

с

чем

ребенку

приходится

сталкиваться

в

окружающей

действительности.

Детский

возраст

характеризуется большой реактивностью, чувственностью ко всему яркому,

новому, необычному, что, так или иначе, вызывает у детей эмоциональный

отклик. Эмоции служат для ребенка своеобразной опорой, необходимой для

запечатления того или иного материала.

Главную роль в проявлении творческих способностей играет система

образования.

Но,

к

сожалению,

обучение

в

детских

садах

часто

носит

репродуктивный характер: ребенок больше узнает, чем творит. Кроме этого,

качество проведения НОД по

изобразительной деятельности зачастую не

способствует проявлению творчества у ребят.

Для нас ребенок должен быть

активным

субъектом

творческой

деятельности, который свободно общается с искусством, осваивает термины

и понятия, связанные с ним, расширяет границы своей деятельности по

собственной инициативе и желанию.

Ориентация

на

личность

ребенка,

проявление

внимания

к

его

внутреннему миру, забота о его индивидуальных творческих способностях,

также является непременным условием развития творческой личности.

Широкое

предо ст авление

ребенку

возможно сти

т в о р и т ь

самостоятельно,

соответствующая

организация

педагогического

процесса,

способствующая

накоплению

впечатлений,

эмоций,

опыта,

нравственно

направленное

и

эстетически

развивающее

содержание

деятельности

дошкольников,

последующее

использование

результатов

детской

художественной деятельности в воспитании и обучении детей – необходимые

условия формирования художественно-творческой деятельности.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Е.А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество

мы

понимаем

как

сознательное

отражение

ребенком

окружающей

действительности

в

рисунке,

отражение,

которое

построено

на

работе

воображения,

на

отображении

своих

наблюдений,

а

также

впечатлений,

полученных им через слово, картину и другие виды искусств. Ребенок не

пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным

опытом, отношением к изображаемому».

Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту

окружающего мира через восприятие красоты природы.

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим

его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает

в

себе

огромный

потенциал

всестороннего

развития

личности.

Природа

пробуждает любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует

сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного.

Воздействуя

на

эмоции

ребенка

своими

качествами

совершенством формы, разнообразным и изменчивым колоритом, природа

вызывает эстетические чувства, восхищения. Это способствует появлению и

проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.

Взаимосвязь

образовательной

области

«Художественное

творчество»

(изобразительной

деятельности)

и

других

образовательных

областей (например «Познание» (ознакомление детей с природой) обогащает

как знания о мире, так и изобразительное творчество маленького художника.

Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению,

уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях.

А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее

и

сложное

воздействие

на

ребенка.

Мы

видели,

что

в

творческой

деятельности

взрослых

принимают

участие

ум

(знание,

мышление,

воображение),

характер

(смелость,

настойчивость),

чувство

(любовь

к

красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны

воспитывать

и

у

ребенка

для

того,

чтобы

успешнее

развивать

в

нем

творчество.

Обогатить

ум

ребенка

разнообразными

представлениями,

некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей.

Научить

их

внимательно

присматривать,

быть

наблюдательным

значит

сделать их представление ясными, более полными. Это поможет детям ярче

воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Искусство передает окружающую действительность (в том числе

и природу) в образах и тем самым преобразует ее. Но природу необходимо

познавать. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, - это

прежде

всего

мир

природы

с

безграничным

богатством

явлений,

с

неисчерпаемой

красотой.

Здесь,

в

природе,

вечный

источник

детского

разума».

Процесс

познания

осуществляется

в

ходе

повседневного

восприятия

детьми

объектов

и

явлений

природы,

систематических

наблюдений.

Взаимосвязь

изобразительной

деятельности

детей

и

ознакомление с явлениями и объектами природы имеют две стороны: первая

– приобретение ребенком знаний на основе восприятия объектов и явлений

природы,

формирование

представлений

о

них;

вторая

влияние

изобразительной

деятельности,

в

процессе

которой

дети

изображают

предметы и объекты природы, на развитие, углубление и уточнение знаний

ребенка

о

ней,

формирование

его

представлений,

развитие

его

эмоциональной сферы.

Красота

любого

природного

явления

вызывает

восторженный

отклик в душе ребенка, развивает эстетические чувства.

Раннее

и

дошкольное

детство

это

время,

когда

эмоции

господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют

все остальные психические процессы. Вступая в контакт со взрослыми и

сверстниками

в

различных

видах,

дети

испытывают

определенные

эмоциональные

состояния.

Эмоции

ребенка

дошкольного

возраста

проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными

объектами,

предметами

ближайшего

окружения.

Чем

ярче

и

полнее

восприятие

окружающего

мира,

тем

больше

чувств

вызывает

оно,

тем

сильнее желание поделиться своими впечатлениями.

Подчеркивая значение эмоционального опыта в жизни человека,

К.Д. Ушинский писал: «Ничто: ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши –

не выражают так ясно и верно нас самых и наши отношение к миру, как наши

чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не определенного

решения, а всего содержания души нашей и ее сторон. В мыслях наших мы

можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы

такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».

Изобразительная

деятельно сть

очень

интере сна

д л я

дошкольников, потому что удовлетворяет его желание действовать вообще и

продуктивно

в

частности,

а

также

потребность

отражать

полученные

впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному,

пережитому.

В заключение хочу напомнить: нельзя игнорировать тот факт, что стиль

педагогического общения и развитие эмоциональной сферы дошкольника

взаимосвязаны.

Можно

с

уверенностью

сказать,

что

через

общение

в

педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная

система

воспитательных

взаимоотношений,

которая

способствует

эффективности развития эмоциональной сферы, через нее – воображения и

других

процессов,

а

в

конечном

итоге

и

высокий

уровень

одной

из

детерминант

готовности

ребенка

к

обучению

в

школе

эмоционально-

волевой.

Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный

комфорт,

волевое

поведение

ребенка,

психологический,

стабильно-

положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное

общение,

показателями

чего

являются:

жизнерадостное,

активное,

эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в

будущем к школьному учреждению и высокий уровень волевой готовности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

1.

Творческое рисование.

Каждой

паре

раздать

листы

бумаги

и

средства

рисования,

предлагается сделать рисунки:

- Обвести свою руку и превратить ее в предмет, не похожий на руку.

- На листе нарисован контур стопы ребенка, во что его можно

превратить?

- На листе нарисовано существо, похожее на медузу. Это опасный

инопланетянин. Как его отправить обратно, чтобы он не причинил

вреда нашей планете?

-

Нарисовать

волшебное

животное,

какого

нет

в

природе

оттолкнувшись от данного изображения.

Каждая

пара

делает

презентацию

своего

рисунка

(для

детской

аудитории),

используя

средства

эмоциональной

выразительности

(мимика,

жесты,

интонационная

выразительность

речи).(сначала

отвечают в парах участники №1, потом №2 и т.д.).

2.

Все участники разбиваются на пары. Им предлагается лист бумаги

на

двоих

и

тема

рисунка.

Лист

перегибается

пополам,

и

они

совместно создают картину, каждый на своей половинке, не забывая

о том, что картина должна представлять единое целое. Презентация

картины.

Затем

рассказать,

что

они

испытывали

при

таком

сотворчестве.



В раздел образования