Автор: Тончавина Евгения Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №10 "Солнышко"
Населённый пункт: город Мантурово Костромской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для воспитателей с практической частью "Развитие эмоциональной сферы детей в процессе художественно–эстетического развития"
Раздел: дошкольное образование
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ»»
(консультация + практическая часть)
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Эмоционально-волевая готовность детей к школе – часть психологической
готовности – состоит из развитой эмоциональной и волевой сферы, которые
неразрывны. Нельзя недооценивать развитие эмоциональной сферы. Почему?
Эмоционально-волевой компонент является одной из основных детерминант
готовности
дошкольника
к
школе
и
способствует
формированию
интеллектуального и мотивационного компонентов, обуславливает успешное
обучение в школе и минимизирует дезадаптацию ребенка к школе.
Отечественные
исследования
психологической
готовности
детей
к
школе, идущие своими корнями из трудов Льва Семеновича Выготского
(Эльконин Д.Б.Божович Л.И. и др.), дают основания считать, что начало
школьного
обучения
предполагает
необходимость
наличия
у
ребенка
высокого
уровня
произвольной
и
эмоционально-волевой
регуляции,
проявляющегося
в
умении
самостоятельно
приобретать
знания,
контролировать
свои
действия
и
поступки,
находить
способы
решения
трудных ситуаций, управлять своим поведением. По мнению исследователей,
у ребенка формируется эмоциональное предвосхищение, которое влияет на
результат его деятельности и помогает предвидеть свой результат, а также
различные реакции других людей на свои поступки.
Для формирования эмоционально-волевой готовности детей старшего
дошкольного
возраста
к
школьному
обучению
необходимо
специально
создавать благоприятные условия, способствующие развитию эмоционально-
волевой сферы, а также личности ребенка в целом. Причем деятельность эта
начинается
не
в
старшем
возрасте,
а
последовательно,
систематически
ведется с самого раннего детства. В связи с этим возникает проблема: какие
педагогические
условия
необходимо
создавать
для
детей,
чтобы
способствовать
успешному
формированию
у
них
эмоционально-волевой
готовности к обучению в школе?
Эмоционально-волевая
готовность
детей
формируется
и
развивается и в процессе совместной деятельности детей и
взрослых (включая НОД, и совместную деятельность в ходе
режимных моментов) более эффективно, если используется
личностно-ориентированная
модель
общения
педагога
с
ребенком и предоставляемая ребенку самостоятельность.
Основой для работы по формированию у детей эмоционально-
волевой
готовности
к
обучению
в
школе
должна
являться
игровая деятельность, игровые методы и приемы. Процесс
этот
должен
быть
целенаправленным,
планомерным,
обязательно держаться на контроле у педагогов и родителей.
Поскольку основную часть времени ребенок проводит с нами
в детском саду – именно мы и должны приложить все усилия
для развития его эмоциональной сферы, а это значит, что и
сами педагоги должны иметь развитую эмоциональную сферу.
Последнее
время
среди
практикующих
психологов
и
педагогов
большие
внимание
уделяется
нетрадиционным
методам
развития
личности
дошкольника.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ
ИСКУССТВА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Искусство позволяет ребенку не только переживать чувство прекрасного,
развивает в нем чувство цвета и пространства, но и может стимулировать
развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и
воля, которая и является объектом нашего подробного изучения.
Очень
важно
иметь
в
дошкольном
возрасте
развитие
таких
чувств,
как
чувство линии, пятна цвета, формы, пространства и т. д. В процессе развития
этих чувств проявляются новые ощущения восприятия, памяти, мышления,
эмоций,
воображения
и
воли,
способствующие
созданию
новых
художественных форм и возникновению стиля. В результате возникновения
нового образа, несуществующего раньше, возникает основа деятельности,
которая называется воображением.
Построение образов происходит на высоком уровне развития мышления, т. к.
наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного познания
действительности,
ребенок
освобождается
от
примитивной
формы
мышления.
Существует
несколько
методов
развития
психологической
активности
в
процессе приобщения детей к изобразительному искусству:
•
накопление знаний, эмоций и их выражение;
•
развитие чувства цвета и воображения;
•
развитие чувства пространства формы и логического мышления;
•
развитие памяти;
•
развитие воли;
Для осуществления метода накопления знаний, эмоций и их выражения, т.е.
достижения
конечного
результата,
необходим
ряд
последовательных
мероприятий (совместных) или упражнений.
В
то
же
время,
работая
во
время
изобразительной
деятельности
над
постановкой руки, детям можно задать выполнить множество повторяющихся
штрихов,
окружностей
и
т.
д.
Необходимо
отметить,
что
происходит
значительная затрата волевых усилий, чтобы добиться плавного перехода
одной линии к другой, светлой краски к темной и т. д.
Это приучает детей к мысли, что легко ничего не дается, и для достижения
конечного результата необходимо трудиться, и трудиться самостоятельно. А
понимание этого является одним из важнейших характеристик воли.
Развитие детской воли, начинается с примитивных, произвольных движений
и,
заканчивая
сложными
волевыми
действиями,
протекает
в
непосредственной зависимости от коллективной деятельности ребенка.
Изобразительная
деятельность
дошкольников
–
эмоционально
насыщенная,
результативная,
выполняемая
с
помощью
я р к и х ,
привлекательных
материалов,
располагает
большими
возможностями
в
обогащении духовного мира ребенка, способствует развитию его творческих
способностей.
Накопление
знаний
и
развитие
природных
задатков
происходит
к
старшему дошкольному возрасту. Этому благоприятствуют такие факторы
как повышенная восприимчивость, чувственно-образный характер детского
мышления,
игровое
отношение
ко
всему,
с
чем
ребенку
приходится
сталкиваться
в
окружающей
действительности.
Детский
возраст
характеризуется большой реактивностью, чувственностью ко всему яркому,
новому, необычному, что, так или иначе, вызывает у детей эмоциональный
отклик. Эмоции служат для ребенка своеобразной опорой, необходимой для
запечатления того или иного материала.
Главную роль в проявлении творческих способностей играет система
образования.
Но,
к
сожалению,
обучение
в
детских
садах
часто
носит
репродуктивный характер: ребенок больше узнает, чем творит. Кроме этого,
качество проведения НОД по
изобразительной деятельности зачастую не
способствует проявлению творчества у ребят.
Для нас ребенок должен быть
активным
субъектом
творческой
деятельности, который свободно общается с искусством, осваивает термины
и понятия, связанные с ним, расширяет границы своей деятельности по
собственной инициативе и желанию.
Ориентация
на
личность
ребенка,
проявление
внимания
к
его
внутреннему миру, забота о его индивидуальных творческих способностях,
также является непременным условием развития творческой личности.
Широкое
предо ст авление
ребенку
возможно сти
т в о р и т ь
самостоятельно,
соответствующая
организация
педагогического
процесса,
способствующая
накоплению
впечатлений,
эмоций,
опыта,
нравственно
направленное
и
эстетически
развивающее
содержание
деятельности
дошкольников,
последующее
использование
результатов
детской
художественной деятельности в воспитании и обучении детей – необходимые
условия формирования художественно-творческой деятельности.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Е.А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество
мы
понимаем
как
сознательное
отражение
ребенком
окружающей
действительности
в
рисунке,
отражение,
которое
построено
на
работе
воображения,
на
отображении
своих
наблюдений,
а
также
впечатлений,
полученных им через слово, картину и другие виды искусств. Ребенок не
пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным
опытом, отношением к изображаемому».
Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту
окружающего мира через восприятие красоты природы.
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим
его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает
в
себе
огромный
потенциал
всестороннего
развития
личности.
Природа
пробуждает любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует
сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного.
Воздействуя
на
эмоции
ребенка
своими
качествами
–
совершенством формы, разнообразным и изменчивым колоритом, природа
вызывает эстетические чувства, восхищения. Это способствует появлению и
проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.
Взаимосвязь
образовательной
области
«Художественное
творчество»
(изобразительной
деятельности)
и
других
образовательных
областей (например «Познание» (ознакомление детей с природой) обогащает
как знания о мире, так и изобразительное творчество маленького художника.
Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению,
уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях.
А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее
и
сложное
воздействие
на
ребенка.
Мы
видели,
что
в
творческой
деятельности
взрослых
принимают
участие
ум
(знание,
мышление,
воображение),
характер
(смелость,
настойчивость),
чувство
(любовь
к
красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны
воспитывать
и
у
ребенка
для
того,
чтобы
успешнее
развивать
в
нем
творчество.
Обогатить
ум
ребенка
разнообразными
представлениями,
некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей.
Научить
их
внимательно
присматривать,
быть
наблюдательным
–
значит
сделать их представление ясными, более полными. Это поможет детям ярче
воспроизводить в своем творчестве виденное ими.
Искусство передает окружающую действительность (в том числе
и природу) в образах и тем самым преобразует ее. Но природу необходимо
познавать. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, - это
прежде
всего
мир
природы
с
безграничным
богатством
явлений,
с
неисчерпаемой
красотой.
Здесь,
в
природе,
вечный
источник
детского
разума».
Процесс
познания
осуществляется
в
ходе
повседневного
восприятия
детьми
объектов
и
явлений
природы,
систематических
наблюдений.
Взаимосвязь
изобразительной
деятельности
детей
и
ознакомление с явлениями и объектами природы имеют две стороны: первая
– приобретение ребенком знаний на основе восприятия объектов и явлений
природы,
формирование
представлений
о
них;
вторая
–
влияние
изобразительной
деятельности,
в
процессе
которой
дети
изображают
предметы и объекты природы, на развитие, углубление и уточнение знаний
ребенка
о
ней,
формирование
его
представлений,
развитие
его
эмоциональной сферы.
Красота
любого
природного
явления
вызывает
восторженный
отклик в душе ребенка, развивает эстетические чувства.
Раннее
и
дошкольное
детство
–
это
время,
когда
эмоции
господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют
все остальные психические процессы. Вступая в контакт со взрослыми и
сверстниками
в
различных
видах,
дети
испытывают
определенные
эмоциональные
состояния.
Эмоции
ребенка
дошкольного
возраста
проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными
объектами,
предметами
ближайшего
окружения.
Чем
ярче
и
полнее
восприятие
окружающего
мира,
тем
больше
чувств
вызывает
оно,
тем
сильнее желание поделиться своими впечатлениями.
Подчеркивая значение эмоционального опыта в жизни человека,
К.Д. Ушинский писал: «Ничто: ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши –
не выражают так ясно и верно нас самых и наши отношение к миру, как наши
чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не определенного
решения, а всего содержания души нашей и ее сторон. В мыслях наших мы
можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы
такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».
Изобразительная
деятельно сть
очень
интере сна
д л я
дошкольников, потому что удовлетворяет его желание действовать вообще и
продуктивно
–
в
частности,
а
также
потребность
отражать
полученные
впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному,
пережитому.
В заключение хочу напомнить: нельзя игнорировать тот факт, что стиль
педагогического общения и развитие эмоциональной сферы дошкольника
взаимосвязаны.
Можно
с
уверенностью
сказать,
что
через
общение
в
педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная
система
воспитательных
взаимоотношений,
которая
способствует
эффективности развития эмоциональной сферы, через нее – воображения и
других
процессов,
а
в
конечном
итоге
и
высокий
уровень
одной
из
детерминант
готовности
ребенка
к
обучению
в
школе
–
эмоционально-
волевой.
Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный
комфорт,
волевое
поведение
ребенка,
психологический,
стабильно-
положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное
общение,
показателями
чего
являются:
жизнерадостное,
активное,
эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в
будущем к школьному учреждению и высокий уровень волевой готовности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1.
Творческое рисование.
Каждой
паре
раздать
листы
бумаги
и
средства
рисования,
предлагается сделать рисунки:
- Обвести свою руку и превратить ее в предмет, не похожий на руку.
- На листе нарисован контур стопы ребенка, во что его можно
превратить?
- На листе нарисовано существо, похожее на медузу. Это опасный
инопланетянин. Как его отправить обратно, чтобы он не причинил
вреда нашей планете?
-
Нарисовать
волшебное
животное,
какого
нет
в
природе
оттолкнувшись от данного изображения.
Каждая
пара
делает
презентацию
своего
рисунка
(для
детской
аудитории),
используя
средства
эмоциональной
выразительности
(мимика,
жесты,
интонационная
выразительность
речи).(сначала
отвечают в парах участники №1, потом №2 и т.д.).
2.
Все участники разбиваются на пары. Им предлагается лист бумаги
на
двоих
и
тема
рисунка.
Лист
перегибается
пополам,
и
они
совместно создают картину, каждый на своей половинке, не забывая
о том, что картина должна представлять единое целое. Презентация
картины.
Затем
рассказать,
что
они
испытывали
при
таком
сотворчестве.