Автор: Газаева Аминат Хизировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Гимназия № 14" им.Э.К.Кудашева
Населённый пункт: КБР, г.о.Нальчик
Наименование материала: Рабочая программа и КТП по Обучению грамоте, 1 класс
Тема: Рабочая программа и КТП по Обучению грамоте, 1 класс
Раздел: начальное образование
1.
Планируемые результаты изучения курса Обучения грамоте,
1 класс
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на ми в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур, религий.
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
4. Развитие доброжелательности и эмоционально -нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления.
2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации,
передач интерпретации информации.
3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами:
осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
5. Готовность слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимания учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство
человеческого общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей
культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) правил речевого этикета.
5. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение
орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.
Владение умением проверять написанное.
6. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике,
лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи.
2.
Содержание учебного курса
Начальным этапом изучения литературного чтения в первом классе является курс «Обучение грамоте». Содержание
обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения.
Обучение чтению идет параллельно с обучением письму с учетом принципа координации устной и письменной речи.
Учащиеся планомерно овладевают навыкамичтения,через расширение кругозора детей, развитие речевых умений,
обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-
орфографической пропедевтики.
Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке» раскрывается в следующем:
построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в
«Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;
одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;
использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.
Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического
метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит
воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень
сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки,
устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и
читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами
чтения предложений и связных текстов.
Добукварныйпериод–(15 ч) является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание
направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое
внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика,
особенно слушания иговорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к
требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной
функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы
(фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении,
развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и
слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на
слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и
букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и
согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.
Содержание букварного периода (43 ч) охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений;
последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука;
знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в
непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения:
орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и
слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов,
предложений, небольших текстов.
Послебукварный(заключительный) 6 ч — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте
осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и
совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений,
текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности,
прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и
грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих
способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность
по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте
знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Планирование по Обучению грамоте и письму
1 класс
№
Чтение
Кол-во
часов
Дата
по
плану
Дата
по
факту
№
Письмо
Кол-во
часов
Дата
по
плану
Дата
по
факту
I четверть (16 часов)
I четверть (32 часа)
1.
«Азбука» — первая
учебная книга
1
с 4.09.
по 8.09
1.
Пропись — первая учебная тетрадь.
Пропись №1
с.3-6
1
с 4.09.
по 8.09
2.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя
линии рабочей строки.
1
с. 7-8
2.
Речь устная и
письменная.
Предложение.
1
3.
Письмо
овалов
и
полуовалов.
Подготовка
руки
к
письму.
Правила
посадки при письме.
с.9-10
1
4.
Рисование
бордюров.
Подготовка
руки к письму.
с.11-13
1
3.
С л о в о
и
предложение.
1
с 11.09.
по
15.09
5.
Письмо длинных прямых
наклонных линий. Освоение правил
правильной посадки при письме. с.14-
17.
1
с 11.09.
по
15.09
6.
Письмо наклонной длинной линии с
закруглением внизу (влево). Письмо
короткой
наклонной
линии
с
закруглением
внизу
( в п р а во ) .
Соблюдение
правил
правильной
посадки при письме.
с.18-20
1
4.
Слог.
Ударение.
1
7.
П и с ь м о
ов а л ов
б о л ь ш и х
и
маленьких, их чередование. Письмо
коротких наклонных линий.
с.21-22
1
8.
Письмо
коротких
и
длинных
наклонных линий, их чередование.
Письмо
коротких
и
длинных
наклонных
линий
с
закруглением
1
влево и вправо.
с.23-27
5.
Звуки в
окружающем мире
и в речи.
Звуки в словах.
Слог-слияние.
1
с 18.09.
по
22.09.
9-
10
Письмо наклонных линий с петлёй
вверху и внизу. с.28-30
П и с ь м о
п о л у о в а л о в ,
и х
чередование. Письмо овалов.
с.31-32
2
с 18.09.
по
22.09.
6.
Гласный звук [а],
буквы А, а.
1
11-
12
Строчная и заглавная буквы
А, а.
Пропись №2 с.3-4
2
7.
Гласный звук [о],
буквы О, о.
1
с 25.09.
по
29.09.
13-
14
Строчная и заглавная буквы
О, о. Сравнение строчной и заглавной
букв. с.5-6
2
с 25.09.
по
29.09.
8.
Гласный звук [и],
буквы И, и.
1
15-
16
Строчная и заглавная буквы и, И.
Сравнение
печатной
и
письменной
букв и. с.7-8
2
9.
Гласный
звук [ы],
буква ы.
1
со 2.10.
по
6.10.
17-
18
Строчная буква ы.
Сравнение
печатной
и
письменной
букв. с.9-10
2
со 2.10.
по
6.10.
10.
Гласный звук [у],
буквы У, у.
1
19-
20
Строчная и заглавная буквы
У, у. Сравнение строчной и заглавной
букв. с.11-13
2
11.
Согласные
звуки
[н],
[н’],
буквы Н,
1
с 9.10.
по
21-
22
Строчная
и
заглавная
буквы Н, н.
Сравнение строчной и заглавной букв.
2
с 9.10.
по
н.
13.10.
с. 14-15
13.10.
12.
Согласные
звуки
[с], [с’],
буквы С, с.
1
23-
24
Строчная и заглавная буквы
С, с.Сравнение строчной и заглавной
букв. с.16-17
2
13.
Согласные звуки
[к], [к’],
буквы К, к.
1
с 16.10.
по
20.10.
25-
26
Строчная и заглавная буквы К, к.
Сравнение строчной и заглавной.
с.18-19
2
с 16.10.
по
20.10.
14.
Согласные
звуки
[т], [т
],
буквы Т, т.
1
27-
28
Строчная и заглавная буквы Т, т.
с.20-22
2
15.
Согласные
звуки
[л], [л
],
буквы Л, л.
1
с 23.10.
по
27.10.
29-
30
Строчная и заглавная буквы Л, л.
с. 23-25
2
с 23.10.
по
27.10.
16.
Согласные
звуки
[р], [р’],
буквы Р, р.
1
31-
32
Строчная
буква р. Заглавная буква
Р.
Сравнение
строчной
и
заглавной
букв. с.26-27
II четверть (16 часов)
II четверть (32 часа)
17.
Согласные
звуки
[в], [в’],
буквы В, в.
1
с 6.11.
по
10.11.
33-
34
Строчная и заглавная буквы
В, в. Сравнение строчной и заглавной
букв. с. 28-30
2
с 6.11.
по
10.11.
18.
Гласные
буквы Е,
1
35-
Строчная и заглавная буквы
2
е.
36
Е, е. с. 31-32
19.
Согласные
звуки
[п], [п’],
буквы П, п.
1
с 13.11.
по
17.11.
37-
38
Строчная и заглавная буквы П, п.
Пропись №3
с.3-5
с 13.11.
по
17.11.
20.
Согласные звуки
[м],[м’],
буквы М, м.
1
39-
40
Строчная
и
заглавная
буквы М,
м.Сравнение
строчной
и
заглавной
букв. с. 6-8
2
21.
Согласные
звуки
[з], [з’],
буквы З, з.
Сопоставление
слогов
и
слов
с
буквами з и с.
1
с 20.11.
по
24.11.
41-
42
Строчная буква з. Заглавная буква
З. Сравнение строчной и заглавной
букв. Письмо слов с изученными
буквами.
с. 9-11
2
с 20.11.
по
24.11.
22.
Согласные
звуки
[б], [б’],
буквы Б, б.
Сопоставление
слогов
и
слов
с
буквами б и п.
1
43-
44
Строчная и заглавная буквы
Б, б. Сравнение строчной и заглавной
букв.
Письмо
слов
с
изученными
буквами.
с. 12-15
2
23.
Согласные
звуки
[д], [д’],
буквы Д, д.
Сопоставление
слогов
и
слов
с
буквами д и т.
1
с 27.11.
по
1.12.
45-
46
Строчная
и
заглавная
буквы Д, д.
Сравнение строчной и заглавной букв.
с. 16-19
2
с 27.11.
по
1.12.
24.
Гласные
буквы Я,
1
47-
Строчная я. Заглавная буква Я.
2
я.
48
с.20-23
25.
Согласные
звуки
[г], [г’],
буквы Г, г.
Сопоставление
слогов
и
слов
с
буквами г и к.
1
с 4.12.
по
8.12.
49-
50
Строчная и заглавная буквы
Г, г. Сравнение строчной и заглавной
букв.
Повторение написания букв Я, г, Г.
с. 24-26
2
с 4.12.
по
8.12.
26.
Мягкий согласный
звук [ч’], буквы Ч,
ч.
1
51-
52
Строчная и заглавная буква ч, Ч.
Письмо слов с сочетаниями ча, чу.
с. 27-29
2
27.
Б
у
к
в
а ь
показатель
мягкости
предшествующих
согласных звуков.
1
с 11.12.
по
15.12.
53.
Написание буквы ь.
с. 30-32
1
с 11.12.
по
15.12.
28.
Твёрдый
согласный звук [ш],
буквы Ш, ш.
Сочетание ши.
1
54-
55
Строчная и заглавная буквы Ш, ш.
(пропись № 4, стр. 5).Письмо слогов
и слов с изученными буквами.
Сопоставление букв и, ш, И, Ш.
Пропись №4
с.3-5
2
29.
Твёрдый
согласный звук
[ж], буквы Ж, ж.
Сопоставление
звуков [ж] и [ш].
1
с 18.12.
по
22.12.
56-
57
Строчная и заглавная буквы Ж, ж.
Сочетание жи. Письмо слов и
предложений с этим сочетанием.
с. 6-9
2
с 18.12.
по
22.12.
30.
Гласные
буквы Ё,
ё.
1
58-
59
Строчная буква ё.
Заглавная буква Ё.
Повторение написания букв Ж, ж, ё,
Ё. с. 10-12
2
60.
Письмо слов под диктовку с
изученными буквами.
1
31.
Звук [j’], буквы Й,
й.
1
с 25.12.
по
28.12.
61-
62.
Строчная и заглавная буквы Й, й
с. 13-14
2
с 25.12.
по
28.12.
32.
Согласные
звуки
[х], [х’],
буквы Х, х.
1
63-
64.
Строчная и заглавная буквы
Х, х.
с. 15-18
2
III четверть (8 часов)
III четверть (16 часов)
33.
Гласные буквы Ю,
ю
1
с 11.01.
по
19.01.
65-
66.
Строчная и заглавная буквы
Ю, ю. с. 19-21
2
с 11.01.
по
19.01.
34.
Твёрдый
согласный звук [ц],
буквы Ц, ц.
1
67-
68.
Строчная и заглавная буквы
Ц, ц. с. 22-24
2
35.
Гласный звук [э],
буквы Э, э.
1
с 22.01.
по
26.01.
69-
70.
Строчная и заглавная буквы
Э, э. с. 25-26
2
с 22.01.
по
26.01.
36.
Мягкий глухой
согласный звук
1
71-
72.
Строчная буква щ. Заглавная буква
Щ. Сравнение печатной и письменной
2
[щ’].
Буквы Щ, щ.
букв.
с.27-29
37.
Согласные звуки
[ф], [ф’],
буквы Ф, ф
1
с 29.01.
по
2.02.
73-
74.
Строчная и заглавная буквы Ф, ф.
с. 30-31
2
с 29.01.
по
2.02.
38.
Мягкий и твёрдый
разделительные
знаки.
Алфавит
1
75-
76.
Строчные
буквы ь,
ъ.
Сравнение
печатной и письменной букв
Письмо слов с ь и ъ знаками
Письмо слов
и предложений с изученными
буквами. с. 32
2
39.
Как хорошо уметь
читать.
Е. Чарушин. «Как
мальчик Женя
научился говорить
букву «р». Герои
произведения.
Чтение по ролям.
1
с 5.02.
по
9.02.
77.
Списывание текста
Оформление предложений в тексте
Работа в тетради в косую линию по
письму
с 5.02.
по
9.02.
40.
К. Ушинский.
Одна у человека
мать; одна и
родина.
В. Крупин. Первый
букварь. Поиск
информации в
тексте и на основе
1
78.
З а г л а в н а я
б у к в а
в
и м е н а х
собственных
1
иллюстрации.
Знакомство со
старинной азбукой.
Создание азбуки.
А.С.Пушкин
Сказки.
Выставка книг
41.
Л.Н. Толстой и К.Д
Ушинский.
Рассказы для
детей.
Нравственный
смысл поступка
К.И. Чуковский.
Телефон.
Инсценирование
стихотворения.
Путаница.
Небылица
Выставка книг К.
Чуковского для
детей
В.В. Бианки.
Первая охота.
Самостоятельное
озаглавливание
текста рассказа.
С.Я. Маршак.
1
с 12.02.
по
16.02.
79.
Правописание ЖИ-ШИ
Правописание ЧА-ЩА
Правописание ЧУ-ЩУ
Правописание ЧН-ЧК
1
Угомон. Дважды
два.
Приёмы
заучивания
стихотворений
наизусть
42.
М.М. Пришвин.
«Предмайское
утро». Знакомство
с текстом
описанием.
Дополнение
текста —
описания «Глоток
молока». Герой
рассказа. Рассказ о
герое рассказа
Стихи
А. Барто,
Б.Заходера,
В.Берестова,
С. Михалкова
1
80.
Письмо слов с ь.
Знать буквы и звуки, уметь
обозначать звук.
Закрепление и обобщение
изученного.
1