Напоминание

Художественное воспитание школьников в процессе хореографической деятельности


Автор: Злыгостьева Елена Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР "Парус"
Населённый пункт: г. о. Самара
Наименование материала: Итоговая аттестационная работа
Тема: Художественное воспитание школьников в процессе хореографической деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Курсы профессиональной переподготовки по направлению:

«Педагогическая деятельность в дополнительном образовании

детей и взрослых»

Итоговая аттестационная работа

Художественное воспитание школьников в процессе хореографической

деятельности

Работа защищена:

«____»______________ 2018 г.

__________________________

(подпись руководителя)

выполнил(а):

Злыгостьева Елена Анатольевна

педагог дополнительного

образования МБОУ ДОД ЦВР

«Парус»

___________________________

(подпись слушателя)

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики СФ

МГПУ Чупахина И. А.

_________________________

(подпись руководителя)

Самара, 2018

2

Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы художественного воспитания

школьников в системе дополнительного образования

6

1.1.

Сущность понятия «художественное воспитание

школьников»

6

1.2.

Художественное воспитания школьников средствами

хореографического искусства

10

Глава 2. Практическая работа по художественному воспитанию

школьников в процессе хореографической деятельности

15

2.1. Педагогические средства художественного воспитания

школьников в процессе хореографической деятельности.

15

2.2.Анализ итогов практической работы.

23

Заключение

25

Список использованных источников

26

3

Введение

Актуальность. На современном этапе существования российского государства,

на фоне многообразных изменений, целью учебно-воспитательного процесса

является всестороннее развитие ребёнка, которое невозможно представить вне

гармонизации

его

личности

с

окружающим

миром.

В

связи

с

этим

не

уменьшается сегодня интерес к проблемам теории и практики художественно-

эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения

к действительности, средства нравственного и умственного воспитания, то есть

как средству формирования всесторонне развитой духовно богатой личности.

В

деле

формирования

культурной

личности

одно

из

ключевых

является

проблема воспитания художественного вкуса, необходимого для полноценного

развития

личности,

который

служит

ориентиром

в

освоении

искусства,

прививает принципы овладения художественным опытом и от степени развития

которого зависит его творческая направленность.

Искусство - это мир совершенства, красоты, гармонии. Правильное общение с

ним, соответствующее его эстетической природе, гармонизирует внутренний

мир ребёнка, развивает чувство прекрасного, способность различать хорошее и

плохое, истинное и ложное, доброе и злое. Без этого нет становления цельного

человека,

гармоничности

его

личности.

Искусство

приобщает

учащихся

к

сущности, духовным мировым процессам, что является одной из главных задач

образования

21

века.

Именно

в

этом

смысле

искусство

и

становится

необходимой составной частью образования, относится к его фундаментальным

основам.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения

хореография занимает особое место. Занятие танцем не только учит понимать и

4

создавать

прекрасное,

они

развивают

особое

мышление

и

фантазию,

дают

гармоничное

пластическое

развитие.

Хореография

обладает

огромными

возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка,

для

его

гармоничного

духовного

и

физического

развития.

Синкретичность

танцевального

искусства

подразумевает

развитие

не

только

музыкальных,

двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры; основы

этикета и грамотной манеры поведения в обществе, даёт представления об

актёрском мастерстве; и вместе с тем учит сохранять и укреплять здоровье, что

является особо актуальным для сегодняшнего дня.

Духовное

богатство

человека,

его

интеллектуальная

и

физическая

красота

основываются на гармонично развитом организме человека. Для многогранного

художественно-эстетического развития личности необходимо использовать все

средства

эстетического

воспитания

и

прежде

всего

-

искусство

и

художественно-творческую

деятельность.

Для

этого

важно

создание

и

реализация

комплексной

программы

эстетического

воспитания

детей

на

изучении хореографии в системе дополнительного образования.

Цель

исследования:

выделить

эффективные

педагогические

средства

художественного

воспитания

школьников

в

процессе

хореографической

деятельности.

Объект исследования: художественное воспитание школьников в процессе

хореографической деятельности.

Предмет

исследования:

педагогические

средства,

способствующие

художественному

воспитанию

школьников

в

процессе

хореографической

деятельности.

Задачи исследования:

1.

На

основе

теоретического

анализа

литературы

по

проблеме

изучить

сущность понятия «художественное воспитание»

5

2.

Выявить

возможности

хореографического

искусства

в

системе

художественного воспитания школьников.

3.

Проанализировать

систему

работы

по

художественному

воспитанию

учащихся хореографической школы

Методы исследования: в исследовании использован комплекс теоретических и

эмпирических

методов,

включающий:

теоретический

анализ

литературных

источников; сравнительный анализ методических материалов.

Структура исследования определяется целями и задачами исследования: работа

состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы,

приложений.

База

исследования:

опыт

решения

проблемы

художественного

воспитания

школьников в процессе хореографической деятельности в системе образования

РФ;

опыт

работы

хореографической

школы

«Карнавал»,

ЦВР

МБОУ

ДОД

«Парус»

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных

источников.

Глава 1

6

Теоретические основы художественного воспитания школьников в

системе дополнительного образования

1.1 Сущность понятия «художественное воспитание школьников»

Художественное

воспитание

занимает

важное

место

во

всей

системе

эстетического

воспитания

школьников,

так

как

устанавливает

связь

развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры,

делая возможным её осмысление.

Как основной носитель прекрасного, искусство является основным средством

художественного

воспитания.

Эстетические

познания

искусства,

природы

и

всех иных явлений мира, окрашенных присутствием в них элемента красоты,

сопровождается развитием таких особых черт, формированием таких особых

качеств,

как

художественный

вкус,

эстетический

идеал,

эстетическое

переживание,

способность

видеть,

чувствовать

красоту

и

гармонию

и

эстетически

её

оценивать.

Развитость

всех

этих

проявлений

эстетического

познания

никогда

не

является

окончательно

достигнутой.

А

непрерывно

совершенствуется

в

течении

всей

жизни.

Приобщая

к

красоте

искусства,

образовательный

процесс

способствует

развитию

у

ребёнка

творческого

восприятия в любом направлении эстетического и учит умению вырабатывать

его потребности в эстетическом формировании вкуса, развивает навыки оценки

любого явления искусства и действительности.

На начальных этапах «приобщения к прекрасному» у ребёнка формируется

восприятие,

эстетические

переживания

и

художественный

вкус.

Он

учится

улавливать мельчайшие нюансы, испытывая яркие эмоции, у него формируется

музыкальный вкус и чувственная сфера. Их совокупность порождает богатый

эмоциональный отклик и учит давать собственную оценку.

7

Художественное

воспитание

это

формирование

мировосприятия

ребёнка

средствами искусства (всех его видов и жанров), целенаправленный процесс

формирования

способности

воспринимать,

чувствовать,

любить,

оценивать

искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности, развитие

способностей и дарований в различных областях искусства. Его цель состоит в

том, чтобы приобщить ребёнка к эстетике и художественному мышлению через

собственное активное творчество.

Педагогическая

наука

определяет

художественное

воспитание

как

развитие

способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в

искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании

окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной

деятельности и развитие творческих способностей.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отличается с его первых дней.

Важно, чтобы с детства восприятие красоты сохранилось на всю жизнь, а для

этого

ребенка

надо

учить

видеть

прекрасное

вокруг

себя

-

в

природе,

в

деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах,

суждениях. В самой материальности мира, во взаимодействии его явлений

заключена природная основа прекрасного. Постепенно познавая эту красоту

окружающего бытия, ребенок обогащает свой внутренний мир, откликается на

жизненные явления, отношения, предметы.

Воспитание

художественной

культуры

-

целенаправленное

систематическое

воздействие

на

личность

с

целью

ее

эстетического

развития,

то

есть

формирования

эстетических

восприятий,

суждений,

вкусов,

чувств,

эстетического

сознания,

правильного

понимания

прекрасного

в

действительности

и

в

искусстве;

развитие

эстетических

потребностей

и

интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по

законам красоты. Эстетическое развитие - это длительный процесс становления

8

и

совершенствования

эстетического

сознания,

отношений

и

эстетической

деятельности личности.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с художественным. Связь эта

диалектична. Если эстетическое воспитание - это формирование отношения

человека

ко

своей

действительности,

то

художественное

-

становление

отношения к искусству как носителю высшей эстетической ценности. Это -

воспитание любви к искусству, понимания его высокого смысла и значения

специфики

образного

воздействия.

Следовательно,

если

художественное

воспитание

имеет

свой

особый

предмет

и

свои

конкретные

задачи,

то

эстетическому воспитанию такие ограничения не свойственны. Его средствами

могут

быть

не

только

виды

искусства,

но

и

все

области

практической

деятельности человека (быт, труд, спорт и пр.), а также мир природы. В то же

время,

искусство

есть

одна

из

форм

творчества

по

законам

красоты,

свойственного вообще человеку, и нельзя любить и понимать искусство, не

воспринимая

его

эстетические

воспитание

немыслимо

без

художественных

ценностей, и весь круг его вопросов теснейшим образом связан с вопросами

искусства,

общение

с

которым

должно

стать

внутренней

потребностью

школьников.

Результаты

художественного

воспитания

распространяются

и

оказывают

воздействие

на

всю

сложную

структуру

эстетического.

Художественное,

выступает в педагогике ядром эстетического воспитания.

Следует

обратить

внимание,

что

часто

среди

педагогов

бытует

мнение

о

разграничении эстетического и художественного воспитания. Так, например,

В.Н.

Шацкая

ставит

перед

эстетическим

воспитанием

следующую

цель:

«Эстетическое

воспитание

служит

формированию…

способности

активного

эстетического

отношения

учащихся

к

произведениям

искусства,

а

также

стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в

творчестве по законам красоты» [3]. Из определения видно, что автор важное

9

место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть

эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического,

часть

важная,

весомая,

но

охватывающая

только

одну

сферу

человеческой

деятельности. «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного

воздействия

средствами

искусства

на

личность,

благодаря

которому

у

воспитуемых

формируются

художественные

чувства

и

вкус,

любовь

к

искусству,

умение

понимать

его,

наслаждаться

им

и

способность

по

возможности творить в искусстве» [3]. Эстетическое же воспитание гораздо

шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта,

поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека

всеми

эстетически

значимыми

предметами

и

явлениями,

в

том

числе

и

искусством

как

его

самым

мощным

средством.

Эстетическое

воспитание,

используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в

о сновном

не

для

искусства,

а

для

его

активной

э с т е т и ч е с ко й

жизнедеятельности.

В

наше

время

проблема

художественно-эстетического

воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна

из важнейших задач, стоящих перед всеми учебными заведениями

Художественное

творчество

детей

это

выражение

индивидуальных

особенностей отношения к окружающему миру и к себе в посильной для

ребёнка художественной форме. Художественное творчество составляет часть

системы художественно-эстетического воспитания и развития личности.

10

1.2 Художественное воспитания школьников средствами

хореографического искусства

Искусство, и, в частности хореографическое искусство, отличается от других

подобных ему по формам видов человеческой деятельности (например, спорт)

своей эстетической информативностью. Иными словами, искусство имеет своей

первой целью создание и передачу эстетической информации, то есть такого

рода знания о мире и людях, которое вне этого искусства никаким другим

способом не может быть получено и воспринято. Хореография представляет

уникальные

возможности,

являясь

на

ряду

с

пантомимой,

музыкальным

и

драматическим театром, ведущим пластическим искусством, она использует в

качестве материала творчества человеческое тело, организовывая его движение

по законам музыкальной гармонии. Эта гармония является основой всех трёх

нераздельно связанный между собой частей хореографии – педагогической,

исполнительской и хореографической деятельности.

Хореографическое

искусство

является

основной

частью

организованной

системы художественного воспитания школьников. Танцевальное искусство в

нашей

стране

очень

популярно.

Оно

стало

одним

из

самых

действенных

факторов

формирования

гармонично

развитой

личности,

духовно

богатой.

Хореографическое

искусство

искусство

массовое,

оно

доступно

всем.

Огромное количество детей принимает участие в работе танцевальных кружков,

балетных студий, ансамблей и хореографических школ. Благодаря системному

хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую

эстетическую и танцевальную культуру. А развитие у учащихся музыкальных

способностей

помогает

более

тонкому

восприятию

профессионального

хореографического искусства. Приобщение к искусству хореографии включает

ознакомление

учащихся

с

классическим

балетом,

современной

музыкой,

с

11

источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев с

их

костюмами,

образами,

народной

поэзией.

Приобщать

ребёнка

к

миру

прекрасного, учить его отличать подлинное искусство от подделки, прививать с

самых

ранних

лет

хороший

вкус,

закладывать

те

добрые

основы,

которые

помогут ему вырасти человеком с тонким чувством изящного – это задачи

педагогов,

которые

занимаются

художественным

воспитанием

в

детских

хореографических коллективах.

Хореография,

как

никакое

другое

искусство,

обладает

огромными

возможностями для полноценного художественного воспитания учащихся, для

их

гармоничного

духовного

и

физического

развития.

Танец

является

богатейшим источником эстетических впечатлений учащихся, формирует его

художественное

«я»

как

составную

часть

орудия

«общества,

посредством

которого оно увлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые

личные стороны нашего существа».

На

занятиях

по

хореографии

возможно

целенаправленное

и

планомерное

развитие у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать

мир

художе ственных

образов. Формирование

эстетического

вкуса

воспитанников

хореографической

школы

рассматривается

как

процесс

не

сиюминутный,

а

длительный

по

времени

его

формирования,

в

процессе

которого формируется и развивается индивидуальный художественный вкус.

Начиная занятия с детьми, прежде всего нужно стремиться заинтересовать

детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет

сферу

их

интересов,

обогащает

их

новыми

впечатлениями.

Приобретение

правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев,

творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми- все

это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение

к

произведениям

искусства,

учит

правильным

суждениям

в

области

хореографии.

12

Хореографическая

деятельность

даёт

ребёнку

богатый

эстетический

опыт

работы

с

собственным

телом.

Она

обучает

детей

языку

танцевальных

телодвижений, который неизменно сопряжен с законами эстетики, гармонии, и,

конечно же, музыки. Хореография учит согласовывать мысли и переживания с

движениями,

учит не только понимать замысел хореографа и выражать его.

Танец развивает художественный вкус, воспитывает возвышенные чувства.

Огромное значение в воспитании художественного вкуса имеют упражнения

классического танца. А.Я. Ваганова неоднократно указывала, что благодаря

упражнениям

классического

экзерсиса

осанка

человека

приобретает

форму,

пластичность

и

выразительность

в

танце.

При

этом

важно

не

забывать

о

воспитании индивидуальности и личности воспитанников хореографической

школы. В этой связи уместно высказывание Р.В. Захарова о том, что в процессе

обучения важно: «…развивать в них не только технику внешнюю, но и технику

внутреннюю, т.е. умение все эти движения жесты и позы наполнить живым

чувством» [3, с.24].

Гармония внешнего и внутреннего в обучении танцу выступает важнейшим

условием привития участникам хореографических коллективов хорошего вкуса,

чувства меры и развития художественного начала, ибо «малейшее стремление

ученика пластически изображать, представлять, мимировать своѐ отношение к

содержанию

музыкальной

темы

необходимо

немедленно

устранять….это

порождает

фальшь,

притворство,

безвкусицу,

нивелирует

творческую

индивидуальность» [4, с.54].

Хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в

общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

Усилия преподавателя направлены на формирование у детей мировоззрения, на

воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое

развитие.

Эти

задачи

решаются

с

вовлечением

детей

в

художественно

исполнительскую деятельность, с организацией учебно- творческой работы.

13

Одним из ярких средств художественного воспитания является музыка, которую

слышат дети на уроках, имеет одно из главных значений в деле эстетического

образования.

Все

предметы

в

хореографической

школе

сопровождаются

музыкой. Будь то народные мелодии и ритмы или произведения композиторов

классиков и современных авторов, все это помогает формировать эстетический

вкус у воспитанников.

У детей, вовлеченных в творческую танцевальную деятельность, более высокий

уровень сформированности художественного вкуса.

Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и

творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей. Организуются

различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понимали содержательную

сторону хореографического искусства.

Большую пользу в художественном

воспитании

детей

несет

изучение

танцев

других

народов. Дополнительные

формы

формирования

художественного

вкуса

включают:

коллективные

или

индивидуальные посещения спектаклей, просмотр видео-уроков и концертных

программ известных коллективов.

Классическая

музыка,

звучащая

во

многих

хореографических

постановках,

глубоко

и

ярко

воплощающая

красоту

и

гармонию

мира,

цельность

общественного

и

личного

сознания,

воспевающая

красоту

и

могущество

человека, становится одной из позитивных образно-понятийных опор, создавая

свою модель мира, в котором ребенку предстоит самоопределяться.

Яркость

и

сила

впечатлений,

оставленных

искусством

переживания,

могут

создать в дальнейшем мощный толчок к самовоспитанию. Если события имели

эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут

сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Положительный настрой,

создаваемый

спектаклем,

радость

от

общения

с

героями

и

классической

музыкой

создают

предпосылки

для

потребности

дальнейшего

общения

с

музыкой и театром.

14

Овладев

необходимыми

знаниями,

навыками

и

умениями,

научившись

понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала,

выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно

начинают

относиться

к

занятиям.

В

результате

активного

эмоционального

знакомства

с

хореографией

формируется

эстетический

вкус

детей,

они

начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в

жизни. Это способствует превращению обучающихся в активных созидателей,

творцов

эстетических

ценностей,

позволяет

им

не

только

наслаждаться

красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».

Хореография сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства,

приносит радость как исполнителю так и зрителю - хореография раскрывает и

растит духовные силы, учит понимать и создавать прекрасное, развивает особое

мышление и фантазию, даёт гармоничное пластическое развитие.

Глава 2.

15

Практическая работа по художественному воспитанию школьников в

процессе хореографической деятельности.

2.1 Педагогические средства художественного воспитания школьников в

процессе хореографической деятельности.

Художественное

воспитание

в

детском

творческом

коллективе

-

процесс

сложный, многогранный. Оно связано с реализацией обширной программы

организационно-педагогических

и

художественно-исполнительских

мер.

Каждое направление в практике преподавателя имеет свою внутреннюю логику,

свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического

анализа

невозможна

достаточно

эффективная

организация

не

только

художественно-творческой,

учебной,

образовательно-репетиционной

деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.

Формировать художественный вкус,

обогатить ребенка духовно и нравственно

призвана и наша хореографическая школа «Карнавал», созданная в 1988 году.

Все принципы и приемы хореографической педагогики, сложившиеся в школе

за 30 лет, направлены, прежде всего, на формирование творческой личности,

способной к самостоятельному и неординарному мышлению, самовыражению

не только в хореографии, но и вне ее. В школе работают ведущие педагоги

академии

культуры

и

искусства,

ведущие

солисты

балета

Самарского

академического

театра

оперы

и

балета

это

позволило

поднять

процесс

обучения в хореографической школе на достаточно высокий уровень.

Усилия преподавателей направлены на формирование у детей мировоззрения,

на

воспитание

высокой

нравственной

культуры,

на

художественное

и

эстетическое

развитие.

Эти

задачи

решаются

с

вовлечением

детей

в

художественно

исполнительскую

деятельность,

с

организацией

учебно-

творческой работы.

16

Первый уровень - 1-3 класс. На начальном этапе главной задачей является

ознакомление

и

приобщение

младших

школьников

к

хореографическому

искусству. Возможность разобраться в специфике этого жанра, одновременно

учиться преодолевать скованность, робость, неумение свободно двигаться в

пространстве

под

музыку,

проявлять

творчество

в

играх,

этюдах,

импровизациях средствами пластики и образной выразительности, исходя из

особенностей возраста. На этом этапе учащиеся изучают предметы спец. цикла:

ритмика, партерная гимнастика, классический танец, историко-бытовой, теория

и слушание музыки.

Второй уровень - 4-8 класс. Главной задачей этого уровня является сохранение

и развитие интереса школьника к хореографическому искусству, «углублённое

изучение

хореографии»,

потребность

к

творчеству

и

дальнейшее

развитие

художественно-творческих

способностей.

На

этом

этапе

учащиеся

изучают

предметы

спец.

цикла:

классический

танец,

народно-сценический

танец,

история хореографического искусства, современный танец.

В качестве примера описание нескольких предметов хореографической школы

«Карнавал».

Основой основ изучения хореографического искусства является классический

танец. Целью занятий классического танца является разностороннее развитие

школьников, которое включает в себя развитие чувствительности, владение

визуальным искусством танца, умение творчески мыслить, доносить мысль до

зрителя

посредством

движения,

анализировать

танец

в

своих

культурных

проявлениях.

Приобщение

к

классическому

наследию

позволяет

понять

театральное

искусство, музыку, живопись, которые в свою очередь способствуют духовному

обогащению. Классический танец тесно связан с музыкой, театром, живописью,

а балетные постановки раскрывают проблемы общечеловеческих ценностей

посредством танца. Занятие классическим танцем способствует формированию

таких личностных качеств как дисциплинированность, воля, ответственность,

17

вырабатывают музыкальность, правильную осанку и грациозность движений.

Движение классического танца несут в себе мощный эмоциональный заряд,

давая

возможность

ребёнку

найти

в

своей

душе

отзвук

на

благородство

движений

своего

тела

и

высоту

нравственных

идеалов,

которую

они,

эти

движения,

в

определённой

степени

выражают.

В

нашей

хореографической

школе

классический

танец

как

учебный

предмет

закладывает

фундамент

исполнительской культуры.

Народно-сценический

танец

играет

немаловажную

роль

в

художественном

воспитании.

Народный

танец

был

и

остаётся

одним

из

основных

видов

хореографического искусства. Народный танец – это яркое красочное творение

народа,

являющееся

эмоциональным

художественным

специфическим

отражением

его

многовековой

жизни.

Значительные

возможности

для

приобщения учащихся к богатству танцевального и музыкального народного

творчества и предоставляет хореографическая школа. Занятия народным танцем

даёт

возможность

учащимся

овладеть

разнообразием

стилей

и

манерой

исполнения

танцев

различных

народов.

Перед

знакомством

с

каждой

народностью педагог рассказывает об истории данного народа, его обычаях,

характере,

костюме.

Народный

танец,

как

и

все

дисциплины,

призван

воспитывать основы общей культуры подрастающего поколения. Этот предмет

раскрывает

широкие

возможности

и

для

освоения

техники

и

для

эмоционального развития актёрских данных и широко образовывает, знакомя с

национальной пластической и музыкальной культурой народов мира. Народный

танец

фольклорный

танец,

а

фольклор

является

ценнейшим

культурным

достоянием народов, которое необходимо осваивать, любить и беречь.

Историко-бытовой

танец

также

является

основной

дисциплиной

хореографической школы. Движение большинства историко-бытовых танцев не

сложные,

их

легко

осваивают

дети

2го

года

обучения.

Это

способствует

развитию танцевальности, музыкальности, артистичности, закладывает основы

формирования культуры общения и поведения. Дети на занятиях знакомятся с

18

разными

эпохами,

костюмами,

изучают

этикет.

Педагог

рассказывает

об

изучаемой эпохе с использованием наглядных пособий, например, гравюр с

изображением

танца,

картин

художников,

костюмов.

Хорошее

воздействие

оказывает прослушивание музыки и видео-демонстрация изучаемого танца.

Обучение

историко-бытовому

танцу

носит

значимую

воспитательную

функцию. Историко-бытовой танец даёт понятие о правилах - как вести себя в

обществе, как общаться в танце.

В курсе «История хореографического искусства» значительное место отводится

истории зарубежного и русского балета, методом анализа балетного спектакля,

концертных программ, деятельности отдельных выдающихся балетмейстеров и

педагогов. Наряду с темами истории даются сведения об отличие фольклорного,

народного,

народно-сценического

танца,

историко-бытового

и

современного

бального

танца,

а

также

деятельности

профессионалов

и

любительских

хореографических

коллективов.

Основу

курса

составляет

краткое

описание

жизни и творчества выдающихся хореографов и балетмейстеров, деятельность

которых

определяли

развитие

профессионального

искусства

и

анализ

их

наиболее

значительных

работ.

Изучение

курса

истории

хореографии

в

хореографической

школе

направлено

главным

образом

на

формирование

аналитических

навыков,

развитие

навыков

профессионального

мышления

в

области

хореографии,

воспитание

художественного

вкуса

на

основе

гуманистических идеалов русского искусства.

Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки» занимает значительное

место

в

комплексе

всей

учебно-воспитательной

работы

хореографической

школы. Он ставит перед собой основную цель – формирование музыкальной

культуры

учащихся,

воспитание

положительного

устойчивого

отношения

учащихся

к

музыкальному

искусству.

Также

формирует

способность

к

эмоционально-образному

восприятию

музыки,

развитию

тонко сти

эмоционального проникновения в образную сферу музыки и формирования

художественного мышления учащихся.

19

Искусство

движения

предмет,

который

помогает

ученикам

овладеть

возможностями

собственного

тела,

посредством

широкого

использования

движения во всем его многообразии.

Каждый предмет в хореографической школе воспитывает и развивает не только

художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у

ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами

красоты.

Занятия

хореографическим

искусством

способствуют

физическому

развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает

и

детей,

и

родителей.

Ребенок,

владеющий

балетной

осанкой,

восхищает

окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих

качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства

характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в

быту. Эти качества годами воспитываются хореографами и определяют успех во

многих делах.

Каждое полугодие в хореографической школе завершается открытыми уроками

(по предметам спец. цикла) и концертами для родителей, педагогов и учащихся

школы.

Год

заканчивается

показательными

уроками,

экзаменами,

класс-

концертами и «заключительным концертом», в котором принимают участие

учащиеся всех классов хореографической школы.

Образцовый ансамбль танца «Карнавал» - особое звено в цепи воспитательного

процесса

хореографической

школы.

Практика

показала,

что

занятость

в

танцевальных номерах, участие в концертах стимулирует детей к успешному

освоению

учебного

материала,

вызывает

ещё

больший

интерес

к

учёбе

в

хореографической

школе.

Учащиеся

хореографической

школы,

начиная

с

младших классов (8 лет), заканчивая молодёжной группой «Карнавал» (16-18

лет)

с

большим

желанием,

радостью

и

воодушевлением

исполняют

многочисленные

по

тематике,

характеру

и

техническому

мастерству

хореографические

постановки.

До

сегодняшнего

времени

в

репертуаре

ансамбля

сохранились

танцы,

созданные

заслуженным

деятелем

искусств

20

России,

профессором

Геннадием

Яковлевичем

Власенко:

«По

грибы»,

«Нижегородский

воробей»,

«Легенды

Жигулей»,

«Барыня».

Эти

танцы

являются образцом народной хореографии.

К

постановочной

и

репетиционной

работе

ансамбля

привлечены

ведущие

специалисты

кафедры

хореографии

Самарского

государственного

института

культуры и искусств, репетиторы и солисты Самарского академического театра

оперы и балета, артисты Волжского народного хора. Ансамбль постоянно ведет

активную концертную и конкурсную деятельность, участвует в программах

Самарской

государственной

филармонии

для

школьников

и

молодежи.

Ансамбль

танца

«Карнавал»

-

обладатель

Гран

При

и

победитель

Международных,

Всероссийских,

областных,

региональных

конкурсов

и

фестивалей;

участник

международных

фестивалей

хореографического

искусства во Франции, Чехии, Болгарии, Венгрии. Латвии, Испании, Италии,

Германии. Каждый учащийся хореографической школы стремится попасть в

ансамбль.

Детям

очень

нравится

заниматься

в

ансамбле,

хотя

это

дополнительная нагрузка, помимо уроков, потому что в составе ансамбля танца

«Карнавал» они принимают участие в концертах, конкурсах и фестивалях, а

также много ездят не только по городам России. Во время поездок на конкурсы

и фестивали в разные города, дети не только участвуют в конкурсе, но и бывают

на экскурсиях, в музеях, знакомятся с творчеством других коллективов. Каждая

группа ансамбля имеет свой репертуар, разнообразный по тематике, характеру,

технике

исполнения.

В

репертуаре

ансамбля

«Карнавал»

около

100

хореографических постановок. Это русские танцы, танцы народов Поволжья,

народов мира, постановки классического и современного репертуара. В 1998

году ансамблю «Карнавал» было присвоено звание «Образцовый». В 2003, 2008

и 2013 годах это высокое звание было подтверждено. Велика роль репертуара,

составляющего

программу

того

или

иного

выступления.

Именно

через

репертуар

осуществляется

воспитательное

воздействие

танца.

Постановки

номеров

на

современные

темы

подталкивают

на

встречи

с

интересными

21

людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д. Педагог,

приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе

которой

делается

постановка,

о

быте,

костюмах,

традициях,

об

образах

и

характерах, о мотивах их действий.

Педагоги хореографической школы «Карнавал» постоянно водят учащихся на

концерты

профессиональных

коллективов

(«Волжский

хор»,

«Волжские

узоры», «Скрим»), посещают спектакли Самарского театра оперы и балета

(«Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и мн.др.), старшие

учащиеся

школы

посещают

открытые

уроки

студентов

СГИК,

бывают

на

отчетных

концертах

детских

коллективов

Самары

(«Задумка»,

«Услада»,

«Пластилин»,

«Улыбка»,

«Бенидиктус»

и

т.д.).

Коллективный

просмотр

спектаклей,

концертов,

специальных

фильмов

сближает

детей

и

педагога.

Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично

направляет детей в русло правильных рассуждений. Дети с удовольствием

смотрят

видео

собственных

выступлений

на

отчетных

концертах,

затем

с

педагогом проводят анализ своего выступления, обсуждают как положительные,

так и отрицательные моменты выступления.

Одно

из

ежегодных

мероприятий

школы

-

это

проведение

конкурса

«Я

балетмейстер».

Конкурс

проходит

обычно

весной,

в

нем

могут

принимать

участие

все

желающие

ученики

с

первого

по

выпускной

класс. Каждый

участник

должен

сочинить

танец

в

любом

стиле

(классический,

народно-

сценический, эстрадный, современный танец). Автором танца может быть один

участник, а исполнять его могут сам балетмейстер или столько человек, сколько

ему потребуется для воплощения своего творческого замысла. Автор танца

самостоятельно подбирает музыку, сочиняет комбинации из известных ему

движений, используя знания и умения, полученные на занятиях. Балетмейстер

сам

подбирает

участников

своей

постановки,

учит

и

отрабатывает

с

ними

движения. Педагог может оказывать участникам методическую и практическую

помощь в постановочной работе. Танец оценивается по 10-бальной системе,

22

жюри, которое состоит из педагогов хореографической школы, оценивается

артистизм, мастерство исполнения, композиция танца, костюмы, сценическая

культура. Всем участникам вручаются призы. Дети, занявшие призовые места,

затем

принимают

участие

в

городском

конкурсе

юных

балетмейстеров

«Начало».

2.2 Анализ итогов практической работы.

23

Итак,

подводя

итоги,

можно

сказать,

что

в

хореографической

школе

«Карнавал», ведется большая работа по художественному воспитанию, которая

строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и

умениями,

одновременно

формировали

бы

свое

мировоззрение

и

художественный вкус. Занятия содействуют эстетическому воспитанию детей,

оказывают

положительное

воздействие

на

их

физическое

развитие,

способствуют росту их общей культуры. Хореографическая школа «Карнавал» -

это большой дружный коллектив. А воспитывает все, что связано с участием

детей

в

коллективе:

художественный

педагогический

уровень

репертуара,

планомерные

и

систематические

учебные

занятия,

взаимоотношения

с

педагогом,

окружающим

миром.

Посещения

спектаклей,

концертов,

художественных выставок, специальные беседы, лекции на этические темы

формируют

маленького

человека,

развивают

в

нем

чувство

прекрасного.

В

нашей

школе

проводится

эта

работа

постоянно

и

опирается

на

систему

различных форм, методов и средств. Преподаватель использует для этого либо

специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные

занятия.

Педагоги

хореографической

школы

применяют

в

своей

работе

наиболее

целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки,

уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому

искусству.

Увлечение

и

вдохновение

источник

интеллектуального

роста

личности. Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребенок в процессе

овладения знаниями — это та ниточка, на которой держится желание учиться.

Если

обучение

сопровождается

яркими

и

волнующими

впечатлениями,

познание

становится

очень

крепким

и

необходимым.

Занятия

становятся

интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве.

Задача педагога — не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его

развивать и укреплять. Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или

концерт изменяют интересы и возможности детей.

24

По

окончании

8

класса

учащиеся

получают

свидетельство

о

«начальном

хореографическом

образовании».

Далее

желающие

могут

продолжать

заниматься

в

молодёжной

группе

ансамбля,

задача

которой

является

предпрофильное

обучение,

приближённое

к

профессиональному.

Это

необходимо

учащимся,

которые

желают

продолжать

обучение

в

средне-

специальных учебных заведениях и вузах по хореографической специализации.

За

годы

существования

нашей

школы

свидетельства

о

начальном

хореографическом образовании получили 250 человек, 61 из них получили

высшее образование по специальности хореография. Многие наши выпускники

после успешного окончания академии сейчас работают преподавателями на

подготовительном

и

основном

отделениях

хореографической

школы

«Карнавал». Образовательные и воспитательные процессы, осуществляемые в

нашей школе, наглядно демонстрируют благородную миссию танца в вопросах

воспитания детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

25

Подытоживая

вышесказанное,

следует

отметить,

что

занятия

детей

хореографией являются прекрасным средством художественного воспитания

детей.

Обладают

большим

потенциалом

эмоционального,

психологического,

социального воздействия. Хореография таит в себе огромное богатство для

успешного художественного и нравственного развития. Она сочетает в себе не

только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю,

так и зрителю - хореография раскрывает и растит духовные силы, воспитывает

художественный

вкус

и

любовь

к

прекрасному.

Занятия

хореографией

организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно- эстетический

кругозор, приучают к аккуратности.

На

занятиях

в

хореографических

классах

полезные

навыки

приобретаются

естественно.

Дети

начинают

чувствовать

эстетику

поведения

в

быту;

подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей

внешностью,

за

чистотой,

аккуратностью,

изяществом

своего

костюма

и

прически. Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие

в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы

педагога с детьми - все это развивает художественное восприятие, воспитывает

эмоциональное

отношение

к

произведениям

искусства,

учит

правильным

суждениям в области хореографии.

Литература

1.

Барышникова Т. А. Азбука хореографии. / Барышникова Т.А. - М.:

Респект, 2000. - 256 с.

26

2.

Блазис Карло. Искусство танца // Классики хореографии. / Блазис К. П. Ф.

Р. Б. - М.: Искусство, 1937. - 93 – 178 с.

3.

Ваганова А.Я. Основы классического танца. / Ваганова А.Я. – Л.:

Искусство (ленингр. отд.), 1934. – 192 с.

4.

Годовский В.М. Взаимосвязь художественного и педагогического

воздействия в детском хореографическом коллективе:

Дис.канд.пед.наук,1. / Годовский В.М. - Л., 1990.

5.

Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. /

Захаров Р.В - М.: Искусство, 1989. – 267 с.

6.

Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. / Мессерер А.М. – М.: 1990. – 265

с.

7.

Неменский Б.М. Приоритеты на пути гуманизации общего образования //

Художественное воспитание подрастающего поколения. /

Неменский Б.М. - М.,1994. – 29 с.

8.

Хореографическая школа в системе дополнительного образования детей /

сост. Косяченко Г. С., Черникова Н. М. – Самара.: Изд-во СИПКРО, 2003

– 168 с.

9.

Художественно-эстетическое воспитание в современном мире: Сборник

статей. М., 1991. - 167 с.

10.

Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. /

Шацкая В. Н. - М., 2012



В раздел образования