Автор: Хатова Зоя Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО Городской Дворец детского (юношеского) творчества им.Н.К.Крупской
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровской области
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: «Использование активных методов обучения при работе с молодыми педагогами дополнительного образования».
Раздел: дополнительное образование
МБОУ ДОД «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им.
Н.К. Крупской»
«Использование активных методов обучения при работе с молодыми
педагогами дополнительного образования».
Методические рекомендации
Новокузнецк
2018
Печатается по решению научно-методического
и экспертного советов
Дворца детского (юношеского)
творчества им. Н.К. Крупской
Использование активных методов обучения при работе с молодыми
педагогами дополнительного: Методические рекомендации. Автор-
составитель: Хатова З. А., методист информационно-методического центра
Дворца детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской, Новокузнецк,
2018 – 7 с.
В настоящей работе даны рекомендации для методистов, педагогов –
наставников, по использованию активных и интерактивных методов
обучения для работы с молодыми педагогами в образовательных
учреждениях. Использование активных и интерактивных технологий
превращает скучные педагогические и методические советы в интересные и
познавательные мероприятия, что, в свою очередь, мотивирует молодых
педагогов к профессиональному росту в выбранной профессии
©
МБОУ ДОД «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им.
Н.К. Крупской», 2016
Начальный этап профессиональной деятельности молодого педагога
отличается напряженностью, важностью для его личностного и
профессионального развития. Останется ли педагог в сфере дополнительного
образования или найдет себя в другой сфере деятельности – все зависит от
того, как пройдет этот этап.
Основная проблема молодых педагогов - наличие багажа теоретических
знаний и отсутствие практического опыта, отсутствие навыков употребления
этого багажа знаний на практике. На современном занятии педагог ставит
перед собой и учащимися не только обучающие задачи: научить танцевать,
сделать поделку или разучить новую песню, ставятся и метапредметные
задачи, о которых, зачастую, педагоги забывают, превращая занятия в
дрессуру или рабочую рутину.
Перед методистом зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы молодой
педагог стал активным, заинтересованным участником образовательного
процесса? Как перевести его от репродуктивной деятельности к
исследовательской, к формированию умения использовать ресурс занятия для
всестороннего развития ребенка, не только для обучения, но и для
воспитания, развития творческих способностей, мотивации к дальнейшему
личностному росту и развитию?
Интерактивные методы работы с молодыми специалистами на семинарах
могут помочь активизировать креативность , творческую деятельность.
Термин «интерактивность» пришел к нам из латинского языка , «interaktio» -
взаимное действие, «inter» - «взаимный, между» и «aktio» - действие.
Проведение занятий, на которых педагоги - активные ведущие и
участники, вовлечение молодых специалистов в активное общение,
взаимодействие, обсуждение , проведение занятий, на которых педагоги -
активные ведущие и участники - вот что значит использование
интерактивных методов работы с молодыми педагогами. Эффективность и
продуктивность процесса обучения заключается в специальной форме
организации деятельности, при которой создаются комфортные условия
обучения, позволяющие педагогу чувствовать свою интеллектуальную
состоятельность и успешность.
Очень важна атмосфера - доброжелательности и взаимной поддержки , она
позволяет не только получить новые знания по обсуждаемой проблеме, но и
развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более
высокий уровень педагогического мастерства и творчества. Практически все
участники образовательного процесса оказываются вовлеченными в процесс
познания и обсуждения. Каждый участник имеет возможность обменяться
знаниями, собственными идеями, способами деятельности, внести свой
особый индивидуальный вклад в общую работу, услышать мнение коллег .
А еще немаловажен тот факт, что интерактивные формы обучения можно
легко использовать на занятиях с детьми, на родительских собраниях,
модифицируя и изменяя, в зависимости от целей и задач мероприятия.
Основные правила организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере
все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие
включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке
участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие,
психологически готовы к непосредственному включению в те или иные
формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за
активное участие в работе, предоставление возможности для
самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно
быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в
прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек.
Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение
должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было
должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было должен
быть создан физический комфорт.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента.
Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его.
Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения,
уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников
семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе
добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного
выбора.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
•
доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между
обучающим и обучающимися;
•
демократический стиль;
•
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся
между собой;
•
опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в
учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
•
многообразие форм и методов представления информации, форм
деятельности обучающихся, их мобильность;
•
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также
взаимомотивации обучающихся.
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию,
прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную
жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу
самовыражения, акцент
Для проведения семинаров можно использовать следующие формы
интерактивных методик:
•
Мозговой штурм
•
Круглый стол
•
Case- study
•
Деловые и ролевые игры
•
Мастер – класс
•
Работа в малых группах
•
World cafe
•
Деловая игра
•
Треннинг
•
Ролевая игра
•
Разработка проекта (метод проектов)
•
Просмотр и обсуждение видеофильма
Хотелось бы немного поподробнее поговорить о самых популярных во
Дворце творчества им Н.К. Крупской интерактивных методах, которые
введены в работу с молодыми педагогами Дворца творчества .
Ритмы современной жизни пронизаны стрессом, молодому специалисту
бывает очень сложно адаптироваться к темпу, новым требованиям,
почувствовать себя своим в психологическом климате нового коллектива.
Порой негативный эмоциональный фон уничтожает даже самое горячее
желание работать с детьми, быть наставником, вести за собой. Отрицательно
окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность
процесса воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во
взаимоотношениях с коллегами, администрацией, родителями. Для
проведения психологических тренингов мы обращаемся за помощью к
психологической службе, а тренинги для развития необходимых качеств,
стимулирующие личностный рост, либо обучающие тренинги проводят
методисты.
Еще одним эффективным методом интерактивного обучения является
круглый стол. Основной целью круглого стола является выработка у
молодых специалистов умения аргументировано высказывать свою точку
зрения и культуры ведения дискуссии. На круглом столе обычно
рассматриваются несколько острых вопросов, решение которых волнуют
участников обсуждения. Оппоненты высказывают свои точки зрения,
аргументируют свои выступления, после чего завязывается дискуссия.
Молодые педагоги, высказывают свои мнения, приводят доводы в защиту
или сомнения в эффективности того или иного мнения.
Часто в работе происходят проблемные ситуации, которые необходимо
проанализировать , разобраться, выработать необходимый алгоритм
действий. Для этого в работе можно использовать метод Case-study. Часто
используются полевые ситуации, основанные на реальном фактическом
материале, иногда, для тренировки, можно работать с кресельными
(вымышленными) кейсами.
The World Cafe - это метод фасилитации групповых обсуждений, в котором во
главу угла ставится общение между участниками и добавление новых мыслей
и идей. Это на удивление несложный, и при этом очень сильный метод
создания продуктивного диалога и обсуждения. Используя этот метод,
участники обсуждения в дружественной обстановке высказывают свои идеи,
знакомятся с идеями коллег , что превращает рабочее обсуждение текущих
проблем или поиск нужного решения в увлекательный процесс
доброжелательного общения в неформальной обстановке.
Технология мозгового штурма, или Brain storming используется в
ситуациях, когда нужна стимуляция творческой активности для поиска
нетрадиционных решений самых разнообразных задач. Суть в том, что
процесс выдвижения идей отделен от процесса их оценки и отбора.
Основной задачей метода является генерирование как можно большего
количества разнообразных идей для решения поставленной проблемы за
короткий промежуток времени. После этапа «мозгового штурма» следует
этап обсуждения, выбора наилучшего варианта решения проблемы.
Деловая игра - популярная форма моделирования систем отношений
,условий профессиональной деятельности, где молодой специалист играет
свою роль в соответствии с требованиями актуальной ситуации. Вообще
деловая игра-это специально организованная деятельность по переводу
теоретических знаний в практические навыки. Основной задачей этого
метода является решение проблемной ситуации в формате модели,
воспроизводящей реальный случай , с реальными участниками процесса, но
действующими по определенному сценарию развития событий.
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система
интерактивных форм работы с педагогическими кадрами постепенно
приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы
учреждения дополнительного образования и сплотит коллектив педагогов.
Сказать, что, выстроив свою систему работы с молодыми кадрами по
повышению профессиональной компетентности педагогов, можно решить
все вопросы, конечно, нельзя. Но, используя интерактивные технологии, мы
превратим скучные педагогические и методические советы в интересные и
познавательные мероприятия, и таким образом, сможем легко смотивировать
молодых педагогов к профессиональному росту в выбранной профессии.