Напоминание

Музыкально–пластическая деятельность учащихся на основе ритмики народной песни


Автор: Литвинова Раиса Даниловна
Должность: преподаватель ритмики и хореографии
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: статья
Тема: Музыкально–пластическая деятельность учащихся на основе ритмики народной песни
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Музыкально-пластическая деятельность учащихся

на основе ритмики народной песни

Литвинова Р.Д.- преподаватель

ритмики и хореографии

ГПОУ «Тульский педагогический колледж»

«Можно слушать не глядя, нюхать, не видя и не слыша.

Но нельзя ни смотреть, ни слушать, ни ощущать без движения»

/М. Сеченов /

Музыкально-пластическая деятельность — это продуктивное учебно-

художественное

творчество,

направленное

на

воплощение

образных

представлений

в

процессе

восприятия,

анализа

и

воспроизведения

музыкальных

произведений

двигательными

средствами.

Органическое

сочетание выразительного движения и музыкального звука позволяет увидеть

индивидуально-личностные

проявления

творческих

способностей

и

моторики

учащихся,

что

подтверждается

В.В.Медушевским:

«Бесконечно

богатая информация, заключенная в музыке, считывается не рассудком, а

динамическим

состоянием

тела

соинтонированием,

пантомимическим

движением....

Мышца

является

основным

анализатором

времени

и

пространства».[4,с.29]. Активное восприятие и, тем более, воспроизведение

музыки настраивает организм человека, двигательные участки его аппарата

(дыхание,

голосовые

связки,

сердечный

пульс,

мышечную

моторику)

на

соответствующую частоту и динамические показатели. По мнению ученых

В.А.Ананьева и Е.В.. Незнанского, тело выступает здесь в роли имитатора

резонансных систем звучащей музыки, откликающееся в первую очередь на

соотношение

темпо-метрической

организации различных длительностей,

т. е. музыкального ритма[1,с.87].

Музыкально-пластическая деятельность, по определению

Е.В.Николаевой, имеет два типа взаимодействия искусств: вспомогательно -

дидактический и

художественно-образный[1,с.216]. Первый реализуется в

моделировании особенностей музыкального языка на основе использования

алгоритмизированной

системы

условных

знаков.

Второй

-

в

сюжетно-

ролевых,

игровых

формах,

музыкально-пластических

композициях,

танцевальных этюдах.

Неотъемлемой

составной

частью

музыкального

репертуара,

используемого на уроках в начальной школе,

является народная музыка, в

том числе и песенное творчество.

Народные напевы характеризуются свободным ритмическим варьированием

слоговых времен или же изменчивостью их ритмической группировки, о чем

справедливо заметил П.И.Чайковский: «Ритмический склад народной песни

самобытен, он по большей части не укладывается в установленные тактовые

деления»[7,с.35]

Ритмическая

структура народнопесенной

речи ,

как

одного

из

видов

вокальной музыки, складывается из следующих направлений:

посредством

ритмического

растягивания

в

пении

части

песенных

слогов;

посредством

подчеркнутой

акцентировки

отдельных

слогов,

производимой усилением звучания голоса.

Восточнославянским

народным

песням

свойственны

два

основных

вида

музыкально-ритмической организации:

временная

музыкальная

ритмика,

характеризующаяся

отсутствием

равномерной ритмической пульсации, а во многих случаях и отсутствием

заметной акцентировки;

акцентная тактовая ритмика, связанная с закономерным чередованием

музыкальных ударений.

Ритмическая организация песен во многом определяет их стилевой

облик,

заметно

влияет

на

формообразование,

выражает

существенные

национальные качества музыки, согласование ритмики

стиха и напева. В

процессе

исполнения

песен

обнаруживается

два

уровня

их

ритмической

организации:

-первый

уровень

связан

с

сопоставлением

собственно

музыкальных

длительностей.

В

песнях

лирического

характера

ритмические

мотивы

формируются

путем

равномерного,

плавного

последования

равных

либо

кратных во времени звучания длительностей. В песнях плясового

плана

применяются острые синкопированные длительности, разнообразные триоли

и дробные рисунки. Оригинален прием одновременного совмещения трех

или

более

плясовых

рисунков,

в

результате

которого

образуется

полиритмическая дробь, называемая «пересекой»;

-

второй

уровень

определяется

продолжительностью

распевания

слогов

стиха. Если время звучания каждого пропеваемого слога, вне зависимости от

того, сколько звуков попадает на распев, обозначить одной условной нотой

соответствующей длительности, то последование таких ритмических единиц

и составит рисунок так называемого слогового ритма. Не случайно в песне

поется: «Хорошо пастух играет, выговаривает». Нотные знаки, отражающие

время звучания каждого пропеваемого слога, А.Руднева предложила называть

«слогонотами» или «слогодолями»[6,с.41]

При изучении ритмических закономерностей народных песен,

необходимо исходить из следующих положений:

1.

Музыкальный

ритм

напева

не

может

рассматриваться

в

отрыве

от

ритмических особенностей стихотворной формы;

2.

В

напевах

с

четким

и

ясным

ритмическим

рисунком

музыкально-

ритмическая

основа

определяется,

главным

образом,

ритмом

песенных

слогов.

Песенно-пластическое образовательное пространство является наиболее

естественным для учеников начальной школы, так как основывается на одной

из

древнейших

потребностей

человека

потребности

в

самовыражении

посредством движения.

Система двигательных действий, составленная на

основе

различных

сочетаний

ритмодолей

народной

песни

не

только

расширяет границы общения

с

музыкальным миром, но и эффективно

влияет на::

-совершенствование аналитико-синтезирующего процесса мышления;

-активное включение речи в процесс обучения,

-овладение основами музыкальной грамоты,

-,развитие

внутригруппового

единства

и

позитивных

межличностных

отношений.

Первый этап музыкально-пластической деятельности носит

ориентировочный характер: дается установка на восприятие народной песни,

ее демонстрация, определяется

характер и темп. Движение рождается как

непосредственная

реакция

на

звуковой

образ-имитацию,

получающая

значение

конкретного

моторно-мышечного

ощущения.

Далее

учащиеся

осваивают игровые приемы работы с ритмоформулами и слогонотами песни.

Здесь проходит расшифровка, раскодировка музыкальной информации путем

перевода

ее

на

условный

язык

движений.

Этот

этап

реализуется

в

моделировании

звуковысотных,

ритмических

и

других

особенностей

музыкальной

речи

в

упражнениях,

основанных

на

алгоритмизированной

системе условных знаков:

--использование ручных знаков ступеней, метода «руконотный стан», метода

высотного тактирования, метода свободного дирижирования;

--создание

ритмического

аккомпанемента

к

попевкам.

и

песням,

ритмических партитур «звучащего жеста», ритмических игр, ритмических

импровизаций;

--использование

системы

специфических

экспрессивных

движений

музыкально-дидактических и ролевых игр;

--пластическое интонирование, основанное на выявление

эмоционально-

образной сущности музыкальной интонации.

На следующем этапе идет объединение средств выразительности двух

искусств

в

единый

музыкально-пластический

комплекс:

отрабатываются

технические навыки, закрепляется художественно-образная сторона ритмики

народной

песни.

Эта

задача

реализуется

в

сюжетно

-

ролевых

игровых

формах. песенных драматизациях, музыкально-пластических композициях и

этюдах танцевального или образного характера.

Само по себе народно-песенное творчество у младших школьников

скромно

по

результатам,

но

жизнь

каждого

обогащается

в

связи

с

возникновением

чувств

общности,

сопричастности

к

общему

делу.

с

углублением

взаимопонимания

между

детьми,

с

принятием

вековых

традиций и мудрости предков.

Список литературы

1.

Абдуллин Э.Б.Теория музыкального образования - М., Академия,2014;

2.

Бекина С.И. Музыка и движение.- М., Академия. 2011;

3.

Далькроз Э.Ж.Ритм и его воспитательное значение для жизни и

искусства - М., Классика-21, 2010;

4.

Медушевский В.В.Сущность и специфика музыки.- М.,Искусство,2011;

5.

Новерр Ж.Ж.Письма о танце. - М, Искусство,2012;

6.

Руднева Н.А.Ритмика народной песни.- М..,Искусство. 2011



В раздел образования