Напоминание

Теоретические аспекты развития креативности у детей младшего школьного возраста с применением компьютерных технологий на уроках музыки


Автор: Максимова Ольга Павловна
Должность: преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические аспекты развития креативности у детей младшего школьного возраста с применением компьютерных технологий на уроках музыки
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Теоретические аспекты развития креативности у детей младшего

школьного возраста с применением компьютерных технологий

на уроках музыки

Максимова О.П.- преподаватель

музыкально-теоретических дисциплин

ГПОУ «Тульский педагогический колледж»

Современный

урок

музыки

характеризуется

созданием

творческой

обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и

их

субъективное

переживание.

Подобное

специфическое

содержание

обуславливает

выбор

современных

педагогических

технологий,

разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. В

результате

чего

повышается

качество,

эффективность

и

доступность

образования.

В настоящее время известно много информационных технологий в

учебном процессе. Компьютерные технологии необходимы не только для

усвоения

учебного

материала,

но

и

для

активизации

познавательной

деятельности,

реализации

творческого

потенциала

ребёнка,

воспитания

интереса к музыкальной культуре, а также к развитию креативности.

Креативность

многими

психологами

рассматривается

как

высшее

проявление

феномена

человека,

одна

из

составляющих

его

духовной

и

личной зрелости, интегративное свойство личности, связанное с другими её

чертами.

Существует

представление

о

том,

что

творчество

(творческий

подход)

есть

характеристика

особого,

качественно

определённого

стиля

деятельности,

специфического

способа

решения

личностью

жизненных

задач, позволяющего раскрыть его сущность. Креативность является одним

из важнейших психологических образований, обусловливающих успешность

человека в самых разных областях деятельности. Развитие креативности –

одна из приоритетных задач современного образования, с решением которых

связана активизация психологических исследований в данной области.

Изучение креативности рассматривается в двух направлениях. Одно

связано

с

вопросом

о

том,

зависит

ли

креативность

от

интеллекта,

и

ориентируется

на

измерение

познавательных

процессов

в

связи

с

креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является

ли личность с её психологическими особенностями существенным аспектом

креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным

чертам.

Понятие креативности (от лат. creation – создание, сотворение), являясь

аналогом

понятия

«творческие

способности»,

неразрывно

связано

с

творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно

новое.

Сопоставляя

определения

«творчество»

и

«креативность»,

можно

отметить, что они далеко не тождественны. Если понятие «креативность»

ограничено

специфически

психологической

проблематикой,

а

именно

выяснением

закономерностей

продуктивной

умственной

деятельности

и

особенностей

функционирования

личностных

качеств,

то

понятие

«творчество»

включает

в

себя

многие

вопросы,

выходящие

за

рамки

психологической проблематики и относящиеся к компетенции социологии,

эстетики, искусствоведения.

Творчество

есть

процесс,

который

может

приводить

к

созданию

некоторого

продукта.

Таким

продуктом

может

явиться

стихотворение,

рисунок, музыкальное произведение или танец. Творчество порождается всем

нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество есть часть всего

нашего существа, нашего тела, разума, эмоции, духа.

Креативность

является

научно

установившейся

категорией

в

психологической науке. Основная задача психологии творчества состоит в

раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса

и креативности.

Таким образом, творчество – это стиль (качественная характеристика)

деятельности,

а

креативность

это

совокупность

индивидуальных

психологических

характеристик

творческой

личности.

Отсюда

и

необходимость разведения этих понятий, уточнения смысловых тонкостей и

логических изгибов формулировок.

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую

активность,

искусство

занимает,

безусловно,

первое

место

среди

всех

многообразных

элементов,

составляющих

сложную

систему

воспитания

человека. Это в полной мере относится к школьным урокам музыки. Именно

уроки

музыки

могут

способствовать

развитию

креативности

у

учащихся

младших классов.

Под развитием креативности на уроках музыки мы понимаем развитие

творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении,

исполнении,

импровизации,

ритмопластического

интонирования,

размышлении о музыке. Младший школьный возраст, являясь сенситивным

для развития креативности, позволяет закладывать благоприятные основания

для развития личности в целом, ее самораскрытия, самосовершенствования,

самореализации,

гибкой

адаптации

к

постоянно

меняющимся

условиям

жизни,

самодостаточности

и

толерантности. Исследования

различных

методов

творческой

деятельности

позволяют

рассматривать

проблему

развития

креативности

у

младших

школьников

как

способ

наиболее

оптимального решения вопроса художественного развития детей на уроках

музыки в общеобразовательной школе. Младший школьный возраст – стадия

способности к интеллектуальному творчеству, где креативность формируется

как личностное качество. Уникальные психофизиологические возможности

младших школьников позволяют считать этот возраст самым благоприятным

периодом

для

формирования

творческих

способностей

у

учащихся

с

помощью искусства.

Предметы эстетического цикла и особенно музыка, способны раскрыть

творческие возможности младшего школьника более ярко, так как целый ряд

психологических

явлений

превращает

эстетическое

переживание

в

сотворчество: это сопереживание, вовлечение, присутствие и т.д. На любом

материале задача остается одной и той же: расковать мысль школьника,

научить

его

стремиться

к

созданию

нового,

нестереотипного,

делать

самостоятельный

выбор,

принимать

самостоятельные

решения

за

себя

и

других людей, вообще сформировать у него принципиальную установку на

творчество.

Известно,

что

у

младших

школьников

ярко

проявляется

творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций,

подражании,

легко

воспринимают

образное

содержание

сказок,

историй,

песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои

творческие возможности. Всё это является ценным источником творческого

развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление,

наблюдательность, целеустремлённость, интуицию, что необходимо во всех

видах

деятельности.

Детское

творчество

на

уроках

музыки

представляет

собой

познавательно

поисковую

музыкальную

практику.

Творчество

учащихся тем и ценно, что они сами открывают что – то новое, ранее не

известное в мире музыки. Согласно мнению И. А. Ветлугиной, творчество

является важным условием и средством развития способности образного

видения мира. Творческое начало у младших школьников может проявляться

в

пении

простейших

мотивов,

часто

возникающих

непроизвольно,

по

собственной инициативе, в сочинении мелодии на предложенный текст, в

выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения

произведений,

в

создании

ритмического

сопровождения

к

пьесам

для

слушания музыки, в оценочных суждениях об услышанной музыке.

Активным средством развития креативности младших школьников

являются творческие задания. Выполнение их во многом зависит от учителя,

от его личности, от знания возрастной психологии и педагогических приёмов

и методов, способствующих побуждению учащихся к творческим действиям.

Для

активизации

инициативы

младших

школьников

учитель

предлагает

творческие задания в форме игр, они помогут создать на уроке атмосферу

непринуждённости, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому

что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности

детей.

Чтобы

творческие

проявления

детей

на

уроках

музыки

имели

целенаправленный,

активный

и

эмоциональный

характер,

педагогу

необходимо следующее:

- отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться

основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время

отвечать дидактическим требованиям;

- использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию

на

уроках

атмосферы

творческой

активности,

заинтересованности,

непринуждённости;

-

выбирать

приёмы

показа

образцов

творчества

в

различных

видах

музыкальной деятельности учащихся, различным образом импровизировать;

- разрабатывать и ставить серии творческих заданий;

-

устанавливать

наиболее

рациональные

пути

взаимодействия

видов

деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.

Таким образом, младший школьный возраст представляет собой период

для

развития

творческой

активности,

поскольку

ребенок

активен

и

любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста

оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, и

обуславливают

дальнейший

ход

общего

развития

и

являются

факторами

становления

креативности

как

общей

универсальной

способности

к

творчеству.

Мультимедиа технологии – это одно из перспективных направлений

учебного процесса. Успешное их применение видится в совершенствовании

программного

и

методического

обеспечения,

материальной

базы.

Мультимедиа

это

взаимодействие

звука,

видео,

графики,

текста

под

управлением интерактивного программного обеспечения с использованием

современных технических и программных средств. Музыка непосредственно

воздействует на эмоциональное состояние человека, передаёт или формирует

настроение

и

внутренние

переживания

слушателя.

Видеоряд

позволяет

воплотить

в

новой

форме

музыкальном

клипе

дополнительные

впечатления, которые несёт

в себе музыкальное произведение. Задачей

конкретного

или

сюжетного

клипа

является,

прежде

всего,

передача

атмосферы и настроения музыкального произведения, созданного автором, а

также

воплощение

этих

эмоций

в

ассоциативном

визуальном

ряде.

Так

создаётся

симбиоз

музыки

и

изображения.

Мультимедийный

видеоклип

обычно представляет собой пятиминутную композицию. Процесс её создания

предполагает разработку идеи, сценария, подбор фото и видеоматериала,

монтаж

(наложение

музыки,

переходов,

спецэффектов,

титров).

Хороший

мультимедийный

клип

это

не

просто

набор

картинок

и

слайдов,

сопровождающих

музыку.

Удачно

срежиссированный

клип

вдохновляет

учеников, подчёркивает достоинства музыкального произведения или песни.

Нередко учителя музыки сталкиваются с проблемой снижения уровня

познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать, да и

просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям,

безусловно

однообразие

уроков.

Отсутствие

повседневного

поиска

приводит

к

шаблонам

преподавания,

а

монотонность

разрушает

интерес

учащихся.

Только

творческий

подход

к

построению

урока,

его

неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм

могут обеспечить эффективность. А применение мультимедиа технологий в

творчестве самих учащихся значительно активизирует учебную работу.

Мультимедиа

технологии

предоставляют

много

интересных

возможностей

для

музыкального

образования,

и

это

может

стать

эффективным

средством,

базой

для

музыкального

творчества

и

развития

музыкальных

способностей

учащихся.

Необходимо

стремиться

создавать

такие творческие работы, которые бы вдохновляли учеников, подчёркивали

достоинства

музыкального

произведения

или

песни,

заставляли

слушать

композицию снова и снова.

Следует

отметить,

что

применение

компьютерных

технологий

направлено

на

индивидуальный

характер

работы,

что

в

целом

отвечает

специфике занятий музыкой. Компьютерные программы также используются

в

обучении

игре

на

инструментах,

в

развитии

музыкального

слуха,

в

проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий,

в

аранжировке,

импровизации,

наборе

и

редактирования

нотного

текста.

Компьютер

представляется

ценным

источником

библиографических

и

энциклопедических сведений. Широко распространенные проектные задания

с компьютерными презентациями, позволяют более наглядно представить

иллюстративный материал.

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере.

Условно их можно разделить на следующие группы:

музыкальные проигрыватели,

программы для пения караоке,

музыкальные конструкторы,

музыкальные энциклопедии,

обучающие программы,

программы для импровизации, группового музицирования, сочинения

музыки.

Только творческий подход к построению урока, его неповторимость,

насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить

эффективность. А применение мультимедиа технологий в творчестве самих

учащихся значительно активизирует учебную работу. Кроме того, необходимо

отметить тот факт, что использование новых информационных технологий в

учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-

образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет

на развитие креативности потенциала обучающихся.

Таким

образом,

компьютерные

технологии

это

неотъемлемый

компонент

процесса

обучения

музыке,

позволяющий

повысить

эффективность

развития

творческого

потенциала

личности

ребенка,

его

креативности. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно,

актуально и объективно необходимо.

Список литературы

1.Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. Монография. / Т.А.

Барышева. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002.

2.Дорфман

Л.Я.

Исследование

креативности

в

науке

и

искусстве./

Л.Я.

Дорфман, Г.В.Ковалева //Вопросы психологии.2010. - №2.

3.Лупиносова О.Ю. Развитие креативности у младших школьников на уроках

музыки. / О.Ю. Лупиносова // Искусство в школе, 2012. №4

4.Мотков О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков//Дополнительное

образование.2000. - №4.

5.Семенов

А.Л.

Роль

информационных

технологий

в

общем

среднем

образовании/ А.Л. Семенов. – М.: изд-во МИПКРО, 2014.

6.Смолина Е.А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания./

Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия Развития, 2007.



В раздел образования