Автор: Поздняк Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 87"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Методическая разработка урока по окружающему миру
Тема: "Материки"
Раздел: начальное образование
Предмет: окружающий мир.
Класс: 2 класс.
Тема: Материки.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления детьми новой информации о материках.
Задачи:1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк». 2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки.
Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемный, практический.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, коллективная.
Средства обучения: учебник окружающий мир, 2 класс, 1часть, Н.Я.Дмитриева; презентация, компьютер.
карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карту полушарий у доски,
карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания
учебных успехов
Ι. Актуализация
знаний и постановка
учебной проблемы.
1.Повторение.
– Какие вопросы мы обсуждали на прошлом уроке? (Мы говорили о том, что
изображают на карте и глобусе; о значении цвета на карте.)
– Тогда возьмите листочки с заданием и придумайте загадку-описание, а
остальные группы их разгадают.
1-я группа 2-я группа
3-я группа 4-я группа
На доске появляются слова:
Ось вращения, меридианы, параллели, полюса.
– Назовите, что объединяет все эти слова. (Это воображаемые линии и
точки,
придуманные
человеком
для
того,
чтобы
проще
было
ориентироваться на поверхности нашей планеты.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
– В каких ситуациях необходимо такое ориентирование? (В путешествии.)
– А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие?
– Мы разделимся на две команды. Одна будет передвигаться по Северному
тропику, другая – по Южному.
Будем двигаться влево, начиная с Западного полушария.
1-я встреча. Название_______________ суша или вода
2-я встреча. Название_______________ суша или вода
3-я встреча. Название_______________ суша или вода
4-я встреча. Название_______________ суша или вода
5-я встреча. Название_______________ суша или вода
6-я встреча. Название_______________ суша или вода
1-я команда.
– Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан,
Евразию, Индийский океан, Африку.
2-я команда.
– Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан,
Австралию, Индийский океан, Африку.
– Перечислите разные названия географических объектов, с которыми вы
встретились. (Атлантический океан, Северная Америка, Южная Америка,
Тихий океан, Евразия, Австралия, Индийский океан, Африка.)
– На какие две группы можно разделить увиденное и почему? (Суша:
Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка. Вода:
Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан.)
– Опишите увиденные вами участки воды. Что в них общего?
– Какое общее название они имеют?
– Раньше они были предметом нашего обсуждения?
– Чего
на
поверхности
Земли
больше:
воды
или
суши?
(Актуализация
знаний.)
– Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?
– Какое общее название они имеют?
– Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён наш урок? (Мы будем
знакомиться с названием участков суши. Ответим на вопрос, как называются
участки суши, окружённые со всех сторон водой.)
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
ΙΙ. Совместное
1 4 3 3 4 3
Коммуникативные УУД
ΙΙ. Совместное
открытие знаний.
– Как вы думаете, ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?
Проверим
свои
предположения
по
учебнику
на
с.
14.
(Обширное
пространство
суши,
омываемое
морями
и
океанами,
называются
материками. Всего материков шесть.)
–
Все
ли
материки
повстречались
нам
в
пути?
(Мы
не
встретили
Антарктиду.)
– Все ли океаны мы пересекли во время нашего плаванья? (Мы не плыли по
Северному Ледовитому океану.)
– Давайте рассмотрим на карте материки и попробуем сравнить их. Какой
материк самый большой? (Евразия.)
– Какой материк самый маленький? (Австралия.)
–
Чем
Евразия
и
Северная
Америка
похожи?
(Они
располагаются
в
Северном полушарии.)
– Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу? (Часть
их располагается в Северном полушарии, а часть в Южном.)
– На каких материках много равнин? (Это Южная Америка и Евразия.)
– Где самые высокие горы?
– Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу? (Они
располагаются в Южном полушарии.)
– Найдите самый большой и самый маленький океан.
– В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?
– Какой океан омывает сразу четыре материка?
– А какой океан омывает пять материков?
– Сколько материков омывает Атлантический океан?
– Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?
– А кто знает, какая вода в океанах и морях?
– Только ли материки встречаются на океанском просторе?
– Далеко ли от материков располагаются острова?
– Как называются большие части суши вместе с островами? Сколько таких
частей
существует?
(Такие
участки
называются частями света. Частей
света
шесть:
Европа,
Азия,
Африка,
Америка,
Австралия,
Антарктида.
Именно в такой последовательности люди открывали эти земли.)
– Какая часть света состоит из двух материков?
– Вернёмся
к
нашим
маршрутам.
Теперь
вы
сможете
рассказать
более
подробно о вашем маршруте?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
– Подготовьте свои рассказы.
1-я группа.
Мы пересекли три океана: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский
океан; три материка: Северную Америку, Евразию, Африку; три части света:
Америку, Азию, Африку.
2-я группа.
Мы
обнаружили
три
океана:
Атлантический
океан,
Тихий
океан,
Индийский океан; три материка: Южную Америку, Австралию, Африку;
три части света: Америку, Австралию, Африку.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
ΙΙΙ. Самостоятельное
применение знаний.
1. Работа в группах.
– Ребята, выберите сами интересный материал и расскажите:
– о самом большом материке;
– о материках в Южном полушарии;
– о материках в Западном полушарии.
ΙV. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто доволен сегодня своей работой?
V. Домашнее
задание.
По усмотрению учителя.