Напоминание

Пальчиковая гимнастика для воспитанников с нарушением интеллекта


Автор: Полякова Юлия Викторовна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: Детский сад № 32 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: картотека
Тема: Пальчиковая гимнастика для воспитанников с нарушением интеллекта
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека

«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ

С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

Игра «Ежик»

Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Покажите малышам, как изобразить ежика, собрав пальцы рук в замок

.

Прочитайте стихотворение. (Во вре-

мя чтения дети повторяют ваши движения.)

Ежик маленький замерз,

(Прижмите пальцы - ежик убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело -

(Выпрямите пальцы - ежик показал колючки)

Ежик развернулся!

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Птички»

Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого, развивать умение пони -

мать речь.

Ход игры

Предложите малышам повторить ваши движения.

- Вот птички летают, машут крылышками.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите ки-

сти (помашите крыльями.)

- Приземлились птички, крылышки сложили.

(Соедините ладони вместе (рис. 13).)

- Давайте покормим птичек - насыплем им зернышек!

(Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими

- Вот как птички зернышки клюют!

(Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами,

сложенными щепотью (рис. 15).)

- Наелись птички и улетели.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.)

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Человечек»

Цели. Развивать движения кистей рук; учить подражать движениям взрослого; развивать умение понимать

речь.

Ход игры

Предложите малышам поиграть.

- Посмотрите, какой у меня человечек. Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол. Чело-

вечек пошел погулять. Покажите, как шагает человечек.

Топ-топ-топ - топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

Предложите детям повторить движения.

Игру можно повторять несколько раз.

Игра «Мы топали»

Цели. Развивать движения кистей рук; учить подражать движениям взрослого; развивать умение пони -

мать речь.

Ход игры

Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом.

Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение:

Мы топали, мы топали,

До тополя дотопали,

До тополя дотопали,

И ножки все оттопали!

Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по колен -

кам).

Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихо-

творение с каждым разом следует читать быстрее).

Игра «Барабанчики»

Цели. Развивать движения кистей рук, скорость движения пальцев.

Ход игры

Сядьте с малышами за стол и предложите поиграть в игру «Барабанчики».

Положите руки на стол и покажите детям, как можно барабанить по столу прямыми указательными пальцами

или одновременно всеми пальцами обеих рук: «Вот палочки-пальчики - гремят барабанчики!». Предложите ма-

лышам повторить движения. Затем устройте соревнования на самый громкий барабан.

В последующем можно

предлагать детям барабанить медленно или быстро, громко или тихо, повторять простые ритмы.

Игра «Моторчик»

Цели. Развивать согласованные движения пальцев обеих рук; учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Дайте детям машины и предложите поиграть: «Давайте поиграем в машинки. Би-би! Поехали машины!

Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики».

Покажите малышам, как завести моторы. Для этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно спле -

сти вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг друга

(рис 19).

«Моторчики» могут работать быстро

и медленно.

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Разминка»

Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Предложите детям сделать разминку для рук: плавно поднять руки перед собой и встряхнуть кисти.

Упражнение сопровождайте четверостишием:

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Такую игру-разминку можно проводить как расслабляющее упражнение во время занятий, в ходе кото-

рых дети действуют руками.

Игра «Моя семья»

Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворе -

ния. После того как малыши запомнят движения, проведите игру с группой детей.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья!

Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям раз-

биться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.

Игра «Вышли пальчики гулять»

Цели. Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (По ходу чтения дети повто -

ряют ваши движения.)

Раз, два, три, четыре, пять -

(Поочередно разогните

пальцы, начиная с большого (рис. 20-21).)

Вышли пальчики гулять.

(Пошевелите пальцами.)

Р

аз, два, три, четыре, пять -

(Поочередно сожмите

пальцы в кулак, начиная с мизинца (рис. 22).)

В домик спрятались опять.

Повторите игру с пальцами другой руки.

Игра «Пальчики в лесу»

Цели. Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять:

(Предложите ребенку растопырить пальцы и пошевелить ими.)

Этот пальчик гриб нашел,

(Загните мизинец.)

Этот пальчик чистить стал,

(Загните безымянный палец.)

Этот резал, этот ел,

(Загните средний и указательный пальцы)

Ну а этот лишь глядел.

(Загните большой палец и

пощекочите ладошку ребенка.)

Повторите игру, загибая пальчики на другой руке ребенка. После того как малыши научатся повторять

эти движения самостоятельно, можно провести игру с группой детей.

Игра «Черепашка»

Цели. Развивать дифференцированные движения пальцев, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Эта игра проводится за столом или на ковре.

Покажите на стол или ковер и скажите: «Это песочек. Он теплый и сухой».

Изобразите, будто вы пересыпаете песок, и предложите детям повторить движения.

Положите на стол или на пол кулаки, прижатые друг к другу

(рис. 23).

Затем медленно начните передви-

гать кулаки вперед

(рис 24):

«По песочку ползет маленькая черепашка. Она ползет медленно-медленно».

Предложите детям повторить движение.

Затем прочитайте четверостишие:

Черепашка, черепашка

В панцире живет.

Высунет головку -

(Выставите вперед прямые указа тельные пальцы, прижатые друг к другу.)

Обратно уберет.

(Спрячьте пальцы.)

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Спокойного сна!»

Цели. Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры

Эту игру можно проводить перед сном. Сначала игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке

ребенка по ходу чтения стихотворения.

Этот пальчик хочет спать,

(Загните мизинец.)

Этот пальчик лег в кровать,

(Загните безымянный палец.)

Этот рядом прикорнул,

(Загните средний палец.)

Этот пальчик уж заснул,

(Загните указательный палец.)

А другой давненько спит...

(Загните большой палец.)

Кто у нас еще шумит?

(Погрозите пальчиком другой руки.)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

После того как малыши научатся повторять эти движения самостоятельно, можно провести игру с

группой детей.

Игра «Замок»

Цели. Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить подражать движениям

взрослого.

Ход игры

Предложите малышам поиграть: «Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяй -

те за мной».

На двери висит замок.

(Соедините пальцы рук в «замок» (рис. 25).)

Кто открыть его бы мог?

Мы замочком постучали,

(Постучите по столу сомкнутыми в замок руками.)

Мы замочек повертели,

(Круговые движения сомкнутыми руками.)

Мы замочек покрутили...

(Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные сторо-

ны.)

И открыли!

(Расцепите пальцы.)

Игру можно повторить несколько раз.



В раздел образования