Напоминание

Программа развития познавательной активности старших дошкольников в рамках проекта "Кто откроет мир ребенку"


Автор: Дьяченко Татьяна Владимировна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ТГПУ имени Л.Н.Толстого
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: статья
Тема: Программа развития познавательной активности старших дошкольников в рамках проекта "Кто откроет мир ребенку"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Разработка и реализация программы развития познавательной

активности старших дошкольников в рамках проекта

«Кто откроет мир ребенку»

Если

представить

место

дошкольного

образования

в

современной

системе

образования,

то

это,

в

первую

очередь,

подготовка

ребенка

к

самостоятельной взрослой жизни, т.е. социализация (помощь в освоении

правил

взаимодействия

в

обществе;

общие

представления

об

устройстве

мира)

и

начальная

профессионализация

(подготовка

к

выбору

профессиональной

сферы).

Каждый

этап

системы

образования

решает

разные

задачи

в

соответствии

с

ФГОС,

при

этом

каждый

из

этапов

раскрывает специфику возрастного развития и структурирует содержание,

ориентированное

на

возрастные

особенности

воспитанников.

Согласно

ФГОС

одной

из

задач

дошкольного

образования

является

создание

благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и

творческого потенциала каждого воспитанника как субъекта отношений с

самим

собой,

другими

детьми,

взрослыми

и

миром.

В

требованиях

к

структуре основной образовательной программы ДОО говорится о создании

условий

социальной

ситуации

развития

дошкольников,

открывающей

возможности

позитивной

социализации

ребенка,

его

всестороннего

личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития

инициативы

и

творческих

способностей

на

основе

соответствующих

дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и

сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и

воспитанию, раннее ознакомление с профессиями развивает познавательный

интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В

результате

данной

деятельности

дошкольники

учатся

ориентироваться

и

продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим

социумом.

Активная

познавательная

деятельность

спо собствует

формированию

исследовательских

умений

и

навыков,

основ

научного

мышления,

деятельности,

направленной

на

самостоятельное

творческое

познание, социальной уверенности, коммуникативных навыков общения.

Правильно

организованная

познавательная

деятельность

дает

возможность

удовлетворить

потребность

детей

в

новых

знаниях,

впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного,

успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для

успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в

постоянно меняющемся социуме.

Предлагаемая программа ориентирована на развитие познавательной

активности у детей старшего дошкольного возраста, а также на развитие

профессиональных

устремлений

ребенка,

на

формирование

позитивного

отношения к различным видам труда и творчества, что дает возможность

каждому

ребенку

самостоятельно

сделать

выбор

в

игровой

ситуации,

опробовать и закрепить профессиональные действия работников той или

иной

профессии.

В

процессе

профориентационной

работы

детьми

обыгрываются производственные ситуации, социальные взаимоотношения,

модели профессионального поведения взрослых. В ходе реализации такой

программы

знания,

полученные

ребенком

ранее,

преобразуются

в

собственный опыт.

Апробация

программы

проходила

в

рамках

проекта

по

ранней

профориентации «Кто откроет мир ребенку». При реализации программы

был

разработан

системный

подход:

использовались

проблемно-поисковые

методы

(проблемные

вопросы,

эвристические

беседы,

исследования,

репортажи);

творческие

методы

(презентации,

создание

видеороликов,

съемка

мультфильмов);

производился

сбор

информации

для

создания

альбомов ознакомительного характера.

Основная

задача

разработанной

программы

была

направлена

на

развитие

познавательной

активности

у

старших

дошкольников

через

групповые формы познавательной деятельности; постоянную практическую

познавательную деятельность; игры, тренинги, викторины, экскурсии, опыт

практического применения полученных знаний в совместной с взрослыми

деятельности.

В

основу

работы

положена

организационно-содержательная

модель

ранней профориентации дошкольников.

Рис. Организационно-содержательная модель ранней профориентации дошкольников

Реализация

программы

выстраивалась

поблочно:

диагностический

блок;

мотивационно-ориентировочный;

познавательный;

продуктивный;

работа с родителями; инициативно-творческий блок.

В

рамках

мотивационно-ориентировочного

блока

происходило

преобразование

развивающей

предметно-пространственной

среды,

как

одного

из

основных

средств

формирования

личности

ребенка

и

начала

представлений

о

цели

жизни.

В

условиях

развивающей

предметно-

пространственной

среды

дети

включаются

в

процесс

исследования

без

получения

готовых

знаний.

В

группе

рационально

и

целесообразно

расставлена мебель с выделением различных центров активности. Например,

Формы

образовательного

процесса

Совместная

деятельность

взрослых с детьми

Педагоги

Родители

Социальные

партнеры

Самостоятельная

деятельность детей

Игровая

деятельность

Продуктивная

деятельность

«Центр

ознакомления

с

профессиями»

интересно

оборудован,

в

нем

размещаются дидактические игры, куклы в профессиональных костюмах,

картотеки литературы и видеотека с мультфильмами о профессиях взрослых.

Рядом с ним расположен «Центр сюжетно-ролевых игр». Вся предметно-

пространственная развивающая среда ориентирована на зону «ближайшего

развития» детей; она оборудована и содержит дидактические материалы,

которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, знакомые и совсем

незнакомые

предметы:

практические

материалы

по

ознакомлению

с

профессиями,

авторские

лэпбуки,

развивающие

игры,

интерактивное

оборудование. Во время освоения программы и в рамках реализации проекта

«Кто откроет мир ребенка» педагогами были сшиты куклы и костюмы для

игр

профессионального

характера.

На

данном

этапе

работа

проводилось

педагогами для создания интереса у детей старшего дошкольного возраста и

последующего

включения

детей

в

процесс

совместного,

либо

самостоятельного творчества.

Основными

задачами

познавательного

блока

являлось

развитие

познавательной

активности

у

детей

старшего

дошкольного

возраста,

формирование

готовности

к

решению

познавательных

задач,

развитие

высокого уровня мотивации стремления к познанию; расширение познаний и

представлений

о

структуре

трудового

процесса,

взаимосвязи

между

компонентами трудовой деятельности; воспитание уважения и бережного

отношения

к

результатам

труда

взрослых;

помощь

детям

в

осознании

важности, необходимости и незаменимости каждой профессии.

При

знакомстве

детей

с

трудом

взрослых

применялись

как

традиционные

методы

обучения

и

воспитания:

словесный

(беседы

с

использованием

игровых

персонажей

и

наглядности,

чтение

детской

художественной литературы); наглядный (наблюдение конкретных трудовых

процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

практический

(экспериментирование

с

разными

материалами,

опыт

хозяйственно-бытового

труда);

игровой

(сюжетно-ролевые

игры,

дидактические

игры,

игровые

ситуации);

так

и

нетрадиционные

методы

(проблемные ситуации и их решение; познавательные задачи и их решение,

эвристические

беседы).

В

практической

деятельности

все

методы

применялись не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Для

успешной

реализации

данного

блока

особое

внимание

было

уделено

организации

НОД

как

систематического

целенаправленного,

творческого процесса; планированию сюжетно-ролевых игр по ознакомлению

с миром профессий; использованию различных игровых форм в процессе

проведения

занятий;

про смот ру

репорт ажей,

пре зент аций

о

профессиональной деятельности родителей.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых

проводилась в процессе основной образовательной деятельности; в процессе

образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной

деятельности с семьей. Расширение знаний дошкольников о мире профессий

решалось

не

только

во

время

непосредственной

образовательной

деятельности, но с помощью косвенных методов во время самостоятельной

деятельности

детей:

оказывалась

не

директивная

помощь

в

организации

сюжетно-ролевых игр при знакомстве с новыми профессиями, пополнялась

предметно-пространственная

развивающая

среда

атрибутами,

ранее

не

знакомых

дошкольнику

профессий;

организовывалась

самостоятельная

детская

работа

в

«Центрах

по

ознакомлению

с

профе ссиями»

(рассматривание

фотографий,

открыток,

игры

с

рамками-портретами

представителей мира профессий).

В

рамках

познавательного

блока

для

развития

познавательной

активности велась работа по подбору и ознакомлению с познавательной,

художественной и публицистической литературой о профессиях взрослых

людей.

В

ходе

режимных

моментов

производилось

чтение

произведений

поэтов и писателей по теме программы и ознакомлению с профессиональной

деятельностью

взрослых.

При

планировании

непо сред ственно

образовательной

деятельности

по

ознакомлению

с

окружающим

миром

организовывались занятия по темам: «Кто такой - патрульный постовой?»,

«Журналист – профессия творческая», «Почтальон», «Работники торговли»,

«Легко

ли

быть

актером»,

«Я

фотограф»,

«Спасатель

героическая

профессия», «Кто прячется за экраном телевизора?», «Учитель».

Организовывалась исследовательская образовательная деятельность в

форме

виртуальных

экскурсий,

просмотра

презентаций,

обучения

воспитанников проведению беседы и интервью, умению подбирать вопросы

к беседе с представителями разнообразных профессий (родители, сотрудники

ДОО, представители подшефной организации).

Приобретаемые

знания

закреплялись

в

процессе

самостоятельной

деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.

Активно

использовался

комплекс

игровых

и

творческих

заданий

проблемного характера, например, «Посмотри на мир глазами врача», «Что

собачка Соня рассказала о профессии ветеринара», «Тема одна – сюжетов

много», «Угадай, зачем люди поют песни», «Зубная фея» и другие. В его

структуру

включались

элементы

интервьюирования

сотрудников

детского

сада,

родителей,

моделирование

ситуаций,

наблюдение

за

трудовыми

действиями взрослых, развивающие игры, импровизации, рассматривание

рисунков и фотографий, беседы, обсуждения.

В

совместной

образовательной

деятельности

воспитателя

с

детьми

проводились беседы познавательного характера на темы: «Что я знаю о

профессии моего папы?», «Для чего нужны журналы и газеты?», «Цветик-

семицветик – это тоже наш питомец», «Кто заботится о лесных зверях?»,

«Кто

т акие

спасатели»,

«Этикет

телевизионного

в е д у щ е го » ;

организовывались посещения структурных подразделений детского сада с

целью сбора информации для ознакомления с профессиями; оказывалась

помощь в составлении творческих рассказов по картинкам, фотографиям, из

личного опыта, по рассказам близких родственников детей.

Также

воспитанники

самостоятельно

работали

с

практическим

материалом:

фотографиями,

иллюстрациями,

открытками,

осуществляли

самостоятельный подбор атрибутов для сюжетно-ролевой игры.

Мы предлагали родителям вместе с детьми подбирать материалы о

семейных профессиональных династиях, составлять рассказы о становлении

трудового пути пап и мам, бабушек и дедушек.

Такая

программа

познавательного

блока

научила

дошкольников

старшего

возраста

работать

с

информацией

в

непосредственно-

образовательной

деятельности

и

в

самостоятельных

видах

детской

деятельности. Система проведения образовательной деятельности построена

с учетом принципов последовательности и системности в формировании

знаний, навыков и умений, в ходе которой у дошкольников закреплялось

представление о разнообразии профессий.

Всё

это

является

очень

важным

и

необходимым

для

успешной

социализации

ребёнка

в

обществе

сверстников,

осознания

собственной

значимости в будущем мире взрослых, осознании значимости выполняемого

труда и уважительного отношения к человеку любой профессии в постоянно

меняющемся социуме.

В ходе продуктивного блока создавались авторские мультимедийные

презентации «Профессии взрослых» для работы с детьми; были созданы

видеоролики по мотивам известных детям произведений с непосредственным

участием

воспитанников

в

роли

действующих

лиц

работников

определенной профессии; проводились съемки авторских мультфильмов по

ознакомлению с миром профессий; разработаны рекомендации по созданию

детско- родительских проектов.

Самостоятельная

деятельность

детей

по

закреплению

полученных

знаний о мире профессий была отражена в выставках рисунков: «Все работы

хороши,

выбирай

на

вкус»,

«Профессии

глазами

детей»

с

применением

нетрадиционных техник рисования; в самостоятельной работе в «Центрах

творчества» по разукрашиванию раскрасок «Профессия моих родителей»,

рисовании инструментов и оборудования разных специалистов; изготовлении

кондитерских изделий, овощей, фруктов из соленого теста для пополнения

атрибутами

«Центра

сюжетно-ролевых

игр».

В

ходе

конструктивной

деятельности воспитанники выполняли постройки из крупного деревянного

строителя: «Магазин», «Больница», «Лестница для пожарных», «Носилки»,

«Аэропорт», «Гаражи», «Бензоколонка», «Автодром».

Также дети собирали материал о профессиях трудящихся города Тулы,

узнавали

о

них

из

различных

источников,

близко

знакомились

с

профессиональной

деятельностью

родителей.

Активно

практиковались

и

оригинальные

экспериментальные

задания.

Воспитанники

принимали

участие в съемках мультфильмов, в создании видеороликов; предлагали свои

варианты оформления семейных альбомов, готовили фотографии, рисунки;

работали над созданием костюмов для кукол по профессиям.

Большое

внимание

уделялось

организации

режиссерских

игр

по

профессиям, которые завоевали детское признание своим своеобразием и

многообразием

атрибутики,

максимальной

приближенностью

к

действительности.

Для организации разнообразных форм взаимодействия с родителями

педагоги проводили для родителей консультации, давали им рекомендации,

по

обучению

детей

играм,

игровым

упражнениям,

инсценировкам,

в

процессе

выполнения

которых

ребенок

осуществляет

собственный

поиск

жизненных установок, приобретает умение осуществлять познавательную

деятельность,

активизирует

логическое

мышление,

развивает

умение

действовать в рамках предложенных обстоятельств и способствуют созданию

условий формирования у детей навыков межличностного общения. С целью

выявления знаний родителей по теме проекта проводилось анкетирование,

оказывалась помощь в оформлении семейного альбома «Семейная династия»,

«Репортаж

о

профессии

родителей».

Такая

работа

способствовала

активизации взрослых по подбору интересных и познавательных материалов

для

выставок,

альбомов

и

пр.,

организации

совместных

мероприятий

в

условиях ДОО.

Для

поддержания

познавательной

активно сти,

р а з в и т и ю

положительной

мотивации

к

самостоятельной

деятельности

в

процессе

ознакомления

с

профессиями

воспитанники

ДОО

принимали

участие

в

творческих городских и всероссийских конкурсах в соответствии с тематикой

ранней профориентации.

Таблица

Комплексно-тематическое планирование

Блок

Период

Содержание

деятельности

Планируемый результат

Диагност

ический

Февраль

Мониторинг

Овладение педагогическим

мониторингом

с

целью

оценки

эффективно сти

педагогических

действий

д л я

о п т и м и з а ц и и

Мотиваци

онно-

Март

преобразование

развивающей

предметно-

пространственной

среды

-создание

условий

для

п р о в ед е н и я

с юж е т н о -

р о л е в ы х

и г р

п о

ознакомлению

детей

с

профессиями;

Познавательный

Апрель

Май

Накопление

первичных

представлений о

разнообразии

профессий

-подбор

и

переработка

художественной,

п у б л и ц и с т и ч е с ко й

и

познавательной литературы

по изучению профессий;

-знакомство с профессиями

ч е р е з

о р г а н и з а ц и ю

исследовательской

образовательной

деятельности;

-организация НОД;

-организация

виртуальных

ознакомительных

экскурсий;

-организация

викторин

« Ч т о

я

з н а ю

о

профессиях»;

Продуктивный

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Сбор и обработка

материала, его

оформление

- с о з д а н и е

б а н к а

мультимедийных авторских

презентаций для работы с

д е т ь м и

« П р о ф е с с и и

взрослых»;

-организация

выставок

продуктивной

деятельно сти

детей

о

профессиях;

-создание

видеороликов

с

у ч а с т и е м

д е т е й

п о

о з н а к о м л е н и ю

с

профессиями

на

основе

произведений

д е т с ко й

художественной

литературы;

-съемка

мультфильмов

по

о з н а к о м л е н и ю

с

п р о ф е с с и я м и

с

п р и в л е ч е н и е м

д е т е й ,

создание

видеотеки

с

авторскими

мультфильмами;

- с о з д а н и е

а в т о р с к и х

дидактических

игр

по

о з н а к о м л е н и ю

с

профессиями;

- п о п о л н е н и е

у г о л к а

сюжет но-ролев ы х

и г р

новыми атрибутами;

- с ъ е м к а

и

с о з д а н и е

видеороликов

режиссерских

СРИ

по

о з н а к о м л е н и ю

с

профессиями;

-оформление

альбома

с

ф о т о г р а ф и я м и

о

профессиональных

д и н а с т и я х

с е м е й

воспитанников

« П р о ф е с с и и

н а ш и х

родителей»;

-оформление фотовыставок

«Кем

работает

моя

мама

(мой папа)»;

Диагност

ический

Ноябрь

Мониторинг

-сформированность у детей

представлений

о

мире

профессий;

-сформированность ранних

профориентационных

Инициати

вно-

Декабрь

Участие детей в

конкурсах

различного уровня в

соответствии с

тематикой ранней

-организация

песенного

конкурса «Песенка года» о

профессиях;

-участие детей в конкурсах

муниципального,

В ходе реализации программы дошкольники смогли примерить на себя

профессии

взрослых,

их

трудовые

обязанности,

расширяя

собственные

представления о мире окружающих взрослых.

Все это дало возможность развить познавательную активность у детей

старшего

дошкольного

возраста,

а

именно:

стремление

к

познанию,

готовность

к

решению

познавательных

задач,

умение

воспринимать

и

передавать информацию; интеллектуальный отклик на новые знания, уметь

выражать

личную

позицию

к

происходящему,

чувство

интеллектуальной

радости и стремление к успеху.



В раздел образования