Автор: Дьяченко Татьяна Владимировна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ТГПУ имени Л.Н.Толстого
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: статья
Тема: Программа развития познавательной активности старших дошкольников в рамках проекта "Кто откроет мир ребенку"
Раздел: дошкольное образование
Разработка и реализация программы развития познавательной
активности старших дошкольников в рамках проекта
«Кто откроет мир ребенку»
Если
представить
место
дошкольного
образования
в
современной
системе
образования,
то
это,
в
первую
очередь,
подготовка
ребенка
к
самостоятельной взрослой жизни, т.е. социализация (помощь в освоении
правил
взаимодействия
в
обществе;
общие
представления
об
устройстве
мира)
и
начальная
профессионализация
(подготовка
к
выбору
профессиональной
сферы).
Каждый
этап
системы
образования
решает
разные
задачи
в
соответствии
с
ФГОС,
при
этом
каждый
из
этапов
раскрывает специфику возрастного развития и структурирует содержание,
ориентированное
на
возрастные
особенности
воспитанников.
Согласно
ФГОС
одной
из
задач
дошкольного
образования
является
создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого воспитанника как субъекта отношений с
самим
собой,
другими
детьми,
взрослыми
и
миром.
В
требованиях
к
структуре основной образовательной программы ДОО говорится о создании
условий
социальной
ситуации
развития
дошкольников,
открывающей
возможности
позитивной
социализации
ребенка,
его
всестороннего
личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития
инициативы
и
творческих
способностей
на
основе
соответствующих
дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и
воспитанию, раннее ознакомление с профессиями развивает познавательный
интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В
результате
данной
деятельности
дошкольники
учатся
ориентироваться
и
продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим
социумом.
Активная
познавательная
деятельность
спо собствует
формированию
исследовательских
умений
и
навыков,
основ
научного
мышления,
деятельности,
направленной
на
самостоятельное
творческое
познание, социальной уверенности, коммуникативных навыков общения.
Правильно
организованная
познавательная
деятельность
дает
возможность
удовлетворить
потребность
детей
в
новых
знаниях,
впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного,
успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для
успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в
постоянно меняющемся социуме.
Предлагаемая программа ориентирована на развитие познавательной
активности у детей старшего дошкольного возраста, а также на развитие
профессиональных
устремлений
ребенка,
на
формирование
позитивного
отношения к различным видам труда и творчества, что дает возможность
каждому
ребенку
самостоятельно
сделать
выбор
в
игровой
ситуации,
опробовать и закрепить профессиональные действия работников той или
иной
профессии.
В
процессе
профориентационной
работы
детьми
обыгрываются производственные ситуации, социальные взаимоотношения,
модели профессионального поведения взрослых. В ходе реализации такой
программы
знания,
полученные
ребенком
ранее,
преобразуются
в
собственный опыт.
Апробация
программы
проходила
в
рамках
проекта
по
ранней
профориентации «Кто откроет мир ребенку». При реализации программы
был
разработан
системный
подход:
использовались
проблемно-поисковые
методы
(проблемные
вопросы,
эвристические
беседы,
исследования,
репортажи);
творческие
методы
(презентации,
создание
видеороликов,
съемка
мультфильмов);
производился
сбор
информации
для
создания
альбомов ознакомительного характера.
Основная
задача
разработанной
программы
была
направлена
на
развитие
познавательной
активности
у
старших
дошкольников
через
групповые формы познавательной деятельности; постоянную практическую
познавательную деятельность; игры, тренинги, викторины, экскурсии, опыт
практического применения полученных знаний в совместной с взрослыми
деятельности.
В
основу
работы
положена
организационно-содержательная
модель
ранней профориентации дошкольников.
Рис. Организационно-содержательная модель ранней профориентации дошкольников
Реализация
программы
выстраивалась
поблочно:
диагностический
блок;
мотивационно-ориентировочный;
познавательный;
продуктивный;
работа с родителями; инициативно-творческий блок.
В
рамках
мотивационно-ориентировочного
блока
происходило
преобразование
развивающей
предметно-пространственной
среды,
как
одного
из
основных
средств
формирования
личности
ребенка
и
начала
представлений
о
цели
жизни.
В
условиях
развивающей
предметно-
пространственной
среды
дети
включаются
в
процесс
исследования
без
получения
готовых
знаний.
В
группе
рационально
и
целесообразно
расставлена мебель с выделением различных центров активности. Например,
Формы
образовательного
процесса
Совместная
деятельность
взрослых с детьми
Педагоги
Родители
Социальные
партнеры
Самостоятельная
деятельность детей
Игровая
деятельность
Продуктивная
деятельность
«Центр
ознакомления
с
профессиями»
интересно
оборудован,
в
нем
размещаются дидактические игры, куклы в профессиональных костюмах,
картотеки литературы и видеотека с мультфильмами о профессиях взрослых.
Рядом с ним расположен «Центр сюжетно-ролевых игр». Вся предметно-
пространственная развивающая среда ориентирована на зону «ближайшего
развития» детей; она оборудована и содержит дидактические материалы,
которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, знакомые и совсем
незнакомые
предметы:
практические
материалы
по
ознакомлению
с
профессиями,
авторские
лэпбуки,
развивающие
игры,
интерактивное
оборудование. Во время освоения программы и в рамках реализации проекта
«Кто откроет мир ребенка» педагогами были сшиты куклы и костюмы для
игр
профессионального
характера.
На
данном
этапе
работа
проводилось
педагогами для создания интереса у детей старшего дошкольного возраста и
последующего
включения
детей
в
процесс
совместного,
либо
самостоятельного творчества.
Основными
задачами
познавательного
блока
являлось
развитие
познавательной
активности
у
детей
старшего
дошкольного
возраста,
формирование
готовности
к
решению
познавательных
задач,
развитие
высокого уровня мотивации стремления к познанию; расширение познаний и
представлений
о
структуре
трудового
процесса,
взаимосвязи
между
компонентами трудовой деятельности; воспитание уважения и бережного
отношения
к
результатам
труда
взрослых;
помощь
детям
в
осознании
важности, необходимости и незаменимости каждой профессии.
При
знакомстве
детей
с
трудом
взрослых
применялись
как
традиционные
методы
обучения
и
воспитания:
словесный
(беседы
с
использованием
игровых
персонажей
и
наглядности,
чтение
детской
художественной литературы); наглядный (наблюдение конкретных трудовых
процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
практический
(экспериментирование
с
разными
материалами,
опыт
хозяйственно-бытового
труда);
игровой
(сюжетно-ролевые
игры,
дидактические
игры,
игровые
ситуации);
так
и
нетрадиционные
методы
(проблемные ситуации и их решение; познавательные задачи и их решение,
эвристические
беседы).
В
практической
деятельности
все
методы
применялись не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Для
успешной
реализации
данного
блока
особое
внимание
было
уделено
организации
НОД
как
систематического
целенаправленного,
творческого процесса; планированию сюжетно-ролевых игр по ознакомлению
с миром профессий; использованию различных игровых форм в процессе
проведения
занятий;
про смот ру
репорт ажей,
пре зент аций
о
профессиональной деятельности родителей.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых
проводилась в процессе основной образовательной деятельности; в процессе
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной
деятельности с семьей. Расширение знаний дошкольников о мире профессий
решалось
не
только
во
время
непосредственной
образовательной
деятельности, но с помощью косвенных методов во время самостоятельной
деятельности
детей:
оказывалась
не
директивная
помощь
в
организации
сюжетно-ролевых игр при знакомстве с новыми профессиями, пополнялась
предметно-пространственная
развивающая
среда
атрибутами,
ранее
не
знакомых
дошкольнику
профессий;
организовывалась
самостоятельная
детская
работа
в
«Центрах
по
ознакомлению
с
профе ссиями»
(рассматривание
фотографий,
открыток,
игры
с
рамками-портретами
представителей мира профессий).
В
рамках
познавательного
блока
для
развития
познавательной
активности велась работа по подбору и ознакомлению с познавательной,
художественной и публицистической литературой о профессиях взрослых
людей.
В
ходе
режимных
моментов
производилось
чтение
произведений
поэтов и писателей по теме программы и ознакомлению с профессиональной
деятельностью
взрослых.
При
планировании
непо сред ственно
образовательной
деятельности
по
ознакомлению
с
окружающим
миром
организовывались занятия по темам: «Кто такой - патрульный постовой?»,
«Журналист – профессия творческая», «Почтальон», «Работники торговли»,
«Легко
ли
быть
актером»,
«Я
–
фотограф»,
«Спасатель
–
героическая
профессия», «Кто прячется за экраном телевизора?», «Учитель».
Организовывалась исследовательская образовательная деятельность в
форме
виртуальных
экскурсий,
просмотра
презентаций,
обучения
воспитанников проведению беседы и интервью, умению подбирать вопросы
к беседе с представителями разнообразных профессий (родители, сотрудники
ДОО, представители подшефной организации).
Приобретаемые
знания
закреплялись
в
процессе
самостоятельной
деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.
Активно
использовался
комплекс
игровых
и
творческих
заданий
проблемного характера, например, «Посмотри на мир глазами врача», «Что
собачка Соня рассказала о профессии ветеринара», «Тема одна – сюжетов
много», «Угадай, зачем люди поют песни», «Зубная фея» и другие. В его
структуру
включались
элементы
интервьюирования
сотрудников
детского
сада,
родителей,
моделирование
ситуаций,
наблюдение
за
трудовыми
действиями взрослых, развивающие игры, импровизации, рассматривание
рисунков и фотографий, беседы, обсуждения.
В
совместной
образовательной
деятельности
воспитателя
с
детьми
проводились беседы познавательного характера на темы: «Что я знаю о
профессии моего папы?», «Для чего нужны журналы и газеты?», «Цветик-
семицветик – это тоже наш питомец», «Кто заботится о лесных зверях?»,
«Кто
т акие
спасатели»,
«Этикет
телевизионного
в е д у щ е го » ;
организовывались посещения структурных подразделений детского сада с
целью сбора информации для ознакомления с профессиями; оказывалась
помощь в составлении творческих рассказов по картинкам, фотографиям, из
личного опыта, по рассказам близких родственников детей.
Также
воспитанники
самостоятельно
работали
с
практическим
материалом:
фотографиями,
иллюстрациями,
открытками,
осуществляли
самостоятельный подбор атрибутов для сюжетно-ролевой игры.
Мы предлагали родителям вместе с детьми подбирать материалы о
семейных профессиональных династиях, составлять рассказы о становлении
трудового пути пап и мам, бабушек и дедушек.
Такая
программа
познавательного
блока
научила
дошкольников
старшего
возраста
работать
с
информацией
в
непосредственно-
образовательной
деятельности
и
в
самостоятельных
видах
детской
деятельности. Система проведения образовательной деятельности построена
с учетом принципов последовательности и системности в формировании
знаний, навыков и умений, в ходе которой у дошкольников закреплялось
представление о разнообразии профессий.
Всё
это
является
очень
важным
и
необходимым
для
успешной
социализации
ребёнка
в
обществе
сверстников,
осознания
собственной
значимости в будущем мире взрослых, осознании значимости выполняемого
труда и уважительного отношения к человеку любой профессии в постоянно
меняющемся социуме.
В ходе продуктивного блока создавались авторские мультимедийные
презентации «Профессии взрослых» для работы с детьми; были созданы
видеоролики по мотивам известных детям произведений с непосредственным
участием
воспитанников
в
роли
действующих
лиц
–
работников
определенной профессии; проводились съемки авторских мультфильмов по
ознакомлению с миром профессий; разработаны рекомендации по созданию
детско- родительских проектов.
Самостоятельная
деятельность
детей
по
закреплению
полученных
знаний о мире профессий была отражена в выставках рисунков: «Все работы
хороши,
выбирай
на
вкус»,
«Профессии
глазами
детей»
с
применением
нетрадиционных техник рисования; в самостоятельной работе в «Центрах
творчества» по разукрашиванию раскрасок «Профессия моих родителей»,
рисовании инструментов и оборудования разных специалистов; изготовлении
кондитерских изделий, овощей, фруктов из соленого теста для пополнения
атрибутами
«Центра
сюжетно-ролевых
игр».
В
ходе
конструктивной
деятельности воспитанники выполняли постройки из крупного деревянного
строителя: «Магазин», «Больница», «Лестница для пожарных», «Носилки»,
«Аэропорт», «Гаражи», «Бензоколонка», «Автодром».
Также дети собирали материал о профессиях трудящихся города Тулы,
узнавали
о
них
из
различных
источников,
близко
знакомились
с
профессиональной
деятельностью
родителей.
Активно
практиковались
и
оригинальные
экспериментальные
задания.
Воспитанники
принимали
участие в съемках мультфильмов, в создании видеороликов; предлагали свои
варианты оформления семейных альбомов, готовили фотографии, рисунки;
работали над созданием костюмов для кукол по профессиям.
Большое
внимание
уделялось
организации
режиссерских
игр
по
профессиям, которые завоевали детское признание своим своеобразием и
многообразием
атрибутики,
максимальной
приближенностью
к
действительности.
Для организации разнообразных форм взаимодействия с родителями
педагоги проводили для родителей консультации, давали им рекомендации,
по
обучению
детей
играм,
игровым
упражнениям,
инсценировкам,
в
процессе
выполнения
которых
ребенок
осуществляет
собственный
поиск
жизненных установок, приобретает умение осуществлять познавательную
деятельность,
активизирует
логическое
мышление,
развивает
умение
действовать в рамках предложенных обстоятельств и способствуют созданию
условий формирования у детей навыков межличностного общения. С целью
выявления знаний родителей по теме проекта проводилось анкетирование,
оказывалась помощь в оформлении семейного альбома «Семейная династия»,
«Репортаж
о
профессии
родителей».
Такая
работа
способствовала
активизации взрослых по подбору интересных и познавательных материалов
для
выставок,
альбомов
и
пр.,
организации
совместных
мероприятий
в
условиях ДОО.
Для
поддержания
познавательной
активно сти,
р а з в и т и ю
положительной
мотивации
к
самостоятельной
деятельности
в
процессе
ознакомления
с
профессиями
воспитанники
ДОО
принимали
участие
в
творческих городских и всероссийских конкурсах в соответствии с тематикой
ранней профориентации.
Таблица
Комплексно-тематическое планирование
Блок
Период
Содержание
деятельности
Планируемый результат
Диагност
ический
Февраль
Мониторинг
Овладение педагогическим
мониторингом
с
целью
оценки
эффективно сти
педагогических
действий
д л я
о п т и м и з а ц и и
Мотиваци
онно-
Март
преобразование
развивающей
предметно-
пространственной
среды
-создание
условий
для
п р о в ед е н и я
с юж е т н о -
р о л е в ы х
и г р
п о
ознакомлению
детей
с
профессиями;
Познавательный
Апрель
Май
Накопление
первичных
представлений о
разнообразии
профессий
-подбор
и
переработка
художественной,
п у б л и ц и с т и ч е с ко й
и
познавательной литературы
по изучению профессий;
-знакомство с профессиями
ч е р е з
о р г а н и з а ц и ю
исследовательской
образовательной
деятельности;
-организация НОД;
-организация
виртуальных
ознакомительных
экскурсий;
-организация
викторин
« Ч т о
я
з н а ю
о
профессиях»;
Продуктивный
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Сбор и обработка
материала, его
оформление
- с о з д а н и е
б а н к а
мультимедийных авторских
презентаций для работы с
д е т ь м и
« П р о ф е с с и и
взрослых»;
-организация
выставок
продуктивной
деятельно сти
детей
о
профессиях;
-создание
видеороликов
с
у ч а с т и е м
д е т е й
п о
о з н а к о м л е н и ю
с
профессиями
на
основе
произведений
д е т с ко й
художественной
литературы;
-съемка
мультфильмов
по
о з н а к о м л е н и ю
с
п р о ф е с с и я м и
с
п р и в л е ч е н и е м
д е т е й ,
создание
видеотеки
с
авторскими
мультфильмами;
- с о з д а н и е
а в т о р с к и х
дидактических
игр
по
о з н а к о м л е н и ю
с
профессиями;
- п о п о л н е н и е
у г о л к а
сюжет но-ролев ы х
и г р
новыми атрибутами;
- с ъ е м к а
и
с о з д а н и е
видеороликов
режиссерских
СРИ
по
о з н а к о м л е н и ю
с
профессиями;
-оформление
альбома
с
ф о т о г р а ф и я м и
о
профессиональных
д и н а с т и я х
с е м е й
воспитанников
« П р о ф е с с и и
н а ш и х
родителей»;
-оформление фотовыставок
«Кем
работает
моя
мама
(мой папа)»;
Диагност
ический
Ноябрь
Мониторинг
-сформированность у детей
представлений
о
мире
профессий;
-сформированность ранних
профориентационных
Инициати
вно-
Декабрь
Участие детей в
конкурсах
различного уровня в
соответствии с
тематикой ранней
-организация
песенного
конкурса «Песенка года» о
профессиях;
-участие детей в конкурсах
муниципального,
В ходе реализации программы дошкольники смогли примерить на себя
профессии
взрослых,
их
трудовые
обязанности,
расширяя
собственные
представления о мире окружающих взрослых.
Все это дало возможность развить познавательную активность у детей
старшего
дошкольного
возраста,
а
именно:
стремление
к
познанию,
готовность
к
решению
познавательных
задач,
умение
воспринимать
и
передавать информацию; интеллектуальный отклик на новые знания, уметь
выражать
личную
позицию
к
происходящему,
чувство
интеллектуальной
радости и стремление к успеху.