Автор: Анохина Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР д\с №14 д.Демихово
Населённый пункт: МО Орехово- зуевский ГО д.Демихово
Наименование материала: эссе
Тема: "Возможности реализации инклюзивных практик в работе с детьми и их родителями в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка д/с №14
ЭССЭ
на тему :
‘’Возможности реализации инклюзивных
практик в работе с детьми
и их родителями в условия
дошкольного образования
подготовила
воспитатель
Анохина В.Н..
Демихово
2019г.
Современный
мир
развивается
с
невероятной
скорость,
а
вместе
с
ним
развиваются все области человеческой жизнедеятельности, и образование не
является
исключением.
В
наше
время
создается
всё
больше
и
больше
разнообразных методик обучения и воспитания подрастающего поколения.
Одной из наиболее интересных инноваций в сфере дошкольного образования,
я считаю, инклюзивную методику обучения, так как она перечёркивает все
старые предубеждения и выводит образование на абсолютно новый уровень.
Дошкольное образование – это процесс, всестороннего развития ребенка
дошкольного
возраста,
раскрытие
его
талантов
и
способностей,
а
также
формирование
у
ребенка
дошкольного
возраста
нравственных
норм
и
приобретение им жизненного социального опыта.
Инклюзивное образование – это инновационный процесс обучения и
воспитания детей, при котором исключается их разделение по физическим,
психическим, интеллектуальным и иным особенностям. В основе данной
формы образования лежит совместное обучение детей с инвалидностью и
здоровых, без разделения их по группам.
Главная
цель
инклюзивного
образования
–
разрушение
мифических
барьеров в сфере образования и профессионального развития для людей с
ограниченными возможностями.
Особенностью инклюзивной практики с детьми дошкольного возраста
является
то,
что
она
не
возможна
без
участия
как
родителей
детей
с
инвалидностью, так и родителей здоровых детей. Работая с такими группами,
педагогу необходимо, в первую очередь научить родителей воспринимать
особенности отдельных детей как естественное явление, и не акцентировать
на нем внимание, а они уже должны передать это своим детям.
Маленькие дети гораздо проще воспринимают окружающий их мир,
ведь
они
еще
не
знают,
как
всё
должно
быть
на
самом
деле.
Дети
с
инвалидностью
узнают,
что
у
них
есть
какие-то
проблемы
от
нас
–
от
взрослых,
а
до
того
пока
мы
им
это
расскажем
–
они
просто
живут,
развивают,
радуются
жизни.
Я
считаю,
что
самой
большой
ошибкой
в
воспитании
ребенка
с
особенностями
является
жалость
его
родителей.
Именно
родители
с
момента,
как
узнали
про
проблемы
своего
ребенка,
начинают мешать процессу его развития. И задача педагогов и психологов
состоит в том, чтобы научить родителей не жалеть своего ребенка, а помогать
ему
научится
полноценной
жизни
в
обход
определенных
проблем
со
здоровьем.
Как вывод, хочу сказать, что если каждый из родителей будет не жалеть,
а верить в своих детей и развивать их невзирая ни на какие трудности, то
даже инвалидность не сможет ограничить их возможности.
Второй по важности проблемой в процессе инклюзивного образования
детей дошкольного возраста является то, что очень часто родители здоровых
детей пытаются научить их, что дети с инвалидностью – это больные детки,
что их надо жалеть, и им не обязательно делать все то, что делают остальные,
потому, что им тяжело. Этого нельзя делать ни в коем случае! Система
инклюзивного
образования
подразумевает
воспитание
в
детях
чувства
равенства,
а
подобный
подход
наглядно
демонстрирует
здоровым
детям
ущербность их особенных одногрупников. К тому же, жалость со стороны
ровесников
вызовет
у
детей
с
ограниченными
возможностями
комплекс
неполноценности, а постоянная помощь со стороны других детей научит их
избегать
трудностей
и
обязанностей,
а
значит
–
закроет
все
двери
к
личностному развитию.
Родители здоровых детей должны вместе с педагогами и психологами
подготовить их к тому, что в мире есть разные люди, и если твой ровесник
отличается от тебя – это не значит, что он хуже и не может стать твоим
другом. Если ты, видишь, что у кого-то в твоей группе что-то не получается –
ты должен предложить ему помощь, не сделать все за него, а сделать вместе с
ним, потому, что когда-нибудь тебе тоже может понадобиться чья-то помощь,
и может быть именно тот, кому ты помог ранее, поможет тебе в будущем.
Помните,
что
практикую
инклюзивную
форму
дошкольного
образования, мы воспитываем в ребенке принцип равенства, а также понятия:
1.
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.
каждый человек способен чувствовать и думать;
3.
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Таким образом, мы уже выяснили, что для реализации инклюзивного
образования детей дошкольного возраста необходима серьёзная подготовка
их родителей высококвалифицированными педагогами и психологами.
Ещё одним важным элементом в процессе инклюзивного воспитания
детей
дошкольного
возраста
является
техническое
о снащение
образовательных и игровых помещений.
Например,
ребенок
с
определенными
физическими
отклонениями
должен
чувствовать
себя
комфортно
в
учреждении
инклюзивного
образования,
и
не
быть
ограниченным
в
возможности
принятия
полноценного
участия
во
всех
процессах
и
мероприятиях
своих
одногрупников. Для достижения этой цели, продумываются все возможные
траектории движения ребенка, в особенность переход от игровой комнаты к
туалету,
или
в
спальню,
после
чего
они
снабжаются
необходимым
оборудованием, которое облегчит ребенку процесс передвижения.
Так же, дети с психическим отставанием должны найти в инклюзивных
учреждениях интересные для них игрушки и занятия, а педагоги, в свою
очередь, должны помочь этим детям взаимодействовать с другими детьми.
Педагог инклюзивной группы должен уметь подобрать для детей такие игры
и занятия, в которых смогут участвовать одновременно дети с инвалидностью
и здоровые.
Именно для организации взаимодействия здоровых детей и детьми с
особенными потребностями, разрабатываются специальные учебные курсы и
программы для педагогов. Кроме того существуют специальные программы,
направленные на облегчение процесса адаптации детей с инвалидностью в
учреждениях дошкольного образования.
В данной работе уже неоднократно упоминали про важность высокого
уровня
квалификации
педагогов
при
работе
с
инклюзивными
группами,
давайте сейчас более детально остановимся на данном вопросе.
Педагог
–
это
основная
фигура
при
реализации
образовательных
нововведений в жизнь. Непосредственное включение детей с ограниченными
возможностями в общеобразовательные группы ложится именно на
его
плечи. И для того, что новая система образования (в нашем случае инклюзия)
принесла
ожидаемые
от
неё
результаты,
педагог
должен
обладать
необходимым уровнем профессиональной компетентности.
Задача педагога, работающего с инклюзивными группами, усложняется
еще тем, что на современном этапе становления инклюзивного образования
детей дошкольного возраста существуют лишь разработки методик, и нет
чёткой, проверенной системы на которую преподаватель смог бы опереться.
На данный момент педагоги, работая с инклюзивными группами, вынуждены
комбинировать системы образования, существующие в специализированных
учреждениях и дошкольных заведениях классического формата.
В
данной
ситуации
очень
важен
опыт
специализированных
дошкольных
заведений,
именно
их
следует
рассматривать
как
основной
ресурс,
так
как
у
них
есть
навыки
работы
с
детьми
с
особыми
образовательными
потребностями
и
специалисты,
умеющие
работать
с
такими
детьми,
созданы
специальные
условия,
учитывающие
индивидуальные особенности каждого ребёнка.
На
сегодняшний
день
для
инклюзивного
дошкольного
образования
существуют следующие стартовые условия:
1.
детские сады компенсирующего вида;
2.
детские сады комбинированного вида;
3.
детские сады, в которых созданы службы: Лекотека, Службы ранней
помощи, Консультативный пункт;
4.
массовые детские сады с группами кратковременного пребывания.
Также,
хочу
обратить
Ваше
внимание,
что,
несмотря
на
то,
что
инклюзивная система воспитания детей дошкольного возраста заключается в
объединении
детей
с
особенностями
и
здоровых
детей,
всё
же,
для
повышения
результативности
образовательного
процесса,
существуют
некоторые разграничения инклюзий за характером инвалидности ребенка.
Например,
для
детей
со
сложной
структурой
дефекта
существует
социальная инклюзия. Это, созданный на базе детского сада дополнительный
«детскородительский
клуб»,
который
могут
посещать
дети
с
тяжёлыми
формами инвалидности вместе со своими родителями. Так же, такие группы
посещают
театры,
музеи,
цирк,
участвуют
в
различных
конкурсах
и
фестивалях. В таком саду за счет привлеченных в службы специалистов
обеспечено
медико-психолого-педагогическое
сопровождение
детей
и
их
родителей.
Существуют инклюзивные детские сады в которых менее 10 детей с
инвалидностью и эти дети занимаются вместе со здоровыми детьми, но сам
процесс образования контролируется специалистами по работе с детьми с
ограниченными возможности и происходит по специально разработанному
плану, который учитывает все потребности особенных детей, при этом не
мешает полноценному развитию здоровых.
Проанализировав все выше сказанное, хочу сделать вывод, что в основу
инклюзивного
образования
положена
идеология
тол е р а н т н о го
взаимоотношения,
которая
исключает
любую
дискриминацию
детей
и
обеспечивает
равное
отношение
к
каждому
ребенку,
но
создает
особые
условия для детей, имеющих особые потребности.
Основная цель инклюзивного образования – это создание безбарьерной
среды в обучении и подготовке людей с ограниченными возможностями к
полноценной жизни в современном обществе.
Задача инклюзивного образования – формирование социальной модели
понимания ребенка с инвалидностью, понимания того, что он не «носителем
проблемы»,
требующим
специального
обучения,
а
полноправный
член
общества.
До сих пор воспитатели детских садов ориентировались на шаблоны
искусственно
созданных
стандартов,
но
теперь
общество
признало
индивидуальность каждого ребёнка, что помогло разрушить барьеры и дать
возможность полноценно развиваться всем детям без исключения. До сих пор
перевод детей с особенностями в специализированные учреждения единым
верным решением, но теперь, мы не детей переводим – а ищем необходимые
ресурсы для обеспечения каждому ребенку наилучшие условия для развития.
Для осуществления успешной инклюзивной практики в образовательном
процессе дошкольных учреждений необходимо учесть:
1.
наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
готовых прийти в детский сад;
2.
психологическую готовность педагогического коллектива к работе с
инклюзивными группами;
3.
наличие
необходимых
специалистов
(дефектологов,
психологов,
логопедов и т.д.) для работы с детьми с инвалидностью;
4.
наличие
специальных
условий
обучения
и
воспитания
детей
с
ограниченными возможностями, в том числе безбарьерной среды;
5.
возможность повышения квалификации педагогов.
Инклюзивное образование – это шаг в будущее. Все барьеры в системе
обучения детей с особенными потребностями, были созданы искусственно
нашим
общество
и
представляли
собой
несовершенство
системы
образования.
Настало
время
исправить
данную
несправедливость
и
дать
право на обучение каждому ребенку.