Напоминание

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов


Автор: Солдатова Елена Станиславовна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 322
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры с мячом, направленные на формирование правильного

звукопроизношения и развитие фонематических процессов

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме

детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки

являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию

фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо

овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем

легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными

звуками закрепляется в играх с мячом.

1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление

знания гласных звуков.

Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч,

повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение

заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук

«Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения

гласных звуков.

Вариант 1. Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно

прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу,

пропевая гласный: А — А — А — А — А — А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая

заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание

детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие

фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями.

Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют

индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с

постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА

Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания

звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков,

развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового

выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на

расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания

гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается.

Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются

ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру.

Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение

гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что

за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие

внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если

мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно

логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч

красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с

согласного звука.

7. Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического

восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса

соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом

вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При

горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не

изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по

одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на

заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие

способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на

этот же звук и передает мяч дальше.

9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов

цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч

передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это

начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы

А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч

логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа

начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? —

Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. —

Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой

подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую:

са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый

слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать

мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты

мышления.

Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су»

или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например:

Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы-

сырок

12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы

распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их

повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед

запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Логопед:

Дети: релтака тарелка щепера пещера накомта комната супода посуда тривина

витрина локодец колодец

13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут

вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния.

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами,

обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры. Логопед вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь

и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или

произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят»

(поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а

остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют,

какой звук они услышали первым, какой — вторым, и воспроизводят вместе со

«звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с

буквами и читается.

14. Игра «Мяч поймай — слово составляй» Мы поймали три мяча —

Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с

вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного

слова: М — А — К , Д — О — М, К — О — Т Дети находят на своем мяче букву,

соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают,

анализируют его.

15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько

звуков, называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч,

определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые

слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением

согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

16. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты

мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и

трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов,

называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово

по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя —

удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад,

куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно

изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом -

домики). Определяется количество СЛОГОВ.



В раздел образования