Напоминание

«Деятельность педагогов в процессе сопровождения замещающей семьи»


Автор: Потапова Юлия Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКУ "Центр содействия семейному устройству детей "Радуга"
Населённый пункт: г. Юрга
Наименование материала: статья
Тема: «Деятельность педагогов в процессе сопровождения замещающей семьи»
Раздел: среднее образование





Назад




1-7

«Деятельность педагогов в процессе сопровождения замещающей семьи»

Потапова

Юлия

Викторовна,

социальный

педагог,

МКУ

«Центр

содействия

семейному

устройству

детей

«Радуга»,

г.

Юрга,

улица

Машиностроителей,14,

652050,

8 923 520

2781

Аннотация

Статья

посвящается

сопровождению

замещающей

семьи,

взявшей

на

воспитание

ребёнка

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Сопровождение

рассматривается

как

комплекс

мер,

способствующий

успешному

становлению

замещающей

семьи.

В

статье

представлен

опыт

работы

МКУ

«Центр

содействия

семейному

устройству

детей

«Радуга»

по

подготовке

кандидатов

в

приёмные

родители

и

подготовке

детей

с

ОВЗ,

для

проживания

в

замещающей

семье.

The article is dedicated to accompanying a foster family who has taken on the

upbringing of a child with disabilities. Maintenance is considered as a set of

measures contributing to the successful formation of a substitute family. The

article presents the experience of MKU “Center for the promotion of family

arrangements for children“ Rainbow ”in preparing candidates for foster parents

and preparing children with disabilities to live in a foster family.

Сегодня

особое

внимание

уделяется

проблеме

семейного

воспитания

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

1

родителей,

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(далее-

ребенок

с

ОВЗ).

Дети

данной

категории

требуют

индивидуального

подхода,

так

как

имеют

физические,

психические

недостатки. Проблема

обучения,

воспитания,

социализации

детей

с

ОВЗ

всегда

вызывала

трудности

в

деятельности

разных

специалистов.

Это

связано

с

тем,

что

дети

с

ОВЗ

требуют

постоянной

комплексной

помощи,

поддержки

и

сопровождения.

Сопровождение

это

комплекс

мер

по

оказанию

консультативной

и

иной

помощи

замещающим

семьям,

направленный

на

решение

проблем

приемного

ребенка

и

его

р од ител ей[ 1 ] .

Как

показывает

практика,

появление

в

семье

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

зачастую

изменяет

образ

жизни

всех

ее

членов.

Особые

сложности

испытывают

приемные

родители,

появляются

проблемы,

к

решению

которых

они

не

были

готовы.

Без

создания

специальных

условий

для

полноценного

развития

таких

детей,

могут

возникнуть

трудности

при

освоении

образовательных

программ,

развитии

интеллектуальных

способностей,

приобретении

социальных

навыков,

а

так

же

в

целом

адаптации

в

социуме[4].

Особенно

важным

является

изучение

особенностей

построения

отношений

между

приемными

родителями

и

их

подопечными.

Качество

отношений

между

членами

приемной

семьи

является

основным

фактором,

обеспечивающим

устойчивость

и

стабильность

замещающей

семьи[5].

Так

же,

успешность

замещающей

семьи,

воспитывающей

ребенка

с

ОВЗ,

определяется

поведенческими

2

особенностями

родителей

и

детей

при

сложных

обстоятельствах

и

умением

находить

в

них

пути

решения;

созданием

благоприятного

климата

в

семье.

Работа

с

замещающей

семьёй

должна

осуществляться

на

протяжении

всего

времени

нахождения

в

ней

приемного

ребенка

с

ОВЗ

и

быть

направленной

на

создание

оптимальных

условий

его

проживания

в

семье[3].

Создание

замещающей

семьи,

начинается

с

тщательного

отбора

кандидатов

в

приемные

родители

и

постепенной

подготовки

ребенка

с

ОВЗ

к

жизненным

переменам.

Подготовка

кандидатов

в

приемные

родители

на

базе

МКУ

«Центр

содействия

семейному

устройству

детей

«Радуга»,

осуществляется

с

момента

передачи

полномочий

Органов

опеки

и

попечительства

Юргинского

городского

округа.

В

2012

году

Учреждение

приняло

полномочия

по

подбору

и

подготовке

граждан,

выразивших

желание

принять

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

в

семью

на

воспитание

в

иных

установленных

семейным

законодательством

Российской

Федерации

формах,

которые

реализуются

через Школу

приемных

родителей.

Специалистами

учреждения

разработана

программа

подбора

и

подготовки

лиц,

выразивших

желание

стать

опекунами

или

попечителями

несовершеннолетних

граждан

«Школа

приемных

родителей».

В

программе

определены

требования

к

уровню

подготовки

кандидатов,

желающих

принять

на

воспитание

в

свою

семью

ребенка

с

ОВЗ.

3

Кандидаты

в

приемные

родители

по

окончанию

курса

обучения

должны

знать:

о

системе

защиты

прав

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей;

о

правилах

безопасного

воспитания

ребёнка

с

ОВЗ;

формах

устройства

ребенка

на

воспитание

в

замещающую

семью;

о

материальной

поддержке

замещающей

семьи;

о

воспитательских

компетенциях;о

взаимоотношениях

ребенка

с

кровными

родственниками;о

способах

предотвращения

кризисных

моментов

в

поведении

детей

с

ОВЗ;о

психологических

особенностях

детей

с

ОВЗ;о

способности

к

обучению

детей

с

ОВЗ

при

различных

заболеваниях.

Прохождение

Школы

приемных

родителей

дает

возможность

будущим

замещающим

родителям

подготовиться

морально

и

практически

к

приему

особого

ребенка

в

свою

семью.

По

данному

направлению

ведут

работу

специалисты

МКУ

«Центр

содействия

семейному

устройству

детей

«Радуга»:

педагог-

психолог,

социальный

педагог,

юрисконсульт,

тьютор,

медицинский

работник.

Привлекается

специалист

ГБУ

КО

«Юргинского

детского

дома-интерната

для

умственно

отсталых

детей»,

имеющий

большой

опыт

работы

с

детьми

с

ОВЗ.

Занятиям

в

школе

приемных

родителей

мы

уделяем

большое

внимание,

т.к.

недостаточная

подготовленность

кандидатов

в

замещающие

родители

к

приему

в

семью

ребенка

с

особыми

потребностями,

недопонимание

серьезности

состояния

подопечного,

может

привести

к

возврату

ребенка

в

государственное

учреждение.

4

Подготовка

ребенка

к

проживанию

в

семье,

она

начинается

с

гостевого

пребывания.

Посещение

семьи

ребенком

по

гостевому

режиму

в

выходные,

праздничные

дни

и

каникулы,

является

естественным

и

обязательным

этапом

в

процессе

подготовки

родителей-кандидатов

и

ребенка

к

передаче

его

в

семью.

Ребенок,

находясь

в

определенной

среде,

наблюдает

и

перенимает

образ

жизни

взрослых,

моральную

и

духовную

культуру,

обучается

различным

формам

поведения.

Такие

события

позволяют

в

неформальной

обстановке

познакомится

и

привыкнуть

друг

к

другу,

определится

с

решением

о

создании

семьи

и

с

выбором

данного

ребенка.

В

целях

успешной

адаптации

детей

с

ОВЗ

в

замещающих

семьях,

коллектив

МКУ

«Центр

содействия

семейному

устройству

детей

«Радуга»

ведет

активную

работу,

направленную

на

развитие

их

самостоятельности

в

решении

повседневных

жизненных

задач

в

бытовой,

социально-коммуникативной,

досуговой

деятельности.

В

связи

с

этим,

основными

задачами

подготовки

детей

с

ОВЗ

к

жизни

в

замещающей

семье

являются:

формирование

навыков

бытовой,

социально

и

коммуникативной

деятельности;

развитие

личностного

потенциала;

организация

сотрудничества

с

замещающими

родителями[2].

Опыт

работы

по

сопровождению

замещающих

семей,

воспитывающих

детей

с

ОВЗ,

показывает,

что

у

приемных

детей

с

ОВЗ

отмечаются

проблемы

социальной

адаптации

и

контроля

своего

поведения.

Для

решения

данного

вопроса

в

МКУ

«Центр

5

содействия

семейному

устройству

детей

«Радуга»

разработана

программа

по оказанию

комплексной

консультативной,

помощи

лицам,

принявшим

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей

в

свою

семью

«Мы

вместе».

Реализация

программы

позволит

решить

возникающие

проблемы

воспитания

приемных

детей

с

ОВЗ,

в

том

числе,

обеспечить

качественный

воспитательный

процесс

и

профилактику

вторичного

сиротства.

Литература

1.Рожков,

О.П.

Методиче ские

рекомендации

при

у с т р о й с т в е

ребенка

в

семью:

учебное

пособие

[Текст]/

О.П.

Рожков.

М.:

НОУ

ВПО

Московский

психолого-социальный

университет,

2012.

384

с.

2.Система

сопровождения

приемных

семей(Из

опыта

работы

СОГОУ

«Центр

психолого-медико-социального

сопровождения»)

[Текст] Методический

сборник:

Смоленск,

2008.

258

с.

3.Захарова,

Ж.

А.

Социально-педагогиче ское

с о п р о вожд е н и е

воспитания

приемного

ребенка

в

замещающей

семье

[Текст]

Кострома:

Авантитул,

2009. – 265 с.

4.Мартынова,

В.В.,

Поспелова,

Н.С.

Социально-педагогическое

сопровождение

приемной

семьи

[Текст]

Минск:

Топник,

2004.

240

с .

5.Немов,

Р.С.

Психология:

Учебник

для

студентов

высш.

пед.

учебн.

заведений

[Текст]:

В

3

кн.

Кн.

3:

Психодиагностика

3-

е

изд.

М:

Владос,

1998.

640

6



В раздел образования