Напоминание

"Деловая игра как способ активизации деятельности обучающихся по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей при изучении междисциплинарных курсов"


Автор: Абрамова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ЯО "Ярославский автомеханический колледж"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Деловая игра как способ активизации деятельности обучающихся по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей при изучении междисциплинарных курсов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Деловая игра как способ активизации деятельности обучающихся

по специальности 23.02.03

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

при изучении междисциплинарных курсов

Требования

федерального

государственного

стандарта,

вызванные

требованиями

современной

экономики,

меняют

требования

к

профессиональной

подготовке

выпускников

средних

профессиональных

образовательных

учреждений,

заставляют

пересматривать

всю

систему

подготовки

специалистов.

Наряду

с

профессиональными

компетенциями,

у

выпускников

необходимо сформировать и общие компетенции.

Современный квалифицированный специалист должен отличаться не тем, что работает больше, а

тем, что работает иначе и, выполняя работу лучше, затрачивает гораздо меньше труда и времени,

проявляет инициативу, способен принять решение в нестандартной производственной ситуации.

Основным

в

подготовке

нового

типа

специалистов

является

не

овладение

какой-то

суммой

конкретных знаний, умений и навыков, а воспитание культуры профессионального мышления и

профессиональной интуиции.

Применение деловых игр в системе обучения позволяет стимулировать студентов к активным

собственным

действиям,

чтобы

создать

благоприятные

условия

для

формирования

умения

логически мыслить, самостоятельно анализировать факты, формулировать выводы, обосновывать

свои практические действия.

Игра как средство активного обучения возникла в 19 веке и была применена для обучения

военных, получив название “военные шахматы”. Прусские генералы применяли игры «чтобы

разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении”.

Первая

деловая

игра

применительно

к

производственно-хозяйственной

деятельности

("Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы") была

проведена в 1932 году в Ленинградском инженерно-экономическом институте и была названа ее

автором Марией Мироновной Бирнштейн организационно-производственным испытанием. В игре

участвовали как студенты, так и руководители предприятий.

Проводимые в тридцатые годы деловые игры предназначались «для отработки в лабораторных

условиях

новых

форм

организации

производства,

систем

диспетчерского

управления,

деятельности персонала электростанций в аварийных ситуациях» и т.п.

Однако, по ряду причин, дальнейшее развитие деловых игр было приостановлено. И только в 50-х

годах философ и методолог Георгий Петрович Щедровицкий возродил традицию деловых игр,

разработав направление организационно - деятельностных игр, которые стали применяться как

средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем.

В настоящее время практика деловых игр очень популярна во всем мире. Особенно активно

деловые игры в образовании. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов

обучающих игр. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм.

2

Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в

различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей,

при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости [1].

Игра

является

методом

эффективного

обучения,

поскольку

снимает

противоречия

между

абстрактным

характером

учебного

предмета

и

реальным

характером

профессиональной

деятельности [3].

Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности

(включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует

различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является

методом

эффективного

обучения,

поскольку

снимает

противоречия

между

абстрактным

характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности [4].

Деловая

игра -

это

групповое

упражнение

по

выработке

последовательности

решений

в

искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку [2].

Оновные психолого – педагогические принципы деловой игры (по Вербицкому А.А.):

принцип

имитационного

моделирования конкретных

условий и

динамики

производства

.

Моделирование

реальных

условий

профессиональной

деятельности

специалиста

во

всем

многообразии

служебных,

социальных

и

личностных

связей

является

основой

методов

интерактивного обучения;

принцип

игрового

моделирования содержания

и

форм

профессиональной

деятельности.

Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в

себе обучающие функции;

принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации

посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует

от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и

средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды

профессионального взаимодействия «должностных» лиц;

принцип

диалогического

общения.

В

этом

принципе

заложено

необходимое

условие

достижения

учебных

целей.

Только

диалог,

дискуссия

с

максимальным

участием

всех

играющих

способна

породить

поистине

творческую

работу.

Всестороннее

коллективное

обсуждение

учебного

материала

обучающимися

позволяет

добиться

комплексного

представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.

принцип двуплановости; Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных

личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит

перед

обучающимся

двоякого

рода

цели,

отражающие

реальный

и

игровой

контексты

в

учебной деятельности.

принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развёртывания в

игровой деятельности.

Цели деловой игры:

3

формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;

воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не

только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

передача

целостного

представления

о

профессиональной

деятельности

и

её

крупных

фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;

обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и

навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного

принятия решений;

воспитание

ответственного

отношения

к

делу,

уважения

к

социальным

ценностям

и

установкам коллектива и общества в целом;

обучение

методам

моделирования,

в

том

числе

математического,

инженерного

и

социального проектирования.

Признаки деловой игры [1]:

Моделирование

процесса

труда

(деятельности)

руководящих

работников

и

специалистов

предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система

рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением

одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на

первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния

поступает

в

игровой

комплекс,

и

на

основе

полученной

информации

участники

игры

вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.

Распределение ролей между участниками игры.

Различие

ролевых

целей

при

выработке

решений,

которые

способствуют

возникновению

противоречий между участниками, конфликта интересов.

Наличие управляемого эмоционального напряжения.

Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

Коллективная выработка решений участниками игры.

Многоальтернативность решений.

Наличие

системы

индивидуального

или

группового

оценивания

деятельности

участников

игры.

На данный момент существует большое количество классификаций деловых игр. Ниже приведены

некоторые классификации:

I. В зависимости от того, какая деятельность воссоздается в игре и каковы ее цели различают:

Учебные;

Исследовательские;

Управленческие;

4

Аттестационные.

II. Также классифицируют деловые игры по:

времени проведения;

результату проведения

методологии

и т.д.

В качестве примера можно привести классификацию игр по Л.В. Ежовой [9]:

1. По времени проведения:

без ограничения времени;

с ограничением времени;

игры, проходящие в реальное время;

игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности:

балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

оценка того кто как работал, отсутствует.

3. По конечному результату:

жесткие игры – заранее известен ответ, существуют жесткие правила;

свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для

каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

4. По конечной цели:

обучающие

направлены

на

появление

новых

знаний

и

закрепление

навыков

участников;

констатирующие – конкурсы профессионально мастерства;

поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения

5. По методологии проведения:

луночные игры, которые проходит на специально организованном поле, с жесткими

правилами, результаты заносятся на бланки;

ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную

роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;

групповые

дискуссии

связаны

с

отработкой

проведения

совещаний

или

приобретением навыков групповой работы.

имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы

действовать в определенных условиях;

организационно-деятельностные

игры

(Г.П.

Щедровицкий)

не

имеют

жестких

правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных

проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на

личность;

5

инновационные

игры

(В.С.

Дудченко)

формируют

инновационное

мышление

участников,

выдвигают

инновационные

идеи

в

традиционной

системе

действий,

отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по

самоорганизации;

Не смотря на многообразие применяемых деловых игр, можно выделить

некоторую общность

структуры. Она приведена в таблице 1.

Однако, перед игрой следует дать понятие «задачи» как цели, которую необходимо достигнуть и

«проблемы»

как

практического

или

теоретического

вопроса,

который

требует

изучения

или

разрешения. Также необходимо определить регламент игры.

Важнейшими задачами, стоящие перед ведущим игры (педагогом) является необходимость довести

до сведения участников основные принципы игры и в конце дать четкое заключение, удалось ли

участникам решить проблему. Если последний момент будет пропущен, то смысл игры потеряется.

Также ведущий (педагог) должен разбить участников на команды или распределить роли (в

зависимости от вида игры), установить задачи и проблемы.

Таблица 1

Общая структура деловой игры

Этап

Суть этапа

Деятельность участников игры

Деятельность ведущего игры

(педагога)

1 этап

Формулируется цель

и проблема (задача) игры,

дается необходимая

информация;

Знакомятся с проблемой, соотносят

ее с поставленной целью

Организовывает работу в командах

2 этап

Самостоятельная работа

участников в команде;

Вникают в проблему.

Коллективно обсуждают. Используя

знания и опыт, уточняют варианты

решения проблемы, вырабатывают выводы

или решения.

Оказывает помощь

3 этап

Дискуссия между

командами

Каждая команда предлагает вариант

решения проблемы. Члены других команд

выступают в качестве оппонентов: задают

вопросы, выступают с критическими

замечаниями.

Управляет дискуссией, при помощи

наводящих вопросов старается

привести к правильному решению

проблемы.

4 этап

Подведение итогов

Подводят итоги дискуссии, вырабатывают

общее решение как итог игры

Комментирует результат игры,

подводит заключительный итог,

По мнению С. Локатиса и Ф. Аткинсона, не существует стандартных методик разработки деловой

игры.

Поэтому

они

предлагают

процедуру,

которой

необязательно

жестко

придерживаться, а

можно рассматривать лишь в качестве вспомогательного руководства (схема 1).

6

Схема 1 – Алгоритм разработки деловой игры

Разработка деловой игры «Ремонт автомобиля на СТО»

Тема урока:

Решение ситуационных задач

Тип урока:

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения:

Деловая игра

Цели урока:

в игровой форме организовать деятельность обучающихся по обобщению и

7

Образовательные:

систематизации знаний по разделу «Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта»;

Развивающие:

создать условия для развития умений: формулировать проблемы,

предлагать пути их решения; формулировать собственную точку зрения,

высказывать и аргументировать ее; развивать способность к анализу и

обобщению, самоконтролю и самооценке;

Воспитательные:

содействовать развитию общепрофессиональных компетенций ОК1 – ОК9,

в том числе умению общаться между собой, помочь обучающимся осознать

ценность совместной деятельности;

Идея урока

Обучающимся предлагается следующая ситуация деловой игры: «В городе работают 4 станции

техобслуживания

(по

количеству

команд).

Каждая

СТО

имеет

определенный

набор

оборудования и работников разных специальностей и квалификаций.

Произошла авария с

участием

автомобилей

УАЗ

220695

и

Ленд

Крузер

200.

Автомобили

получили

серьезные

повреждения. Каждая станция предлагает свои услуги клиентам по ремонту пострадавших в

аварии автомобилей, разработав план мероприятий по устранению неисправностей, с целью

получить заказ на ремонт».

Данная деловая игра по типу воссоздания деятельности и цели относится к учебной,

по времени проведения – к играм с ограничением по времени, по оценки деятельности –

балльная, по конечной цели – обучающая, по методологии проведения – имитационная.

Организация урока

Учебная группа разбивается на 4 игровые группы по 6-7 человек в каждой. Каждая игровая

группа выбирает Технического директора (капитан команды), Главного механика (отвечает за

подбор

оборудования

и

оснастки)

и

Главного

менеджера

(отвечает

за

представление

предложения клиенту), остальные участники выступают в роли техников.

Необходимо заранее пригласить шестерых старшекурсников (экспертов), двое из которых будут

выступать в роли «хозяев пострадавших автомобилей» и оценивать итоговое предложение,

сформированное группами, а четверо (по количеству игровых групп) старшекурсников, которые

будут помогать как игрокам, так и ведущему в процессе игры: давать консультации, проверять

выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп.

Оснащение урока

Каждая игровая группа должна иметь листки с описанием оборудования и оснастки своей

станции

техобслуживания,

перечень

неисправностей

пострадавших

автомобилей,

лист

с

системой оценивания, книги по эксплуатации автомобилей.

Правила игры

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых на основании

предложенных

повреждений

автомобилей

разработать

план

по

их

ремонту,

обосновать

возможность и целесообразность ремонта автомобиля именно на конкретной СТО. При

этом

8

команда может взяться за ремонт обоих автомобилей или только одного, в зависимости от наличия

оборудования и специалистов. Выигравшей считается группа, которой будет передан заказ и

набравшая при этом минимальное количество штрафных баллов.

Игроки могут обращаться за консультацией к экспертам. Ведущий может влиять на ход игры,

участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.

Роль учителя в игре должна быть минимальной. Чем меньше он вмешивается в процесс игры, тем

больше в ней элементов саморегулирования и взаимоконтроля обучающихся, тем выше обучающая

ценность игры.

Система оценивания

Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:

1. Профессионализм – 100 баллов

знание неисправностей узлов и агрегатов автомобиля, причин их вызывающих и способов

их устранения – 60 баллов;

знание оборудования и технологической оснастки, применяемой при ремонте автомобилей

– 40 баллов;

2. Презентация подготовленного материала – 50 баллов

ориентация в материале – 20 баллов;

культура речи – 10 баллов;

краткость – 5 баллов;

логичность и убедительность - 5 баллов;

выделение существенного – 5 баллов;

умение заинтересовать слушателей – 5 баллов.

3. Поведение участников игры оценивается по следующим критериям – 50 баллов

взаимопомощь в группе – 10 баллов;

умение общаться с коллегами – 10 баллов;

умение организовать работу в группе – 10 баллов;

умение уложиться во времени при решении задач – 10 баллов;

умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы – 10 баллов.

Максимальное количество баллов – 200.

План урока

1.

Подготовительный этап – 5 мин.;

2.

Знакомство с особенностями автомобилей, составление плана работы, оценка возможности

оборудования СТО для выполнения предложенного плана, составление презентации

предложения – 50 мин.;

3.

Презентация предложения – 20 мин. (по 5 мин. на каждую группу);

4.

Мнение экспертов - 5 мин.

5.

Подведение итогов урока, разбор ошибок – 10 мин.

3. Поведение участников игры оценивается по следующим критериям – 50 баллов

9

взаимопомощь в группе – 10 баллов;

умение общаться с коллегами – 10 баллов;

умение организовать работу в группе – 10 баллов;

умение уложиться во времени при решении задач – 10 баллов;

умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы – 10 баллов.

Максимальное количество баллов – 200.

Разработка деловой игры «Открытие автосервиса»

Тема урока:

Открытие собственного автосервиса

Тип урока:

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения:

Деловая игра

Цели урока:

Образовательные:

в игровой форме организовать деятельность обучающихся по обобщению и

систематизации знаний по разделу «Основы организации и проектирования

предприятий автообслуживающей отрасли»;

Развивающие:

создать условия для развития умений: формулировать проблемы,

предлагать пути их решения; формулировать собственную точку зрения,

высказывать и аргументировать ее; развивать способность к анализу и

обобщению, самоконтролю и самооценке;

Воспитательные:

содействовать развитию общепрофессиональных компетенций ОК1 – ОК9,

в том числе умению общаться между собой, помочь обучающимся осознать

ценность совместной деятельности;

Идея урока

Обучающимся предлагается следующая ситуация деловой игры: «В городе Энске выстроен

новый микрорайон, в котором проживает 15.000 жителей, количество частных автомобилей -

235 шт./на 1000 чел., также на окраине микрорайона расположена воинская часть на 75 единиц

грузовой техники, неподалеку имеются хлебобулочный завод, в 1 км от центра микрорайона

расположен совхоз с собственным парком автомобилей. Станции технического обслуживания и

собственные сервисы у всех предприятий отсутствуют. Предложить вариант открытия СТО,

рассчитать ее основные показатели, подобрать оборудование, предложить планировку станции

и

1

участка,

доказать

конкурентоспособность

предложенного

сервиса

по

сравнению

с

предложенными другими командами.

Данная деловая игра по типу воссоздания деятельности и цели относится к учебной,

по времени проведения – к играм с ограничением по времени, по оценки деятельности –

балльная, по конечной цели – обучающая, по методологии проведения – имитационная.

Организация урока

Учебная группа разбивается на 4 игровые группы по 6-7 человек в каждой. Каждая игровая

группа выбирает Генерального директора (капитан команды), Технического директора (отвечает

за расчет станции), Главного механика (отвечает за подбор оборудования и оснастки, а также

10

планировку станции) и Главного менеджера (отвечает за представление предложения клиенту),

остальные участники выступают в роли техников.

Необходимо заранее пригласить четырех (по количеству игровых групп) старшекурсников,

которые будут помогать как игрокам, так и ведущему в процессе игры: давать консультации,

проверять выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп.

Оснащение урока

Каждая игровая группа должна иметь листки с описанием автопарков предприятий, методики

расчетов АТП и СТО, выдержки из каталогов оборудования автосервисов, лист с системой

оценивания.

Правила игры

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых предложить

наиболее конкурентоспособный вариант открытия автосервиса, рассчитать основные параметры

сервиса,

подобрать

оборудование,

а

также

найти

недостатки

в

организации

сервисов,

предложенных другими группами.

Выигравшей считается группа, предложившая наиболее перспективный вариант сервиса. Игроки

могут обращаться за консультацией к экспертам. Ведущий может влиять на ход игры, участвовать

в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.

Система оценивания

Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:

1. Профессионализм – 100 баллов

правильность выбора исходных данных для расчета – 25 баллов;

грамотность расчета основных параметров сервиса – 25 баллов;

грамотность подбора оборудования и оснастки - 25 баллов;

грамотная планировка участка - 25 баллов;

2. Презентация подготовленного материала – 50 баллов

ориентация в материале – 20 баллов;

культура речи – 10 баллов;

краткость – 5 баллов;

логичность и убедительность - 5 баллов;

выделение существенного – 5 баллов;

умение заинтересовать слушателей – 5 баллов.

3. Поведение участников игры оценивается по следующим критериям – 50 баллов

взаимопомощь в группе – 10 баллов;

умение общаться с коллегами – 10 баллов;

умение организовать работу в группе – 10 баллов;

умение уложиться во времени при решении задач – 10 баллов;

умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы – 10 баллов.

Максимальное количество баллов – 200.

11

План урока

6.

Подготовительный этап – 15 мин.;

7.

Знакомство с характеристиками автопарков предприятий, составление плана работы,

расчет основных параметров сервиса, подбор оборудования и планировка участка СТО,

составление презентации предложения – 3 часа (180 мин);

8.

Презентация предложения – 40 мин. (по 10 мин. на каждую группу);

9.

Мнение экспертов - 20 мин.

10.

Подведение итогов урока, разбор ошибок – 15 мин.

Несмотря на бесспорные достоинства деловой игры как активного метода обучения, она имеет ряд

существенных недостатков: сложность процесса подготовки игры, отсутствие четкого алгоритма и,

как следствие, непредсказуемость хода игры.

С другой стороны, применение деловых игр в процессе обучения помогает вырабатывать интерес к

выбранной профессии, позволяет научиться принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях, развивать навыки анализа и решения конкретных производственных проблем, работать

в коллективе и команде, развивать взаимопонимание между участниками игры, актуализируется

творческий потенциал участников игры, повышается их самооценка.

Следует сделать вывод, что применение деловой игры как активного метода обучения на уроках

целесообразно и дает положительные результаты.

Список литературы

1.

Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. «Деловые игры»- Рига: АВОТС, 1989

2.

Айламазьян А.М. "Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра", уч. пособ. д.

студ., МГУ-89.

3.

Атаманова

Р.И.,

Толстой

Л.Н.

Деловая

игра:

сущность,

методика

конструирования

и

проведения

4.

Вербицкий А.А., Борисова Н.В. "Методологические рекомендации по проведению деловых

игр", М.,90.

5.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.—

М.: Высш. шк., 1991.— 207 с

6.

Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-

метод. пособие.— Мн.: Университетское, 1989.— 125 с.

7.

Ежова Л.В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях

методом деловых игр

8.

Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред.

спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.— 320 с.

12

9.

.Бельчиков, Я.М. Деловые игры // Наука и техника: журнал / Бельчиков Я.М. - 1984. 1- №5. - С.

146.

10.

.Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа /

Вербицкий А.А. - 1982. - №3. - С. 129.

11.

Шаронова, С.А., Деловые игры: книга / Шаронова С.А. - М.: изд-во ЮНИТИ, 2004. - 166 с.

12.

Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.Е.

Эрганова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2012. - 159 с.

13.

Козленко Н.Н., Деловые игры в экономике – М.: Издательство МГОУ, 2015



В раздел образования