Напоминание

"Интеграция учебных дисциплин в контексте современного образовательного процесса"


Авторы: Бадаева Марина Павловна, Коренкова Алена Валерьевна
Должность: учитель математики, учитель английсского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Дрезна, Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Интеграция учебных дисциплин в контексте современного образовательного процесса"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

Доклад

для районной Ярмарки педагогических технологий 2019

на тему: « Интеграция учебных дисциплин в контексте

современного образовательного процесса »

Составитель:

Бадаева Марина Павловна

Учитель математики

Коренкова Алена Валерьевна

учитель английского языка

2019г

Интеграция

- процесс установления связей между структурными компонентами

содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования

целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие

личности ребенка.

В условиях современной жизни образование поставлено перед необходимостью

выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а

как органическая часть окружающего мира.

Модернизация системы образования, изменения, происходящие в современном

обществе требуют поиска новых форм организации обучения, применения новых

технологий в образовательном процессе для разрешения противоречий, обусловленных

несоответствием между:

-содержанием современного образования и требованиями, предъявляемыми к

выпускникам общеобразовательной школы

-необходимостью формирования творческой личности и преобладанием логических

методов познания в процессе обучения школьников в ущерб художественно-

образными методами познания

-необходимостью формирования целостной картины мира и действующей

предметоцентрической системой обучения: внутренние закономерности

творческого развития наиболее полно выявляются при изучении всей системы, а не

изолированных учебных дисциплин

-имеющимися научными данными об интегративном подходе и недостаточной

эффективностью его использования в учебно-воспитательном процессе с целью

развития творческих способностей школьников.

Смена образовательной парадигмы, личностно - ориентированный подход в обучении,

гуманизация и гуманитаризация образования актуализировали разработку и внедрение в

образовательный процесс инновационных технологий. Их основой стала интеграция

содержания образования, способная сформировать у школьников универсальные и

одновременно мобильные знания посредством развития в тесной взаимосвязи

интеллектуальной, когнитивной и творческой сторон человеческой личности. Поэтому

технология интеграции учебных дисциплин необходима в современной системе

образования и это вызвано рядом объективных причин:

1.Традиционная «монологическая» система в образовании становится все менее

эффективной

2.В современной школе учебные дисциплины носят конкурирующий характер.

3.Каждая дисциплина представляет сама по себе набор сведений из определенной области

знаний и не может претендовать на системное описание действительности.

Актуальность интегрированного обучения объясняется рядом причин:

1.Формирование единой, целостной картины мира.

2.Ориентация на новые результаты образования на основе системно-деятельностного

подхода.

3.Повышение мотивации учения,формирование познавательного интереса учащихся.

4.Формирование компетенций,обеспечивающих учащимся творческое развитие личности.

Это обучение реализует в себе:

Целостность образовательного процесса:

содержание («всеохватность» различных областей знаний)

взаимосвязь и взаимообусловленность принципов, методов и форм обучения

присутствие в учебном процессе всех комплексов целостной деятельности:

цели, планировании, практической деятельности, самоконтроля, коррекции.

Системность в комбинировании элементов разных систем, т. е. выбор и инструмент

обучающих средств определяются приоритетом личностного подхода, научными

основами и конкретной ситуацией.

Главными идеями интегративного обучения являются:

личностная направленность обучения. Человек признается главной ценностью

образовательного процесса, в процессе обучения идет развитие и обучающихся и

преподавателей. В то же время личностный подход не предполагает только

развитие для каждого обучающегося, но и необходимое развитие социальных и

профессиональных качеств.

формирование обобщенных предметных структур и обобщенных способов

деятельности (усвоение знаний на основе осознания закономерностей, общего

принципа, обобщения). Изучение взаимосвязей, умение определять связь

изучаемого с другими темами курса, сочетание творчества и регламентации.

приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние и

внешние, организующие)

системность в обучении (осознание учащимися связей внутри научной теории)

проблемность обучения

рефлексия деятельности

диалогичность. Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается

между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического

общения.

Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и

связаны с идеей межпредметных связей.В основе своей идея межпредметных связей

родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного

материала.

Еще в 17 веке Ян Амос Каменский говорил, что начальная школа должна учить не

только чтению,письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд

общих знаний, основанных на интересах детей. Великий педагог К.Д. Ушинский строил

изучение русского языка в тесной взаимосвязи с литературой. И сейчас объединение в

одном задании знаний из разных областей является реализацией метапредметных связей в

обучении.Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения

конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о

природе и обществе и на их основе — задачу формирования понятий, общих для разных

учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на

одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их,

устанавливает причинно-следственные связи.

Интеграция в обучении выполняет ряд функций.

Методологическая функция выражена в том, что только на основании интеграции

возможно формирование у учащихся целостного представления о мире.

Образовательная функция интегрированных уроков состоит в том, что с их помощью

формируются такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность,

гибкость.

Развивающая функция таких уроков определяется их ролью в развитии системного и

творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности,

самостоятельности. Интеграция уроков помогает преодолеть предметную инертность

мышления и расширяет кругозор учащихся.

Воспитывающая функция реализует комплексный подход к воспитанию, повышает

идейно-воспитательную и политическую направленность обучения.

Конструктивная функция интегрированных уроков состоит в том, что с их помощью

совершенствуется содержание учебного материала, методы и формы организации

обучения.

Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на

достижение главной цели интегрированного обучения – развитие мышления учащихся.

1. Синтезированность знаний.

Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или

иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы,

исследуемой

методами

интеграции,

развивает

целенаправленность

и

активность

мышления.

2. Углублённость изучения.

Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины

мышления.

3. Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.

Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации

усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления,

способность сопоставлять теорию с практикой.

4. Альтернативность решения.

Новые

подходы

к

известной

ситуации,

нестандартные

способы

решения

проблемы,

возможность

выбора

решения

данной

проблемы

способствуют

развитию

гибкости

мышления,

развивают

оригинальность

мышления.

Сопоставление

решений

развивает

активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять

разумный

выбор

действий,

отыскивать

наиболее

краткий

путь

достижения

цели

развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.

5. Доказательность решения.

Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.

-Интеграция может осуществляться на любом этапе образовательного процесса:

-Интеграция на уровне педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства

и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность);

-Интеграция на уровне содержания (интегрированные программы, интегрированные

учебные курсы);

-Интеграция на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии,

конференции, проекты)

-Интеграция на уровне педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов

педагогического воздействия).

Интегрированная технология обучения позволяет:

-рационально сократить объем информации, предлагаемой школьникам;

-более четко систематизировать учебный материал;

-создать у детей представление о целостной научной картине мира.

Каким образом возможно осуществлять интеграцию в современной школе? Какие

средства и формы обучения можно использовать?

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

1.внутрипредметная — интеграция понятий, знаний, умений и т. п. внутри отдельных

учебных предметов;

2.межпредметная- синтез фактов,понятий,принципов и т. д. двух и более дисциплин;

3.транспредметная-синтез компонентов основного и дополнительного содержания и

образования.

Внутрипредметная интеграция

Вертикальное интегрирование: спиральная структура на основе принципа

концентричности, содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и

зависимостями.

Особенности: исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и

углубляется

круг

связанных

с

ней

знаний;

соотношения

элементов

все

больше

усложняются, познания углубляются.

Горизонтальное

интегрирование:содержание

построено

путем

укрупнения

темы,

объединяющей группу родственных понятий .

Особенность: постигается информация перехода от одного элемента к другому, доступная

лишь в пределах крупной единицы усвоения.

Межпредметная интеграция

Вертикальное интегрирование: объединение нескольких школьных предметов с целью

организации диалога на заданную тему, конкретное содержание, образ, эмоциональное

состояние, нравственный и эстетический смысл – она как ключевая фраза, лейтмотив

проходит через несколько уроков в течение недели.

Особенности: выделяется различное количество времени (от пяти минут и более);

на уроке может осуществляться иной подход к разбору произведения, новое образное

сравнение, ассоциации и т.п.

Горизонтальное интегрирование: линейная структура; за содержательную единицу

обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин.

Особенности: материал других предметов включается эпизодически; сохраняются

самостоятельность

каждого

предмета,

цели,

задачи,

программа;

в

целом

сохраняется

программа

урока;

тема

может

быть

рассмотрена

и

только

на

программном

учебном

материале, и с введением дополнительного материала.

Транспредметная интеграция

Горизонтальное интегрирование: объединение в единое целое содержания

образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню

интеграции, с содержанием дополнительного образования.

Особенности:

предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых

содержится в различных учебных основных и дополнительных дисциплинах;

в процесс познания включаются все анализаторы (зрительные, слуховые, осязательные,

обонятельные, тактильно-двигательные), что обеспечивает прочность образования

условных связей в познании ребенком окружающей действительности.

Их можно реализовать как:

1.Интегрированный курс(элективные курсы, курсы по выбору, дополнительные учебные

предметы) автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения,

которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе и на качественно

ином уровне.Горизонтальное интегрирование: объединение нескольких учебных

предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий.

Особенности: предметом анализа опять выступают многоплановые объекты,

информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах, но

самостоятельность каждого предмета разрушается, создается одна программа,

направленная на целостность педагогической системы;

исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, круг связанных с ней знаний

расширяется и углубляется; происходит все большее усложнение соотношений элементов,

углубление познания;

сближение блоков во времени может привести к иной форме организации учебного

процесса: учебный день, учебная неделя.

2.Интегрированное задание-разновидность учебной задачи.Его особенность заключается в

синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин, тем, проблем, в

объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы,ради познания

одного объекта или предмета.

3.Интегрированный урок- особый тип урока,объединяющий в себе обучение

одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одног понятия, темы или

явления.

Особенности:

предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых

содержится в различных учебных дисциплинах; сохраняется самостоятельность каждого

предмета (цели, задачи, программа); в процесс познания включаются все анализаторы

(зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильно-двигательные), что

обеспечивает прочность образования условных связей.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими

особенностями:

предельной четкостью, сжатостью учебного материала;

логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью;

информационной емкостью учебного материала,используемого на уроке.

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он

состоит из нескольких этапов.

1.Подготовительный 2. Исполнительный

3. Рефлексивный

1. планирование,

2. организация

творческой группы,

3. конструирование

содержания урока,

4. репетиции.

Цель этого этапа – вызвать интерес

учащихся к теме урока, к его

содержанию. Способы вызова интереса

учащихся могут быть различные, например,

описание проблемной ситуации или

интересного случая.

В заключительной части урока необходимо

обобщить всё сказанное на уроке, подвести

итог рассуждениям учеников,

сформулировать чёткие выводы.

На этом этапе

проводится анализ урока.

Необходимо учесть все

его достоинства и

недостатки.

Важное место в качественном проведении урока играет «постановка» сценария.В него

входят три составляющие:

1) Деятельность учителя. Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно

может быть: Паритетным, с равным долевым участием каждого из них,

Один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;

Весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и

гостя

2) Форма организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем:

Позитивные формы взаимодействия учителя и учеников в

образовательном процессе

Формы взаимодействия:

Признаки взаимодействия:

Диолог

-высокий уровень эмпатии учителя

-умение учителя принимать ученика таким, какой он есть на самом деле

-гибкость мышления учителя

-умение учителя адекватно оценивать себя

-отсутствие у учителя стереотипов в восприятии учеников

Сотрудничество

совместное определение целей образования

совместное планирование учебного процесса

совместное распределение сил и средств на основе возможностей учителя и учеников

контактность учителя

доброжелательность учителя

мобильность учителя

социальная активность учителя

вежливость учителя

экстравертированность учителя

эмоциональная стабильность учителя на уроке

Опека

забота учителя об учениках

высокий уровень эмпатии учителя

социальная активность учителя

умение учителя прийти на помощь ученикам

Негативные формы взаимодействия учителя и учеников в

образовательном процессе.

1. Конфронтация учителя на уроке с учениками

2. Подавление учителем учеников на уроке.

3. Конфликт учителя с учениками на уроке.

4. Индифферентность учителя по отношению к ученикам на уроке.

3) деятельность учащихся по выполнению учебной задачи

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов

особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на

уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три такие

формы — фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает

совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая —

самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся работают

в группах из 3—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или

разными.

Фронтальная форма организации учебной деятельности:

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой

вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно

выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и

обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с

учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения

школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует

установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и

учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма,

позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих

товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать

их деятельность.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке:

Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для

самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с

его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа

с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками

(справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров,

написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных

наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном

обучении.

Групповая (звеньевая) форма организации учебной работы учащихся:

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

-класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

-каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо

дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством

лидера группы или учителя;

-задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и

оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

-состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной

эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого

члена группы.

Урок должен иметь четко сформулированные учебные задачи, для решения которых

необходимо привлечение знаний из других областей и его основная цель-обучение

учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных дисциплин при решении

новых вопросов и задач.

Интегрированные уроки могут быть различными по форме их проведения. Это может

быть дискуссия, конференция, лекция. Все зависит от творчества учителя, темы урока.

Типы и формы интегрированных уроков

Урок формирования новых знаний: урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция;

урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия;

мультимедиа- урок; проблемный урок.

Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий,

научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Задачи: - 1. образовательные 2 воспитательные: 3 развивающие..

Следует разделять традиционный и современный уроки.

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников

знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком

уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание

увиденного.

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов

и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-

иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения,

дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты,

магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие

технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные

формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки

формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования

знаний, уроки формирования нового проблемного видения. Тогда к перечисленным

формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную

экскурсию.

Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:урок-практикум; урок-

сочинение; урок-диалог; урок - деловая или ролевая игра; комбинированный урок;

путешествие; экспедиция и т.д. На уроке формирования умений и навыков в качестве

основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы

раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии. Управляя

учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования,

оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и

контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности

школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую

дифференциацию обучения.Урок- применение знаний на практике ролевые и деловые

игры; практикумы; уроки защиты проектов; путешествие; экспедиция

Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной,

групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды

коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств

личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого

характера, способствует их эффективному развитию. На этих уроках, мобилизуя

теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую,

поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У

детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный урок

Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев

учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль,

формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и

навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.

Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно,

т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового

материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение

подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или

самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы.

Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически

обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и

всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей

каждой из них. Реализация интеграции между предметами возможна лишь при

благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве

на основе взаимопонимания и уважения.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным

однопредметным очевидны:

1.На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных

интеллектуальных умений учащихся, в частности для развития научного стиля мышления

учащихся.

2.Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса

учащихся, снимают перенапряжение.

3.Через него можно выйти на формирование более широкого синергетического

мышления,научить применять теоретические знания в практической жизни, в конкретных

жизненных, профессиональных и научных ситуациях.

4.В большей степени, чем обычные уроки,способствуют развитию речи

учащихся,формируют умения сравнивать,обобщать, делать выводы.

5.Интегрированные уроки помогают учащимся найти и постичь единые закономерности

разных наук, расширяют кругозор.

6.Повышает качество знаний учащихся.

7.Приобщают к научно-исследовательской деятельности.

8.Помогают творческому росту учителей.

При подготовке таких уроков и мероприятий возникает ряд трудностей:необходимо

согласовывать учебные программы по предметам, найти общие понятия,согласовать время

их изучения,назначить консультации.И, наконец,следует планирование тематики и

конспектов интегрированных занятий.

Подготовка и проведение таких занятий требует большой согласованной и кропотливой

работы не только учителей-предметников, но и самих учащихся.

Это, в свою очередь,способствует улучшению эмоционального климата в классе и

переводит отношения учеников с учителями на новый уровень, когда сотворчество

становится неотъемлемой частью образовательного процесса.

Наш союз сложился недавно, работаем вместе два года.Мы пытаемся реализовывать

принципы интегрированного обучения на совместных уроках, которых, к сожалению, пока

не так уж много. Надеемся, что сумеем осилить и внеклассные мероприятия.

Интеграция в обучении создает предпосылки для формирования не узко

информированного специалиста, а творческой личности, которая целостно

воспринимает мир и способна активно действовать в социальной и

профессиональной сфере.



В раздел образования