Автор: Тарасова Татьяна Борисовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ Некоузская СОШ
Населённый пункт: с.Новый Некоуз, Ярославская область
Наименование материала: конспект урока по всеобщей истории 6 кл.(ФГОС)
Тема: "Культура Раннего Возрождения "
Раздел: среднее образование
Тема урока: Культура Раннего Возрождения (Ренессанс)
Цель урока: познакомить учащихся с культурой Раннего Возрождения, сформировать
представление у учащихся, что культура Возрождения явилась величайшим прогрессивным
переворотом в европейской культуре.
Образовательные задачи:
1)
выяснить предпосылки подъема культуры в Италии в эпоху Возрождения, раскрыть
характерные особенности новой культуры.
2)
раскрыть перед учащимися характерные черты новой культуры, преемственность культуры
Возрождения с городской культурой.
3)
познакомить с системой ценностей, которую предлагали гуманисты, показать ее отличие от
ценностей и менталитета человека средневековья.
4)
продолжить формирование умений работы с документами и умения самостоятельно добывать
знания.
Развивающие задачи:
1)
продолжить работу над развитием речи: обогащением и усложнением ее словарного
запаса.
2)
развивать у учащихся мышление: учить выделять главное, анализировать полученную
информацию, логически мыслить.
3)
формировать умение воспринимать и анализировать особенности и характерные признаки
культурной эпохи
Воспитательные задачи:
1)
использовать содержание урока для эстетического воспитания школьников.
2)
продолжить формирование умений высказывать свое оценочное к изучаемому и
корректировать свое мнение с мнением других, формировать у учащихся коммуникабельность и
толерантность.
Планируемые результаты:
Предметные: знают понятие культура Возрождение, хронологические рамки эпохи, объясняют
причины, высказывают суждения о новой системе ценностей, знают новые черты в искусстве.
Метапредметные:
Познавательные: структурируют и анализируют учебный материал, выделяют в нём существенное
и несущественное, находят информацию в тексте и видеоряде, дополнительных источниках,
используют знаково-символические средства для систематизации материала, решают проблемные
ситуации.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, оценивают свою работу на уроке,
анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного
выполнения.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно
используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются
и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-
познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности.
Оборудование: учебник Е В. Агибалова «История средних веков», видеофрагмент, таблица,
карточки с документами, муз.запись, тест.
Ход урока.
Организация начала урока.1 минута.
I.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний. “Вхождение
в урок”. Звучит музыка, картинная галерея. 2 минуты.
Ребята, на предыдущих уроках мы говорили с вами о культуре Средневековья, о менталитете
человека той эпохи. Сегодня мы продолжим этот разговор и речь вновь пойдет о культуре,
культуре более позднего периода XIV века. Это была целая эпоха, которую называли Ренессанс.
Кто- нибудь слышал что-то об этой культуре? Ренессанс - название необычное, красивое, но
непонятное, а как, по-вашему, оно переводится с французского? (варианты ответов, можно
предложить подсказку - восстановление чего-то, это что-то существовало либо обратиться к
словарю)
Итак, в переводе с французкого Возрождение.
Итак, тема нашего урока культура Раннего Возрождения. - Запишите тему в тетради.
II.Этап целеполагания.
- Какие цели урока мы можем поставить перед собой?
- Продолжите фразу:
Мы должны узнать …
Какими средствами мы будем достигать этих целей?
(Ответы учащихся).
План урока.
1.
Культура Возрождения
2.
Причины возникновения новой культуры.
3.
Гуманисты. Новая система ценностей.
4.
Первые гуманисты: Джотто, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Сандро Боттичелли.
5.
Новые черты в искусстве.
Цель занятия(учитель): познакомиться с культурой эпохи Раннего Возрождения,
Проблема: действительно ли можно утверждать, что культура эпохи Возрождения явилась
величайшим, прогрессивным переворотом в европейской культуре.
В конце урока мы вернемся к ней.
ПI. Этап изучения нового материала.
1)
культура Возрождения. 12 минут
Как вы думаете, почему такое название получила новая культура? /
Правильно, она возрождала старые забытые традиции, в первую очередь античные.
Работа с понятием, записываем в тетрадь.
2)
Причины
появления новой культуры.
А теперь попытаемся понять, причины появления новой культуры. Фронтально.
Давайте вспомним, как относился к окружающему миру человек раннего Средневековья
?
За что
ценили человека? А как относились ко времени люди средневековья?
Каково было отношение к труду богатых людей? Чем они занимались? Как изменились знания
людей о мире в Х1-Х1П веках? (развивается наука) Назовите изобретения, которые были
сделаны в XI-XIII в (развивается городская культура) Как вы считаете, должен ли был
измениться сам человек, его миропонимание?
Где же должна была зародиться новая культура? ( В Италии).
Возникновение новой культуры связано с возникновением итальянских городов. Италия
оставалась раздробленной, что делало ее незащищенной перед внешними врагами, зато в
отсутствии сильной власти оставалось больше свободы мысли и творчества. В начале XIV века
представления горожан Италии вступили в противоречие с тем пониманием мира, которое
насаждала церковь.
Вот документ, он называется «Книга хороших обычаев». Ее написал житель итальянского города,
живший в XIV веке. Объясните, в чем наставления противоречат представлению о жизни
средневекового человека? Работаем в парах.
«Кто слишком долго спит- теряет время»
«Помни, что- время, упущенное нельзя вернуть»
«Человек славен не чужими, а собственными заслугами, добытыми своим трудом » -).
«Всегда трудись, чтобы получить выгоду»
«Будь бережливым во всех делах» /
« Судьба одерживает верх лишь над тем, кто ей покоряется»
«Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах»
Большинство горожан были грамотными людьми, в городах было открыто много школ.
Вспомните
удобное
для
торговли
положение
Италии.
Купцы
отправлялись
в
опасные
путешествия. Рережада-вьюоко ценили время. Везде появились часы.
С появлением прибыли появилась возможность получить как можно больше радостей от земной
жизни, а не от загробной. Горожане стали украшать свои дома.
Растущим городам требовалось больше образованных людей. В городах возникла
интеллигенция- особа» группа людей, которые занимаются/умственным трудом.
3)
Гуманисты. 10 минут
«Человек измеряет небо и землю... Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни
центр земли слишком глубоким... гений человека почти такой же как, как у самого творца
небесных светил». Марсилио Фичино.
Так говорили деятели новой культуры. называли гуманистами. Как вы думаете, почему?
По - латински «гуманус»- человечный. Зачитываем: гуманисты- деятели Возрождения,
которых привлекали, прежде всего, человек и его дела. Запись - гуманисты-(учебник,
словарь урока). Взамен старой системе ценностей (обращаемся к схеме «Представления
человека
Средневековья ), гуманисты выдвинули свою систему ценностей, свое
миропонимание. Чтобы познакомиться с ним, я попрошу вас поработать с текстами у вас на
партах. Время работы-5 минут. По рядам.
1 вариант
Первый ряд: отношение к человеку и природе.
«Бог создал человека, чтобы он познавал законы Вселенной, любил красоту природы и
поражался ее величием...»
Из книги «О достоинстве человека»
«.. .Милостивейшая природа позаботилась о нас так, что во всем мире мы найдем, чему
подражать...»
«Мастера искусства об искусстве», т. 1.
«Тот, кто хвалиться своим родом, чужое хвалит, а чем сиять чужим блеском, лучше самому в
себе создавать благородство. Благородство и доблесть, приобретенные своими трудами и
занятиями - вот высшие достоинства человека!»
Из сочинений Поджо Браччолини.
«..А что сказать об уме человека? Право же он могуч и замечателен, ибо видим мы, что было
изобретено разумом человеческим. Наша живопись, наши науки, мудрость и искусства»
Джаноццо Манетти «О достоинстве и превосходстве человека»
Какие главные достоинства, по мнению гуманистов, должны быть у человека?
-кВ чем отличалось представление гуманистов о человеке и его способностях от
представлений, существовавших в средневековье?
Каково предназначение человека?
Как относились гуманисты к природе? Почему он их интересовала?
Третий ряд: отношение к церкви и к Богу.
Как гуманисты относились к церкви ? В каких пороках обвиняли гуманисты
священнослужителей ?
Выступали ли они против церкви?
«Что до священников, то лучше обойти их молчанием, не прикасаться к этому ядовитому
болоту. Люди эти очень раздражительны, того и гляди, вмиг объявят еретиком. По своему
желанию они толкуют и объясняют мир»
Эразм Роттердамский «Похвала глупости»
« Самые алчные грабители - это попы. Они хватают то, к чему нигде ни один разбойник не
прикасается! Папа римский принимает решения противные учению Христа, отступает от
Евангелия...»
Ульрих фон Гуттен «Диалоги»
«.. Благодаря хорошей репутации они имеют доступ ко всему...Сколько на их совести
обманов, сколько шарлатанских проделок, воровства... Возмутительно, что они ругают
других за пороки, которым сами подвержены! Беги от них подальше, не имей с ними
никакого дела, они бесчестны, лживы, безжалостны и никогда не стремятся к правде и добру, которые завещал
нам Бог!»
Леонардо Бруни «Против лицемеров»
Второй ряд: отношение к феодалам и власти.
Как относились гуманисты к феодалам? С кем они сравнивали благородных и знатных людей, гордящихся
своим происхождением? Каково отношение гуманистов к власти? Как можно «исправить» существующие
порядки, власть? Как относились гуманисты к народным выступлениям?
«Теперь вообразите себе человека необразованного, преследующего свою личную выгоду, чуть
не прямого врага общего блага, ненавистника свободы. Наденьте на него золотую цепь и
пурпурную мантию, дайте в руки скипетр и корону - вот вам государь. Если государь
сопоставит все, что он должен делать с тем, что делает, то я уверен, что устыдится и станет ему
страшно... управлять государством сможет лишь человек благородный, просвещенный, которого
за эти качества будет любить народ...»
Эразм Роттердамский «Похвала глупости»
« .. .Не могу не сказать о тех, кто кичится и кричит о знатности происхождения, выставляют
на показ скульптуры своих предков, а сами недалеко ушли от бессловесных истуканов(от
статуй) и еще находятся дураки, готовые приравнять этих родовитых и знатных скотов к
богам!»
Эразм Роттердамский «Похвала глупости»
«Лишь образованный правитель будет заботиться о народе... и не допустит бунтов
бессмысленной черни»
Из сочинений гуманистов.
Вариант 2.
Чтобы познакомиться с ним, я попрошу вас поработать с текстами у вас на партах и составить
денотантный граф. Время работы 7 минут. Работаем в парах. По выполнении работы
поднимаем руки. (11 ветвей)
Текст:
Гуманисты изучали грамматику, риторику, историю, педагогику, философию.
Они считали главными добродетелями достоинство и доблесть. Видели цель жизни в труде на пользу людям.
Перестали чтить бедность, одобряли бережливость.
Писатели- гуманисты восхищались красотой природы. Их интересовали теперь живые люди,
которые живут полной жизнью.
Художники продолжали создавать картины на религиозные темы, но им позировали обычные
люди. Появились картины, на которых люди были изображены на фоне пейзажа.
Гуманисты восхищались античной культурой за ее жизнерадостность и прославление человека,
но не копировали произведения античности.
Истоки новой культуры берут начало в городской культуре. Итальянские писатели часто
использовали средневековые сюжеты.
Гуманисты выступали против деления людей на сословия. По их мнению, если правители
будут просвещенными, образованными людьми, можно будет исправить феодальные порядки.
Народ должен ждать улучшения жизни от тех, кто им управляет.
Многие гуманисты резко выступали против церкви, хотя сами оставались верующими людьми
Выступали ли они против церкви? Но, с другой стороны, приравнивали человека к Богу
В этом проявляется противоречие их взглядов.
'
4)
Первые гуманисты. Сообщение о Петрарке и Боккаччо. 4 минуты.
5)
Новые черты в искусстве. 4 минуты+2 минуты=5 минут
1) Определите, какая из диаграмм отражает какой период
Чем церковное искусство отличалось от искусства Древней Греции и Рима?
Смотрим и анализируем картины.
Плоскость изображения, отсутствие перспективы, рельефы, а не скульптуры, библейские
сюжеты.
Чтобы понять, как воплощались взгляды гуманистов в искусстве, посмотрим видеофрагмент. Ваша
задача выявить новые черты, характерные для новой культуры и отличные от культуры
средневековья. Какими средствами достигается совершенство изображений?
Перспектива Объем, светотень Краски Портреты, в том числе и скульптурные.
Красота человеческого тела.
IV.Этап проверки новых зианий.-5 минут. Тест. Самоконтроль. Оценки ставим по желанию ученика.
1) Определите, какая из диаграмм отражает какой период
Необязательная часть - вопрос письменно:
Выясните, что понимается под гуманизмом в наши дни? Что здесь общего с гуманизмом эпохи
Возрождения?
Или: написать небольшое эссе «Что такое человек?» (с точки зрения философа Средневековья и
гуманиста).
VI. Рефлексия
- Я научился …
- Меня заинтересовало…
- Мне понравилось…
-Я так и не понял…
-Я испытал трудности…
VII.Итог урока. 2минуты.
О каких главных особенностях культуры Возрождения вы узнали? Можно ли утверждать, что
культура эпохи Возрождения явилась величайшим, прогрессивным переворотом в европейской
культуре.
Ребята! Вы должны понимать, что в истории нельзя повернуть назад, Возрождение на деле означало
поиск нового, а не реставрацию старого. Современные философы считает эпоху Возрождения
мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени, о котором речь у нас
пойдет уже в следующем году.
А теперь, отметьте, пожалуйста, на барометре настроения свое настроение.
V. Инструктаж о выполнении домашнего задания.2 минуты
Обязательная часть: §29, таблица- работа со справочниками или с учебником.
Деятель
культуры
Г оды жизни
Область
творчества
Произведения
Что нового внес в
культуру?
Ф. Петрарка
Дж. Боккаччо
Сандро
Боттичелли
Джотто
1) Определите, какая из диаграмм отражает какой период
Приложение 1.
Франческо Петрарка (1304-1374 гг)
Биография. Петрарка родился 20 июля 1304 года
в Ареццо, где нашёл себе убежище его отец,
флорентийский юрист Пьетро ди сер Перенцо (прозвище Петраркко),изгнанный из Флоренции –
одновременно с Данте - за принадлежность к партии «белых».
Во Франции, Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и проявил интерес к римской
литературе. Окончив обучение (1319 году), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в
Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326 год). По выходе из
университета он не стал юристом, а был посвящён в священники, чтобы найти средства к жизни, так
как по наследству от отца он получил
только рукопись сочинений Вергилия. В 1327 году впервые
увидел Лауру, неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила
одной из причин его удаления из Авиньона в уединенный Воклюз, в котором он прожил 16 лет. В 1341
году письма Петрарки и его произведения сделали его знаменитым , и он почти одновременно получил
приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим
и был торжественно венчан на Капитолии лавровым венком и титулом короля поэтов. В 1353 году
переехал в Милан (Италия), а в 1362-1367 гг. поселился в Венеции. Умер в ночь с 18 на 19 июля 1374
года
не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над
жизнеописанием Цезаря.
Творчество. Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию и
разнообразные сочинения, написанные на латыни. Латинские произведения Петрарки имеют больше
историческое значение, а мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских
стихах. Латинские произведения. Две биографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству,
другая, в виде диалога Петрарки с блаженным Августином – «О презрении к миру» изображают его
нравственную
борьбу
и
внутреннюю
жизнь
вообще.
Четверокнижие
«Письма
без
адреса»,
переполненные резкими сатирическими выпадами против нравов папской столицы
- этого нового
Вавилона. Исторические сочинения:
-
«Cборник
анекдотов
и
изречений,
заимственных
из
латинских
авторов
и
современных,
расположенных по рубрикам», причём многочисленные иллюстрации к этому трактату позволяют
признать Петрарку создателем жанра коротенькой новеллы-анекдота на латинском языке;
- «О знаменитых мужах» - биографии знаменитых римлян;
Особенно важное значение имеет обширная переписка Петрарки. Многие из его писем представляют
собой моральные и политические трактаты, иные –статьи (например, письма по поводу переселения
пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо).
В честь своей возлюбленной Лауры Петрарка посвятил следующие стихи:
Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!
Лирика Петрарки, так называемый петраркизм, оказала сильнейшее влияние на развитие европейской
литературы. Трём великим творцам - Данте, Боккаччо и Петрарку – принадлежит заслуга создания
итальянского языка.
Подготовленный ученик: Я Франческо Петрарка был знатоком и пропагандистом античной философии
и
литературы,
также
я
был
одним
из
первых
собирателей
античных
рукописей.
Первым
проанализировал особенности языка Сократа, Аристотеля, Цицерона и Вергилия, Эпикура и Тацита.
Также, явился создателем литературной латыни, на которой вскоре заговорила вся образованная Европа.
Положил
начало
исторической
критике,
доказав
подложность
некоторых
документов,
ранее
считавшихся подлинными. Возродил античное искусство риторики. Обосновал идею о культурном
единстве Европы, народы которой - носители одного начала, ориентирующиеся на схожую систему
ценностей. Обосновал тезис о том, что основой единств наций выступает прежде всего язык. Наличие
единого языка есть непременное условие существования государственности. В 1471 году нумерация
моей книги дана впервые индийскими цифрами.
1) Определите, какая из диаграмм отражает какой период
Джованни Боккаччо (1313 – 1375) – итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи
раннего Возрождения.
Биография. Незаконный сын флорентинского купца Боккачино да Челлино. Семейство его происходило
из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо. Джовани написал сборник новел
«Декамерон». Главным произведением Боккаччо, обессмертившим его имя, был его прославленный
«Декамерон» (10-дневные рассказы) – собрание 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3
мужчин, которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время этими рассказами.
Рассказы изложены изящным, лёгким языком, поражающим богатством слов и выражений, и дышат
жизненной правдой и разнообразием. В них изображены люди всяких состояний, всякого возраста и
характера, приключения самые разнообразные, начиная с самых весёлых и смешных и кончая самыми
трагическими
и
трогательными.
В
«Декамероне»
он
показал
быт
и
нравы
различных
слоёв
итальянского
общества
и
беспощадно
высмеял
лицемерие,
праздность
и
тщеславие
духовенства.
Известно, что Боккачо подружился с Петраркой ещё в 1341 году в Риме и продолжалась до самой
смерти. Смерть Петрарки так огорчила его, что он заболел и 17 месяцев спустя заболел и умер.
Приложение 2.
Тест.
Выбери правильный ответ.
1.Эпоха Возрождения получила свое название потому, что гуманисты хотели восстановить:
1) античное искусство, науку, культуру.
2) средневековую философию
3) пришедшее в упадок рыцарство
2.
Новая культура возникла в:
1) Германии; 2) Франции; 3) Италии; 4) Англии.
3.
Мыслителей Возрождения называли:
1) интеллектуалы; 2) гуманисты; 3) философы; 4) схоласты
4.
Цель жизни для мыслителей Возрождения: 1) в служении Богу; 2) в военных подвигах;
3) в труде на пользу людям; 4) в развлечениях и расточительстве.
5.
Выбери неправильный ответ.
Для искусства культуры Возрождения характерны: 1) перспектива, впечатление объема; 2) портреты;
3)
точное строение человеческого тела; 4) плоское изображение, фигуры знатных людей
значительно больше.
Ответы:
1)
-1-1б.
2)
-3-16.
3)
-2-16.
4)
-3-16.
5)
- 4 - 16.
5 баллов-«5»
4 балла-«4»
3 баллов-«3»
Ниже-«3» -«2»