Напоминание

"Именительный падеж"


Автор: Саяпина Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ п. Трудовик"
Населённый пункт: Питерского района Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Именительный падеж"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Дата: 01.03.2019 г.

Предмет: русский язык

Класс: 3

Учитель: Саяпина Г.В.

Тип урока: изучение нового материала

Тема (название и количество часов)

Именительный падеж

Цель изучения темы

познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж суще-

ствительных по вопросу и предлогу.

Задачи изучения темы

Образовательные: закрепить знания об именительном падеже; научить определять именительный

падеж по вопросу и роли в предложении; совершенствовать умения находить грамматическую осно-

ву в предложении; формировать умение распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать

формированию навыков грамотного каллиграфического письма.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету, взаимопо-

мощь.

Информационно-образовательная среда

ресурсы

межпредметные связи

Учебник: В.П. Канаткина, В.Г. Горецкий «Русский язык»

3 класс, УМК «Школа России»; (с. 42-43).

Демонстративный материал: презентация.

Интеграция с предметом окружающий

мир, литературное чтение

I. Планируемые результаты изучения темы (для учащихся)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

находить имена существительные в име-

нительном падеже;

объяснять, каким членом предложения яв-

ляются имена существительные.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и

стремиться её выполнить; планировать своё действие с

поставленной задачей.

Познавательные УУД: актуализировать свои знания для

решения учебной задачи; формулировать вывод по ре-

зультатам наблюдений; составлять алгоритм действий при

выполнении заданий; умение мыслить логически.

Коммуникативные УУД: формировать готовность слу-

шать собеседника и вести диалог; работать в парах при

взаимопроверке.

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося; развитие мотивов учеб-

ной деятельности и формирование лич-

ностного смысла учения; рефлексия.

II. Этапы изучения темы

п/

п

Дидактическая

структура урока

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Знания для учащихся, выполнение

которых приведёт к достижению

запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные

учебные действия

1.

Организацион-

ный момент

Готовность к уро-

ку.

Посмотрите друг

на друга и улыб-

нитесь.С каким

настроением вы

пришли на урок?

Теперь настроим-

ся на работу –

откроем ладошки

к новым знаниям

и произнесем вол-

шебную фразу:

Я хочу много

знать!

А вы действи-

тельно хотите

много знать?

- Проверьте на партах учебники, тет-

ради, ручки, простой карандаш, ла-

стик, линейку. Садитесь.

Умение пригото-

вится к уроку.

Регулятивные

УУД: организовы-

вать рабочее место

и подготовится к

уроку.

2.

Словарная

работа

Правильно отга-

дать словарное

слово по загадке.

(Слайд 2)

Организовать

проверку по эта-

лону.

(Слайд 3)

1. Лиственное дерево с белой корой,

символ России.

2. Приём пищи в середине дня.

3. Название нашего государства.

4. Растение с клубнями, богатыми

крахмалом.

5. Плод некоторых деревьев со съе-

добным ядром в скорлупе.

6. Главный город государства.

7. Название столицы России.

8. Злак, зёрна которого идут обычно

на корм лошадям, птицам, а также на

круп«Геркулес».

Умение правопи-

сания словарных

слов.

Познавательные

УУД: составлять

алгоритм действий

при выполнении за-

даний; умение мыс-

лить логически.

Личностные УУД:

высказывание свое-

го личного мнения.

Коммуникатив-

ные УУД: умение

выражать свою точ-

ку зрения.

3.

Повторение

пройденного

Вспомнить

пройденные

темы по изуче-

нию имени суще-

ствительного

Провести игру

«Договори

правило…» для

повторения прой-

денных тем.

(Слайд 4)

Игра «Договори правило»:

1. Изменение имён существительных

по вопросам называется…………

2. Перечисли падежи и падежные во-

просы……..

3. Вспомни памятку, как определить

падеж……

- первый шаг…..

- второй шаг……

- третий шаг…..

Умение приме-

нять навыки

определять падеж

существитель-

ных.

Личностные УУД:

высказывание свое-

го личного мнения

4.

Тематическая

Физминутка

«Падежи»

Выучить

физминутку

(Слайд 5)

Разучить

физминутку

Именительный подпрыгнул

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам всем нужны -

И при этом все важны

Правильно вы-

полнять движе-

ния

Коммуникатив-

ные УУД: фор-

мировать умения

работать в коллек-

тиве.

5.

Самоопределение

к деятельности

Умение распозна-

вать учебную за-

дачу.

Подвести детей к

самостоятельно-

му определению

темы урока через

проблемную си-

туацию.

(Слайд 6)

-Прочитайте предложения с доски.

Определите падеж имен существи-

тельных.

Наступила весна.

Солнце светит.

- Что ты можешь сказать об этих

предложениях? (Простые нераспро-

страненные предложения)

-Сравни имена существительные в

предложении. Чем они похожи?

(Стоят в именительном падеже).

-Какими членами они являются в

предложении? (В предложении они

являются подлежащими).

-Сформулируйте тему урока (Имени-

тельный падеж имен существитель-

ных).

Умение анализи-

ровать предложе-

ние и определять

падеж имён суще-

ствительных.

Познавательные

УУД: формулиро-

вать вывод по ре-

зультатам наблюде-

ний; составлять ал-

горитм действий

при выполнении за-

даний; умение мыс-

лить логически.

Личностные УУД:

высказывание свое-

го личного мнения.

Коммуникатив-

ные УУД: умение

выражать свою точ-

ку зрения.

6.

Работа по теме

урока.

Выступление ре-

бенка с докладом

«Почему имени-

тельный падеж

так называется?»

Организует чте-

ние из истории

появления назва-

ния падежа.

(Слайд 7)

История его названия восходит к

древним временам Греции и Рима.

Первыми название для него

придумали греки. Римские учёные

перевели эти слова на латынь. И гре-

ческое и римское одинаково значили

«имя». На русский язык это слово

перевели как именительный. Тот, ко-

торый именует, называет начальную

форму существительного. Преимуще-

ством именительного падежа являет-

ся и то, что в предложении именно он

является одним из главных членов.

Ознакомительная

работа

Регулятивные

УУД: понимать

учебную задачу

урока и стремиться

её выполнить; пла-

нировать своё дей-

ствие с поставлен-

ной задачей.

Коммуникатив-

ные УУД: фор-

мировать собствен-

ное мнение.

7.

Работа по теме

урока.

Работа с текстом

(Слайд 8)

Организует

ролевое чтение

текста

- О ком говорится

в тексте?

- Что значит нет

«чужих» одежд?

- Каким членом

предложения явл-

ляется?

- Какие вопросы

имеет?

- Что не имеет?

- Я Именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем ни спутает никто.

Знакомство с пра-

вилом

Познавательные

УУД: устанавли-

вать причинно-

следственные свя-

зи; учиться осуще-

ствлять поиск необ-

ходимой информа-

ции для выполне-

ния учебных зада-

ний; развивать ло-

гическое мышле-

ние.

8.

Первичное

закрепление.

Работа с послови-

цей.

(Слайд 9)

Организует смыс-

ловую работу с

пословицей

Труд кормит, а лень портит.

Умение опреде-

лять падеж.

Регулятивные

УУД: понимать

учебную задачу

урока и стремиться

её выполнить; пла-

нировать своё дей-

ствие с поставлен-

ной задачей.

9.

Работа по теме

урока

Самостоятельное

выполнение зада-

ния.

Проверка зада-

ния по эталону.

(Слайд 10-11)

Организует само-

стоятельную дея-

тельность уча-

щихся в парах и

проверку выпол-

ненного задания.

1. Работа по учебнику

Упр. 76 (с. 43).

— Прочитайте стихотворение.

— Определите падеж выделенных

имён существительных. На какие во-

просы они отвечают?

— Что можно сказать о выделенных

словах?

— Подготовьтесь к письму по памя-

ти.

- Какие слова непонятны?

- Какие орфограммы встретились во

2 четверостишье?

- Даю вам 2 минуты, на то, чтобы за-

помнить 2 четверостишье. (Пересказ)

(Письмо по памяти. Самопроверка.)

- Выполнить разбор по составу слова

«Малиновый». (1 ребёнок у доски.)

Находить имена

существительные

в именительном

падеже; объяс-

нять, каким чле-

ном предложения

являются имена

существительные.

Познавательные

УУД: устанавли-

вать причинно-

следственные свя-

зи; учиться осуще-

ствлять поиск необ-

ходимой информа-

ции для выполне-

ния учебных зада-

ний; развивать ло-

гическое мышле-

ние.

Коммуникатив-

ные УУД: фор-

мировать собствен-

ное мнение.

10.

Физкультминутка

Выполнение

упражнений по

коррекции зрения

(Слайд 12)

Следит за выпол-

нением упражне-

ний

Слайд «Матрешки»

Регулятивные

УУД: умение орга-

низовывать свою

деятельность.

11.

Продолжение ра-

боты по теме уро-

ка

Работа в парах.

(Слайд 13-14)

Организует раз-

бор задания с по-

мощью фронталь-

ной работы.

Упр. 74 (с. 42).

- Спишите, вставляя пропущенные

буквы. Подчеркните в каждом

предложении имя существительное в

именительном падеже.

Ночью был буран. Ветер гудел в тру-

бе. Жёсткий снег взвивался вихрем.

Утром Таня подошла к окну. Белая

.

Регулятивные

УУД: понимать

учебную задачу

урока и стремиться

её выполнить; пла-

нировать своё дей-

ствие с поставлен-

ной задачей.

вьюга кружила над деревней.

Ветер, вихрь, буран, вьюга

- Назовите имена существительные с

орфограммами, объясните их написа-

ние.

- Назовите имена существительные,

которые стоят в именительном паде-

же.

- Назовите синонимы. (Буран, вьюга;

ветер, вихрь.)

— Прочитайте ниже сведения о язы-

ке.

— Что можно сказать об именах су-

ществительных, которые стоят в име-

нительном падеже? (В предложении

они являются подлежащими и ни-

когда не употребляются с предлога-

ми.)

Познавательные

УУД: устанавли-

вать причинно-

следственные свя-

зи; учиться осуще-

ствлять поиск необ-

ходимой информа-

ции для выполне-

ния учебных зада-

ний; развивать ло-

гическое мышле-

ние.

Личностные УУД:

принятие и освое-

ние социальной

роли обучающего-

ся.

Коммуникатив-

ные УУД: фор-

мировать собствен-

ное мнение; догова-

риваться и прихо-

дить к общему ре-

шению в совмест-

ной деятельности;

строить понятные

для партнёра вы-

сказывания.

12.

Рефлексия дея-

тельности

Анализирует

свою деятель-

ность на уроке.

(Слайд 16)

Организует ана-

лиз работы учени-

ков на уроке.

— Закончите фразы:

На вопросы кто? что? отвечает

_________________ падеж. (Имени-

тельный.)

Имена существительные в имени-

тельном падеже в предложении яв-

ляются _________. (Подлежащим.)

Умение анализи-

ровать свою дея-

тельность.

Умение выделять

главное, подво-

дить итог дея-

тельности на уро-

Личностные УУД:

умение оценивать

свои и чужие по-

ступки, стремление

к созидательной де-

ятельности.

Имена существительные в имени-

тельном падеже никогда не употреб-

ляются с ________. (Предлогом.)

ке.

Регулятивные

УУД: умение орга-

низовывать свои

дела: ставить цель,

планировать, полу-

чать и оценивать

результат.

13.

Подведение итога

урока

Подводит итог

изученной темы.

(Слайд 15)

Ответы на ключе-

вые вопросы

темы.

- С каким падежом сегодня работали?

- Какие особенности именительного

падежа?

Умение делать

вывод.

Коммуникатив-

ные УУД: фор-

мировать собствен-

ное мнение.

14.

Самооценка

Ученики оценива-

ют свою работу.

(Слайд 17)

Делает выводы.

На уроке я узнал…..

Я научился …..

Мне было трудно….

Мне было легко….

Умение выделять

главное, подво-

дить итог дея-

тельности на уро-

ке.

15.

Домашнее зада-

ние

Анализ задания с

помощью вопро-

сов учителя, нахо-

ждение путей ре-

шения и запись в

рабочую тетрадь.

(Слайд 18)

Д/з: упр. 75,

выучить правило на стр.42

Умение анализи-

ровать свою дея-

тельность.

Регулятивные

УУД: умение орга-

низовывать свою

деятельность.

Приложение.

Материал усвоен

Моя активность на уроке

Мое настроение на уроке

— Закончите фразы:

На вопросы кто? что? отвечает _________________ падеж.

Имена существительные в именительном падеже

в предложении являются _________

Имена существительные в именительном падеже

никогда не употребляются с ________.

— Закончите фразы:

На вопросы кто? что? отвечает _________________ падеж.

Имена существительные в именительном падеже

в предложении являются _________

Имена существительные в именительном падеже

никогда не употребляются с ________.

5

4

3

2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5



В раздел образования