Автор: Саяпина Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ п. Трудовик"
Населённый пункт: Питерского района Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Именительный падеж"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Дата: 01.03.2019 г.
Предмет: русский язык
Класс: 3
Учитель: Саяпина Г.В.
Тип урока: изучение нового материала
Тема (название и количество часов)
Именительный падеж
Цель изучения темы
познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж суще-
ствительных по вопросу и предлогу.
Задачи изучения темы
Образовательные: закрепить знания об именительном падеже; научить определять именительный
падеж по вопросу и роли в предложении; совершенствовать умения находить грамматическую осно-
ву в предложении; формировать умение распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать
формированию навыков грамотного каллиграфического письма.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету, взаимопо-
мощь.
Информационно-образовательная среда
ресурсы
межпредметные связи
Учебник: В.П. Канаткина, В.Г. Горецкий «Русский язык»
3 класс, УМК «Школа России»; (с. 42-43).
Демонстративный материал: презентация.
Интеграция с предметом окружающий
мир, литературное чтение
I. Планируемые результаты изучения темы (для учащихся)
Предметные
Метапредметные
Личностные
Ученик научится:
находить имена существительные в име-
нительном падеже;
объяснять, каким членом предложения яв-
ляются имена существительные.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить; планировать своё действие с
поставленной задачей.
Познавательные УУД: актуализировать свои знания для
решения учебной задачи; формулировать вывод по ре-
зультатам наблюдений; составлять алгоритм действий при
выполнении заданий; умение мыслить логически.
Коммуникативные УУД: формировать готовность слу-
шать собеседника и вести диалог; работать в парах при
взаимопроверке.
Принятие и освоение социальной роли
обучающегося; развитие мотивов учеб-
ной деятельности и формирование лич-
ностного смысла учения; рефлексия.
II. Этапы изучения темы
№
п/
п
Дидактическая
структура урока
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Знания для учащихся, выполнение
которых приведёт к достижению
запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
Универсальные
учебные действия
1.
Организацион-
ный момент
Готовность к уро-
ку.
Посмотрите друг
на друга и улыб-
нитесь.С каким
настроением вы
пришли на урок?
Теперь настроим-
ся на работу –
откроем ладошки
к новым знаниям
и произнесем вол-
шебную фразу:
Я хочу много
знать!
А вы действи-
тельно хотите
много знать?
- Проверьте на партах учебники, тет-
ради, ручки, простой карандаш, ла-
стик, линейку. Садитесь.
Умение пригото-
вится к уроку.
Регулятивные
УУД: организовы-
вать рабочее место
и подготовится к
уроку.
2.
Словарная
работа
Правильно отга-
дать словарное
слово по загадке.
(Слайд 2)
Организовать
проверку по эта-
лону.
(Слайд 3)
1. Лиственное дерево с белой корой,
символ России.
2. Приём пищи в середине дня.
3. Название нашего государства.
4. Растение с клубнями, богатыми
крахмалом.
5. Плод некоторых деревьев со съе-
добным ядром в скорлупе.
6. Главный город государства.
7. Название столицы России.
8. Злак, зёрна которого идут обычно
на корм лошадям, птицам, а также на
круп«Геркулес».
Умение правопи-
сания словарных
слов.
Познавательные
УУД: составлять
алгоритм действий
при выполнении за-
даний; умение мыс-
лить логически.
Личностные УУД:
высказывание свое-
го личного мнения.
Коммуникатив-
ные УУД: умение
выражать свою точ-
ку зрения.
3.
Повторение
пройденного
Вспомнить
пройденные
темы по изуче-
нию имени суще-
ствительного
Провести игру
«Договори
правило…» для
повторения прой-
денных тем.
(Слайд 4)
Игра «Договори правило»:
1. Изменение имён существительных
по вопросам называется…………
2. Перечисли падежи и падежные во-
просы……..
3. Вспомни памятку, как определить
падеж……
- первый шаг…..
- второй шаг……
- третий шаг…..
Умение приме-
нять навыки
определять падеж
существитель-
ных.
Личностные УУД:
высказывание свое-
го личного мнения
4.
Тематическая
Физминутка
«Падежи»
Выучить
физминутку
(Слайд 5)
Разучить
физминутку
Именительный подпрыгнул
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам всем нужны -
И при этом все важны
Правильно вы-
полнять движе-
ния
Коммуникатив-
ные УУД: фор-
мировать умения
работать в коллек-
тиве.
5.
Самоопределение
к деятельности
Умение распозна-
вать учебную за-
дачу.
Подвести детей к
самостоятельно-
му определению
темы урока через
проблемную си-
туацию.
(Слайд 6)
-Прочитайте предложения с доски.
Определите падеж имен существи-
тельных.
Наступила весна.
Солнце светит.
- Что ты можешь сказать об этих
предложениях? (Простые нераспро-
страненные предложения)
-Сравни имена существительные в
предложении. Чем они похожи?
(Стоят в именительном падеже).
-Какими членами они являются в
предложении? (В предложении они
являются подлежащими).
-Сформулируйте тему урока (Имени-
тельный падеж имен существитель-
ных).
Умение анализи-
ровать предложе-
ние и определять
падеж имён суще-
ствительных.
Познавательные
УУД: формулиро-
вать вывод по ре-
зультатам наблюде-
ний; составлять ал-
горитм действий
при выполнении за-
даний; умение мыс-
лить логически.
Личностные УУД:
высказывание свое-
го личного мнения.
Коммуникатив-
ные УУД: умение
выражать свою точ-
ку зрения.
6.
Работа по теме
урока.
Выступление ре-
бенка с докладом
«Почему имени-
тельный падеж
так называется?»
Организует чте-
ние из истории
появления назва-
ния падежа.
(Слайд 7)
История его названия восходит к
древним временам Греции и Рима.
Первыми название для него
придумали греки. Римские учёные
перевели эти слова на латынь. И гре-
ческое и римское одинаково значили
«имя». На русский язык это слово
перевели как именительный. Тот, ко-
торый именует, называет начальную
форму существительного. Преимуще-
ством именительного падежа являет-
ся и то, что в предложении именно он
является одним из главных членов.
Ознакомительная
работа
Регулятивные
УУД: понимать
учебную задачу
урока и стремиться
её выполнить; пла-
нировать своё дей-
ствие с поставлен-
ной задачей.
Коммуникатив-
ные УУД: фор-
мировать собствен-
ное мнение.
7.
Работа по теме
урока.
Работа с текстом
(Слайд 8)
Организует
ролевое чтение
текста
- О ком говорится
в тексте?
- Что значит нет
«чужих» одежд?
- Каким членом
предложения явл-
ляется?
- Какие вопросы
имеет?
- Что не имеет?
- Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем ни спутает никто.
Знакомство с пра-
вилом
Познавательные
УУД: устанавли-
вать причинно-
следственные свя-
зи; учиться осуще-
ствлять поиск необ-
ходимой информа-
ции для выполне-
ния учебных зада-
ний; развивать ло-
гическое мышле-
ние.
8.
Первичное
закрепление.
Работа с послови-
цей.
(Слайд 9)
Организует смыс-
ловую работу с
пословицей
Труд кормит, а лень портит.
Умение опреде-
лять падеж.
Регулятивные
УУД: понимать
учебную задачу
урока и стремиться
её выполнить; пла-
нировать своё дей-
ствие с поставлен-
ной задачей.
9.
Работа по теме
урока
Самостоятельное
выполнение зада-
ния.
Проверка зада-
ния по эталону.
(Слайд 10-11)
Организует само-
стоятельную дея-
тельность уча-
щихся в парах и
проверку выпол-
ненного задания.
1. Работа по учебнику
Упр. 76 (с. 43).
— Прочитайте стихотворение.
— Определите падеж выделенных
имён существительных. На какие во-
просы они отвечают?
— Что можно сказать о выделенных
словах?
— Подготовьтесь к письму по памя-
ти.
- Какие слова непонятны?
- Какие орфограммы встретились во
2 четверостишье?
- Даю вам 2 минуты, на то, чтобы за-
помнить 2 четверостишье. (Пересказ)
(Письмо по памяти. Самопроверка.)
- Выполнить разбор по составу слова
«Малиновый». (1 ребёнок у доски.)
Находить имена
существительные
в именительном
падеже; объяс-
нять, каким чле-
ном предложения
являются имена
существительные.
Познавательные
УУД: устанавли-
вать причинно-
следственные свя-
зи; учиться осуще-
ствлять поиск необ-
ходимой информа-
ции для выполне-
ния учебных зада-
ний; развивать ло-
гическое мышле-
ние.
Коммуникатив-
ные УУД: фор-
мировать собствен-
ное мнение.
10.
Физкультминутка
Выполнение
упражнений по
коррекции зрения
(Слайд 12)
Следит за выпол-
нением упражне-
ний
Слайд «Матрешки»
Регулятивные
УУД: умение орга-
низовывать свою
деятельность.
11.
Продолжение ра-
боты по теме уро-
ка
Работа в парах.
(Слайд 13-14)
Организует раз-
бор задания с по-
мощью фронталь-
ной работы.
Упр. 74 (с. 42).
- Спишите, вставляя пропущенные
буквы. Подчеркните в каждом
предложении имя существительное в
именительном падеже.
Ночью был буран. Ветер гудел в тру-
бе. Жёсткий снег взвивался вихрем.
Утром Таня подошла к окну. Белая
.
Регулятивные
УУД: понимать
учебную задачу
урока и стремиться
её выполнить; пла-
нировать своё дей-
ствие с поставлен-
ной задачей.
вьюга кружила над деревней.
Ветер, вихрь, буран, вьюга
- Назовите имена существительные с
орфограммами, объясните их написа-
ние.
- Назовите имена существительные,
которые стоят в именительном паде-
же.
- Назовите синонимы. (Буран, вьюга;
ветер, вихрь.)
— Прочитайте ниже сведения о язы-
ке.
— Что можно сказать об именах су-
ществительных, которые стоят в име-
нительном падеже? (В предложении
они являются подлежащими и ни-
когда не употребляются с предлога-
ми.)
Познавательные
УУД: устанавли-
вать причинно-
следственные свя-
зи; учиться осуще-
ствлять поиск необ-
ходимой информа-
ции для выполне-
ния учебных зада-
ний; развивать ло-
гическое мышле-
ние.
Личностные УУД:
принятие и освое-
ние социальной
роли обучающего-
ся.
Коммуникатив-
ные УУД: фор-
мировать собствен-
ное мнение; догова-
риваться и прихо-
дить к общему ре-
шению в совмест-
ной деятельности;
строить понятные
для партнёра вы-
сказывания.
12.
Рефлексия дея-
тельности
Анализирует
свою деятель-
ность на уроке.
(Слайд 16)
Организует ана-
лиз работы учени-
ков на уроке.
— Закончите фразы:
На вопросы кто? что? отвечает
_________________ падеж. (Имени-
тельный.)
Имена существительные в имени-
тельном падеже в предложении яв-
ляются _________. (Подлежащим.)
Умение анализи-
ровать свою дея-
тельность.
Умение выделять
главное, подво-
дить итог дея-
тельности на уро-
Личностные УУД:
умение оценивать
свои и чужие по-
ступки, стремление
к созидательной де-
ятельности.
Имена существительные в имени-
тельном падеже никогда не употреб-
ляются с ________. (Предлогом.)
ке.
Регулятивные
УУД: умение орга-
низовывать свои
дела: ставить цель,
планировать, полу-
чать и оценивать
результат.
13.
Подведение итога
урока
Подводит итог
изученной темы.
(Слайд 15)
Ответы на ключе-
вые вопросы
темы.
- С каким падежом сегодня работали?
- Какие особенности именительного
падежа?
Умение делать
вывод.
Коммуникатив-
ные УУД: фор-
мировать собствен-
ное мнение.
14.
Самооценка
Ученики оценива-
ют свою работу.
(Слайд 17)
Делает выводы.
На уроке я узнал…..
Я научился …..
Мне было трудно….
Мне было легко….
Умение выделять
главное, подво-
дить итог дея-
тельности на уро-
ке.
15.
Домашнее зада-
ние
Анализ задания с
помощью вопро-
сов учителя, нахо-
ждение путей ре-
шения и запись в
рабочую тетрадь.
(Слайд 18)
Д/з: упр. 75,
выучить правило на стр.42
Умение анализи-
ровать свою дея-
тельность.
Регулятивные
УУД: умение орга-
низовывать свою
деятельность.
Приложение.
Материал усвоен
Моя активность на уроке
Мое настроение на уроке
— Закончите фразы:
На вопросы кто? что? отвечает _________________ падеж.
Имена существительные в именительном падеже
в предложении являются _________
Имена существительные в именительном падеже
никогда не употребляются с ________.
— Закончите фразы:
На вопросы кто? что? отвечает _________________ падеж.
Имена существительные в именительном падеже
в предложении являются _________
Имена существительные в именительном падеже
никогда не употребляются с ________.
5
4
3
2
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5