Напоминание

Речевые нарушения у детей при умственной отсталости


Автор: Волкова Наталья Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБПОУ КСУ №10
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Речевые нарушения у детей при умственной отсталости
Раздел: начальное образование





Назад




Речевые нарушения у детей при умственной отсталости

Умственная отсталость (УО) у детей характеризуется сниженным развитием

интеллекта в связи с недостаточным функционированием головного мозга и

центральной нервной системы. Высшая психическая деятельность отстает в

развитии, провоцируя социальную дезадаптацию. Признаки УО проявляются

во всех сферах — интеллектуальной, речевой, психомоторной,

эмоциональной.

Специалисты относят к диагнозу УО внутриутробное поражение мозга и

нервной системы, либо произошедшее в первые месяцы жизни. От уровня

поражения ЦНС зависит степень отсталости ребенка.

Причины возникновения умственной отсталости

Во многом умственная отсталость у детей определяется генетикой. Однако

исключительно наследственность редко является единственной причиной

возникновения умственной отсталости. Неблагоприятные факторы среды

также способны оказать большое влияние на формирование высшей

психической деятельности.

Принято выделять несколько причин:

Хромосомные аномалии, отягощенная наследственность.

Поражение плода в период внутриутробного развития

(перенесенные матерью тяжелые инфекционные заболевания,

воздействие токсинов, химио- и радиотерапия, наркотики, алкоголь).

Гипоксия мозга в период гестации или родов.

Тяжело протекающая родовая деятельность (с асфиксией,

наложением щипцов и т. д.)

Значительная недоношенность ребенка.

Социальные факторы (депривация, глубокая педагогическая

запущенность.

В раннем возрасте — ЧМТ, инфекции, поражающие центральную

нервную систему.

Проявления УО

Умственная отсталость у ребенка проявляется с раннего возраста.

Выражается она в сниженном интеллекте, сенсорных и двигательных

расстройствах, задержке формирования речи.

В зависимости от степени отсталости определяется способность ребенка к

обучению, развитию и возможность интеграции в общество. Хорошей

новостью в данном случае является тот факт, что УО не прогрессирует со

временем, а в случае грамотно проведенных коррекционных мероприятий

состояние даже улучшается. Однако необходимо помнить о том, что ребенок

способен развиваться лишь в пределах физиологических возможностей.

Ярче всего выделяется снижение интеллекта и речевого развития. А ведь для

любого уровня адаптации крайне важна сформированная речь. Поэтому

одним из важнейших направлений в коррекции детей с УО являются занятия

с логопедом-дефектологом.

Особенности развития речи при умственной отсталости у детей

При данном диагнозе нарушения в формировании речи обычно носят

системный характер — то есть чаще всего у ребенка в той или иной степени

не сформированы все стороны речи. Больше или меньше выражены могут

быть:

нарушения фонематического восприятия

аграмматичная речь;

дизартрия;

задержка речевого развития;

формирование связной речи.

В зависимости от выраженных отклонений речевые проблемы делятся на три

уровня:

1.

Пассивный словарь ограничен, в активном имеется лишь небольшой

набор простых слов. Ребенок изъясняется в основном жестами.

2.

Понимание речи осложнено, ребенок воспринимает лишь простые

предложения. Активный словарь расширился до построения

коротких фраз, однако эти фразы не объединяются в связное

повествование.

3.

Ребенок строит сложные предложения, однако они отличаются

аграмматизмом, часто стереотипны. Словарный запас ограничен.

Имеются навыки чтения и письма, однако восприятие прочитанного

текста снижено, письменный — имеет массу нарушений.

Логопедическая работа с детьми, имеющими умственную отсталость

Для адаптации ребенка с УО работа логопеда-дефектолога должна сочетаться

с методиками поведенческой терапии. Программа коррекции разрабатывается

с учетом степени недоразвития речи, а также физиологических возможностей

ребенка.

Особенности построения тактики занятий:

Поиск индивидуального подхода. Работая с ребенком, имеющим УО,

невозможно ориентироваться на «средние» показатели.

Отталкиваться необходимо от частных особенностей.

Стимулирование подражательной способности. Склонность ребенка

повторять за педагогом поможет ему в дальнейших занятиях.

Организация рабочей обстановки, не отвлекающей от занятий. Дети

с УО отличаются слабыми показателями концентрации внимания,

поэтому необходимо убрать все отвлекающие предметы из поля

зрения.

Все уроки имеют комбинированный характер, позволяющий

задействовать разные уровни речевого развития и переключаться на

другие занятия, чтобы не потерять внимания ребенка и

включенности в процесс.

Постоянное моделирование ситуаций, стимулирующих ребенка к

общению.

При этом работа не должна прекращаться с окончанием урока. Здесь важна

деятельность родителей, которые бы создавали ситуации для общения,

делали усвоенные ребенком навыки востребованными и актуальными. У

детей с отсталостью крайне долго формируется автоматизация навыка,

поэтому на быстрый результат рассчитывать не стоит.

Чем занимается логопед-дефектолог:

Улучшением работы артикуляционного аппарата (все дети с таким

диагнозом имеют проблемы со звукопроизношением).

Стимулированием слухового восприятия и внимания.

Развитием коммуникативной функции речи.

Развитием эмоционально-волевой сферы.

Формированием правильного понимания грамматического

построения фраз и предложений, семантики языка.

По возможности осваивается чтение и письмо, проводится работа с

дислексией.

Родителям важно понимать, что необходимо создать оптимальные условия

для интеграции ребенка с умственной отсталостью в социуме. Развитая речь

позволит ему адаптироваться и получить определенную самостоятельность



В раздел образования