Автор: Волкова Наталья Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБПОУ КСУ №10
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Речевые нарушения у детей при умственной отсталости
Раздел: начальное образование
Речевые нарушения у детей при умственной отсталости
Умственная отсталость (УО) у детей характеризуется сниженным развитием
интеллекта в связи с недостаточным функционированием головного мозга и
центральной нервной системы. Высшая психическая деятельность отстает в
развитии, провоцируя социальную дезадаптацию. Признаки УО проявляются
во всех сферах — интеллектуальной, речевой, психомоторной,
эмоциональной.
Специалисты относят к диагнозу УО внутриутробное поражение мозга и
нервной системы, либо произошедшее в первые месяцы жизни. От уровня
поражения ЦНС зависит степень отсталости ребенка.
Причины возникновения умственной отсталости
Во многом умственная отсталость у детей определяется генетикой. Однако
исключительно наследственность редко является единственной причиной
возникновения умственной отсталости. Неблагоприятные факторы среды
также способны оказать большое влияние на формирование высшей
психической деятельности.
Принято выделять несколько причин:
Хромосомные аномалии, отягощенная наследственность.
Поражение плода в период внутриутробного развития
(перенесенные матерью тяжелые инфекционные заболевания,
воздействие токсинов, химио- и радиотерапия, наркотики, алкоголь).
Гипоксия мозга в период гестации или родов.
Тяжело протекающая родовая деятельность (с асфиксией,
наложением щипцов и т. д.)
Значительная недоношенность ребенка.
Социальные факторы (депривация, глубокая педагогическая
запущенность.
В раннем возрасте — ЧМТ, инфекции, поражающие центральную
нервную систему.
Проявления УО
Умственная отсталость у ребенка проявляется с раннего возраста.
Выражается она в сниженном интеллекте, сенсорных и двигательных
расстройствах, задержке формирования речи.
В зависимости от степени отсталости определяется способность ребенка к
обучению, развитию и возможность интеграции в общество. Хорошей
новостью в данном случае является тот факт, что УО не прогрессирует со
временем, а в случае грамотно проведенных коррекционных мероприятий
состояние даже улучшается. Однако необходимо помнить о том, что ребенок
способен развиваться лишь в пределах физиологических возможностей.
Ярче всего выделяется снижение интеллекта и речевого развития. А ведь для
любого уровня адаптации крайне важна сформированная речь. Поэтому
одним из важнейших направлений в коррекции детей с УО являются занятия
с логопедом-дефектологом.
Особенности развития речи при умственной отсталости у детей
При данном диагнозе нарушения в формировании речи обычно носят
системный характер — то есть чаще всего у ребенка в той или иной степени
не сформированы все стороны речи. Больше или меньше выражены могут
быть:
нарушения фонематического восприятия
аграмматичная речь;
дизартрия;
задержка речевого развития;
формирование связной речи.
В зависимости от выраженных отклонений речевые проблемы делятся на три
уровня:
1.
Пассивный словарь ограничен, в активном имеется лишь небольшой
набор простых слов. Ребенок изъясняется в основном жестами.
2.
Понимание речи осложнено, ребенок воспринимает лишь простые
предложения. Активный словарь расширился до построения
коротких фраз, однако эти фразы не объединяются в связное
повествование.
3.
Ребенок строит сложные предложения, однако они отличаются
аграмматизмом, часто стереотипны. Словарный запас ограничен.
Имеются навыки чтения и письма, однако восприятие прочитанного
текста снижено, письменный — имеет массу нарушений.
Логопедическая работа с детьми, имеющими умственную отсталость
Для адаптации ребенка с УО работа логопеда-дефектолога должна сочетаться
с методиками поведенческой терапии. Программа коррекции разрабатывается
с учетом степени недоразвития речи, а также физиологических возможностей
ребенка.
Особенности построения тактики занятий:
Поиск индивидуального подхода. Работая с ребенком, имеющим УО,
невозможно ориентироваться на «средние» показатели.
Отталкиваться необходимо от частных особенностей.
Стимулирование подражательной способности. Склонность ребенка
повторять за педагогом поможет ему в дальнейших занятиях.
Организация рабочей обстановки, не отвлекающей от занятий. Дети
с УО отличаются слабыми показателями концентрации внимания,
поэтому необходимо убрать все отвлекающие предметы из поля
зрения.
Все уроки имеют комбинированный характер, позволяющий
задействовать разные уровни речевого развития и переключаться на
другие занятия, чтобы не потерять внимания ребенка и
включенности в процесс.
Постоянное моделирование ситуаций, стимулирующих ребенка к
общению.
При этом работа не должна прекращаться с окончанием урока. Здесь важна
деятельность родителей, которые бы создавали ситуации для общения,
делали усвоенные ребенком навыки востребованными и актуальными. У
детей с отсталостью крайне долго формируется автоматизация навыка,
поэтому на быстрый результат рассчитывать не стоит.
Чем занимается логопед-дефектолог:
Улучшением работы артикуляционного аппарата (все дети с таким
диагнозом имеют проблемы со звукопроизношением).
Стимулированием слухового восприятия и внимания.
Развитием коммуникативной функции речи.
Развитием эмоционально-волевой сферы.
Формированием правильного понимания грамматического
построения фраз и предложений, семантики языка.
По возможности осваивается чтение и письмо, проводится работа с
дислексией.
Родителям важно понимать, что необходимо создать оптимальные условия
для интеграции ребенка с умственной отсталостью в социуме. Развитая речь
позволит ему адаптироваться и получить определенную самостоятельность