Автор: Саушева Ольга Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Сторожевка"
Населённый пункт: Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно – нравственное воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование
«Духовно – нравственное воспитание
младших школьников»
Подготовила: учитель начальных классов МОУ
«СОШ с.Сторожевка» Саушева Ольга Вячеславовна
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как
прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
(Сухомлинский В.А)
В современном мире люди стали нетерпимы друг к другу, раздражительны,
агрессивны. Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей
приобретает особое значение, является одной из ключевых проблем, стоящих
перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Способность
радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности
закладывается в раннем детстве. Чтобы стать добрым, надо научиться понимать
других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть
трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться
к ней. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-
нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и
воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в
детстве отличается большой психологической устойчивостью. Именно поэтому
возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственного
воспитания, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном
направлении.
В связи с введением ФГОС одним из разделов основной образовательной
программы начального образования является программа духовно –
нравственного развития и воспитания обучающихся. Этот раздел направлен на
формирование общей культуры школьников, на их духовно – нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для
самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей
социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся. Главная задача школы: создание условий для развития личности и
ее самореализации на основе компетентности и умения учиться. Воспитание
должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
В нашей школе организация духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
В данном направлении основные ценности, которые мы воспитываем в наших
детях – это любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству;
правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок;
поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
В данном направлении основные ценности, которые мы воспитываем в наших
детях – нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость;
милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение
достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;
забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и
младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление
о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
В данном направлении основные ценности, которые мы воспитываем в наших
детях –уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и
истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание).
В данном направлении основные ценности, которые мы воспитываем в наших
детях –родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое
сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В данном направлении основные ценности, которые мы воспитываем в наших
детях – красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие,
самовыражение в творчестве и искусстве.
В своей педагогической работе я выделяю и ставлю перед собой такие основные
цели духовно-нравственного воспитания:
- воспитывать в детях милосердие, сострадание, учить прощать и забывать
обиды;
-учить замечать тех, кому сейчас нужна твоя помощь, развивать желание
помогать нуждающимся, быть терпимым, толерантным, мирным во
взаимоотношениях со всеми;
- формировать основы духовно-нравственной личности, способной общаться и
взаимодействовать с внешним миром;
- побуждать девствовать и поступать честно, не на словах, а на деле, в
повседневной жизни, избегать зла, зависти, учить довольствоваться и быть
благодарным за то, что имеешь;
- способствовать сохранению чистоты и целомудрия.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
-формировать этические и моральные нормы и правила поведения,
-формировать самодисциплину;
- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви
и человечности в жизни каждого человека;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить
родителей с основами педагогики и психологии, формировать представление о
формах семейного уклада.
Одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов всегда
было патриотическое воспитание. Именно, в этом возрасте происходит
активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в
жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того
или иного способа поведения.
«Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и
накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного
она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто
пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой».
( А.В.Суворов)
«Племя, неспособное воспитать в потомстве стремление сохранить и
защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание.
Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе
патриотизма, не имеет будущего». (Дж. Байрон )
В широком смысле понятие «патриотизм» обычно означает олицетворение
любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре,
природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном
социальном пространстве, на него воздействуют потоки информации.
Патриотическое воспитание младших школьников сегодня особенно актуально,
это связано, прежде всего, с тем, что в сети содержатся огромное количество
негатива, подрывающего врожденную веру и любовь к своему народу.
Основная цель патриотического воспитания – формирование духовно и
физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с
будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных
интересов.
Задачи:
воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его
добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи,
почтительное отношение к старшему поколению;
формирование объективного представления о личном окружении
человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным
традициям, уважение к прошлому страны формируется любовь к своей малой
родине, а также ответственность за ее будущее.
Вот самые основные качества, которые формируются у школьников в процессе
патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке. Велика роль предмета
«Окружающий мир». Ведь именно этот предмет целенаправленно формирует у
детей знания о своей Родине, без которых нельзя представить себе воспитание
патриотических чувств. В курсе «Окружающий мир» даны первоначальные
сведения о государственных символах России – флаге, гербе, гимне, о
государственных праздниках, Конституции РФ, также в каждом классе
предусмотрены уроки – путешествия по городам России. Кроме того, изучая
данный предмет, младший школьник знакомится с родной природой,
экологической ценностью родного края. Весь этот учебный материал также
имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся.
На уроках физкультуры учитель воспитывает любовь к спорту, формирует
здоровый образ жизни. На уроках русского языка, литературного чтения
формируется культура речевого общения, изучается история России. Важной
гранью воспитания и развития личности на уроках изобразительного искусства
и музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-
чувственное воспитание младших школьников. Чувства и переживания, которые
вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства,
отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как:
благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность
личности к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду;
приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций,
духовности.
Пробудить интерес младших школьников к нравственному, духовному,
прекрасному должны как школьные предметы, так и внеурочная воспитательная
деятельность. Внеклассные мероприятия: мероприятия, посвящённые важным
историческим датам; беседы, диспуты, викторины, деловые игры, классные
часы. Внеурочная деятельность: программа "Я - гражданин России" является
основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования. Программа
направлена на системный подход к формированию гражданской позиции
школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Она
предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе
исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства
гордости за свою страну.
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его
воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и
историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина.
Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и
настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась
гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в
младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического
отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную
отзывчивость. Формирование нравственных понятий — это очень сложный и
длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической
и планомерной работы.
Любовь к Родине не дана нам от природы, у каждого она возникает в свое время.
Наверно вначале неосознанно, например, как малыш тянется к маме и папе, а
подрастая, появляются новые славные привязанности к друзьям, к родному
городу, улице, где прошли детские годы. Маленький человек взрослеет,
набирается опыта, постепенно познает мир и в какой-то момент начинает
понимать величайшую истину – свою принадлежность к матери – Отчизне.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности
младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от
элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется
самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность
формирования нравственных качеств школьника зависит от грамотности
педагога, его методического мастерства и эмоциональном отклике детей.
Воспитание духовных и нравственных начал у детей наша школа осуществляет
на основе деятельностного подхода, который является по своей сути личностно-
ориентированным. Педагоги нашей школы придерживаются идеи активного
воспитания, поскольку нравственные ценности не могут быть привнесены кем-
то извне, они – результат активной деятельности самого ученика.
Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон;
А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает
та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное
нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические
возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не
может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные
технологии.
В настоящее время широко внедряется в учебно-воспитательный
процесс технология проектной деятельности учащихся.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно
выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием
творческого продукта. С помощью проектной деятельности на уроке можно
достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить
изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет
красочными работами детей.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем
выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его
выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать
опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная деятельность
помогает научить детей учиться самим. Темы проектов учащихся этого возраста
тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное
мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к
окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе
конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих
проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на
повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для
организации проектной деятельности.
Проекты могут классифицироваться:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы
проектов:
- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты
оформляют в виде газет, драматизации. Так при проведении предметной недели
по русскому языку и литературному чтению каждому классу давалось задание:
создать стенгазету о каком-нибудь писателе. Нужно было найти информацию о
писателе, его творчестве. Каждый ребенок получил задание: что найдете, то и
несите. Потом совместными действиями материал отбирался, и создавались
стенгазеты.
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). Часто на
уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или
сценку из произведения; можно инсценировать сказку на новый лад.
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и
реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн
класса, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия,
предметной недели и т.д.)
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком
(может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме
урочно - внеурочных занятий.
Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи
со стороны учителя, создаются в классе.
Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее,
создавать ситуацию «успеха».
Этапы проекта:
1. Целеполагание
Помочь ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на
определенный отрезок времени
2. Разработка проекта
Составление плана деятельности по достижению цели: (к кому обратиться за
помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы
использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели)
3. Выполнение проекта
Практическая часть
4. Подведение итогов
Определение задач для новых проектов
5. Презентация проекта
Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности.
6. Презентация (защита) проекта
Необходимо:
помочь ученикам произвести самооценку проекта
помочь учащимся оценить процесс проектирования
помочь ученикам подготовить проект к презентации
Итак, эффективность использования технологии проектной деятельности в
начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при
выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия
учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.
Разнообразные практические задания, которые выполняют дети, повышают
интерес, вызывают эмоциональный отклик, оказывают влияние на
формирование личности. В результате совместной работы над проектами у
детей проявляются такие духовно-нравственные качества гражданина как
милосердие, ответственность за порученное дело, толерантность,
коллективизм. Для того, чтобы работа по патриотическому воспитанию
младших школьников приносила результаты, необходимо тесное
сотрудничество классного руководителя с членами семьи.
Список использованной литературы
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников /
Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 — №11 – С. 68-71
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999-
№4.- С.78-80
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979. –
534с.
4. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян //
Педагогика – 2005 — №2 – С. 67-68
5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович//
Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1975.- 254с.
6. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий — М.:
Просвещение,1977.- 376с.
7. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного
образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и
мониторинг в образовании – 2003 — №3 – С. 9-12
8. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С.
Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 — №6 – С. 3-6
9. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик //
Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.:
Инноватор, 1996.- Вып.6. – С. 56 – 70.
10. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. –
Калуга, 1969-126с.
11. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под
ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979- 461с.
12. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для
учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1986.- 371с.