Автор: Диятова Екатерина Ивановна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: Республика Алтай, с.Кош-Агач
Наименование материала: Специальная индивидуальная программа развития (вариант 6.4)
Тема: "Развитие психомоторики"
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Чаптынова»
«Рассмотрено» на заседании МО
учителей начальных классов
Протокол № __5__
от «_03_»__05__2018г.
____________Мандышканова Т.И. руководитель МО
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________________Улицкая М.Н.
«_04_»__05___2018г. протокол № _13_
«Утверждаю»
Директор школы
______________Пушпаков С.А.
«_31_»__08___2018г. приказ № _1076_
Специальная индивидуальная программа развития
(вариант 6.4)
Класс: __1___
Педагог-психолог: Диятова Екатерина Ивановна
с.Кош-Агач
2018г.
2
Пояснительная записка
Специальная
индивидуальная
программа
развития
(СИПР)
разработана
в
соответствии
с
нормативными
правовыми
документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 23.07.2013г.) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Положение об «Адаптированной образовательной программе» МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова»,
утвержденного приказом № 1076 от 31.08.2018г.;
- ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 6.4).
СИПР нацелена на образование ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями
с учетом его особых образовательных потребностей и возможностей.
Цель: включение обучающегося в образовательный процесс, формирование элементарных видов деятельности (предметно-
практической, игровой, элементарной учебной, общения).
Задачи:
- укрепление и охрана здоровья ребенка, возможная коррекция нарушений физического развития;
- формирование представлений о себе как «я»;
- формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми (на доступном уровне);
- формирование представлений об окружающем мире (на доступном уровне);
3
- развитие вербальных и невербальных средств коммуникации;
- развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе обучения и коррекция их недостатков.
Принципы программы
При организации обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями
основополагающими являются принципы: принцип индивидуализации – СИПР для обучающегося основан на заключении
ЦПМПК; принцип целесообразности, предполагающий возможность изменения учебного плана как в сторону уменьшения
количества
часов,
так
и
в
сторону
их
увеличения,
что
позволяет
учитывать
индивидуальные
особенности
развития
обучающегося,
характер
заболевания
и
другие
объективные
причины,
возникающие
в
процессе
образовательной
деятельности; принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов: учителя начальных классов, педагога-
психолога,
логопеда);
принцип
семейно-ориентированного
сопровождения
(активная
включенность
родителей
в
образовательный процесс, их партнерское взаимодействие со специалистами).
Срок реализации СИПР – 1 год.
4
Структура СИПР
Содержание
Стр.
1. Индивидуальные сведения о ребенке
6
2. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года
7
3. Индивидуальный учебный план
9
4. Содержание образования:
11
4.1. Базовые учебные действия
11
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
12
4.3. Нравственное развитие
21
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
22
4.5. Внеурочная деятельность
22
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
23
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
25
5
7. Программа сотрудничества с семьей
25
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
27
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
27
10. Приложения.
32
6
1.
Индивидуальные сведения о ребенке
ФИО ребенка: ****************
Год рождения: 10.07.2010г.
Возраст ребенка: 8 лет
Место жительства: село Кош-Агач
Мать: *******************
Отец: *********************
Класс: 1
Место проживания: село Кош-Агач,
Ребенок зачислен в 1 класс МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова» 01.09.2018г.
Ребенок не посещал «группу дошкольного образования и воспитания».
Заключение
Центральной
психолого-медико-педагогической
комиссии
(ЦПМПК)
№
325
от
03.04.2018г.
согласно
протоколу
обследования
нуждается
в
создании
специальных
условий
для
получения
образования.
Обучение
по
адаптированной
основной
общеобразовательной
программе
с
учетом
индивидуальных
возможностей
здоровья
и
особенностей обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями (ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, вариант 6.4).
7
2.
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка на начало учебного года
Вступление в контакт
В контакт вступает с осторожностью. Заинтересованность в общении носит ситуативный, кратковременный характер.
Вступление в контакт с новыми знакомыми, обусловлено потребностью в осуществлении и удовлетворении собственных
интересов. Испытывает беспокойство, напряжение при общении.
Сформированность социально-бытовой ориентировки, осведомлённость (представления о себе, понимание родственных
связей, своего окружения, общий кругозор и.т.д.)
Имеет недостаточно полный объём знаний об окружающем мире. Знает некоторые сведения о себе, но не знает полной
информации о родителях. На вопросы, касающиеся осведомлённости об окружающем мире часто даёт неправильные ответы
(объём знаний об окружающем мире не соответствует возрастной норме, эти знания отрывочны и бессистемны). Испытывает
трудности в установлении простых причинно-следственных отношений между явлениями действительности. Ориентируется
в своём социальном окружении.
Сформированность
пространственных представлений
(ориентировка
во
времени,
операции
счёта,
ориентировка
в
пространстве)
С трудом ориентируется во времени, не понимает значение слов «послезавтра», «вчера». Навыки построения временной
(как краткосрочной, так и долгосрочной) перспективы отсутствуют. Ориентировка в пространстве относительно себя, и на
своём теле поверхностна (путает «лево» и «право»). Допускает ошибки при ориентации в пространстве на листе бумаги,
путает
правую
и
левую
стороны.
Навык
выполнения
простых
счётных
операций
не
развит,
не
может
выполнять
арифметические задания на сложение и вычитание. Не владеет порядковым счётом.
Особенности речевого развития (активность, развёрнутость, интонации и.т.д.)
8
Диалогическая речь не развита (говорит только слово «мама», интонация слабо выражена).
Характеристика внимания (объём, устойчивость, концентрация, распределение, переключение)
Объём внимания снижен (воспринимает не более 2 объектов). Устойчивость внимания снижена (частые отвлечения).
Концентрация слабая, переключаемость затруднена. Работоспособность низкая.
Характеристика памяти (слуховая, зрительная, объём, особенности запоминания, устойчивость знаний во времени)
Объём памяти резко снижен (зрительная в пределах 1-2 образов, слуховая – 1-2 слова). Процесс запоминания не выражен
или избирателен.
Характеристика интеллектуальной деятельности (зрительное восприятие, процессы мышления, сравнение, обобщение,
классификация и т.д.)
Мало осознает то, что воспринимает. Испытывает затруднения при восприятии нестандартных (зашумленных, силуэтных,
наложенных, перепутанных, частичных) изображений. Не может выделить существенные признаки предметов и явлений.
При
исключении,
группировке
пользуется
случайным
выбором.
Обобщающие
понятия
отсутствуют.
Не
понимает
простейших причинно-следственных связей, закономерностей. Помощь не использует. Не понимает скрытый смысл простых
выражений и изображений.
Темп работы и работоспособность (утомляемость, продуктивность, темп работы)
Темп работы низкий, слабая продуктивность деятельности и работоспособность, быстрая утомляемость.
Характеристика моторики
Крупная моторика: движения бесцельные, непродуктивные, наблюдается их обилие или заторможенность, напряженность,
инертность, импульсивность. Переключение и смена позы в соответствии с заданием недоступны. Мимика вялая, бедная, или
гримасничанье. Взгляд малоосмысленный. Тонкая моторика не развита. Не удерживает карандаш, ножницы.
9
Регуляция поведения
Не способен сдерживать непосредственные возбуждения, выполнять учебные правила. Не удерживает цель. Безразличен к
результату и оценке. Отказывается от деятельности при наличии трудностей. Деятельность непроизвольна. Не способен
действовать без внешней стимуляции. Школьная мотивация отсутствует. Характерны различные нарушения эмоционально-
волевой сферы (аффектный фон настроения, эйфоритность, негативизм и др.) самоконтроль не развит
Особенности мотивационно-волевой сферы
Интерес к обучению не выражен (маловыражен): отказ, пассивность на занятиях, от деятельности на занятиях. Негативное
отношение к новому, трудному. Интересы крайне узкие и кратковременные.
Эмоционально-личностные особенности
Ребёнок
испытывает
трудности
в
коммуникации,
проявляет
низкую
активность
в
контакте,
требуется
постоянная
организация деятельности, стимуляция для продолжения деятельности в сложных, трудных для ребёнка обстоятельствах,
самостоятельную работу в случаях затруднения не продолжает.
3. Индивидуальный учебный план
В обучении и развитии ребенка учитываются его индивидуальные образовательные потребности в максимально раннем
выявлении и комплексной коррекции имеющихся отклонений в развитии и определении круга лиц, участвующих в
образовании и их взаимодействие. Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с НОДА и
ТМНР
обязательной
является
специальная
организация
всей
его
жизни,
обеспечивающая
развитие
его
жизненной
компетенции.
Обучающийся
испытывает
потребность
в
организации
комплексной
коррекционной
помощи,
с
ним
проводит уроки и коррекционные занятия учитель начальных классов, педагог-психолог, логопед. Педагог-психолог: по
10
результатам комплексного психологического обследования темповые характеристики деятельности и работоспособность
отсутствуют,
мальчик
не
понимает
инструкции,
не
способен
действовать
по
образцу.
Отмечается
отсутствие
регуляторных
функций.
Критичность
не
сформирована.
Обучаемость
выражено
снижена,
игровая
деятельность
не
развита. Логопед: по результатам комплексного логопедического обследования языковые средства не сформированы,
ребенок
не
владеет
речью.
Отмечается
своеобразное нарушение
всех
структурных
компонентов
речи:
фонетико-
фонематического,
лексического
и
грамматического.
Затруднено
формирование
устной
и
письменной
речи,
слабо
реагирует на обращенную речь.
№
Предметная область
Учебные предметы
Количество
часов
в неделю
Количество часов
в год
1
Естествознание
Развитие
речи
и
окружающий
природный мир
1
33
2
Человек
Жизнедеятельность человека
1
33
3
Самообслуживание
1
33
4
Искусство
Музыка
1
33
5
Физическая культура
Адаптивная физическая культура
1
33
6
Технология
Предметные действия
1
33
7
Коррекционные курсы
Психомоторика и развитие деятельности
1
33
11
Речь и альтернативная коммуникация
1
33
Всего:
8
4.
Содержание образования
Содержание
образования
СИПР
включает
конкретные
задачи,
отобранные
из
содержания
учебных
предметов
коррекционных занятий, которые актуальны для образования обучающегося с НОДА ТМНР в силу его психофизических
способностей и возможностей.
4.1 Базовые учебные действия
Формирование
базовых
учебных
действий
направлена
на
развитие
способности
овладевать
содержанием
учебных
предметов для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями в
развитии.
Возможные личностные результаты:
- осознание себя, как «Я», осознание своей принадлежности к определенному полу;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- владение элементарными навыками коммуникации (направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание),
умение выполнять инструкции педагога, использование по назначению учебных предметов);
- способность к элементарному осмыслению социального положения.
12
4.2 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Естествознание
Развитие речи и окружающий природный мир
Цель: образовательно-коррекционной работы: направленное исправление дефектов общего и речевого развития ребенка
ОВЗ, его познавательной деятельности.
Описание возможных результатов обучения: представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим
условиям (интерес к объектам и явлениям неживой природы, расширение представлений об объектах неживой природы
(земле,
лесе, полезных
ископаемых),
представления
о
временах
года,
характерных
признаках
времен
года,
погодных
изменениях, их влиянии на жизнь человека); представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека
(интерес к объектам живой природы, расширение представлений о животном и растительном мире (насекомых, рыб, птицах,
зверях и т.д.), умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними, умение соблюдать
правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.); элементарные представления о течении времени (умение различать части
суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года, представления о течении времени: смена событий дня, суток, в
течение недели, месяца и т.д.).
Содержание учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир». В программу включены следующие
разделы «Сезонные изменения в природе» и «Окружающий природный мир».
13
Погода. Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание,
листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме, хвоинки), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед,
мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц,
распускание почек. Практическая работа «Знакомство с лиственными деревьями». Практическая работа «Изготовление
простейшей кормушки для птиц». Комнатные растения. Узнавание и называние. Практическая работа «Уход за комнатными
растениями». Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую
пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек. Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ
жизни. Питание. Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит
человеку. Насекомые, рыбы. Внешний
вид,
отличие
от
других
животных.
Человек
Жизнедеятельность человека
Цель: образовательно-коррекционной работы: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Описание возможных результатов обучения: формирование представлений о себе: представления о собственном теле,
распознавание своих ощущений, обогащение сенсорного опыта, соотнесение себя со своим именем, отражением в зеркале,
отнесение себя к определенному полу, умение выражать свои интересы, желания с помощью звуков, жестов; представления о
мире, созданном руками человека: представления о доме, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, посуда и др.);
освоение
навыков
учебной
деятельности
и
накопления
опыта
продуктивного
взаимодействия
с
взрослыми:
умение
взаоимодействовать со взрослыми; представления о своей семье, взаимоотношениях в семье: представления о членах семьи,
14
родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности
семьи.
Содержание
учебного
предмета
«Жизнедеятельность
человека».
В
программу
включены
следующие
разделы:
«Представления о себе», «Семья».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих
двигательных возможностях, поведении, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Соотнесение себя со
своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Отнесение себя к определенному полу. Умение
определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания с помощью звуков и жестов.
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах
семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним
доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними с помощью звуков и жестов.
Самообслуживание
Цель:
образовательно-коррекционной
работы:
достижение
максимально
возможных
положительных
результатов
самообслуживании себя, для обеспечения бытовой независимости.
Описание возможных результатов обучения: умение решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с
удовлетворением
первоочередных
потребностей
(умение
обслуживать
себя
или
принимать
помощь
при
одевании
и
раздевании, приеме пищи и питье и других гигиенических процедурах); умение сообщать о своих потребностях; умение
следить
за
своим
внешним
видом;
формирование
умений
определять
свое
самочувствие
(как
хорошее
или
плохое),
15
локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым; умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов
утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и др.), чередовать их с занятиями.
Содержание
учебного
предмета
«Самообслуживание».
В
программу
самообслуживание
входят
следующие
разделы
«Личная гигиена», «Уход за одеждой и обувью», «Хозяйственно бытовой труд».
Представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим
дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и
укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки, связанные с гигиеной тела, части
тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы); предметы санитарии и
гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с
гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться. Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром
учителя (родителя). Умение поддерживать чистоту и порядок в помещении, а также в одежде, обуви, личных вещах,
игрушках.
Музыка
Цель: образовательно-коррекционной работы: эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку .
Описание возможных результатов обучения: развитие восприятия музыки: умение слушать разную по характеру музыку;
приемы игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах (с помощью
взрослого); получение удовольствия. Радости от совместной музыкальной деятельности.
16
Содержание
учебного
предмета
«Музыка».
Программа
представлена
следующими
разделами:
«Слушание
музыки»,
«Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
«Слушание музыки». Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания
музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной и медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и
марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Слушание (различение) высоких и
низких звуков. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.
«Движение под музыку» (с помощью взрослого). Топать под музыку. Хлопать в ладоши под музыку. Начинать движение
под музыку вместе с началом ее звучания и останавливаться по ее окончании.. Выполнять под музыку действия с предметами
(наклонять предмет в разные стороны, опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом и т.п.).
«Игра на музыкальных инструментах». Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по
звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и
громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное
вступление и окончание игры на музыкальном инструменте.
17
Физическая культура
Адаптивная физическая культура
Цель:
образовательно-коррекционной
работы:
создание
комфортных
коррекционно-развивающих
условий,
способствующих коррекции и развитию элементарных личностных особенностей обучающегося; способствование общему
сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению.
Описание возможных результатов обучения: восприятие собственного тела.
Содержание
учебного
предмета
«Адаптивная
физическая
культура».
В
программу
включены
следующие разделы:
общеразвивающие, прикладные и корригирующие упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков.
Общеразвивающие, прикладные и корригирующие упражнения:
- Дыхательные упражнения по подражанию.
- Основные положения и движения (по подражанию).
- Передача предметов.
(Правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками. Правильный захват мяча руками.
Перекладывание мяча с одного места на другое. Выполнение основных движений с удерживанием мяча. Катание мяча от
ребенка к учителю и от учителя к ребенку. Подбрасывание мяча вверх. Поднимание рук с флажками вперед, вверх, в
стороны, опускание вниз.
18
Технология
Предметные действия
Цель: образовательно-коррекционной работы: ознакомление с основными принципами трудовой деятельности, усвоение
знаний о трудовой деятельности.
Описание
возможных
результатов
обучения:
овладение
предметными
действиями
как
необходимой
основой
для
самообслуживания,
коммуникации,
изобразительной,
бытовой
и
трудовой
деятельности
(интерес
к
предметному
рукотворному миру; умение выполнять простые действия с предметами и материалами; умение соблюдать очередность (в
парной игре с предметами, в диалоге, при выполнении трудовых операций и др.); умение следовать алгоритму / расписанию
при выполнении предметных действий; умение принимать посильное участие в повседневных делах дома (умение выполнять
доступные бытовые поручения (обязанности) совместно со взрослыми); умение взаимодействовать с окружающими людьми
в
соответствии
с
общепринятыми
нормами
поведения,
в
доступной
форме
оказывать
поддержку
и
взаимопомощь,
сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации дома.
Содержание учебного предмета
«Предметные действия». Программа состоит из следующих разделов: «Действия с
материалами» и «Действия с предметами».
«Действия с материалами»: сминать материал, разрывать материал, размазывать материал, разминать материал, пересыпать
материал, переливать материал, наматывать материал.
19
«Действия с предметами»: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать
предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть
предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.
Все
разделы
программы
взаимосвязаны
и
соответствуют
различным
этапам
формирования
предметно-практической
деятельности. Программа составляется исходя из особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны. Нарушения моторики, и в
частности зрительно-двигательной координации требуют проведение игр и упражнений. На эти работы не отводятся целиком
отдельные
уроки; они
включаются
в урок как
определенный
этап среди других
видов деятельности. Для
коррекции
нарушения
внимания
предусмотрены
специальные
упражнения
и
игры.
Сенсорное
развитие
осуществляется
по
разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх. Учебную работу на уроках
предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в
новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность обучающегося.
Коррекционные курсы
Психомоторика и развитие деятельности
Цель образовательно-коррекционной работы: обогащение сенсомоторного опыта, поддержанию и развитие способности
к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Описание возможных результатов обучения:
формирование различных видов деятельности: продуктивных видов деятельности
20
развитие сенсорной сферы, межанализаторного взаимодействия;
развитие познавательных способностей.
Содержание учебного предмета «Психомоторика и развитие деятельности»
В настоящую программу включены следующие разделы:
сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности;
упражнения на развитие моторных движений.
Речь и альтернативная коммуникация
Цель программы индивидуального
логопедического сопровождения обучающегося с НОДА и с ТМНР является
формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых
средств общения (вербальных и невербальных).
Общая характеристика логопедических занятий
Вся коррекционно – развивающая работа с обучающимся должна строиться таким образом, чтобы были задействованы
три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи логопедической работы решаются на
комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде лексических тем:
«Части тела и лица», «Овощи», «Фрукты», «Сезонные изменения в природе», «Мебель», «Посуда», «Мой дом», «Одежда»,
«Обувь», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Птицы».
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающегося, формирование его
представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Темы логопедических занятий находят
21
свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Человек», «Речь и альтернативная коммуникация»,
«Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир».
Примерная структура логопедического занятия
Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:
1.Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
2.Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
3.Развитие ручной моторики.
4.Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.
5.Развитие элементарных произносительных навыков.
6.Развитие понимания обращённой речи.
7.Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.
8.Развитие активной речи.
9.Подведение
итога
занятия
с
целью
получения
обратной
связи
от
обучающегося,
которая
предполагает
эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.
4.3 Нравственное развитие
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и
взрослыми
с
использованием
общепринятых
невербальных
форм
общения;
доверительное
отношение
и
желание
взаимодействовать
с
взрослым
(во
время
гигиенических процедур,
одевания,
приема
пищи
и
др.).
Усвоение
правил
совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.
22
4.4 Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
4.5 Внеурочная деятельность
Название
мероприятия
Планируемая
деятельность
ребенка
в
мероприятии
Участие ребенка в мероприятии
Новый год
подготовка
к
мероприятию:
изготовление
ёлочных
украшений,
новогодних
открыток;
участие в новогоднем празднике
Последний
учебный день
присутствие на торжественной линейке
Прогулки на улице
прогулки на улице (вместе с учителем)
Игры
сенсорные игры, тактильные игры на принятие
телесного контакта
23
5.
Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Технологии, используемые в обучении ребенка:
индивидуализация обучения
игровые технологии
информационно-компьютерные технологии
создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
«пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала
Образовательная деятельность с обучающимся ведётся на дому. Обучение проходит во вторую смену.
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 25 – 35 минут, с перерывом 10 –
15 минут.
Во время занятий соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности.
Инструкции на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.
Расписание уроков
День
недели
Предмет
Время
проведения
Примечания
Понедельн
ик
1.
Развитие
речи
и
окружающий
природный мир
14.00-14.35
24
Вторник
1. Жизнедеятельность человека
2. Самообслуживание
14.00-14.35
14.45.15.20
Среда
1. Предметные действия
2. Логопед
14.00-14.35
14.45.15.20
Четверг
1. Адаптивная физическая культура
2. Педагог - психолог
14.00-14.35
14.45.15.20
Пятница
1. Музыка
14.00-14.35
Используется определенная структура занятия:
1.
Подготовительный
этап. Организационный
момент
(приветствие,
беседа
с
ребенком
для
создания
положительного
настроя
на
работу,
создание
мотивации
на
занятие
и
проведение
занятия
на
положительном
эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
2.
Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение
погоды за окном и др.).
3.
Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.
4.
Повторение изученного, подача нового материала.
5.
Двигательная гимнастика.
6.
Итог занятия.
В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.
Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:
25
-
задания
для
развития
слухового
внимания
на
доступном
речевом
материале
(речевые
звуки,
вокализации,
звукоподражательные слова и т.д.);
- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина,
цвет, форма);
- задания на развитие тактильно - осязательного восприятия;
- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.
6.
Специалисты, участвующие в реализации СИПР
В реализации СПИР для обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями
участвуют - учитель начальных классов, педагог-психолог, логопед.
7.
Программа сотрудничества с семьей
Задачи
Мероприятия
Отчет о проведении
Повышение
осведомленности
родителей
об особенностях развития и
специфических
индивидуальные
консультации
родителей
по
темам:
"Реализация
СИПР
в
домашних
условиях",
"Кинестетическое
развитие
ребенка",
"Двигательное
развитие детей с ДЦП»
26
образовательных
потребностях ребенка
Обеспечение
участия
семьи
в
разработке
и
реализации СИПР, единства
требований к обучающемуся
в семье и в образовательной
организации
участие
родителей
в
разработке
СИПР,
присутствие
родителей
на
уроках/занятиях
в
качестве
ассистента,
консультирование
родителей
по
вопросам
обучения
ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и
приемов работы
Организация
регулярного
обмена
информацией
о
ребенке,
о ходе реализации
СИПР
и
результатах
ее
освоения
личные
встречи,
беседы,
обсуждение
деятельности
ребёнка на уроке/занятии
Организация
участия
родителей
во
внеурочных
мероприятиях
привлечение родителей к планированию, разработке и
реализации мероприятий.
27
8.
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Особые
образовательные
потребности обучающегося
с
НОДА
с
ТМНР
обусловливает
необходимость
специального
подбора
учебного
и
дидактического
материала
(преимущественное
использование
натуральной
и
иллюстративной
наглядности):
- компьютер (ноутбук);
- музыкальные игрушки, музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, барабан, бубен, свистульки, деревянные
ложки и др.);
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, температуре,
плотности;
- игровое оборудование: мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.
- тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (листья, ветки, шишки, камни, ракушки и др.);
- модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных,
растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
9.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Учитель оценивает у обучающегося уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в
СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):
28
Содержание, задачи обучения (возможные (ожидаемые)
результаты обучения и воспитания ребенка на первый год
обучения).
Оценка результативности
освоения СИПР
Динамика
развития
начало года
конец года
Альтернативная коммуникация
Реагирует на голос учителя
Реагирует на свое имя
Реагирует на прикосновения
Эмоциональный отклик на контакт
Реагирует на звучащий предмет
Поворачивает голову в сторону звучащего предмета
Протягивает руку к звучащему предмету
Реагирует на голос ближайшего окружения
Проявляет эмоциональную (реакцию улыбается)
Использование жестов и эмоций
Ориентировка в пространстве
Определение направления звука
Смотрит на звучащий предмет
Различение на слух звучания игрушек и простейших музыкальных
инструментов
29
Смотрит на звучащий предмет/ простейший музыкальный инструмент
Берет в руки звучащий предмет/ простейший музыкальный инструмент
Манипулирует
звучащим
предметом/
простейшим
музыкальным
инструментом
Восприятие слов «дай», «на»
Выполнение инструкций со словами «дай», «на»
Выполнение действий, связанных с самообслуживанием
Пить
Кушать
Рассматривание ярких предметов
Наблюдение и перемещение яркого крупного предмета
Манипулирование ярким большим предметом
Перемещение игрушки в пространстве
Перекладывание игрушки
Умение брать игрушку из рук учителя
Действия,
операции,
внесенные
в
СИПР
отражают
степень
самостоятельности обучающегося
(в
таблицу
заносятся
условные обозначения самостоятельности действия):
Уровень самостоятельности
Условные
30
обозначения
Выполняет действие самостоятельно
с
Выполняет
действие
по
инструкции
(вербально
или
невербальной)
и
Выполняет действие по образцу
о
Выполняет действие с частичной физической помощью
п
Выполняет действие со значительной физической помощью
пп
Действие не выполняет
!
Узнает объект
у
Не всегда узнает объект
нву
Не узнает объект
н
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная комиссия делает вывод о динамике
развития обучающегося за год по каждому показателю по следующей шкале:
Характер динамики
Условные
обозначения
Отсутствие динамики или регресс
0
31
Минимальная
динамика
(одна
операция)
1
Удовлетворительная
2
Средняя динамика
3
Выраженная динамика
4
Полное освоение действия
5
Учитель начальных классов_______________________________
Педагог-психолог _________________________________________
Логопед _________________________________________________
Законный представитель
(родитель) обучающегося _______________________________
32
ПРИЛОЖЕНИЯ
Календарно-тематическое планирование по предмету «Развитие речи и окружающий природный мир»
№
Название раздела и тема урока
Количест
во часов
дата
по
плану
дата по
факту
Примеч
ания
1
Сезонные изменения «Прощание с летом» (временные представления –
времена года).
1
2
Сезонные изменения «В гостях у Осени»
Составление предложения по сюжетной картинке и вопросам учителя.
1
3
Признаки
осени. Составление предложений
по
сюжетной
картинке
«Кто как к зиме готовится».
1
4
«Знакомство с лиственными деревьями, их распознавание по листьям».
1
5
Кто
как
к
зиме
готовится?
Животные
осенью.
Слушание
сказки
«Хомяк-молчун».
1
33
6
Птицы. Узнавание птиц по описанию. Называние частей тела птицы.
1
7
Комнатные растения. Называние частей растения.
1
8
«Уход за комнатными растениями». Правила полива цветов (отстоять
воду, потрогать земляной ком, различать влажный или сухой, полив на
поверхность земли).
1
9
Что такое погода? Ответы на вопросы о погоде вчера, сегодня.
1
10
Признаки зимы.
Высказывания по сюжетным картинкам. Зимние виды спорта.
Составление предложений: «У кого что?»,
«Кто
где?»
(использование
предложенного
управления
в
речи).
Продолжение предложений по картинкам.
1
11
Изменения
в
природе
зимой.
Признаки
зимы:
холод,
снег,
мороз,
гололёд.
1
12
«Изготовление простейшей кормушки для птиц». Ответы на вопросы
по сюжетным картинкам «Что делают птицы?», «Чем можно угостить
птиц», птицы у жилища человека.
1
13
Домашние животные: кошка
1
34
Рассматривание
фотографий
домашних
животных.
Обобщающее
понятие – домашние животные. Называние. Работа с загадкой. Рассказ
о своём коте: кличка, окраска, части тела (размер, окраска), повадки,
характер,
любимые
лакомства.
Слушание
сказки
В.
Сутеева
«Капризная кошка».
14
Домашние животные: собака. Рассказ о своей собаке: кличка, окраска,
части тела (размер, окраска), повадки, характер, любимые лакомства.
Составление высказывания по образцу. Называние детёнышей собаки.
Слушание стихотворения С. Михалкова «Щенок». Сравнение кошки и
собаки: узнавание по частям тела, сравнение по повадкам.
1
15
Новогодний праздник. Понимание прямых и косвенных родственных
отношений.
Составление
предложений
по
сюжетным
картинкам.
Участие в диалоге (приглашение в гости, украшение ёлки, подготовка
и вручение подарков). Чтение стихотворений о Новогоднем празднике.
1
16
Временные представления: сутки, неделя, месяцы, год. Отгадывание по
картинкам, по описанию. Соотнесение с картинками.
1
17
Дикие животные: волк. Называние частей тела волка. Работа с загадкой
о
волке.
Составление
предложений
по
сюжетным
картинкам
(что
1
35
делает волк). Слушание рассказа Е. Чарушина «Волчишко». Пересказ
по серии картинок и вопросам учителя. Составление описания волка по
картинно-графическому плану.
18
Дикие животные: лиса. Называние частей тела лисы. Работа с загадкой
о лисе. Составление предложений по сюжетным картинкам (что делает
волк). Составление описания волка по картинно-графическому плану.
Слушание рассказа В. Чаплиной «Лиса».
1
19
Дикие
и
домашние
животные.
Сравнение
по
образцу
диких
и
домашних животных.
1
20
Насекомые. Узнавание насекомых по описанию. Называние частей
тела насекомого.
Составление
предложений
по
сюжетным
картинкам.
Работа
с
загадками. Чтение сказки Чуковского «Муха-цокотуха»
1
21
Рыбы. Называние частей тела рыбы. Составление предложений по
сюжетным картинкам. Слушание сказки «Пескарь Иванович».
1
22
Многообразие животного мира. Пересказ по сюжетной картинке и
вопросам
учителя.
Составление
предложений
с
противительным
союзом. Составление предложений по сюжетной картинке «Кто где
1
36
притаился» (предложное управление).
23
Весенние изменения в природе. Ответы на вопросы об изменениях
снега, образовании сосулек. «Во что превращается снег».
1
24
Признаки весны.
1
25
Растения весной. Ответы на вопросы о появлении листочков, цветов,
свежей травы. Цвета весны.
1
26
Животные весной. Поведение птиц и домашних животных.
1
27
Полезные ископаемые.
1
28
«Знакомство
с
разнообразием
камней».
Различать
полезные
ископаемые, описывать их по плану.
1
29
На что похожа наша планета? «Знакомство с глобусом».
Различать на глобусе воду и сушу. Находить некоторые природные
объекты
1
30
Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью? Задавать вопросы и
вступать в беседу.
1
31
Почему радуга разноцветная? Соединять цвета радуги с природными
1
37
явлениями. Заучить цвета радуги: каждый охотник желает знать, где
сидит фазан.
32
Летние изменения в природе.
1
33
Растения и животные летом. Рассуждать о том, чем могут заниматься
животные летом.
1
38
Календарно-тематическое планирование по предмету «Жизнедеятельность человека»
№
Название раздела и тема урока
Количество
часов
дата по
плану
дата по
факту
Примеч
ания
1
Входная диагностика.
1
2
Знакомство.
1
3
Я – ученик. Школа.
1
4
Школьные принадлежности (действия с ними).
1
5
Правила поведения на уроке, на перемене.
1
6
Волшебные слова.
1
7
Человек: строение.
1
8
Пол, имя, фамилия.
1
9
Лицо человека: глаза, уши, нос.
1
10
Лицо человека: глаза, уши, нос.
1
11
Органы чувств человека.
1
39
12
Тело человека: ноги.
1
13
Тело человека: руки.
1
14
Тело человека: туловище.
1
15
Тело человека: голова.
1
16
Человек: строение.
1
17
Посуда.
1
18
Режим питания продукты питания.
1
19
Самые полезные овощи и фрукты.
1
20
Одежда. Предметы одежды.
1
21
Мебель.
1
22
Игрушки.
1
23
Пол, имя, фамилия.
1
24
Члены семьи: мама.
1
25
Члены семьи: папа, брат.
1
40
26
Члены семьи: дедушка, бабушка.
1
27
Члены семьи: дядя, тетя.
1
28
Члены семьи.
1
29
Дом, в котором я живу.
1
30
Безопасность при общении с животными (собака).
1
31
Улица. Двор (игровая площадка).
1
32
Улица. Уличное движение. Правила безопасности во
дворе.
1
33
Итоговая диагностика.
1
41
Календарно-тематическое планирование по предмету «Самообслуживание»
№
Название раздела и тема урока
Количество
часов
дата по
плану
дата по
факту
Примеч
ания
1
Входная диагностика
1
2
Части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, живот,
спина, плечи, руки, ноги,). Различать все части тела человека на
картинке.
1
3
Части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, живот,
спина, плечи, руки, ноги,). Различать все части тела человека на
картинке.
1
4
Предметы личной гигиены: (мыло, мочалка, расческа, зубная
щетка, зубная паста, полотенце, дезодорант, таз, ванна,
шампунь).
Дать характеристику каждому предмету.
1
5
Предметы личной гигиены: (мыло, мочалка, расческа, зубная
щетка, зубная паста, полотенце, дезодорант, таз, ванна,
1
42
шампунь).
Дать характеристику каждому предмету. Просмотр мультфильма
«Мойдодыр».
6
Моем руки и лицо (последовательное мытье). Игра: умываем
куклу.
1
7
Моем руки и лицо (последовательное мытье). Игра: умываем
куклу.
1
8
Режим дня. Соблюдать режимные моменты в течение дня.
1
9
Перекладывание (одинаковые емкости).
1
10
Пересыпание зерна.
1
11
Пересыпание зерна.
1
12
Переливание воды.
1
13
Переливание воды (вода теплая, вода холодная).
1
14
Мое самочувствие. Различать «хорошее» и «нехорошее»
самочувствие.
1
15
Мое самочувствие. Различать «хорошее» и «нехорошее»
1
43
самочувствие.
16
Одежда. Различие одежды. Игра: одеваем куклу.
1
17
Зачем нужен шкаф для одежды? Отличать шкаф для одежды от
других шкафов.
1
18
Одежда. Различие одежды. Моя одежда.
1
19
Застегиваем одежду (с молнией, пуговицами, липучками,
кнопками)
Научиться пользоваться всеми видами застежек.
1
20
Застегиваем одежду (с молнией, пуговицами, липучками,
кнопками)
Научиться пользоваться всеми видами застежек.
1
21
Застегиваем одежду (с молнией, пуговицами, липучками,
кнопками)
Научиться пользоваться всеми видами застежек.
1
22
Застегиваем одежду (с молнией, пуговицами, липучками,
кнопками)
Научиться пользоваться всеми видами застежек.
1
44
23
Обувь. Различие обуви. Разобрать обувь по временам года.
1
24
Обувь. Различие обуви. Разобрать обувь по временам года.
1
25
Чистка обуви.
1
26
Надеваем варежки, рукавицы, перчатки.
Различать одежду для рук, найти пары.
1
27
Надеваем варежки, рукавицы, перчатки.
Различать одежду для рук, найти пары.
1
28
У нас гости. Помогаем накрывать на стол, правильно расставляя
тарелки, раскладываем салфетки.
1
29
Правила
поведения
за
столом.
Знать
правила
поведения
за
столом.
1
30
Я
дежурный.
Какие
обязанности
дежурного?
Мытье
стола.
Вытирание пыли.
1
31
Завтрак, обед, полдник, ужин. Различать приемы пищи во время
дня.
1
32
«Угощаем куклу чаем. Умение сервировать стол.
1
45
33
Итоговая диагностика.
1
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»
№
Название раздела и тема урока
Количество
часов
дата по
плану
дата по
факту
Примеч
ания
1
Входная диагностика
1
2
Что такое музыка?
1
3
Музыка вокруг нас
1
4
Музыка вокруг нас
1
5
Разнохарактерная музыка
1
6
Разнохарактерная музыка
1
7
Краски осени
1
8
Что ты рано осень в гости к нам пришла?
1
9
Ритмико-гимнастические упражнения
1
10
Краски осени
1
46
11
Что ты рано осень в гости к нам пришла?
1
12
Ритмико-гимнастические упражнения
1
13
На чем играют музыку?
1
14
Веселые ложки
1
15
Знакомство с бубном
1
16
О чем рассказывает музыка?
1
17
Характеры людей в музыке
1
18
Музыка и движение
1
19
«Детский альбом» П.И.Чайковского
1
20
Слушание тихого и громкого звучания музыки
1
21
Слушание колыбельной песни
1
22
Слушание марша
1
23
«Кит» - танец. «Кит» - марш. «Кит» - песня
1
24
Слушание веселой и грустной музыки
1
47
25
Слушание
сольного
и
хорового
исполнения
произведения
1
26
Узнавание знакомой песни
1
27
Музыка утра
1
28
Музыка вечера
1
29
Музыка в цирке
1
30
Слушание детских песен
1
31
Ритмико-гимнастические упражнения
1
32
Узнавание знакомой песни
1
33
Итоговая диагностика
1
48
Календарно-тематическое планирование по предмету «Адаптивная физическая культура»
№
Название раздела и тема урока
Количество
часов
дата по
плану
дата по
факту
Примеч
ания
1
Входная диагностика
1
2
Ходьба (с помощью взрослого)
1
3
Ползание
1
4
Подвижные игры с мячом
1
5
Дыхательные упражнения по подражанию
1
6
Наклоны головы вперед, назад (с помощью взрослого)
1
7
Наклоны головы в сторону (с помощью взрослого)
1
8
Наклоны туловища (с помощью взрослого)
1
9
Наклоны туловища в сторону (с помощью взрослого)
1
10
Повороты туловища с маховым движением рук (с помощью
1
49
взрослого)
11
Упражнения для мышц туловища (с помощью взрослого)
1
12
Упражнения для формирования правильной осанки (с помощью
взрослого)
1
13
Сгибание пальцев в кулак и разгибание
1
14
Сгибание и разгибание кисти
1
15
Повороты кисти ладонью кверху и книзу
1
16
Расслабление кисти – «стряхнули воду»
1
17
Удержание предмета в руке
1
18
Наклоны головы в сторону (с помощью взрослого)
1
19
Наклоны туловища вперед (с помощью взрослого)
1
20
Наклоны туловища в стороны (с помощью взрослого)
1
21
Движение рук: вперед, в стороны
1
22
Движение рук: вперед, в стороны, вверх, вниз
1
23
Хлопки вверху, внизу, сгибание и разгибание рук в локтевых
1
50
суставах
24
Выполнение основных движений рук
1
25
Удержание мяча двумя руками
1
26
Поднимание ног
1
27
Поднимание рук с флажками вперед, вверх
1
28
Поднимание рук с флажками в стороны, опускание вниз
1
29
Помахивание флажками
1
30
Поднимание
рук
с
флажками
вперед,
вверх,
в
стороны,
опускание вниз
1
31
Движения
рук
с
флажками
вверху,
внизу,
помахивание
флажками
1
32
Дыхательные упражнения по подражанию
1
33
Итоговая диагностика
1
51
Календарно-тематическое планирование по предмету «Предметные действия»
№
Название раздела и тема урока
Количество
часов
дата по
плану
дата по
факту
Примеч
ания
1
Игры с шариками и шарами.
1
2
Знакомство с бумагой.
1
3
Обработка бумаги разными способами.
1
4
Природный материал. Работа с природными материалами.
1
5
Природный материал. Работа с природными материалами.
1
6
Работа со шнуровкой.
1
7
Работа со шнуровкой.
1
8
Работа с пластилином.
1
9
Работа с пластилином. Лепка «Мячик».
1
10
Работа с пластилином. Лепка «Колбаска».
1
52
11
Работа с пластилином. Лепка «Яблоко».
1
12
Работа с пластилином. Лепка «Колобок».
1
13
Выполнение изделий с использованием различных круп.
1
14
Выполнение изделий с использованием различных круп.
1
15
Знакомство с нитками. Разборка ниток.
1
16
Знакомство
с
нитками.
Разборка
ниток.
Намотка
ниток
на
катушку.
1
17
Игры с прищепками.
1
18
Игры с прищепками.
1
19
Выполнений действий с предметами: доставание из коробки,
складывание в коробку. Угадай предмет.
1
20
Выполнений действий с предметами: доставание из коробки,
складывание в коробку. Угадай предмет. Игра «Найди такой же
предмет».
1
21
Собирание вкладных кубов, складывание матрешек.
1
53
22
Собирание вкладных кубов, складывание матрешек.
Собирание пирамидки.
1
23
Узнавание предмета на ощупь, называние его.
Игра: "Чудесный мешочек". Нахождение на ощупь заданного
предмета.
1
24
Узнавание предмета на ощупь, называние его.
Игра: "Чудесный мешочек". Нахождение на ощупь заданного
предмета.
1
25
Складывание фигур из счетных палочек по показу и по образцу.
1
26
Складывание фигур из счетных палочек по показу и по образцу.
1
27
Складывание разрезных картинок.
1
28
Складывание разрезных картинок.
1
29
Работа с конструктором.
1
30
Работа с конструктором.
1
31
Работа с мозаикой.
1
32
Работа с мозаикой.
1
54
33
Выполнение
серии
действий
с
предметами
по
величине,
по
цвету, по форме.
1
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Психомоторика и развитие деятельности»
№
Тема занятия
Количество
часов
Дата по
плану
Дата по
факту
Примечания
1
Знакомство
1
06.09
2
Установление зрительного контакта
1
13.09
3
Приветствие собеседника в ответ на его
приветствие словом (привет, доброе утро) фразой
(Батыр, привет и др.)
1
20.09
4
Обращение по имени к собеседнику
1
27.09
5
Приветствие: жестом, словом
1
04.10
6
Выражение своих желаний «Дай»
1
11.10
7
Выражение просьбы о помощи «Помоги»
1
18.10
8
Выражение несогласия: жестом, словом «Нет»
1
25.10
9
Выражение согласия: жестом (кивок головы)
1
08.11
55
словом «Да»
10
Прощание с собеседником словом (пока, до
свидания)фразой (Батыр, пока и др.)
1
15.11
11
Фиксация взгляда на лице человека
1
22.11
12
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся
предмете
1
29.11
13
Фиксация взгляда на неподвижном предмете,
расположенном напротив ребенка
1
06.12
14
Фиксация взгляда на неподвижном предмете,
расположенном справа и слева от него
1
13.12
15
Прослеживание взглядом за движущимся близко
расположенным предметом
1
20.12
16
Прослеживание взглядом за движущимся
удаленным объектом
1
27.12
17
Локализация неподвижного источника звука,
расположенного на уровне уха, плеча, талии
1
17.01
18
Прослеживание за близко расположенным
перемещающимся источником звука
1
24.01
19
Локализация неподвижного удаленного
1
31.01
56
источника звука
20
Соотнесение звука с его источником
1
07.02
21
Адекватная эмоционально-двигательная реакция
на прикосновения человека
1
14.02
22
Адекватная реакция на соприкосновение с
материалами, различными по температуре,
фактуре, вязкости
1
21.02
23
Сминание материала
1
28.02
24
Разрывание материала
1
07.03
25
Размазывание материала
1
14.03
26
Разминание материала
1
21.03
27
Захват, удержание, отпускание предмета
1
04.04
28
Встряхивание предмета
1
11.04
29
Вращение предмета
1
18.04
30
Нажимание на предмет (всей рукой, пальцем)
25.04
31
Сжимание предмета
1
02.05
32
Толкание предмета
1
16.05
33
Складывание предметов (возможно
перекладывание предметов)
1
23.05
57
33
Календарно-тематическое планирование занятий по курсу
«Речь и альтернативная коммуникация»
№
Название раздела и тема урока
Количество
часов
дата по
плану
дата по
факту
Приме
чания
1
Обследование.
2
2
Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития мелкой
моторики рук «Мячики-ежики». Звуки вокруг нас.
1
3
Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития
дыхания. «Сказка о весёлом язычке». Упражнения для развития
мелкой моторики рук «Мячики-ежики».
1
4
Овощи. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития
дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук
«Солнышко».
1
5
Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития
дыхания. Сказка «Курочка ряба». Упражнения для развития
1
58
мелкой моторики рук «Пальчики здороваются».
6
Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития
дыхания. Сказка «Репка». Упражнения для развития мелкой
моторики рук «Мячики-ежики».
1
7
Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития
дыхания. Сказка «Колобок». Упражнения для развития мелкой
моторики рук «Пальчики здороваются»,.
1
8
Фрукты. Артикуляционные упражнения. Упражнения для
развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики
рук «Солнышко».
1
9
Части тела. Артикуляционные упражнения. Упражнения для
развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики
рук «Веселая шнуровка».
1
10
Части лица. Артикуляционные упражнения. Упражнения для
развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики
рук «Веселая шнуровка».
1
11
Домашние животные. Артикуляционные упражнения.
Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития
мелкой моторики рук «Собери пирамидку»
2
59
12
Зима. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития
дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Мы
снежинки».
1
13
Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития
дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Мы
снежинки».
1
14
Дикие животные. Артикуляционные упражнения. Упражнения для
развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики
рук (мозаика).
2
15
Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития
дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук .
1
16
Игрушки. Артикуляционные упражнения. Упражнения для
развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики
рук. «Коза-зайчик»
1
17
Посуда. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития
дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Зайчата Ах и Ох»
1
18
Мебель. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития
дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
1
60
«Зайчик-пальчик»
19
Птицы. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития
дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Замок»
1
20
Одежда. Артикуляционные упражнения. Упражнения для
развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики
рук. «Ладонь –ребро».
1
21
Обувь. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития
дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Ладонь –ребро».
1
22
Транспорт. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Ладонь – кулак».
1
23
Насекомые. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
1
24
Весна. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь –
кулак»
2
25
Составление предложений. Упражнения для развития мелкой
моторики рук. «Ладонь – ребро - кулак»
3
26
Повторение. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Ладонь – ребро - кулак»
1
61
27
Обследование.
1
33