Напоминание

"Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"


Автор: Христенко Лариса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 15 с УИОП"
Населённый пункт: город Электросталь Московской области
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка во 2 классе
Тема: "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока русского языка во 2 классе.

УМК «Школа России»

Учебник «Русский язык 2класс» Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Учитель Христенко Л.Ю.

МОУ «СОШ №15 с УИОП»

г.о. Электросталь

Тема: правописание безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных

в корне слова.

Цели:

совершенствовать умение учащихся в применении различных способов проверки

безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова;

включение освоенных учащимися умений нахождения проверочных слов для

правописания корня в общую структуру орфографического действия;

обобщить и упорядочить знания учащихся при подборе проверочных слов для

правописания корня;

формировать у учащихся орфографический самоконтроль.

УУД:

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе

его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- оценивать свои достижения;

- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров.

Коммуникативные УУД:

- принимать чужое мнение и позицию;

- формировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные высказывания;

-работа в паре;

- использовать в общении правила вежливости.

Познавательные УУД:

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

- поиск нужной информации;

- понимать заданный вопрос и строить правильный ответ;

- осуществлять анализ, сравнение, обобщение.

Личностные результаты:

мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной

деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

1. Мотивация учебной деятельности.

Наш девиз: Повторение – мать учения.

- Чем будем заниматься на уроке? (Повторять изученный материал)

- Для чего важно повторять изученный материал? (Чтобы понять, что знаем; какие

знания можно использовать при выполнении заданий; закрепить и обобщить

изученное)

1

2. Чистописание.

- Тему повторения нам укажет задание чистописания.

О - а – е – я - и

б– п /// в – ф /// г – к /// д – т /// з – с /// ж – ш ///

- По какому признаку связаны веревочкой буквы I строки? (Буквы гласных звуков)

- По какому признаку связаны веревочкой буквы II строки? (Буквы парных согласных

звуков)

- Когда вызывают опасность при письме? (Для гласных – в безударном положении, для

парных по глухости - звонкости согласных – на конце слова и перед другими

согласными)

- Почему в задание чистописания включены эти две строки? (Безударные гласные и

парные согласные - главные орфографические задачи в корне слова)

- Каким должно быть проверочное слово для орфограмм корня? (Это проверочное

слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом слове, но опасное место стало

безопасным)

3. Определение темы и целей урока.

- Сформулируем тему урока. (Повторить и закрепить умение применять правило

правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова)

- Какие цели урока?

(1.Повторить алгоритм подбора проверочных слов для правописания корня.)

(2.Закрепить умение применять правило правописания главных орфограмм корня.)

Тема и цели урока отображаются на доске.

4. Актуализация знаний.

Задание 1.

Спиши слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.

Вода, водянистый, водоем, воды, подводный.

Зуб, зубастый, зубок, зубки, зубы.

Взаимная проверка в парах.

- Обоснуй свой ответ.

Образец выполненной работы учащегося.

Вода, водянистый, водоем, воды, подводный.

Зуб, зубастый, зубок, зубки, зубы.

- Понаблюдайте, были ли среди проверочных слов «родственники» проверяемых.

Назовите их.

- А были ли изменения проверяемых слов? Приведите примеры.

Задание 2.

Выбери букву на месте «главных опасностей» письма, объясни значение слова с

помощью однокоренного.

I вариант.

II вариант.

Кот ( ) сл_зал сметану.

Коля ( ) зап_вал в хоре.

2

Кот ( ) сл_зал с забора.

Коля ( ) зап_вал хлеб молоком.

Взаимная проверка в парах.

- Обоснуй свой ответ.

Образец выполненной работы учащегося.

Кот (лиж_т) слизал сметану

.

Кот слизал сметану. Кот сметану лижет. В корне слышу звук

и

. Могу ему доверять,

так как он ударный. Значит, обозначить его нужно буквой и. Вторая орфограмма

находится в окончании. Как решать такие задачи, мы пока не знаем, оставлю окошко.

Слово может быть непонятным читателю, показываю выбор букв.

-Что необычное заметили в задании?

Встретились слова, которые совпадают по звучанию, но пишутся по - разному. У этих

слов разное значение.

Вывод.

- Давайте обобщим наши знания. Вспомним алгоритм проверки безударных гласных

и парных согласных в корне слова.

По мере ответов учащихся заполняется таблица

Как искать

проверочные слова для корня?

1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери

другое однокоренное слово.

2. Измени проверяемое слово:

предмет

действие

признак

ед. ч. мн. ч.

что (с)делает?

каков?

кто? что?

что (с)делал?

(ед. ч. или мн. ч.)

что (с)делаю?

много кого?

чего?

Если надо, выполняй два действия.

3

5. Физминутка.

6. Включение знания в систему знаний и повторение.

Работа с учебником.

- Выполните задание упр. 222 на стр. 128.

Проверка.

- В каком предложении выражена главная мысль текста? (Хорошо летом в лесу!)

- Какие заголовки к тексту придумали?

- Назовите встретившиеся орфограммы?

- Каких орфограмм встретилось больше?

- Какие способы проверки применяли для написания корня?

Выполнение корректурных упражнений.

Однажды Ваня написал письмо Маше. Маша внимательно прочла письмо, но

ничего не поняла.

Здравствуй, Маша!

Наша семья отдыхает в деревне. Здесь есть глубокий прут. Летом я буду

развеваться и заколюсь на солнце.

До свидания.

Ваня.

- Правильно составлено письмо? (Да)

- Сверим с памяткой.

Письмо

1. Обращение!

2. Сообщение.

3. Подпись.

- Значит «редакторами» нам не нужно работать?

- Поработайте «корректорами», возможно Ваня сделал ошибки по теме урока.

Работа в парах.

Проверка.

- Какие ошибки нашли?

(глубокий прут, я буду развеваться, заколюсь на солнце)

4

- Как проверим?

- Почему Маша не поняла Ваню?

Он написал с ошибками слова, которые совпадают по звучанию, но расходятся в

написании и имеют разные значения.

Письмо у Вани получилось смешное. Как Ваня веет, ведь он не флаг? Он заколется на

солнце?

- Для чего важно знать и уметь применять правила орфографии?

Писать надо так, чтобы тебя понимали. Без соблюдения правил орфографии нельзя

правильно выразить свои мысли при письме.

7. Рефлексия

- По какой теме работали сегодня на уроке?

- Какие цели мы ставили в начале урока?

По мере ответов детей записи темы и целей урока на доске открываются.

- Достигли мы целей?

- Результат своей работы на уроке отметь

или

.

- Встаньте, кто отметил свою работу на уроке

. Почему?

- А кто поставил

? Почему? Какие трудности возникали на уроке?

8. Выставление оценок.

9. Домашнее задание.

(Обязательное задание) Упр. 223 стр.128.

(Задание по желанию). Подберите 6 слов на правило правописания безударных

гласных и парных согласных в корне слова.

5



В раздел образования