Автор: Христенко Лариса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 15 с УИОП"
Населённый пункт: город Электросталь Московской области
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка во 2 классе
Тема: "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"
Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка во 2 классе.
УМК «Школа России»
Учебник «Русский язык 2класс» Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Учитель Христенко Л.Ю.
МОУ «СОШ №15 с УИОП»
г.о. Электросталь
Тема: правописание безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных
в корне слова.
Цели:
совершенствовать умение учащихся в применении различных способов проверки
безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова;
включение освоенных учащимися умений нахождения проверочных слов для
правописания корня в общую структуру орфографического действия;
обобщить и упорядочить знания учащихся при подборе проверочных слов для
правописания корня;
формировать у учащихся орфографический самоконтроль.
УУД:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- оценивать свои достижения;
- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров.
Коммуникативные УУД:
- принимать чужое мнение и позицию;
- формировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные высказывания;
-работа в паре;
- использовать в общении правила вежливости.
Познавательные УУД:
- проводить анализ учебного материала;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
- поиск нужной информации;
- понимать заданный вопрос и строить правильный ответ;
- осуществлять анализ, сравнение, обобщение.
Личностные результаты:
мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной
деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях.
1. Мотивация учебной деятельности.
Наш девиз: Повторение – мать учения.
- Чем будем заниматься на уроке? (Повторять изученный материал)
- Для чего важно повторять изученный материал? (Чтобы понять, что знаем; какие
знания можно использовать при выполнении заданий; закрепить и обобщить
изученное)
1
2. Чистописание.
- Тему повторения нам укажет задание чистописания.
О - а – е – я - и
б– п /// в – ф /// г – к /// д – т /// з – с /// ж – ш ///
- По какому признаку связаны веревочкой буквы I строки? (Буквы гласных звуков)
- По какому признаку связаны веревочкой буквы II строки? (Буквы парных согласных
звуков)
- Когда вызывают опасность при письме? (Для гласных – в безударном положении, для
парных по глухости - звонкости согласных – на конце слова и перед другими
согласными)
- Почему в задание чистописания включены эти две строки? (Безударные гласные и
парные согласные - главные орфографические задачи в корне слова)
- Каким должно быть проверочное слово для орфограмм корня? (Это проверочное
слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом слове, но опасное место стало
безопасным)
3. Определение темы и целей урока.
- Сформулируем тему урока. (Повторить и закрепить умение применять правило
правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова)
- Какие цели урока?
(1.Повторить алгоритм подбора проверочных слов для правописания корня.)
(2.Закрепить умение применять правило правописания главных орфограмм корня.)
Тема и цели урока отображаются на доске.
4. Актуализация знаний.
Задание 1.
Спиши слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.
Вода, водянистый, водоем, воды, подводный.
Зуб, зубастый, зубок, зубки, зубы.
Взаимная проверка в парах.
- Обоснуй свой ответ.
Образец выполненной работы учащегося.
Вода, водянистый, водоем, воды, подводный.
Зуб, зубастый, зубок, зубки, зубы.
- Понаблюдайте, были ли среди проверочных слов «родственники» проверяемых.
Назовите их.
- А были ли изменения проверяемых слов? Приведите примеры.
Задание 2.
Выбери букву на месте «главных опасностей» письма, объясни значение слова с
помощью однокоренного.
I вариант.
II вариант.
Кот ( ) сл_зал сметану.
Коля ( ) зап_вал в хоре.
2
Кот ( ) сл_зал с забора.
Коля ( ) зап_вал хлеб молоком.
Взаимная проверка в парах.
- Обоснуй свой ответ.
Образец выполненной работы учащегося.
Кот (лиж_т) слизал сметану
.
Кот слизал сметану. Кот сметану лижет. В корне слышу звук
и
. Могу ему доверять,
так как он ударный. Значит, обозначить его нужно буквой и. Вторая орфограмма
находится в окончании. Как решать такие задачи, мы пока не знаем, оставлю окошко.
Слово может быть непонятным читателю, показываю выбор букв.
-Что необычное заметили в задании?
Встретились слова, которые совпадают по звучанию, но пишутся по - разному. У этих
слов разное значение.
Вывод.
- Давайте обобщим наши знания. Вспомним алгоритм проверки безударных гласных
и парных согласных в корне слова.
По мере ответов учащихся заполняется таблица
Как искать
проверочные слова для корня?
1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери
другое однокоренное слово.
2. Измени проверяемое слово:
предмет
действие
признак
ед. ч. мн. ч.
что (с)делает?
каков?
кто? что?
что (с)делал?
(ед. ч. или мн. ч.)
что (с)делаю?
много кого?
чего?
Если надо, выполняй два действия.
3
5. Физминутка.
6. Включение знания в систему знаний и повторение.
Работа с учебником.
- Выполните задание упр. 222 на стр. 128.
Проверка.
- В каком предложении выражена главная мысль текста? (Хорошо летом в лесу!)
- Какие заголовки к тексту придумали?
- Назовите встретившиеся орфограммы?
- Каких орфограмм встретилось больше?
- Какие способы проверки применяли для написания корня?
Выполнение корректурных упражнений.
Однажды Ваня написал письмо Маше. Маша внимательно прочла письмо, но
ничего не поняла.
Здравствуй, Маша!
Наша семья отдыхает в деревне. Здесь есть глубокий прут. Летом я буду
развеваться и заколюсь на солнце.
До свидания.
Ваня.
- Правильно составлено письмо? (Да)
- Сверим с памяткой.
Письмо
1. Обращение!
2. Сообщение.
3. Подпись.
- Значит «редакторами» нам не нужно работать?
- Поработайте «корректорами», возможно Ваня сделал ошибки по теме урока.
Работа в парах.
Проверка.
- Какие ошибки нашли?
(глубокий прут, я буду развеваться, заколюсь на солнце)
4
- Как проверим?
- Почему Маша не поняла Ваню?
Он написал с ошибками слова, которые совпадают по звучанию, но расходятся в
написании и имеют разные значения.
Письмо у Вани получилось смешное. Как Ваня веет, ведь он не флаг? Он заколется на
солнце?
- Для чего важно знать и уметь применять правила орфографии?
Писать надо так, чтобы тебя понимали. Без соблюдения правил орфографии нельзя
правильно выразить свои мысли при письме.
7. Рефлексия
- По какой теме работали сегодня на уроке?
- Какие цели мы ставили в начале урока?
По мере ответов детей записи темы и целей урока на доске открываются.
- Достигли мы целей?
- Результат своей работы на уроке отметь
или
.
- Встаньте, кто отметил свою работу на уроке
. Почему?
- А кто поставил
? Почему? Какие трудности возникали на уроке?
8. Выставление оценок.
9. Домашнее задание.
(Обязательное задание) Упр. 223 стр.128.
(Задание по желанию). Подберите 6 слов на правило правописания безударных
гласных и парных согласных в корне слова.
5