Авторы: Тимофеева Ольга Константиновна, Ананьева Елизавета Исаевна
Должность: Директор, педагог-психолог
Учебное заведение: Центр содействия семейному воспитанию №15
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Анализ возможностей партнерских отношений при работе в проекте временной трудовой занятости подростков, оставшихся без попечения родителей. Алгоритм реализации проекта.
Раздел: среднее образование
Анализ возможностей партнерских отношений при работе в проекте
временной трудовой занятости подростков, оставшихся без попечения
родителей. Алгоритм реализации проекта.
Подростки,
воспитывавшиеся
в
сиротских
учреждениях,
ступающие
в
самостоятельную жизнь часто не готовы к ней.
Они
испытывают
большие
трудности
в
построении
своей
жизни,
установлении конструктивных отношений, как в профессиональной, так и в
личной сфере.
Много лет наше учреждение (Санкт-Петербургское государственное
бюджетное учреждение центр для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №15». Далее
«Центр») работает по программе Повышение социальной компетенции
«Социально-психологическая адаптация к самостоятельной жизни
детей 7 -18 лет, оставшихся без попечения родителей».
При анализе результатов работы по данной программе возникла идея
повышения эффективности интеграции в социум подростков старше 16 лет
через привлечение их к оплачиваемой трудовой деятельности в свободное от
учебы время. Так возник проект «Временная трудовая занятость
подростков, воспитывающихся в Центре №15» .
Трудовой
опыт
воспитанников
сротских
учреждений,
как
правило,
невелик или полностью отсутствует, и во многом от того, насколько удачными
будут первые попытки в сфере трудоустройства, будет зависеть дальнейшая
их социальная адаптация и профессиональная карьера.
Реализация
программы
занятости
позволяет
подросткам
получить
необходимый опыт трудовых и деловых отношений (соблюдение трудовой
дисциплины,
режима,
выполнение
установленных
норм),
уметь
лучше
ориентироваться в условиях современного рынка труда.
Подростки не только реализуют свое право на труд, но самое главное
заняты часть дня, получают первые, заработанные своим трудом деньги,
учатся
нести
ответственность
за
выполняемую
работу.
Таким
образом,
программа занятости способствует профилактике правонарушений.
Целью данного проекта является социализация воспитанников в рамках
программы «Временная занятость несовершеннолетних граждан от 14 до 18
лет в свободное от учебы время.
Задачи проекта:
Повышение
уровня
социальной
и
психологической
компетенции
воспитанников Центра старшего школьного возраста.
Освоение новых специальностей. (Профориентация)
Профилактика правонарушений и безнадзорности воспитанников Центра.
Повышение самооценки воспитанников Центра.
Повышение конкурентноспособности воспитанников Центра.
Повышение стрессоустойчивости воспитанников Центра.
Улучшение школьной успеваемости.
Ранее, около 9 лет назад, в нашем учреждении был опыт пилотного проекта
«Платная занятость ». Он очень понравился подросткам. Но продолжать его
тогда возможности не было. Проблемы возникли как с бюджетированием, так и
с низкой заинтересованностью работодателей. Поэтому, новый проект был
начат с поиска партнеров. Партнер, с которым, сотрудничество представляется
нам
наиболее
эффективным
и
взаимовыгодным
-
это
Ассоциация
общественных объединений родителей детей-инвалидов ГАООРДИ.
Обоснование выбора партнера проекта
Время создания Городской (сейчас – Санкт-Петербургской) ассоциации
общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» (одна
из первых крупных родительских организаций в Санкт-Петербурге и в России)
– 1992 год. Цель создания организации – совместные действия родителей
детей с инвалидностью в интересах своих детей .
ГАООРДИ сегодня – это 62 общественные организации родителей детей
с
инвалидностью,
а
также
с
редкими
и
генетическими
заболеваниями,
системно и последовательно реализующие программы, которые позволяют
детям быть самостоятельными в открытом обществе, учиться и трудиться,
дружить и заниматься творчеством, получать новые впечатления и просто
быть счастливыми.
Санкт-Петербургская
ассоциация
родителей
детей-инвалидов
«ГАООРДИ»
начиная
с
2000
года
осуществляет
программу
по
трудовой
занятости, направленную на подготовку детей к самостоятельной жизни в
рамках реализации Государственной программы РФ «Доступная среда».
Среди
воспитанников
Центра
№15
есть
ребята
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
дети-инвалиды.
Привлечение
их
к
трудовой
деятельности требует не только индивидуального подхода, но и специального
оборудования, связанного со спецификой их дефекта.
Именно
специалисты
«ГАООРДИ»
помогли
организовать
рабочие
места для подростков с инвалидностью, проконсультировали специалистов
Центра на что обратить внимание и как обращаться с детьми - инвалидами,
занимающимися трудовой деятельностью.
Кроме
детей-инвалидов,
в
проекте
участвуют
дети,
не
имеющие
ограничений
по
состоянию
здоровья,
но
требующие
индивидуального
подхода со стороны работодателей.
В сотрудничестве с Санкт-Петербургской ассоциацией родителей детей-
инвалидов «ГАООРДИ» в 2018 году были трудоустроины в свободное от
учебы время 50 воспитанников Центра № 15 по специальностям «рабочий
зеленого хозяйства», «подсобный рабочий», «помощник делопроизводителя»,
«упаковщик».
План реализации проекта
1.
Обсуждение с подростками 14-18 лет важности ответственного подхода к
участию в программе временного трудоустройства. Прием заявлений от
ребят, желающих принять участие в программе.
2.
Обсуждение с представителем ГАООРДИ нюансов совместных действий по
реализации проекта.
3.
Составление и подписание соглашения о сотрудничестве с ГАООРДИ.
4.
Заполнение заявления на имя директора для разрешения работать. Получение
согласия на заключение трудового договора.
5.
Прохождение медосмотра с оформлением справки по форме 086-У. С этой
целью привлекается медицинская служба Центра № 15.
6.
Подготовка
документов
для
получения
разрешения
органа
опеки
и
попечительства на заключение срочного трудового договора на выполнение
работ в свободное от учебы время, не причиняющего вреда здоровью, для
подростка от 14 до 15 лет;
7.
Заключение ребятами срочных трудовых договоров, Оформление трудовых
книжек (сотрудники ГАООРДИ)
8.
Издание
приказа
о
приеме
на
работу
несовершеннолетнего
Ознакомление
ребят с должностными инструкциями. Проведение инструктажа по технике
безопасности и противопожарной безопасности (сотрудники ГАООРДИ).
9.
Формирование бригад. ( ГАООРДИ). Выбор бригадиров (воспитанниками и
воспитателями из наиболее ответственных подростков).
10.
Направление
в
ГАООРДИ
бригадиров,
под
руководством
и
контролем
которых будут работать дети, для заключения договора возмездного оказания
услуг и инструктажа.
11.
Участие воспитанников в городском празднике «Открытие трудового лета».
12.
Работа воспитанников под руководством бригадиров.
13.
Организация
получения
воспитанниками
заработной
платы
и
обсуждение
воспитателей и воспитанников возможностей оптимально потратить деньги.
14.
Контроль временной трудовой занятости воспитанников Санкт-
Петербургским государственным автономным учреждением «Центр занятости
населения
Санкт-Петербурга».
(Контроль
за
соблюдением
различных
нормативных актов [3], [4], [5]).
15.
Награждение
воспитанников
Центра
№
15
-
самых активных
участников
проекта временной трудовой занятости призами и грамотами.
Методы контроля.
1.
Ведение табеля учета рабочего времени бригадиром.
2.
Воспитатели осуществляют контроль за поведением, посещаемостью школы,
успеваемостью воспитанников, принимающих участие в проекте.
3.
В начале и в конце рабочей деятельности воспитателями заполняется анкета
уровня
социальной
адаптации
на
воспитанников.
Перед
его
окончанием
воспитанники заполняют анкету «Мои впечатления от проекта».
4.
Контроль временной трудовой занятости воспитанников Санкт-
Петербургским государственным автономным учреждением «Центр занятости
населения Санкт-Петербурга».
5.
Ведение ежеквартальной отчетности Центра № 15 по самовольным уходам
воспитанников и по учету воспитанников в органах внутренних дел.
6.
Контроль со стороны Муниципального образования.
7.
Контроль со стороны медицинской службы.
8.
Результаты анализа данного проекта показаны в Таблице 1 и Таблице 2.
Таблица 1Аанализ Центра №15
Сильные стороны
Слабые стороны
Высокая
мотивация
подростков
на
временную занятость, возможность получить доход,
которым они смогут распорядиться сами.
Опытные
мастера
-
кураторы,
умеющие
работать с подростками и организовать контроль за
их деятельностью
Наличие
помещений
для
организации
занятости подростков
Есть
возможность
организовать
рабочие
места, доступные для работы и не причиняющие
вреда
здоровью
несовершеннолетних
воспитанников,
в
том
числе
воспитанников
с
инвалидностью
Опытные
педагогои
(воспитателей,
психологов) и медицинских работников, которые
могут
отследить
возможные
последствия
(как
положительные,
так
и
отрицательные)
временной
трудовой занятости
Социальные педагоги, умеющие качественно
работать с необходимой документацией.
Отсутствие
опыта
и
возможности
участия
в
конкурсах,
проводимых
СПб
ГАУ
«Центр
занятости
населения
Санкт-Петербурга»
по
организации
временного
трудоустройства
несовершеннолетних граждан
Длительные
сроки
по
внесению
в
ИПРА
воспитанников
детей-
инвалидов
необходимых
изменений
для
возможности
участия
в
Программе
временной
трудовой
занятости
Возможности
Угрозы
Возможность использовать временную трудовую
занятость как способ социализации воспитанников,
профилактики правонарушений и безнадзорности
воспитанников, а так же их профориентации
Возможность показать жителям микрорайона,
учителям школ, в которых обучаются воспитанники,
одноклассникам, работникам других
институциальных учреждений инновационный опыт
социализации воспитанников
Возможность для подростков сочетать трудовую и
досуговую деятельность
Возможность для воспитанников, в том числе для
детей-инвалидов, расширения круга общения и
интеграции в социум
Возможность показать структурам власти
положительный опыт социализации подростков,
воспитывающихся в интернатных учреждениях, с
целью смягчения негативных представлений о
выпускниках организаций, в которых воспитываются
дети, оставшиеся без попечения родителей.
Невыход
на
работу
в
силу
личностных
особенностей ребенка.
Отсутствие
опыта
у
воспитанников использования
денежных
средств
при
получении заработной платы.
Временная
задержка
органов опеки на разрешение
работать воспитаннику 14 лет.
Недопоставка
сырья
при проведении работ.
Задержка выплат.
Таблица 2.SWOT-анализ ГАООРДИ
Сильные стороны
Слабые стороны
Длительный
опыт
(с
2010
года)
работы
по
организации
временного
трудоустройства
несовершеннолетних
граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том
числе для детей-инвалидов, в свободное от
учебы время
Хорошая репутация организации
Наличие сотрудников с компетенциями по
Отсутствие помещений и
возможности на своей территории
организовать рабочие места, доступные
для работы и не причиняющие вреда
здоровью, для работающих
несовершеннолетних воспитанников, в
том числе воспитанников с
инвалидностью
оформлению ИПРА
Опыт в получении субсидий.
Отсутствие опытных мастеров -
кураторов, умеющих работать с
подростками и организовать контроль за
их деятельностью
Возможности
Угрозы
Упрочнение репутации организации
Возможность
для
ГАООРДИ
расширить сферу деятельности, получить и
показать
опыт
работы
с
детьми,
оставшимися без попечения родителей
Интерес
администрации
города
в
путях социализации инвалидов.
Задержка финансирования
Риск не стать победителем в
конкурсе, проводимом СПб ГАУ «Центр
занятости населения Санкт-
Петербурга» по организации
временного трудоустройства
несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет в свободное от учебы
время по какой-либо профессии
Сбой поставок сырья и вывоза
продукции.
Как видно из вышеприведенных таблиц партнерство Центра №15 и ГАООРДИ позволят
повысить
эффективность
реализации
данного
проекта,
настроить
подростков
на
возможность зарабатывать деньги своим трудом, сделает их уверенными в себе, будет
способствовать
искоренению
иждивенческих
отношений
среди
воспитанников
институциальных учреждений.