Напоминание

"Обобщение знаний о глаголе".


Автор: Лемех Лидия Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Н. А.
Населённый пункт: город Гаджиево, Мурманская обл.
Наименование материала: методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе
Тема: "Обобщение знаний о глаголе".
Раздел: начальное образование





Назад




МАОУ СОШ № 279

имени Героя Советского Союза

контр-адмирала

Лунина Николая Александровича

Открытый урок-обобщение

по русскому языку

«Обобщение знаний

о глаголе»

программа «Школа-2100»,

класс 4 Б

Учитель: Лемех Л. В.

Мурманская обл.,

г. Гаджиево,

2018-2019 уч. год

2

Тема: Обобщение знаний о глаголе.

Задачи урока:

формировать умение учащихся правильно обосновывать

написание безударных окончаний глаголов;

развивать умение учащихся распознавать спряжение глаголов;

совершенствовать знания учащихся о временных формах

глагола.

Содержание урока.

I.

Организационный момент.

- Ну, ребята, подтянитесь

И тихонечко садитесь!

Улыбнитесь! Не ленитесь!

За работу все возьмитесь!

II.

Введение в тему и постановка задачи урока.

- Разгадайте кроссворд. (Слайд № 4) Ключевое слово поможет

определить тему нашего урока.

- Тема нашего урока «Обобщение знаний о глаголе». Сегодня мы

систематизируем те знания о глаголе, которые вы получили на

уроках русского языка.

III.

Работа по теме.

1) Беседа.

- Какое время года наступило? (Весна.)

- Какие краски преобладают весной? (Голубые.)

- Докажите это, глядя на иллюстрацию. (Весной небо голубое, снега

голубые, голубые дали. Первые голубые сосульки и последние

голубые лужи. Весь мир голубой.)

2) А теперь послушайте отрывок из рассказа «Весна» и назовите

глаголы.

Весна.

3

На солнце нельзя было взглянуть. Весенний дождь смывает

последний снег. Лохматыми, ослепительными потоками оно льёт с

вышины. По синему-синему небу плывёт облако, словно куча снега.

Ветерок пахнет свежей травой и птичьими гнёздами.

- С чем сравнивает автор облако? (С кучей снега.)

- Итак, какие глаголы мы запишем? (Взглянуть, льёт, плывёт,

пахнет.)

- Какой глагол здесь лишний? (Взглянуть.)

- Почему?

- Что вы знаете о глаголах неопределённой формы? (Они отвечают

на вопросы что делать? что сделать? Оканчиваются на -ить,

-ать, -ять, -ыть, -оть.)

- В окончании каких глаголов нет ошибкоопасного места? (Льёт,

плывёт.)

- Почему? (Личное окончание глагола ударное.)

- Написание каких глаголов вызывает сомнение? (Смывает, пахнет.)

- Почему? (Личные окончания глаголов безударные.)

- Почему же в окончании глаголов пахнет, смывает написали букву

е? (Пахнет – н. ф. пахнуть, 1 спр.)

- На какие две группы делятся глаголы?

- Как отличить глаголы 1спр. и 2 спр. по неопределённой форме?

(Глаголы, которые оканчиваются на –ить, относятся к глаголам 2

спр. Глаголы, которые оканчиваются на -ать, -уть, -ять, еть, -оть,

относятся к глаголам 1 спр. Кроме глаголов-исключений.)

- Прочитаем хором стихотворение, состоящее из глаголов-

исключений.

Гнать, дышать, держать, зависеть,

Слышать, видеть и смотреть,

И терпеть, и ненавидеть,

И обидеть, и вертеть.

3) А теперь работаем над отрывком из стихотворения.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

4

И лес оденется листвою.

- Назовите знакомые орфограммы.

- Зажгите огоньки.

- Объясните правописание глагольных окончаний.

- Какой необычный глагол встретился в четверостишии. (Глагол

возвратного значения.)

- Когда пишется мягкий знак в сочетании -ться, -тся?

(В сочетании -ться, -тся мягкий знак пишется, если глагол стоит в

неопределённой форме, и не пишется, если глагол стоит в форме 3

лица.)

4) Вставьте пропущенные буквы в следующих глаголах,

докажите устно написание глагольных окончаний.,

уч…шь (учить, 2 спр.)

верт…м (вертеть, 2 спр., искл.)

бре…т (брить, 1 спр., искл.)

свет…т (светить, 2 спр.)

бега…шь (бегать, 1 спр.)

5) В стихотворении найдите глаголы, которые соответствуют

данным схемам. (см. приложение)

Все мы видели, как в мае

Белый снег вокруг растаял.

Вдруг смотрю – в одном

овражке,

Как у лесника в кармашке,

Мокнет серенький комок,

Видно, выбраться не смог.

Луч его теплом согрел,

Он растаял и запел.

- Назовите глаголы, которые стоят в прошедшем времени. (Видели,

растаял, согрел, запел.)

- Какой суффикс указывает на прошедшее время глагола? (-л-)

6) Устно. О каком времени года мы сегодня говорим? (О весне.)

- Весна – это прекрасное время года. Всё вокруг оживает. Кругом

всё весело, ласково, приветливо. И каждому из нас в это время

хочется играть, петь, читать стихи. Давайте и мы немножко

5

поиграем. Ваша задача- определить спряжение глаголов по н. ф.

Условия игры: 1 спр. – 1 хлопок в ладоши, 2 спр. – 2 хлопка в

ладоши.

Дружить, петь, пить, кричать, лаять, дышать, слышать, слушать,

брить, стелить, говорить.

7) Допишите самостоятельно окончания глаголов.

Суп вар…, рыбу лов…, тесто мес…, дрова кол…

- Проверяем и доказываем. (Суп варят – варить, рыбу ловят –

ловить, тесто месят – месить, дрова колют – колоть.)

Физкультминутка.

- Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке. (Дети встают из-за парт.)

Ча-ча-ча, ча-ча-ча (6 хлопков по бедрам)

Печка очень горяча! (прыжки)

Чи-чи-чи, чи-чи-чи (6 хлопков над головой)

Печет печка калачи (наклоны вперед)

Чу-чу-чу, чу-чу-чу (6 хлопков перед собой)

Очень калача хочу! (наклоны в стороны)

Получу калач в награду,

А сейчас за парту сяду! (Рассаживаются на места.)

8) Устно. Замените выражения близкими по значению глаголами.

На слух определите спряжения.

Клевать носом – спать.

Класть зубы на полку – голодать.

Обвести вокруг пальца – обмануть.

Бить баклуши – бездельничать.

9) Под диктовку.

Весной цветёт душистая сирень, и весело щебечут соловьи.

- Нужна ли запятая перед союзом и? Почему? (Да. Это сложное

предложение.)

- Составьте схему этого предложения.

6

10)

Лексическая задача: правильно ли вы употребляете

глагол в своей речи? Как правильно сказать?

Одеть пальто или надеть?

- Если надеть что-нибудь на себя, то говорим надеть.

Например: Я надел пальто, шапку, шарф, варежки.

- Если о

деть кого-нибудь, то говорим о

деть.

Например: Я о

дел сестру, брата, куклу.

- А теперь послушайте стихотворение.

Одеть и надеть

Два этих слова

Мы часто путаем

Так бестолково!

Морозный выдался рассвет,

Оделся в шубу старый дед.

Одеть, надеть…

Давай глядеть.

Кого одеть и кого надеть?

Я полагаю, что на деда

Три шубы может быть

надето.

Но, я не думаю, что дед

На шубу может быть надет.

IV.

Итог урока.

- Закончите следующие утверждения.

Имена существительные склоняются, а глаголы…

(Спрягаются.)

Спряжение – это изменение глагола по числам и… (Лицам.)

Определить спряжение легко, если окончание глагола…

(Ударное.)

В окончаниях глаголов 2 лица, единственного числа после

буквы ш пишется… (ь).

Глаголы с частицей не пишутся… (Раздельно.)

V.

Рефлексия.

На экране северное сияние из слов: интересный, познавательный,

трудный, радостный, длинный, грустный, светлый.

- Закончите высказывание, используя эти слова. Наш урок был…

VI.

Домашнее задание.

- Стр. 107, упр. 3, 4.

Спасибо, урок окончен!

Список литературы:

1.

Бунеева

Е.

В.,

Яковлева

М.

А.

Русский

язык.

4-й

класс.

Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, дополненное. –

М.: «Баласс», 2001. – 192 с. (Серия «Свободный ум»)

2.

Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому

языку. 4 класс. Вариант 1. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2009. – 48

с.

(Образовательная

система

«Школа

2100».

Серия

«Свободный

ум»)

3.

Дмитриева О.И., Казакова О.В. Поурочные разработки по русскому

языку к учебному комплекту Т. Г. Рамзаевой: 2 класс. – М.: ВАКО,

2007. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).

4.

Комиссарова

Л.

Ю.

Дидактический

материал

(упражнения)

к

учебнику

«Русский

язык»

для

4-го

класса

Р.

Н.

Бунеева,

Е.В.

Бунеевой, О. В. Прониной. Пособие для учащихся. – М.: Баласс,

2008. – 96 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия

«Свободный ум»).

5.

Крылова О.Н. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс: к

учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык. 4 класс» / О. Н. Крылова,

Л. Ю. Самсонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 510, [2] с.

(Серия «Учебно-методический комплект»)

6.

Синякова В. А. Русский язык. 4 класс: промежуточный контроль /

авт.-сост. В. А. Синякова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 79 с.

7.

Федорова

Т.

Л.

Итоговые

тесты

по

русскому

языку

за

курс

начальной школы. По программе Т. Г. Рамзаевой – М.: «ЮНВЕС»,

2005. – 192 с.

8.

Штодина Г.Н. Русский язык. 4 класс: поурочные планы по учебнику

Р.

Н.

Бунеева,

Е.В.

Бунеевой,

О.

В.

Прониной

/

авт.-сост.

Г.Н.

Штодина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 234 с.

9.

Щеглова И. В. Русский язык: итоговая аттестация за курс начальной

школы:

типовые

тестовые

задания

/

И.

В.

Щеглова.

М.:

Издательство «Экзамен», 2010. – 52 с. (вкладка – 4 с.)

10.

Интернет ресурсы.



В раздел образования