Автор: Шашкова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №8 СП дс "Тополек"
Населённый пункт: Самарская область п.г.т. Алексеевка г.о.Кинель
Наименование материала: конспект занятия- викторины по экологии
Тема: "Знатоки природы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия – викторины
по экологии в подготовительной группе
«Знатоки природы»
Воспитатель :Шашкова Л.Н.
Тема занятия-викторины по экологии «Знатоки природы» в
подготовительной группе.
Цель:
Cистематизировать представления детей о многообразии природы.
Задачи:
1.
Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к
природе
2.
Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях
3.
Закрепить правила поведения в природе
4.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников,
чувство ответственности перед своей командой
Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»;
природоохранительные знаки; эмблемы с изображением ручейка и леса;
картинки ручейка и леса для подсчета баллов, зарисовки следов животных,
Ход НОД:
Дети встают в круг:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнёмся:
«Здравствуйте, гости!»
Ребята, садитесь на места! А я вам предлагаю сегодня отправиться в
путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы».
Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. У вас на столе
лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с
изображением на карточке, делитесь на команды.
У нас получились две команды: «Чистый ручеек» и «Защитники леса». Все вы
знаете, что для проведения игры нам потребуется справедливое жюри: я
предлагаю выбрать доктора Айболита, потому что он хорошо знает всех зверей
и птиц, он их лечит, и поэтому очки никому просто так присуждать не будет. Но
доктору нужны помощники (выбирается жюри из числа гостей)
За каждый правильный ответ команда «Чистый ручеек» будет получать синий
жетончик А команда «Защитники леса» -зеленый жетон.
Встречайте команды.
Представление.
Команда «Чистый ручеек»: Широки просторы Родины любимой,
Дорог каждый кустик, мотылек.
Сохраним мы красоту природы,
Пусть журчит, искрится
Чистый родничок!
Команда «Защитники леса»:
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Лес сажаем и растим,
Его мы защитим,
Никому в обиду не дадим.
(команды получают по одному «ручейку» и «лесу»)
Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся? Я приглашаю вас в
путешествие по лесу. Хотите?И возьмем с собой вот такого помощника цветик-
семицветик.( с заданиями)
А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это
деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)
Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк,
березовая роща)
А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)
Много дубов? (дубрава)
А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён,
рябина, осина, ель)
Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»),
откройте – мы с вами уже в лесу.
Задание№1 .
Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А
чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:
1) Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
2)Рыжая кума всех провела (Лиса)
3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.
А проснулся – стал реветь.
Этот зверь лесной (медведь)
4) Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
№2 конкурс
Игра «Чей голос? » (голоса птиц в записи: жаворонок, сова, утка, гусь, ворона,
соловей, кукушка)
- Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу
викторину.
№3.Вопросы:
1команда – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.(медведь, еж,
барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)
2 команда - Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)
1 команда – Назовите перелетных птиц.
2 команда – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.
1 команда – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)
2 команда – Что птицам страшнее голод или холод? Почему?
1 команда – Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов?
2 команда – Приведите примеры живой и неживой природы.
1 команда:-Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним
и кричали: вора бей!)
2 команда:- А почему сороку назвали сорокой? (на ней белое оперение, похожее
на сорочку)
№4. Динамическая пауза.
Игра «Закончи предложение и покажи движение»
Хитрая, как ….
Быстрый, как…
Голодный, как…
Неуклюжий, как…
Игра «Отгадай и назови»
(Кто) забрался под листья.
(Кто) залез в берлогу.
(Кто) юркнул в дупло.
(Кто) укрылся под кустом.
(Кто) шмыгнул в логово.
(Кто) спряталась в нору.
- О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут
существовать без растений.
Задание№5
1 команда – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от
которых отходят ветки?
2 команда – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по
высоте которые уступают деревьям.
1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.
(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку:
дерево, кустарник, трава)
- Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения
расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу,
посередине, повыше.
- Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные
цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для
растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают
питательные вещества из земли.)
Задание №6 «Загадки- задачки»
- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две
спереди. Сколько ног всего? (4)
- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом
еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)
- кто про себя может сказать такое : «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем
охотиться начинаю. ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не
догнать? »(лиса)
- про кого говорят так : «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.
Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с
медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)
Задание №7«Узнай по описанию»
1. Срежешь гриб, и вскоре увидишь – ножка его сразу потемнела. А у этого не
темнеет никогда, даже когда высушишь его. Как называется этот гриб? (белый).
Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт.
2. Живут эти грибы на дереве или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с
одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. Что за гриб? (опенок)
Ребенок работает у мольберта.
3. Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит
некоторых животных, а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб?
(мухомор).
4.Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного.
(лисички)
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
№8.А теперь небольшой блиц-опрос для команд:
–
Кто на себе дом носит? (Улитка)
–
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
–
Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
–
Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза,
клюв крючком, острые когти)
–
Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы
дышать)
–
У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У
зайца)
–
Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
–
Какое животное называют “кораблём пустыни”
–
Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).
- - Какие звери летают? – летучие мыши.
- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений,
животных и причины исчезновения.)
- Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования деревьев и
кустарников. Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью жителей.)
- Что такое загрязнение? (Это вредные вещества, которые накапливаются в
воздухе)
- Что происходит с лесами на нашей планете? (Исчезают.)
Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя. И вы, конечно,
знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя
на прогулках. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки,
необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет
№ 9Работа с природоохранительными знаками.(1-2 команды)
знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.
Итак, что нельзя делать в лесу?
Не лови красивых насекомых.
Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны
Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу
Не жги костры
Не рви цветы
Не руби деревья
Не ломай ветки
Нельзя брать с собой домой лесных жителей.
Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили,
кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно
вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы
были умницами, и победила сегодня дружба. Ну а я вам предлагаю вечером
нарисовать правила поведения в лесу.