Авторы: Попова Любовь Александровна, Иванова Вера Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 105
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Конспект проведения экологического занятия для детей дошкольного возраста
Тема: Тема занятия: «Путешествие капельки»
Раздел: дошкольное образование
Конспект проведения экологического занятия для детей дошкольного возраста.
Тема занятия: «Путешествие капельки» (образовательная деятельность экологического цикла).
Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе
позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном
системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача
формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Образовательная область: Познание.
Интеграция: Коммуникация, Художественное творчество.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная,
продуктивная.
Форма – проведения: занятие-путешествие.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)
Цели и задачи:
1.
Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее
не могут жить растения, животные, человек ( людям вода нужна для еды, питья, для мытья
тела, предметов, которые есть в помещении);
2.
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода-источник жизни;
вода необходима для поддержания и обеспечении жизни человека;
3.
Прививать бережное отношение к воде;
4.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и
глаголами по теме недели.
5.
Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать
правильное отношение к своему здоровью.
Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.
Материал: кукла «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три емкости для опыта,
воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле,
готовые шаблоны для аквариума, макароны-рыбки.
Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение
сказок; познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в
аквариуме (замена воды), за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце,
воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Ход занятия.
1.
Организационный момент
- Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз «С
голубого ручейка начинается река, а игра начинается с улыбки!» (дети проговариваю вместе с
воспитателем)
2. Игровая ситуация
- Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это? Это капелька «Капитошка».
Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовем свои имена. (каждый ребенок
берет в руки куклу (картинку) и называет свое имя).
- А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.
- Ребята, давайте покажем «Капитошке». Где живут сестрички-капельки, что они у нас делают
и какую приносят пользу. А отмечать сестричек-капелек мы будем красивыми капельками из
бумаги.
3. Путешествие-поиск капелек по группе
(Дети идут по группе делают остановки) В уголке природы возле растений.
- Цветы надо поливать, они живые, без воды завянут, засохнут, им нужна вода. (Приклеивают
большую капельку)
У аквариума:
- Рыбки живут в воде, без нее они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать.
(Приклеивают большую капельку)
- Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить
аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нем было уютно.
Около раковины (мойки):
- Помощнику воспитателя нужно много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в
группе. (Приклеивают большую капельку)
- В игровом уголке вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду.
(Приклеивают большую капельку)
- У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли ее попить.
(Приклеиваю большую капельку)
- В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять
необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)
Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате,
чтобы «Капитошка» знала сколько их. (Все вместе пересчитывают капельки)
- Вот «Капитошка», сколько в нашей группе сестричек-капелек, которые приносят нам
большую пользу. И мы обещаем, с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать ее по
назначению.
4. Физкультминутка.
«Рыбки весело плескались в теплой, солнечной воде
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке!» (Движения выполняют под музыкальное
сопровождение)
5. Гимнастика для глаз.
За – За – За – берегу свои глаза. Прослеживать взглядом движения пальца Вправо – влево.
Зу – Зу – Зу – я увидела осу. Описать в воздухе рукой большой круг.
Са – Са – Са – на носу сидит оса. Коснуться пальцем кончика носа, проследить взглядом.
Ай – Ай – Ай – ты глазами поморгай. Быстро поморгать глазами.
Бай – Бай – Бай – крепко глазки закрывай. Крепко зажмурить глаза.
6.
Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой».
- Вода из большой реки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в
ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Для того, чтобы мы с вами могли пить
чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить ее зря. Если вы помыли
руки и лицо, не забывайте закрывать кран.
- Ребята, посмотрите перед вами две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
- Нет! В одной емкости вода чистая, а в другой грязная.
- Ребята, а какую воду вы бы хотели выпить – эту или эту?
- Потому что здесь вода чистая, а в этой емкости грязная. Воду нужно пить чистую и
кипяченую.
- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, вложим в
нее листок специальной бумаги и начнем пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите,
что у нас получается. Вода стала чистой.
- А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.
7. Массаж лица.
Водичка, водичка, умой мое личико, Потереть ладонями щеки.
Чтобы глазки блестели, Пальцами провести, не надавливая по закрытым глазам
от внутреннего края века к внешнему.
Чтобы щечки горели, Подушечками пальцев легонько постукивать по щекам.
Чтоб смеялся роток, Помассировать пальцами подбородок.
Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.
8.
Совместная деятельность.
- Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.
- Ребята, у меня есть волшебный аквариум с чистой водой. И живет в этом аквариуме золотая
рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей.
Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши из макарон, на клеящей
основе. Вы их. Пожалуйста, расположите по всему аквариуму.
- Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтобы они хорошо работали.
9. Пальчиковая гимнастика «Дожди».
Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки,
имитируя капельки)
Ты не капай больше так! (Пальцами левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки,
имитируя капельки).
Хватит землю поливать. (Грозить указательным пальцем, знак отрицания).
Нам пора идти гулять! (Двумя руками каждой руки имитировать шаги).
10. Практическая деятельность. Дети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная
помощь. Ребята работают под музыку.
- Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нем рыбок, теперь золотой
рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы, очень хорошо
занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.
11. Итог.
- Ребята, давайте еще раз скажем «Капитошке», где же у нас живут сестрички – капельки?
- Для чего нам нужна вода?
- Как нужно беречь воду?
- Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи, и
сейчас они расскажут их нам и «Капитошке».
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, океане и в водопроводном кране.
Без нее нам не умыться, не покушать, не напиться!
Смею вам я доложить без воды нам не прожить!
Вы ее в пруду найдете и в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда наша спутница – вода!
На плите у нас кипит, паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!
- Ребята, «Капитошка» всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете ее сестричек-
капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас
живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
(Каждому ребенку вручается капелька).
_ Спасибо тебе «Капитошка», и вам ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную
работу на занятии.
Итог: дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к
природному богатству – воде, что отражается в их рисунках и рассказах.