Автор: Шулятникова Ольга Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Фаленки
Населённый пункт: Кирвской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: технологическая карта урока
Раздел: среднее образование
Урок по математике
в 5 классе по теме «Деление десятичных дробей»
Тип урока: комбинированный урок комплексного применения знаний по математике.
Цель урока:
Создать условия для формирования:
- личностных УУД (сомоопределение, смыслообразование, самооценка);
- регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);
- познавательных УУД (общеучебные, логические);
- коммуникативных УУД( планирование , постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной
точностью выражать свои мысли)
средствами предмета математика при изучении темы «Деление десятичных дробей».
Задачи:
- отработать навыки деления десятичной дроби на десятичную дробь, деления десятичных дробей на 0,1, 0,01,
0,001 и т. д.;
- способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенно-
го мышления;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех
в учебной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
1
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных
ошибок;
- высказывать свое предположение;
Коммуникативные
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
Познавательные
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Предметные:
- уметь делить десятичную дробь на десятичную дробь, на 0,1, 0,01, 0,001 и т. д.;
- применять правило деления десятичной дроби на десятичную дробь при решении упражнений,
- закрепить правила деления десятичных дробей на десятичные дроби.
Ресурсы:
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, учебник для 5 класса общеобразовательных учрежде -
ний – М.: Мнемозина, 2012.
А.С. Чесноков, К.И. Нешков / Дидактические материалы по математике для 5 класса. Пособие для учащихся общеоб-
разовательных учреждений – М.: Классикс Стиль, 2012.
Организационные формы:
– фронтальная;
– индивидуальная;
– коллективная.
2
План урока
Содержание деятельности учи-
теля
Задания для учащихся
Содержание деятельности учени-
ка
Какие УУД приоритетно формируются
Этап урока: организационный
Приветствует учеников.
Проверяет готовность к уроку
Создает положительную атмо-
сферу в классе
Приветствуют учителя.
Включаются в деловой ритм
урока
КУУД: планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками.
РУУД: организация своей учебной деятельно-
сти
Этап урока: Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Организует актуализацию тре-
бований к учащимся с пози-
ций учебной деятельности,
устанавливает тематические
рамки. Подводит учащихся к
выводу правила деления деся-
тичных дробей на десятичные
дроби
Автобус проехал 15 км
со скоростью 50 км/час.
Найдите скорость дви-
жения. 38 км автомо-
биль прошел за 0,5 часа.
Определите его ско-
рость. Посмотрите на
эти задачи и сформули-
руйте тему урока. Озна-
комиться с правилом
деления и выполнить
задание нам поможет
учебник. Выполнение
упражнений с коммен-
тированием действий
Отвечают на вопросы учите-
ля, выводят правило деления
десятичных дробей на десятич-
ные дроби. Выполняют зада-
ния, делят десятичные дроби
на десятичные дроби, делают
выводы, называют шаги учеб-
ной деятельности
КУУД: умение совместно договариваться о
правилах поведения и общения, следовать
им; оформлять свои мысли в устной форме.
РУУД: планирование деятельности в учебной
ситуации, оценка степени и способов дости-
жения цели, выбор средств достижения
цели.
Этап урока: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины
затруднения
Организует фиксирование ин-
дивидуального затруднения,
выявление места и причины
затруднения во внешней
речи, обобщение актуализи-
рованных знаний
- Приведите
примеры
деления
десятичных
дробей
на десятичные
дроби. Выполнить деле-
ние: 17,4:0,6;
30,6:0,9;
17,28:7,2;
4,95:1,5;
1,624:5,6; 3,36:1,5.
Отвечают на вопросы учите-
ля, выполняют задания, пред-
ставленные в учебнике. Назы-
вают
правило,
на
которое
опирались
при
выполнении
заданий.
Взаимодействуют с учителем
ПУУД: умение ориентироваться в своей си-
стеме знаний (отличать новое знание от уже
известного с помощью учителя), преобразо-
вывать информацию из одной формы в дру-
гую.
КУУД: умение слушать и понимать речь
других, оформление мысли в устной и пись-
3
8 , 4 6 : 1 , 2 ;
1 0 , 0 1 : 9 , 1 ;
0,343:0,7; 1,624:5,6
Если
вы
решите
пра-
вильно эти примеры, то
узнаете
новые
слова,
связанные с днем космо-
навтики.
Работа
с
учебником:
№1443, №1444
во
время
опроса,
осуще-
ствляемого
во
фронтальном
режиме
менной форме.
РУУД: умение проговаривать последователь-
ность действий на уроке, высказывать свое
предположение.
Этап урока: Построение проекта выхода из затруднения
Организует уточнение следу-
ющего
шага
учебной
дея-
тельности, составление сов-
местного плана действий.
Организует работу по актуа-
лизации
опорных
знаний.
Предлагает учащимся выпол-
нить задания
Как
изменится
деся-
тичная
дробь,
если
перенести запятую че-
рез один знак влево?
Как
изменится
деся-
тичная
дробь,
если
перенести запятую че-
рез три знака влево?
Площадь прямоугольни-
ка равна 9,464 см
2
. Ши-
рина
прямоугольника
равна 2,6 см. Чему рав-
на длина прямоугольни-
ка
и
во
сколько раз
она
больше
ширины?
Работа
с
учебником:
№1445, №1447
Составляют и проговаривают
план
действий
с
помощью
учителя. Выполняют задания
на
доске
и
в
тетрадях. В
группах
кооперируют усилия
по решению учебной задачи.
Строят
высказывания, понят-
ные для партнеров, обосновы-
вают свое мнение
РУУД: умение формулировать учебную зада-
чу на основе соотнесения того, что уже из-
вестно; определение последовательности про-
межуточных целей с учетом конечного ре-
зультата.
ЛУУД:
осознание
ответственности
за
общее
дело.
КУУД: умение выражать свои мысли с до-
статочной полнотой и точностью, аргументиро-
вать свое мнение и позицию.
Этап урока: Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Организует
реализацию
по-
строенного проекта в соот-
ветствии с планом, подводя-
щий
диалог,
фиксирование
нового знания в речи и зна-
ках
Выполнить решение за-
дач с помощью уравне-
ний в парах с прогова-
риванием вслух и по-
следующей взаимопро-
веркой: №1446, №
Строят логичное рассужде-
ние по заданной памятке в
определенной
последователь-
ности.
Выполняют решение задач.
Анализируют,
сравнивают,
КУУД: умение оформлять свои мысли в уст-
ной и письменной форме, слушать и пони-
мать речь других.
РУУД: умение работать по коллективно состав-
ленному плану, проговаривать последователь-
ность действий на уроке.
4
1448, №1449.
По дидактическим мате-
риалам
выполнить
№324, №325, №326
классифицируют,
осуще-
ствляют выбор, делают выво-
ды
ПУУД: умение добывать новые знания
Этап урока: Рефлексия (подведение итогов занятия)
Организует фиксирование но-
вого содержания, рефлексию,
самооценку учебной деятель-
ности.
Задает домашнее задание
и дает инструктаж о его выполне-
нии
Домашнее
задание:
п.37,
№1483,
№1485,
№1487.
- Подведем итог работы
на уроке.
- Какую цель мы стави-
ли
на
уроке?
Достигли
ли цели?
- Чему вы научились?
-
Оцените
свою
дея-
тельность на уроке, ис-
пользуя один из кружоч-
ков:
зеленый,
красный,
желтый
Записывают
домашнее
зада-
ние.
Отвечают на вопросы. Расска-
зывают, что узнали.
Обобщают знания об изучен-
ном материале. Осуществляют
самооценку.
РУУД: умение оценивать правильность выпол-
нения действий на уровне адекватной оценки.
ЛУУД:
умение
осуществлять
самооценку
на
основе критерия успешности учебной деятель-
ности
Выполнив
задание
,
вы
получите
слово
,
связанное
с
днем
космонавтики
О
выполните действие: 17,4 : 0,6
К
выполните действие: 30,6 : 0,9
Н
выполните действие: 17,28 : 7,2
Ц
выполните действие: 4,95 : 1,5
5
И
выполните действие: 1,624 : 5,6
Л
выполните действие: 3,36 : 1,5
3,3
0,29
34
2,24
29
2,4
Выполнив
задание
,
вы
получите
слово
,
связанное
с
днем
космонавтики
А
выполните действие: 3,36 :
1,5
Т
выполните действие: 8,46 :
1,2
О
выполните действие:
10,01 : 9,1
Р
выполните действие:
0,343 : 0,7
И
выполните действие:
1,624 : 5,6
Б
выполните действие: 4,95 :
1,5
1,1
0,49
3,3
5,6
7,05
2,24
6
7