Автор: Турханова Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 493
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Технология развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством сюжетных картинок
Раздел: дошкольное образование
Технология развития связной речи у детей дошкольного возраста
посредством сюжетных картинок
Связная
речь
-
высшая
форма
речи
мыслительной
деятельности,
которая
определяет
уровень
речевого
и
умственного
развития
ребенка.
Овладение описательной речью является первым этапом в целенаправленной
работе по развитию речи. Психологическая природа связной монологической
речи, в том числе и описательной, ее механизмы и особенности развития у
детей
раскрываются
в
трудах
Л.С.
Выготского,
А.А.
Леонтьева,
С.Л.
Рубинштейна
и
др.
Все
исследователи
отмечают
сложную
организацию
связной
речи
и
указывают
на
необходимость
специального
речевого
воспитания. По мнению Е.А.Смирновой и О.С.Ушаковой важным средством
в
развитии
описательной
речи
дошкольников
является
серия
сюжетных
картин.
Ими
были
обоснованы
и
раскрыты
возможности
использования
серии сюжетных картин в развитии монологической речи.
Речь
-
является
неотъемлемым
компонентом
любой
формы
деятельности
человека
и
поведения
в
целом.
По
современным
представлениям, текст является реальной единицей связной речи.
В зависимости от функции выделяют четыре типа текста: описание,
повествование,
рассуждение
и
смешанные
тексты.
Остановимся
более
подробно
на
таком
виде
текста
как
“описание”.
В
среднем
дошкольном
возрасте описательная речь имеет свою специфику. В повседневной жизни, у
ребенка-дошкольника
редко
возникают
естественные
потребности
в
реализации описательной функции речи, поэтому такие ситуации следует
специально
создавать
не
только
для
того,
чтобы
ребенок
овладел
описательной речью, но и для активизации его словаря прилагательных.
Педагоги-исследователи,
изучавшие
вопросы
развития
у
детей
дошкольного
возраста
монологической
описательной
речи
(Т.И.Гризик,
А.А.Зрожевская, О.С.Ушакова и др.), единогласно отмечали, что для того,
чтобы дети научились строить описание, они должны усвоить специфические
функции описания, его особую перечислительную структуру и характерные
для
описания
речевые
средства,
в
том
числе
ва р и ат и в н о с т ь
последовательности.
В
опыте
развития
речи-описания
у
детей,
обобщенном
как
в
практической деятельности, так и в научных исследованиях (А.М.Бородич,
В.В.Гербова,
Т.И.Гризик,
А.А.Зрожевская,
Э.П.Короткова
и
др.),
предлагаются
следующие
приемы
целенаправленного
развития
у
детей
дошкольного
возраста
описательной
речи:
рассматривание
с
детьми
окружающих
предметов
и
объектов
живого
мира
(или
их
изображений),
выделяя
в
них
строение,
цвет,
форму,
величину,
материал,
свойства
и
качества; — дидактические игры на наблюдательность, приемы обогащения и
активизации
словаря;
—
упражнения
в
словообразовании,
на
подбор
эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов; — прием отраженной речи; —
синтаксические
упражнения,
объяснение
и
показ;
—ситуации
описания
объектов разных видов со схожим набором признаков (сарафан и рубашка),
образец описания; — план описания; — моделирование.
Рассказывание
по
серии
сюжетных
картин
является
одним
из
компонентов развития связной описательной речи. Рассказывание по серии
сюжетных картинок формирует у детей умение описывать сюжетную линию,
которая
нарисована
на
картинке,
придумывать
название
рассказу
в
соответствие
с
его
содержанием,
соединять
отдельные
предложения
в
связный текст. У детей формируется элементарные знания о структуре текста
и
умение
использовать
разнообразные
средства
связи,
обеспечивающие
целостность и связность текста. Для выявления уровня описательной речи у
детей 4-5 лет была использована методика О. А. Бизиковой «6 заданий». Из
них были взяты 4 задания, позволяющие определить уровень описательной
речи.
Цель:
выявляется
умение
описывать
предмет
(картину,
игрушку),
составить описание без наглядности. Анализ описаний показал, что дети еще
не выделяют общей структуры рассказа, передавая содержание с помощью
двухсловных
высказываний.
Высказывания
отражают
только
портрет
персонажа,
который
представляет
собой
перечисление
большинства
характерных признаков описываемой игрушки или картины. Не выделяется
описание настроения героя, его чувств, природы, места действия. Рассказы
детей
составлены
целенаправленно,
последовательно,
но
с
помощью
вопросов взрослого. Высокий уровень описательной речи у детей 4-5 лет был
выявлен у 28% дошкольников У 44% был выявлен уровень описательной
речи ниже среднего у детей 4-5 лет. У 28% был выявлен низкий уровень
описательной речи у детей 4-5 лет. Для реализации задач был разработан
перспективный
план,
который
включал
систему
работы
по
развитию
описательной речи у детей 4-5 лет на основе серии сюжетных картинок .
Занятия проводились раз в две недели. Всего было проведено 18 занятий. При
разработке системы занятий учитывались рекомендации по развитию связной
речи,
представленные
в
работах,
В.К.
Воробьевой,
Т.А.
Сидорчук,
Т.А.
Ткаченко. НОД проводились в логике от простого к сложному. На первом
этапе для описания были взяты сначала две картинки, потом три, потом 4 и на
последнем 5 сюжетных картинок. У детей формировали умение выстраивать
последовательность событий в соответствии с логикой; связность описания
(использование
различных
способов
межфразовой
связи,
согласованность
слов в предложениях), пользуясь разными видами предложений. воспитывали
умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за описанием, во
время вступать для продолжения рассказа. После окончания опытной работы
была проведена повторная контрольная диагностика уровня описательной
речи у детей 4-5 лет. Результаты, показали, что к высокому уровню было
отнесено 32% (5чел.) детей. К среднему уровню было отнесено 56% (14 чел.)
детей.
К
низкому
уровню
было
отнесено
12%
(3
чел.)
детей.
Анализ
полученных данных показал, что проведенная работа является эффективной.
Обучение рассказыванию по сюжетным картинкам является эффективным
средством обучения описательной речи у детей 4-5 лет.