Автор: Тугушева Виктория Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Школа №33"
Населённый пункт: город Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания.
Раздел: полное образование
Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания.
Определяйте значение слов, и Вы избавите мир
от половины его заблуждений»
Рене Декарт
Современное общее образование постоянно обновляется и приводит к
новым требованиям и нормам: меняются его приоритеты, цели, содержание и
ценности.
От
ценностей
формирования
знаний
и
умений
школа
перенаправляется на ценности развития способностей, умений и желаний
учиться.
Умение
учиться
определяет
субъекта
учебной
деятельности,
способного к самостоятельному поиску общих способов действия в новых
ситуациях.
Основной психологической характеристикой, абсолютно необходимой
для
обучения
в
школе,
является
понятийное
мышление,
формирование
которого невозможно без самостоятельного навыка добывать новое знание. О
важности
формирования
понятийного
мышления
у
учащихся
говорил
в
первой
половине
XX
века
Л.С.
Выготский.
«Понятийное
мышление
–
ведущий
вид
мышления,
характеризуется
использованием
понятий,
логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых
средств» [1,с.192]. Несмотря на прошедшие со времени экспериментальной
работы
Л.С.
Выготского
десятилетия,
тема
формирования
понятийного
мышления остается достаточно актуальной.
В работах швейцарского ученого Ж. Пиаже указывается, что средний
возраст
начала
формирования
понятийного
мышления
11-12
лет,
что
на
практике
подтвердил
Л.С.
Выготский
[2,с.18-26].
Исследования
Д.
Б.
Эльконина,
В.
В.
Давыдова
показывают,
что
путем
определенной
организации учебной деятельности ребенка можно добиться уже в младшем
школьном
возрасте
формирования
психологических
особенностей
мышления, всегда считавшихся характерными для учащихся средних классов
[4,с.30-52].
Мы привыкли, что взрослые люди мыслят понятиями только потому,
что они уже взрослые. Однако люди могут научиться мыслить понятиями, а
могут и не научиться.
Понятийное
мышление
–
это
показатель
образованности
и
интеллектуального развития человека. Относительно недавно учитель сам
давал
понятие
и
его
определение.
Современные
требования
изменились:
учащийся должен самостоятельно подвести определение под понятие. Для
развития мышления важно проводить научный анализ, классификацию и
систематизацию,
необходимо
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
событиями
и
явлениями.
Для
развития
полноценного
мышления
важно использовать схематичные, структурирующие и систематизирующие
формы изложения материала, а более всего - теоретические обобщения.
Современные
методы
и
приемы
по
формированию
понятийного
мышления
у
учащихся
достаточно
полно
раскрыты
в
методических
разработках,
как
прошлых
лет,
так
и
современного
этапа
развития
педагогики. В частности, В.О. Пунcкий рекомендует учителям и учащимся
следующую памятку по определению понятия:
1. Найти более общее (родовое) понятие.
2. Установить отличительный (видовой) признак.
3. Составить из этих элементов формулировку определения [3,с.230].
Указанный алгоритм вытекает из логики формирования понятийного
мышления, состоящей из трех этапов:
1) интуитивное выделение существенного признака;
2) установление категориальной принадлежности;
3) формирование логической связи между явлениями [2,с.181-186].
Рассмотрим
алгоритм
на
примере
темы:
«Мир
художественной
культуры» в рамках всеобщей истории.
Учащимся
предлагается
иллюстративный
ряд,
легко
узнаваемый
и
принадлежащий Леонардо да Винчи. Ребята самостоятельно определяют
цель
урока
и
его
задачи.
После
этого,
можно
предложить
ученикам
прослушать
небольшой отрывок из произведения Джулио Каччини «Ave
Maria» с целью установления сопоставлений музыки эпохи с произведениями
из других сфер искусства этого периода (называют в качестве общих черт
религиозность, возвышенность, чистоту). На основе выделенных признаков,
учащимся
предлагается
самостоятельно
дать
определение
термину
«Возрождение». Учитель использует уточняющие или наводящие вопросы
для более точной передачи смысла термина. В итоге такой работы происходит
сравнение полученного термина с готовым определением.
Но
кроме
определения
самого
понятия,
важно
наполнить
его
содержанием.
Сложность
заключатся
в
том,
что
необходимо
подвести
учащихся к пониманию основных приемов работы деятелей описываемой
эпохи.
Для
этого
целесообразно
использовать
задания
с
наглядным
материалом, в которых существенный признак заранее задан или находится
как бы на «поверхности», чтобы его было легко обнаружить. В качестве
эталона
для
эпохи
Возрождения
выступала
Античная
Греция.
Учащиеся
визуально сравнивают произведения искусства Греции и эпохи Возрождения,
находя в них общее и немногие различия. Таким образом, ученики усваивают
первый
принцип
эпохи
–
отсыл
к
образцам
Древней
Греции.
Перед
учениками вновь появляется иллюстрация - картина П.Брейгеля Старшего
«Вавилонская
башня».
Задача
учителя
подвести
учеников
к
пониманию
сущности
картины,
сводящейся
к
выдвижению
иной
гипоте зы
невозможности постройки башни, кроме той, что была господствующей в
предыдущие века и основанной на известном мифе. Выяснить, то, что для
эпохи
было
характерно
отступление
авторов
произведений
религиозной
догматики, что становится еще одним принципом работ произведений эпохи
Возрождения. Далее учащиеся знакомятся с произведением И.Бродского из
цикла «Рождественские стихи» «Не важно, что было вокруг, и не важно».
Стихотворение повествует о появлении на свет И.Христа.
Учитель
предлагает
найти
несоответствия
или
смысловые
ошибки
автора в представленном стихотворении и подумать над намеренностью этих
неточностей,
попытаться
определить
замысел
автора,
написавшего
эти
строки. Можно
обратить внимание на картину Д.Веласкеса «Менины» и
П.Пикассо с аналогичным
названием (подумать над смыслом повторения
картины, нарисованной в XVII веке, автором, жившим в XX веке). Учащиеся
должны
усвоить,
что
П.Пикассо
вновь
«открыл»
и
«оживил»
картины
забытого
художника
прошлого
для
своих
современников.
Последней
иллюстрацией,
раскрывающей
окончательно
смысл
основного
принципа
работы
деятелей
Возрождения,
становится
картина
М.Грюнвальда
«Поругание Христа» (ученики находят неточности сюжета)
и приходят к
выводу
о
том,
что
авторы
произведений
эпохи
Возрождения
«осовременивали» прошлое, чтобы сделать его доступным для понимания
людей, живших за много веков от описываемых событий.
Таким
образом,
с
помощью
приемов
технологии
формирования
понятийного
мышления,
а
так
же
приема
использования
заведомых
неточностей и ошибок, учащиеся усваивают суть рассматриваемой эпохи.
Процесс
формирования
понятийного
мышления
должен
быть
непрерывен
на
протяжении
всего
обучения,
но
органичен,
логически
и
творчески осмыслен. И тогда мы сможем ответить на вопросы о том, когда и
как, с помощью каких методов и средств обучения можно, «учитывая зону
ближайшего
развития»
ребенка,
формировать
у
него
теоретическое,
понятийное
мышление,
необходимую
основу
и
предпосылки
для
осуществления дальнейшего профессионального образования.
Библиографический список
1.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В VI т. Т. II. М., 1982.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: «Лабиринт» , 1999.
3.Пунский
В.О.
Формирование
у
школьников
понимания
закономерности
исторического процесса. Из опыта работы по изучению курса новой истории.
М.:Просвещение,1992.
4. Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний.
М., 1966.