Напоминание

Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания.


Автор: Тугушева Виктория Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Школа №33"
Населённый пункт: город Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания.
Раздел: полное образование





Назад




Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания.

Определяйте значение слов, и Вы избавите мир

от половины его заблуждений»

Рене Декарт

Современное общее образование постоянно обновляется и приводит к

новым требованиям и нормам: меняются его приоритеты, цели, содержание и

ценности.

От

ценностей

формирования

знаний

и

умений

школа

перенаправляется на ценности развития способностей, умений и желаний

учиться.

Умение

учиться

определяет

субъекта

учебной

деятельности,

способного к самостоятельному поиску общих способов действия в новых

ситуациях.

Основной психологической характеристикой, абсолютно необходимой

для

обучения

в

школе,

является

понятийное

мышление,

формирование

которого невозможно без самостоятельного навыка добывать новое знание. О

важности

формирования

понятийного

мышления

у

учащихся

говорил

в

первой

половине

XX

века

Л.С.

Выготский.

«Понятийное

мышление

ведущий

вид

мышления,

характеризуется

использованием

понятий,

логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых

средств» [1,с.192]. Несмотря на прошедшие со времени экспериментальной

работы

Л.С.

Выготского

десятилетия,

тема

формирования

понятийного

мышления остается достаточно актуальной.

В работах швейцарского ученого Ж. Пиаже указывается, что средний

возраст

начала

формирования

понятийного

мышления

11-12

лет,

что

на

практике

подтвердил

Л.С.

Выготский

[2,с.18-26].

Исследования

Д.

Б.

Эльконина,

В.

В.

Давыдова

показывают,

что

путем

определенной

организации учебной деятельности ребенка можно добиться уже в младшем

школьном

возрасте

формирования

психологических

особенностей

мышления, всегда считавшихся характерными для учащихся средних классов

[4,с.30-52].

Мы привыкли, что взрослые люди мыслят понятиями только потому,

что они уже взрослые. Однако люди могут научиться мыслить понятиями, а

могут и не научиться.

Понятийное

мышление

это

показатель

образованности

и

интеллектуального развития человека. Относительно недавно учитель сам

давал

понятие

и

его

определение.

Современные

требования

изменились:

учащийся должен самостоятельно подвести определение под понятие. Для

развития мышления важно проводить научный анализ, классификацию и

систематизацию,

необходимо

устанавливать

причинно-следственные

связи

между

событиями

и

явлениями.

Для

развития

полноценного

мышления

важно использовать схематичные, структурирующие и систематизирующие

формы изложения материала, а более всего - теоретические обобщения.

Современные

методы

и

приемы

по

формированию

понятийного

мышления

у

учащихся

достаточно

полно

раскрыты

в

методических

разработках,

как

прошлых

лет,

так

и

современного

этапа

развития

педагогики. В частности, В.О. Пунcкий рекомендует учителям и учащимся

следующую памятку по определению понятия:

1. Найти более общее (родовое) понятие.

2. Установить отличительный (видовой) признак.

3. Составить из этих элементов формулировку определения [3,с.230].

Указанный алгоритм вытекает из логики формирования понятийного

мышления, состоящей из трех этапов:

1) интуитивное выделение существенного признака;

2) установление категориальной принадлежности;

3) формирование логической связи между явлениями [2,с.181-186].

Рассмотрим

алгоритм

на

примере

темы:

«Мир

художественной

культуры» в рамках всеобщей истории.

Учащимся

предлагается

иллюстративный

ряд,

легко

узнаваемый

и

принадлежащий Леонардо да Винчи. Ребята самостоятельно определяют

цель

урока

и

его

задачи.

После

этого,

можно

предложить

ученикам

прослушать

небольшой отрывок из произведения Джулио Каччини «Ave

Maria» с целью установления сопоставлений музыки эпохи с произведениями

из других сфер искусства этого периода (называют в качестве общих черт

религиозность, возвышенность, чистоту). На основе выделенных признаков,

учащимся

предлагается

самостоятельно

дать

определение

термину

«Возрождение». Учитель использует уточняющие или наводящие вопросы

для более точной передачи смысла термина. В итоге такой работы происходит

сравнение полученного термина с готовым определением.

Но

кроме

определения

самого

понятия,

важно

наполнить

его

содержанием.

Сложность

заключатся

в

том,

что

необходимо

подвести

учащихся к пониманию основных приемов работы деятелей описываемой

эпохи.

Для

этого

целесообразно

использовать

задания

с

наглядным

материалом, в которых существенный признак заранее задан или находится

как бы на «поверхности», чтобы его было легко обнаружить. В качестве

эталона

для

эпохи

Возрождения

выступала

Античная

Греция.

Учащиеся

визуально сравнивают произведения искусства Греции и эпохи Возрождения,

находя в них общее и немногие различия. Таким образом, ученики усваивают

первый

принцип

эпохи

отсыл

к

образцам

Древней

Греции.

Перед

учениками вновь появляется иллюстрация - картина П.Брейгеля Старшего

«Вавилонская

башня».

Задача

учителя

подвести

учеников

к

пониманию

сущности

картины,

сводящейся

к

выдвижению

иной

гипоте зы

невозможности постройки башни, кроме той, что была господствующей в

предыдущие века и основанной на известном мифе. Выяснить, то, что для

эпохи

было

характерно

отступление

авторов

произведений

религиозной

догматики, что становится еще одним принципом работ произведений эпохи

Возрождения. Далее учащиеся знакомятся с произведением И.Бродского из

цикла «Рождественские стихи» «Не важно, что было вокруг, и не важно».

Стихотворение повествует о появлении на свет И.Христа.

Учитель

предлагает

найти

несоответствия

или

смысловые

ошибки

автора в представленном стихотворении и подумать над намеренностью этих

неточностей,

попытаться

определить

замысел

автора,

написавшего

эти

строки. Можно

обратить внимание на картину Д.Веласкеса «Менины» и

П.Пикассо с аналогичным

названием (подумать над смыслом повторения

картины, нарисованной в XVII веке, автором, жившим в XX веке). Учащиеся

должны

усвоить,

что

П.Пикассо

вновь

«открыл»

и

«оживил»

картины

забытого

художника

прошлого

для

своих

современников.

Последней

иллюстрацией,

раскрывающей

окончательно

смысл

основного

принципа

работы

деятелей

Возрождения,

становится

картина

М.Грюнвальда

«Поругание Христа» (ученики находят неточности сюжета)

и приходят к

выводу

о

том,

что

авторы

произведений

эпохи

Возрождения

«осовременивали» прошлое, чтобы сделать его доступным для понимания

людей, живших за много веков от описываемых событий.

Таким

образом,

с

помощью

приемов

технологии

формирования

понятийного

мышления,

а

так

же

приема

использования

заведомых

неточностей и ошибок, учащиеся усваивают суть рассматриваемой эпохи.

Процесс

формирования

понятийного

мышления

должен

быть

непрерывен

на

протяжении

всего

обучения,

но

органичен,

логически

и

творчески осмыслен. И тогда мы сможем ответить на вопросы о том, когда и

как, с помощью каких методов и средств обучения можно, «учитывая зону

ближайшего

развития»

ребенка,

формировать

у

него

теоретическое,

понятийное

мышление,

необходимую

основу

и

предпосылки

для

осуществления дальнейшего профессионального образования.

Библиографический список

1.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В VI т. Т. II. М., 1982.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: «Лабиринт» , 1999.

3.Пунский

В.О.

Формирование

у

школьников

понимания

закономерности

исторического процесса. Из опыта работы по изучению курса новой истории.

М.:Просвещение,1992.

4. Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний.

М., 1966.



В раздел образования