Авторы: Пахомова Наталия Владимировна, Елисеева Наталья Геннадьевна
Должность: учитель английского языка, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЧОУ "Школа "Дипломат"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Технология проведения бинарных уроков-концептов в 6 классе
Тема: Концепт "Герой"
Раздел: среднее образование
Концепт «Герой»
Технология проведения бинарных уроков-концептов в 6 классе.
Разработчики:
Елисеева Н.Г., учитель русского языка
Пахомова Н. В., учитель английского языка
ЧОУ «Школа «Дипломат»
Цели для ученика
1. Понять, что такое КОНЦЕПТ
2. Научиться работать с концептом на примере слова
ГЕРОЙ
3. Сравнить концепт ГЕРОЙ в русской и английской
языковых картинах мира
Цели для учителя
Образовательные: обучить понятию КОНЦЕПТА
Развивающие: развивать настойчивость и умение
преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
активизировать познавательную инициативу обучающихся
и формировать их социальную компетентность
Воспитательные:
содействовать установлению в сознании
ребенка устойчивых связей между накопленным и новым
опытом познавательной и практической деятельности;
формировать и развивать учебно-организационные умения
и навыки ; развивать способность к рефлексии, как
важнейшей составляющей умения учиться
Тип уроков
Бинарные уроки
Форма уроков
Групповая , парная и индивидульная формы организации
учебной деятельности
Опорные понятия, термины
Ассоциация, синоним, антоним, фразеологизм, эпитет,
метафор
Новые понятия
Концепт, концептуарий
Формы контроля
Текущий и тематический
Домашнее задание
Составить визитную карточку концепта
Этап работы
над концептом
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Используемые
методы, приемы,
формы
Формируемые
УУД
Результат
взаимодействия
(сотрудничества)
1
Ассоциативно-
интуитивный
этап
Урок 1
Организуют запись и
обсуждение личных
ассоциаций
учащихся со словом
«Герой».
Фиксируют,
анализируют и
обсуждают свои
ассоциации со
словом «Герой».
Индивидуальная
работа - запись
ассоциаций на
отдельных листах
и фронтальное
представление
своих мыслей с
последующим
обсуждением .
Личностные,
Коммуникативные.
Представление
всего спектра
личных мнений
учеников.
2
Этап
словарного
воплощения
концепта
Урок 1,2
Организуют
проверку слов
«Герой» и «Hero» в
толковых словарях
русского и
английского языков,
в словарях
синонимов,
антонимов,
этимологических
словарях.
Словари
используются в
В группах
проверяют слова по
словарям,
сравнивают
семантические поля
слов в русском и
английском языках.
Обсуждают объем
информации в
словарях разных
языков.
Находят «лишнее»
слово в строке и
Групповая работа
с последующим
обсуждением
результатов,
индивидуальная
работа, работа в
парах.
Познавательные,
коммуникативные,
регулятивные.
Сравнение
словарного
воплощения
концепта «Герой»
в русском и
английском
языках.
форме книг и
электронных
словарей с
привлечением
интернет-ресурсов.
объясняют свой
выбор, например:
valour – courage –
weapon - bravery /
доблесть –
мужество – оружие
– отвага (См.
Приложение с
раздаточным
материалом).
3
Этап
фольклорного
воплощения
концепта
(Концепт «
Герой» в
зеркале
русских и
английских
пословиц)
Урок 3
Организуют работу с
пословицами на
английском и
русском языках.
Составляют
английские
пословицы из
отрывков,
подбирают
английские
пословицы к их
переводу,
разбивают русские
и английские
пословицы на
смысловые группы
( См. Приложение с
раздаточным
материалом).
Индивидуальная
работа и работа в
парах и группах с
последующим
обсуждением и
анализом
классификации
пословиц двух
языков на разные
тематические
группы и
нахождение
отличий в
менталитете двух
культур.
Познавтельные,
коммуникативные,
регулятивные.
Сравнение
воплощения
концепта «Герой»
в русском и
английском
фольклоре.
4
Этап
текстовой
коммуникации
Урок 4
Организуют работу с
высказываниями
знаменитых людей,
работу со
сравнением
представлений о
Подбирают начало
высказывания к его
окончанию
(материал на двух
языках), выражают
свое мнение по
Индивидуальная,
парная и
групповая работа
по обсуждению
свойств героев
разных культур и
Личностные,
познавтельные,
коммуникативные,
регулятивные.
Сравнение
образов героев в
двух культурах.
русских богатырях и
суперменах.
поводу
прочитанного.
Выполняют задания
на русском и
английском языках
по обсуждению
героических
свойств и
особенностей
богатырей и
суперменов ( См.
Приложение с
раздаточным
материалом)
сравнительному
анализу
присущих им
свойств.
5
Этап
рефлексии и
подведения
итогов
Урок 4
Организуют работу
по сравнению
личных ассоциаций
учащихся (1й этап) и
«открытий» из
последующих
этапов.
Сравнивают свои
представления о
концепте в начале
цикла бинарных
уроков и в его
конце.
Индивидуальная
работа и
фронтальное
представление
своих мыслей с
последующим
обсуждением.
Личностные,
коммуникативные.
Рефлесия по
поводу своих
представлений о
концепте «Герой»
и личных
открытий.