Напоминание

"РЕБЁНОК С РАС В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ"


Автор: Самусевич Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "РЕБЁНОК С РАС В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: начальное образование





Назад




РЕБЁНОК С РАС В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ

Современная школа на практике сейчас реализует принципы инклюзивного

образования. В классе появляются дети с РАС. Что такое АУТИЗМ?

Аути́

зм (от др.-греч. αὐτός — сам; оригинальный термин нем. „Autismus“) —

замкнутость в себе, погружение в мир собственных переживаний и отрыв от

действительности. При аутизме теряется интерес к реальности и общению с

окружающими,

утрачивается

эмоциональный

контакт

с

другими

людьми.

Помимо

прочего,

аутизм —

неспособность

различать фантазии и реальность,

наклонность к принятию желаемого за действительное, мечты и надежды — за

сбывшееся в действительности, желаемое или вызывающее страх — за реально

существующее.

В

этом

году

я

столкнулась

с

таким

ребёнком.

Не

успевшая

пройти

специальную

подготовку,

в

начале

работы

с

аутичным

учеником

возникли

различные трудности. Чтобы профессионально справиться с ситуацией, решила

придерживаться следующего плана действий:

сбор информации о РАС (интернет, консультация школьного психолога, беседа с

родительницей аутичного ребёнка);

составила индивидуальный

учебный план.

В

разработке

индивидуального

учебного плана для аутичного школьника участвовали психолог и логопед;

ежедневное наблюдение за учеником.

В школе с массовой программой работа с аутистом подразумевает создание

для него безопасной и комфортной обстановки, в которой учебный процесс не

омрачается

какими-либо

раздражающими

факторами.

Для

того

чтобы

правильно

адаптировать

аутичного

ученика

к

школьной

жизни

и

свести

к

минимуму дискомфорт, я пришла к выводу, что педагогу необходимо:

дозировать

учебную

нагрузку,

поскольку

ребёнок

с

РАС

быстро

переутомляется от непрерывного потока информации;

каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для

закрепления результата;

заранее напоминать ему, что «после чтения мы займемся математикой» –

смена деятельности не должна быть неожиданностью;

разрешать

рисовать

или

теребить

в

руках

какой-то

предмет,

слушая

учителя – так как ему легче сосредоточиться на получаемой информации;

учителю помнить о том, что аутичный ученик неусидчив, может встать и

начать

бродить

по

классу

во

время

занятия,

поэтому

необходимо

позволить ему делать небольшие перерывы, во время которых он может

встать и пройтись по классу;

не давить на ученика, не пытаться заставлять делать то, что ему не

нравится.

Большинство "срывов" в поведении возникали на фоне общей

напряженности.

Для

ученика

с

РАС

важны

доброжелательность

и

симпатия,

которые

позволяют довериться и привязаться к своему учителю.

Главная

задача учителя в данной ситуации – проявить максимальное

терпение в постепенном приучении аутичного ребенка к учебному процессу.

Чтобы эта непростая работа проводилась корректно, педагог должен постоянно

консультироваться

со

школьным

психологом,

классным

руководителем,

родителями

и

совместно

с

ними

анализировать

возникающие

трудности,

устанавливая причины нежелательного поведения такого ученика и находить

способы решения проблем.

Любому учителю необходимо общаться с ребенком с РАС негромким голосом,

в

некоторых

случаях,

особенно

если

ребенок

возбужден,

даже

шепотом.

Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует

обращаться

к

ребенку

с

прямыми

вопросами.

Не

настаивать

на

продолжительности выполнения любого задания в случае отказа. Первое время

одежда

специалиста

должна

быть

темных

тонов

и

в

ней

должно

быть

постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.

Работа с ребенком не может принести заметного результата без активной

помощи родителей. Каждое умение и навык, приобретенный учеником в школе,

становится устойчивым только после того, как родители закрепляют его дома.

У каждого ребенка-аутиста свой потолок учебных возможностей, учитель

должен его почувствовать и попытаться этот потолок поднять. Если это удается,

то он

начинает говорить, понимать учителя, даже участвовать в праздниках.

Привлечение ребёнка к общим праздникам должно происходить постепенно,

дозировано и осмысленно. Эта задача очень сложная, тем не менее, вместе

с родителями можно ее решить.

Необходимо также помнить, что все дети имеют право на обучение в школе,

но если ребёнку с аутизмом необходимо больше образовательной поддержки,

то нужно решать этот вопрос, возможно нужен даже тьютор. Это поможет

и ребенку с особенностями развития, и учителю, и одноклассникам ребёнка.

В заключение хочу подчеркнуть ещё раз основные направления усилий

психолога и учителя в поддержке обучающегося в обычной школе ребенка с

аутизмом. Это помощь в организации обучения; психологическая поддержка

учителя;

индивидуальная

работа

с

таким

ребенком,

направленная

на

его

социальное, эмоциональное и личностное развитие; работа с его семьёй и

координация ее взаимодействия со специалистами; работа с одноклассниками

ребёнка.

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

4.

Википедия

.



В раздел образования