Автор: Самусевич Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "РЕБЁНОК С РАС В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: начальное образование
РЕБЁНОК С РАС В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ
Современная школа на практике сейчас реализует принципы инклюзивного
образования. В классе появляются дети с РАС. Что такое АУТИЗМ?
Аути́
зм (от др.-греч. αὐτός — сам; оригинальный термин нем. „Autismus“) —
замкнутость в себе, погружение в мир собственных переживаний и отрыв от
действительности. При аутизме теряется интерес к реальности и общению с
окружающими,
утрачивается
эмоциональный
контакт
с
другими
людьми.
Помимо
прочего,
аутизм —
неспособность
различать фантазии и реальность,
наклонность к принятию желаемого за действительное, мечты и надежды — за
сбывшееся в действительности, желаемое или вызывающее страх — за реально
существующее.
В
этом
году
я
столкнулась
с
таким
ребёнком.
Не
успевшая
пройти
специальную
подготовку,
в
начале
работы
с
аутичным
учеником
возникли
различные трудности. Чтобы профессионально справиться с ситуацией, решила
придерживаться следующего плана действий:
сбор информации о РАС (интернет, консультация школьного психолога, беседа с
родительницей аутичного ребёнка);
составила индивидуальный
учебный план.
В
разработке
индивидуального
учебного плана для аутичного школьника участвовали психолог и логопед;
ежедневное наблюдение за учеником.
В школе с массовой программой работа с аутистом подразумевает создание
для него безопасной и комфортной обстановки, в которой учебный процесс не
омрачается
какими-либо
раздражающими
факторами.
Для
того
чтобы
правильно
адаптировать
аутичного
ученика
к
школьной
жизни
и
свести
к
минимуму дискомфорт, я пришла к выводу, что педагогу необходимо:
дозировать
учебную
нагрузку,
поскольку
ребёнок
с
РАС
быстро
переутомляется от непрерывного потока информации;
каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для
закрепления результата;
заранее напоминать ему, что «после чтения мы займемся математикой» –
смена деятельности не должна быть неожиданностью;
разрешать
рисовать
или
теребить
в
руках
какой-то
предмет,
слушая
учителя – так как ему легче сосредоточиться на получаемой информации;
учителю помнить о том, что аутичный ученик неусидчив, может встать и
начать
бродить
по
классу
во
время
занятия,
поэтому
необходимо
позволить ему делать небольшие перерывы, во время которых он может
встать и пройтись по классу;
не давить на ученика, не пытаться заставлять делать то, что ему не
нравится.
Большинство "срывов" в поведении возникали на фоне общей
напряженности.
Для
ученика
с
РАС
важны
доброжелательность
и
симпатия,
которые
позволяют довериться и привязаться к своему учителю.
Главная
задача учителя в данной ситуации – проявить максимальное
терпение в постепенном приучении аутичного ребенка к учебному процессу.
Чтобы эта непростая работа проводилась корректно, педагог должен постоянно
консультироваться
со
школьным
психологом,
классным
руководителем,
родителями
и
совместно
с
ними
анализировать
возникающие
трудности,
устанавливая причины нежелательного поведения такого ученика и находить
способы решения проблем.
Любому учителю необходимо общаться с ребенком с РАС негромким голосом,
в
некоторых
случаях,
особенно
если
ребенок
возбужден,
даже
шепотом.
Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует
обращаться
к
ребенку
с
прямыми
вопросами.
Не
настаивать
на
продолжительности выполнения любого задания в случае отказа. Первое время
одежда
специалиста
должна
быть
темных
тонов
и
в
ней
должно
быть
постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.
Работа с ребенком не может принести заметного результата без активной
помощи родителей. Каждое умение и навык, приобретенный учеником в школе,
становится устойчивым только после того, как родители закрепляют его дома.
У каждого ребенка-аутиста свой потолок учебных возможностей, учитель
должен его почувствовать и попытаться этот потолок поднять. Если это удается,
то он
начинает говорить, понимать учителя, даже участвовать в праздниках.
Привлечение ребёнка к общим праздникам должно происходить постепенно,
дозировано и осмысленно. Эта задача очень сложная, тем не менее, вместе
с родителями можно ее решить.
Необходимо также помнить, что все дети имеют право на обучение в школе,
но если ребёнку с аутизмом необходимо больше образовательной поддержки,
то нужно решать этот вопрос, возможно нужен даже тьютор. Это поможет
и ребенку с особенностями развития, и учителю, и одноклассникам ребёнка.
В заключение хочу подчеркнуть ещё раз основные направления усилий
психолога и учителя в поддержке обучающегося в обычной школе ребенка с
аутизмом. Это помощь в организации обучения; психологическая поддержка
учителя;
индивидуальная
работа
с
таким
ребенком,
направленная
на
его
социальное, эмоциональное и личностное развитие; работа с его семьёй и
координация ее взаимодействия со специалистами; работа с одноклассниками
ребёнка.
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
4.
Википедия
.