Напоминание

Основы организации ученического соуправления


Автор: Чупрова Наталья Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: пгт.Сиверский Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Основы организации ученического соуправления
Раздел: среднее образование





Назад




Основа организации ученического соуправления

Вопрос

о

развитии

ученического

соуправления

входит

в

компетенцию

органов

образования

и

рассматривается

в

качестве

одного из приоритетных направлений государственной политики.

Как показал

личный опыт в качестве классного руководителя,

организация соуправления в

ученическом коллективе постоянно

находится

в

состоянии

непрерывного

развития,

которое

связано

с

изменениями, происходящими в современном обществе в целом.

Новизна этого учебно –воспитательного процесса заключается и

в формах взаимодействия с учащимися, где я, как учитель и классный

руководитель, уже не управляю, а соуправляю, не строю свои действия

на основе своего личного видения и принятого решения, а наблюдаю,

аккуратно направляю своих учеников, когда они вырабатывают свои

решения,

создают

перспективные

планы,

обсуждают

коллективные

творческие дела и т.д. Среди ровесников, где взаимодействие строится

на равных, где реальный статус надо заслужить (а не получить из рук

учителя) и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает

необходимые

как

сегодня,

так

и

в

будущей

взрослой

жизни

коммуникативные

навыки,

партнёрские

и

лидерские

качества.

А

сознание принадлежности к коллективу и чувство солидарности, как

покажет в дальнейшем проведённый мониторинг,

даст школьнику

эмоциональную уверенность, психологическую устойчивость - при

этом он осознаёт свою ответственность за себя и других.

Мне, как педагогу, было нужно, чтобы ребёнку стало любопытно,

чтобы он захотел поучаствовать, поэтому сразу произнеслись

две

фразы: «Давайте делать всё вместе» и

«Приходи делать вместе с

нами».

В

тот

момент

и

была

поставлена цель

-

организовать

жизнедеятельность ученического коллектива так, чтобы максимально

обеспечить развитие самостоятельности каждого ученика в принятии

и реализации решений для достижения общественно значимых целей,

заинтересовать

и

вовлечь

в

совместную

деятельность,

помочь

выстроить взаимоотношения в классе, грамотно самоутвердиться.

В основу педагогической деятельности в качестве классного

руководителя легла воспитательная система, которая базировалась на

основе

различных

компонентов:

ценностно-

ориентировочный

компонент, индивидуально- групповой компонент, пространственно-

временной

компонент,

диагностико-аналитический

компонент,

функционально - деятельностный компонент.

При первом же тестировании ребят выяснилось, что для них не

являются приоритетом примеры жизни партийных руководителей и

руководящих работников. Учащиеся

чётко

не видели, глубоко не

осознавали

тех общественно значимых

целей, к которым должно

стремиться молодое поколение. Поэтому и определился, обозначился

круг проблем и потребностей, возникших в классном коллективе. За

основу нравственных идеалов в воспитательной работе были взяты

такие ценности как

здоровье, образование, правда, доброта, семья,

профессиональное самоопределение, красота, которые у народа имеют

огромное значение и апробированы на протяжении многих столетий.

Направления деятельности классного руководителя

Ребятами

разработана

классная

эмблема,

принят

и

утверждён

свой кодекс чести, девиз, законы и правила жизнедеятельности.

И

я

не

ошиблась,

начиная

свою

деятельность

в

качестве

классного руководителя с малого. И, как показало время, именно с

исполнением малых дел приходят уверенность и успех у ребят. Как

показало время, подлинное самоуправление в 8 «А» - это стиль жизни

коллектива.

Что

помогло

создать

этот

стиль?

Это

прежде

всего

коллективное

планирование,

организация

в

классе

постоянно

действующих

секторов,

предназначенных

для

подготовки

и

проведения конкретных дел, поочерёдное выполнение обязанностей

ответственного за сектор, лидера, коллективный анализ и оценка

всех проведённых мероприятий, самоотчёты учащихся о выполнении

поручений.

В процессе развития самоуправления проявились тенденции: чем

более

активно

школьник

участвует

в

самоуправлении,

тем

более

высоким

оказывается

уровень

его

самостоятельности

и

ответственности как показателей его личностного роста. Кроме того,

степень участия в самоуправлении определяется уровнем личностных

достижений учащихся.

Школьники разных уровней личностных достижений получили

возможность попробовать себя в самоуправлении разных уровней,

различных

секторов,

в

различных

«социо-ролях»:

от

лидера

до

озеленителя.

Организация самоуправления в классе происходила «пошагово».

Организация работы

1 - й

ш а г –

проведение

диагностики,

анкетирования

учащихся

классным руководителем и психологом с целью – помочь конкретному

школьнику в его дальнейшем самоопределении (если это потребуется).

2й

шаг -

проведение

собраний

совета

класса.

Именно

на

этих

собраниях

коллегиально

проходят

выборы

лидера

класса;

ребята

предварительно

самоопределяются

по

секторам,

знакомятся

с

должностными обязанностями представителя каждого сектора.

3-й

шаг

выборы

представителей

секторов.

У

ребят

появляется

возможность

развивать

умения

эффективного

участия

в

системе

классных

и

школьных

советов,

приобрести

уверенность

в

себе

и

попрактиковаться

в

выработке

и

осуществлении

собственных

и

коллективных идей. Одной из задач в этот момент является вовлечение

учащихся в совершенствование работы класса, поэтому очень важно,

чтобы

каждый

учащийся

вошёл

в

какой-нибудь

сектор.

Но это

должно быть самоопределением, а не «обязаловкой»!

4

–й

шаг

каждый

сектор

на

своём

заседании

выбирает

ответственного (может быть и 2 человека – это на усмотрение самих

детей).

Именно

эти

учащиеся

и

будут

представлять

Совет

инициативных ребят на определённый период времени (желательно

недолгий, т.к. каждый ребёнок должен попробовать себя в различных

общественных

ролях),

способный

действовать

в

самых

различных

направлениях: готовить дискотеку, выяснять мнения учащихся по тем

или иным вопросам и т.д.

5-й шаг

работа Совета инициативных ребят. Это и есть орган

классного самоуправления.

Совет

инициативных

ребят

представляет

собой

структуру,

которая позволяет вовлечь всех учащихся в обсуждение и принятие

решений в классной и общешкольной жизни. Этот орган осуществляет

эффективную коммуникационную роль между учениками класса и

советом школы, классным руководителем. Он позволяет также классу

сформировать

единую

позицию.

Совет

инициативных

ребят,

как

организационная структура, даёт возможность всем ученикам развить

умения участия в делах классного и общешкольного сообщества.

Совет

инициативных

ребят

представляет

собой

структуру,

которая позволяет вовлечь всех учащихся в обсуждение и принятие

решений в классной и общешкольной жизни. Этот орган осуществляет

эффективную коммуникационную роль между учениками класса и

советом школы, классным руководителем. Он позволяет также классу

сформировать

единую

позицию.

Совет

инициативных

ребят,

как

организационная структура, даёт возможность всем ученикам развить

умения участия в делах классного и общешкольного сообщества.

Выбор деятельности учащегося в ученическом

соуправлении

определяется добровольно.

В процессе развития соуправления проявились тенденции: чем

более активно школьник участвует в соуправлении, тем более высоким

оказывается

уровень его самостоятельности и ответственности как

показателей его личностного роста. Кроме того, степень участия в

соуправлении

определяется

уровнем

личностных

достижений

учащихся.

Школьники разных уровней личностных достижений получают

возможность

попробовать

себя

в

соуправлении

разных

уровней,

различных

секторов,

в

различных

«социо-ролях»:

от

лидера

до

озеленителя.

Традиции класса

Проводимый

ежегодный мониторинг, который базировался на

методах

психолого-

педагогической

диагностики

(анкетирование,

наблюдение, собеседование и т.д.), позволил на сегодняшний день

сделать

вывод,

что

самостоятельная

совместная

деятельность

при

проведении общественно значимых дел позволила каждому ученику

осознать, что у них общая школьная жизнь.

92%

учащихся

принимали

участие

в

выработке

классных решений;

69%

-

участие

в

общественных

делах

помогло

самоутвердиться в классном коллективе;

71% - смогли выстроить хорошие взаимоотношения с

одноклассниками;

47% - смогли развить организаторские способности;

41% -смогли развить лидерские качества характера.

Отсюда

наблюдения

подтверждают,

что

почти

96%

учащихся

класса в той или иной мере принимали участие в соуправленческой

деятельности.

Постепенно

от

праздника

к

празднику,

из

года

в

год

сформировалась

система

ценностей

и

взаимной

ответственности,

выросло самосознание классного коллектива, а также утвердились и

классные традиции.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что в классном коллективе

способна

сложиться

своя действенная система соуправления, все

звенья которой тесно взаимосвязаны. Результатом этой деятельности

является самовоспитание личности в коллективе, способной взять на

себя ответственность за определённое дело и организовать новый вид

совместной деятельности.

Соуправление поспособствовало личностному росту школьников,

развитию их ответственности и самостоятельности.

Постепенно

произошла

и

«смена

позиций»

в

организации

совместных дел: ребёнок из наблюдателя и участника превратился в

активного организатора, а классный руководитель превратился

из

организатора в координатора и наблюдателя.

Особенно радует, что каждый учащийся вполне может найти себе

дело

по

душе,

утвердиться

и

самореализоваться

в

обществе

сверстников,

что

позволит

ему

в

дальнейшей

взрослой

жизни

безопасно социализироваться и адаптироваться.

Хотелось бы ещё отметить и следующее: практика показала,

что соуправление в детском объединении, коллективе возможно

лишь при демократическом управлении, что соуправление – звено

одной цепи.



В раздел образования