Автор: Чупрова Наталья Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: пгт.Сиверский Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Основы организации ученического соуправления
Раздел: среднее образование
Основа организации ученического соуправления
Вопрос
о
развитии
ученического
соуправления
входит
в
компетенцию
органов
образования
и
рассматривается
в
качестве
одного из приоритетных направлений государственной политики.
Как показал
личный опыт в качестве классного руководителя,
организация соуправления в
ученическом коллективе постоянно
находится
в
состоянии
непрерывного
развития,
которое
связано
с
изменениями, происходящими в современном обществе в целом.
Новизна этого учебно –воспитательного процесса заключается и
в формах взаимодействия с учащимися, где я, как учитель и классный
руководитель, уже не управляю, а соуправляю, не строю свои действия
на основе своего личного видения и принятого решения, а наблюдаю,
аккуратно направляю своих учеников, когда они вырабатывают свои
решения,
создают
перспективные
планы,
обсуждают
коллективные
творческие дела и т.д. Среди ровесников, где взаимодействие строится
на равных, где реальный статус надо заслужить (а не получить из рук
учителя) и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает
необходимые
как
сегодня,
так
и
в
будущей
взрослой
жизни
коммуникативные
навыки,
партнёрские
и
лидерские
качества.
А
сознание принадлежности к коллективу и чувство солидарности, как
покажет в дальнейшем проведённый мониторинг,
даст школьнику
эмоциональную уверенность, психологическую устойчивость - при
этом он осознаёт свою ответственность за себя и других.
Мне, как педагогу, было нужно, чтобы ребёнку стало любопытно,
чтобы он захотел поучаствовать, поэтому сразу произнеслись
две
фразы: «Давайте делать всё вместе» и
«Приходи делать вместе с
нами».
В
тот
момент
и
была
поставлена цель
-
организовать
жизнедеятельность ученического коллектива так, чтобы максимально
обеспечить развитие самостоятельности каждого ученика в принятии
и реализации решений для достижения общественно значимых целей,
заинтересовать
и
вовлечь
в
совместную
деятельность,
помочь
выстроить взаимоотношения в классе, грамотно самоутвердиться.
В основу педагогической деятельности в качестве классного
руководителя легла воспитательная система, которая базировалась на
основе
различных
компонентов:
ценностно-
ориентировочный
компонент, индивидуально- групповой компонент, пространственно-
временной
компонент,
диагностико-аналитический
компонент,
функционально - деятельностный компонент.
При первом же тестировании ребят выяснилось, что для них не
являются приоритетом примеры жизни партийных руководителей и
руководящих работников. Учащиеся
чётко
не видели, глубоко не
осознавали
тех общественно значимых
целей, к которым должно
стремиться молодое поколение. Поэтому и определился, обозначился
круг проблем и потребностей, возникших в классном коллективе. За
основу нравственных идеалов в воспитательной работе были взяты
такие ценности как
здоровье, образование, правда, доброта, семья,
профессиональное самоопределение, красота, которые у народа имеют
огромное значение и апробированы на протяжении многих столетий.
Направления деятельности классного руководителя
Ребятами
разработана
классная
эмблема,
принят
и
утверждён
свой кодекс чести, девиз, законы и правила жизнедеятельности.
И
я
не
ошиблась,
начиная
свою
деятельность
в
качестве
классного руководителя с малого. И, как показало время, именно с
исполнением малых дел приходят уверенность и успех у ребят. Как
показало время, подлинное самоуправление в 8 «А» - это стиль жизни
коллектива.
Что
помогло
создать
этот
стиль?
Это
прежде
всего
коллективное
планирование,
организация
в
классе
постоянно
действующих
секторов,
предназначенных
для
подготовки
и
проведения конкретных дел, поочерёдное выполнение обязанностей
ответственного за сектор, лидера, коллективный анализ и оценка
всех проведённых мероприятий, самоотчёты учащихся о выполнении
поручений.
В процессе развития самоуправления проявились тенденции: чем
более
активно
школьник
участвует
в
самоуправлении,
тем
более
высоким
оказывается
уровень
его
самостоятельности
и
ответственности как показателей его личностного роста. Кроме того,
степень участия в самоуправлении определяется уровнем личностных
достижений учащихся.
Школьники разных уровней личностных достижений получили
возможность попробовать себя в самоуправлении разных уровней,
различных
секторов,
в
различных
«социо-ролях»:
от
лидера
до
озеленителя.
Организация самоуправления в классе происходила «пошагово».
Организация работы
1 - й
ш а г –
проведение
диагностики,
анкетирования
учащихся
классным руководителем и психологом с целью – помочь конкретному
школьнику в его дальнейшем самоопределении (если это потребуется).
2–й
шаг -
проведение
собраний
совета
класса.
Именно
на
этих
собраниях
коллегиально
проходят
выборы
лидера
класса;
ребята
предварительно
самоопределяются
по
секторам,
знакомятся
с
должностными обязанностями представителя каждого сектора.
3-й
шаг
– выборы
представителей
секторов.
У
ребят
появляется
возможность
развивать
умения
эффективного
участия
в
системе
классных
и
школьных
советов,
приобрести
уверенность
в
себе
и
попрактиковаться
в
выработке
и
осуществлении
собственных
и
коллективных идей. Одной из задач в этот момент является вовлечение
учащихся в совершенствование работы класса, поэтому очень важно,
чтобы
каждый
учащийся
вошёл
в
какой-нибудь
сектор.
Но это
должно быть самоопределением, а не «обязаловкой»!
4
–й
шаг
–
каждый
сектор
на
своём
заседании
выбирает
ответственного (может быть и 2 человека – это на усмотрение самих
детей).
Именно
эти
учащиеся
и
будут
представлять
Совет
инициативных ребят на определённый период времени (желательно
недолгий, т.к. каждый ребёнок должен попробовать себя в различных
общественных
ролях),
способный
действовать
в
самых
различных
направлениях: готовить дискотеку, выяснять мнения учащихся по тем
или иным вопросам и т.д.
5-й шаг
– работа Совета инициативных ребят. Это и есть орган
классного самоуправления.
Совет
инициативных
ребят
представляет
собой
структуру,
которая позволяет вовлечь всех учащихся в обсуждение и принятие
решений в классной и общешкольной жизни. Этот орган осуществляет
эффективную коммуникационную роль между учениками класса и
советом школы, классным руководителем. Он позволяет также классу
сформировать
единую
позицию.
Совет
инициативных
ребят,
как
организационная структура, даёт возможность всем ученикам развить
умения участия в делах классного и общешкольного сообщества.
Совет
инициативных
ребят
представляет
собой
структуру,
которая позволяет вовлечь всех учащихся в обсуждение и принятие
решений в классной и общешкольной жизни. Этот орган осуществляет
эффективную коммуникационную роль между учениками класса и
советом школы, классным руководителем. Он позволяет также классу
сформировать
единую
позицию.
Совет
инициативных
ребят,
как
организационная структура, даёт возможность всем ученикам развить
умения участия в делах классного и общешкольного сообщества.
Выбор деятельности учащегося в ученическом
соуправлении
определяется добровольно.
В процессе развития соуправления проявились тенденции: чем
более активно школьник участвует в соуправлении, тем более высоким
оказывается
уровень его самостоятельности и ответственности как
показателей его личностного роста. Кроме того, степень участия в
соуправлении
определяется
уровнем
личностных
достижений
учащихся.
Школьники разных уровней личностных достижений получают
возможность
попробовать
себя
в
соуправлении
разных
уровней,
различных
секторов,
в
различных
«социо-ролях»:
от
лидера
до
озеленителя.
Традиции класса
Проводимый
ежегодный мониторинг, который базировался на
методах
психолого-
педагогической
диагностики
(анкетирование,
наблюдение, собеседование и т.д.), позволил на сегодняшний день
сделать
вывод,
что
самостоятельная
совместная
деятельность
при
проведении общественно значимых дел позволила каждому ученику
осознать, что у них общая школьная жизнь.
92%
учащихся
принимали
участие
в
выработке
классных решений;
69%
-
участие
в
общественных
делах
помогло
самоутвердиться в классном коллективе;
71% - смогли выстроить хорошие взаимоотношения с
одноклассниками;
47% - смогли развить организаторские способности;
41% -смогли развить лидерские качества характера.
Отсюда
наблюдения
подтверждают,
что
почти
96%
учащихся
класса в той или иной мере принимали участие в соуправленческой
деятельности.
Постепенно
от
праздника
к
празднику,
из
года
в
год
сформировалась
система
ценностей
и
взаимной
ответственности,
выросло самосознание классного коллектива, а также утвердились и
классные традиции.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что в классном коллективе
способна
сложиться
своя действенная система соуправления, все
звенья которой тесно взаимосвязаны. Результатом этой деятельности
является самовоспитание личности в коллективе, способной взять на
себя ответственность за определённое дело и организовать новый вид
совместной деятельности.
Соуправление поспособствовало личностному росту школьников,
развитию их ответственности и самостоятельности.
Постепенно
произошла
и
«смена
позиций»
в
организации
совместных дел: ребёнок из наблюдателя и участника превратился в
активного организатора, а классный руководитель превратился
из
организатора в координатора и наблюдателя.
Особенно радует, что каждый учащийся вполне может найти себе
дело
по
душе,
утвердиться
и
самореализоваться
в
обществе
сверстников,
что
позволит
ему
в
дальнейшей
взрослой
жизни
безопасно социализироваться и адаптироваться.
Хотелось бы ещё отметить и следующее: практика показала,
что соуправление в детском объединении, коллективе возможно
лишь при демократическом управлении, что соуправление – звено
одной цепи.