Напоминание

«Социальная адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями через уроки русского языка и развития речи».


Автор: Таранова Татьяна Эдуардовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: ГКОУ школа № 27 г.- к. Анапа
Населённый пункт: г.- к. Анапа
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: «Социальная адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями через уроки русского языка и развития речи».
Раздел: среднее образование





Назад




«

Социальная

адаптация

учащихся

с

интеллектуальными

нарушениями

через

уроки

русского

языка

и

развития

речи

».

Основной

задачей

коррекционной

школы

для

обучающихся

с

интеллектуальными

нарушениями

является

социальная

адаптация

и

интеграция

учащихся

в

обществе

,

их

успешная

социализация

.

Поэтому

деятельность

педагогического

коллектива

в

рамках

работы

по

адаптации

учащихся

можно

определить

как

приоритетную

.

Чтобы

повысить

интерес

детей

с

нарушениями

к

урокам

русского

языка

и

чтения

,

учитель

должен

найти

такие

методы

и

приёмы

,

которые

смогли

бы

увлечь

детей

сделать

процесс

обучения

интересным

,

при

этом

учитывая

индивидуальные

особенности

каждого

ребёнка

.

Оканчивая школу, ребята идут в большую жизнь, будут сталкиваться с

необходимостью оформления деловых бумаг. Школа должна познакомить

учащихся с официально-деловым стилем речи, сформировать у них навыки

делового письма.

Проведенный

в ГКОУ

школы

№27

в

2016

году

опрос

среди

учащихся

7-9

х

классов

показал

,

что

95%

из

них

не

смогут

написать

объяснительную

записку

,

93%

учащихся

не

знают

,

что

такое

резюме

,

94%

не

умеют

писать

доверенность

,

80%

учащихся

не

смогут

самостоятельно

написать

заявление

о

приеме

на

работу

.

Из

этого

следует

,

что

большинство

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

не

умеют

составлять

деловые

бумаги

и

не

знают

значение

некоторых

из

них

.

Поэтому мы решили создать методическое пособие по написанию

деловых бумаг в школе.

Начиная с 5-го класса, учащиеся заводят папку по

деловому

письму

(используются

файловые

папки

с

вложенными

в

них

листами белой бумаги). Все темы, предусмотренные программой, указаны в

разделе "Содержание" и разбиты по классам. Ученики работают с данной

папкой до конца 9-го класса, защищают проекты по деловым бумагам, что

обеспечивает

реализацию

принципа

цикличности

и

многократности

повторения,

присущего

коррекционной

школе

для

обучающихся

с

интеллектуальными нарушениями.

В 9-м классе все ранее изученные деловые бумаги еще раз повторяются.

Завершая курс обучения в

ГКОУ

школы

№27

, учащиеся 9 класса сдают

зачетную

работу

по

теме

"Деловое

письмо"

(обычно

это

заполнение

анкеты).

«

Методическое

пособие

по

обучению

деловому

письму

».

Учебный предмет: письмо и развитие речи.

Классы: 5-9

Цель:- создать методическое пособие по написанию деловых бумаг в школе;

- формировать умения написания деловых бумаг по образцу;

- воспитывать способности самостоятельно мыслить;

Задачи:

- проанализировать литературу по данной теме и грамотно использовать её;

- изучить уровень умений школьников составлять деловые бумаги;

- создать методическое пособие для учащихся.

Практическое значение:

-

это

методическое

пособие

может

быть

использовано

на

уроках

для

оформления деловых бумаг;

- проектная деятельность предполагает групповую работу учеников.

Направления работы:

1.Оформление деловых бумаг (папки - проекты);

2. Проектная деятельность учащихся.

3. Проведение уроков по теме.

Рекомендации:

Проектная

деятельность

предполагает

групповую

работу

учеников.

При

работе над проектом предполагается организовать учащихся в следующие

группы:

- техническую;

- информационную;

- оформительскую.

Техническая группа занимается набором текстов на компьютере.

Информационная группа - поиском информации.

Оформительская группа - оформлением папок.

В соответствии с заданием, состав групп может меняться.

Ход проекта

1.Собрать материал из разных источников.

2. Провести опрос.

3. Проанализировать сделать вывод.

4. Создать методическое пособие – презентацию.

Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе

всего класса. Они оценивают работу, выставляя баллы в карте испытания.

При защите проекта все эти материалы должны быть представлены.

Оформление деловых бумаг (папки - проекты)

Виды деловых бумаг, изучаемых на уроках письма и развития речи:

объявление, адрес на открытке и конверте, автобиография, заявление о

приеме в ПТУ, резюме, расписка, анкета, объяснительная, записка,

телеграмма, договор, расписка, объявление, характеристика, протокол, акт,

справка.

Темы делового письма повторяются, т.к. в каждом классе они усложняются,

добавляются

новыми

сведениями.

Учащиеся

привыкают

к

оформлению

бумаг,

у

них

вырабатывается

навык,

и

они

уже

более

уверенно

с

ними

работают,

что

способствует

их

большей

социализации

и

адаптации

в

обществе. Но, даже научившись на уроках оформлять деловые бумаги, в

жизни все равно это вызывает у них трудности. Тем не менее, такая работа

очень важна для учащихся. Для того чтобы дети лучше усвоили оформление

деловых

бумаг,

необходимо

тренировать

их

в

нахождении

ошибок,

неточностей в предлагаемых образцах. (Например, «Найди ошибки в деловой

бумаге», «Как правильно нужно написать?», «Верно ли оформлена деловая

бумага?», «Почему ты так считаешь?» и т.д.).

Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля:

- автобиография

- поздравительная открытка

- письмо

- заметка в стенгазету

Каждый ученик оформляет деловые бумаги в свою папку.

Потребность в умении оформлять деловые бумаги возникает часто,

поэтому техника делового письма должна быть отработана до автоматизма.

Работа в данном направлении проводится в системе. Знания, полученные на

таких

уроках,

окажут

выпускникам

необходимую

помощь

в

дальнейшей

социальной адаптации.

Рассмотренные в данной разработке методы и приемы

усиливают

интерес

учащихся

к

изучению

учебного

материала,

активизируют

познавательную деятельность учеников и способность к более прочному

усвоению знаний.

В ходе проектной деятельности учащиеся под руководством учителя

изучали

и

анализировали

литературу

по

данной

теме

с

целью

создания

методического

пособия. Актуальность

разработки

обусловлена

тем,

что

данное методическое пособие должно помочь в дальнейшем учителям и

ученикам изучать построение деловых бумаг.

В нашем пособии находится вся полезная информация, которая касается

деловых бумаг и рекомендуется для использования учителями нашей школы.



В раздел образования