Автор: Таранова Татьяна Эдуардовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: ГКОУ школа № 27 г.- к. Анапа
Населённый пункт: г.- к. Анапа
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: «Социальная адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями через уроки русского языка и развития речи».
Раздел: среднее образование
«
Социальная
адаптация
учащихся
с
интеллектуальными
нарушениями
через
уроки
русского
языка
и
развития
речи
».
Основной
задачей
коррекционной
школы
для
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями
является
социальная
адаптация
и
интеграция
учащихся
в
обществе
,
их
успешная
социализация
.
Поэтому
деятельность
педагогического
коллектива
в
рамках
работы
по
адаптации
учащихся
можно
определить
как
приоритетную
.
Чтобы
повысить
интерес
детей
с
нарушениями
к
урокам
русского
языка
и
чтения
,
учитель
должен
найти
такие
методы
и
приёмы
,
которые
смогли
бы
увлечь
детей
сделать
процесс
обучения
интересным
,
при
этом
учитывая
индивидуальные
особенности
каждого
ребёнка
.
Оканчивая школу, ребята идут в большую жизнь, будут сталкиваться с
необходимостью оформления деловых бумаг. Школа должна познакомить
учащихся с официально-деловым стилем речи, сформировать у них навыки
делового письма.
Проведенный
в ГКОУ
школы
№27
в
2016
году
опрос
среди
учащихся
7-9
х
классов
показал
,
что
95%
из
них
не
смогут
написать
объяснительную
записку
,
93%
учащихся
не
знают
,
что
такое
резюме
,
94%
не
умеют
писать
доверенность
,
80%
учащихся
не
смогут
самостоятельно
написать
заявление
о
приеме
на
работу
.
Из
этого
следует
,
что
большинство
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
не
умеют
составлять
деловые
бумаги
и
не
знают
значение
некоторых
из
них
.
Поэтому мы решили создать методическое пособие по написанию
деловых бумаг в школе.
Начиная с 5-го класса, учащиеся заводят папку по
деловому
письму
(используются
файловые
папки
с
вложенными
в
них
листами белой бумаги). Все темы, предусмотренные программой, указаны в
разделе "Содержание" и разбиты по классам. Ученики работают с данной
папкой до конца 9-го класса, защищают проекты по деловым бумагам, что
обеспечивает
реализацию
принципа
цикличности
и
многократности
повторения,
присущего
коррекционной
школе
для
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями.
В 9-м классе все ранее изученные деловые бумаги еще раз повторяются.
Завершая курс обучения в
ГКОУ
школы
№27
, учащиеся 9 класса сдают
зачетную
работу
по
теме
"Деловое
письмо"
(обычно
это
–
заполнение
анкеты).
«
Методическое
пособие
по
обучению
деловому
письму
».
Учебный предмет: письмо и развитие речи.
Классы: 5-9
Цель:- создать методическое пособие по написанию деловых бумаг в школе;
- формировать умения написания деловых бумаг по образцу;
- воспитывать способности самостоятельно мыслить;
Задачи:
- проанализировать литературу по данной теме и грамотно использовать её;
- изучить уровень умений школьников составлять деловые бумаги;
- создать методическое пособие для учащихся.
Практическое значение:
-
это
методическое
пособие
может
быть
использовано
на
уроках
для
оформления деловых бумаг;
- проектная деятельность предполагает групповую работу учеников.
Направления работы:
1.Оформление деловых бумаг (папки - проекты);
2. Проектная деятельность учащихся.
3. Проведение уроков по теме.
Рекомендации:
Проектная
деятельность
предполагает
групповую
работу
учеников.
При
работе над проектом предполагается организовать учащихся в следующие
группы:
- техническую;
- информационную;
- оформительскую.
Техническая группа занимается набором текстов на компьютере.
Информационная группа - поиском информации.
Оформительская группа - оформлением папок.
В соответствии с заданием, состав групп может меняться.
Ход проекта
1.Собрать материал из разных источников.
2. Провести опрос.
3. Проанализировать сделать вывод.
4. Создать методическое пособие – презентацию.
Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе
всего класса. Они оценивают работу, выставляя баллы в карте испытания.
При защите проекта все эти материалы должны быть представлены.
Оформление деловых бумаг (папки - проекты)
Виды деловых бумаг, изучаемых на уроках письма и развития речи:
объявление, адрес на открытке и конверте, автобиография, заявление о
приеме в ПТУ, резюме, расписка, анкета, объяснительная, записка,
телеграмма, договор, расписка, объявление, характеристика, протокол, акт,
справка.
Темы делового письма повторяются, т.к. в каждом классе они усложняются,
добавляются
новыми
сведениями.
Учащиеся
привыкают
к
оформлению
бумаг,
у
них
вырабатывается
навык,
и
они
уже
более
уверенно
с
ними
работают,
что
способствует
их
большей
социализации
и
адаптации
в
обществе. Но, даже научившись на уроках оформлять деловые бумаги, в
жизни все равно это вызывает у них трудности. Тем не менее, такая работа
очень важна для учащихся. Для того чтобы дети лучше усвоили оформление
деловых
бумаг,
необходимо
тренировать
их
в
нахождении
ошибок,
неточностей в предлагаемых образцах. (Например, «Найди ошибки в деловой
бумаге», «Как правильно нужно написать?», «Верно ли оформлена деловая
бумага?», «Почему ты так считаешь?» и т.д.).
Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля:
- автобиография
- поздравительная открытка
- письмо
- заметка в стенгазету
Каждый ученик оформляет деловые бумаги в свою папку.
Потребность в умении оформлять деловые бумаги возникает часто,
поэтому техника делового письма должна быть отработана до автоматизма.
Работа в данном направлении проводится в системе. Знания, полученные на
таких
уроках,
окажут
выпускникам
необходимую
помощь
в
дальнейшей
социальной адаптации.
Рассмотренные в данной разработке методы и приемы
усиливают
интерес
учащихся
к
изучению
учебного
материала,
активизируют
познавательную деятельность учеников и способность к более прочному
усвоению знаний.
В ходе проектной деятельности учащиеся под руководством учителя
изучали
и
анализировали
литературу
по
данной
теме
с
целью
создания
методического
пособия. Актуальность
разработки
обусловлена
тем,
что
данное методическое пособие должно помочь в дальнейшем учителям и
ученикам изучать построение деловых бумаг.
В нашем пособии находится вся полезная информация, которая касается
деловых бумаг и рекомендуется для использования учителями нашей школы.