Автор: Сивицкая Светлана Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №512 Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина«Узник» и М.Ю.Лермонтова «Желание»
Раздел: полное образование
К уроку литературы.
Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Узник» и
М.Ю.Лермонтова «Желание»
Лирические
стихотворения
А.С.Пушкина
«Узник»
(1922)
и
М.Ю.Лермонтова
«Желание» (1831) созданы в начале их творческого пути и относятся к романтическим
произведениям поэтов. Пушкин после окончания Царскосельского лицея в 1917 году
начинает писать «вольные» стихи, за которые был удален не только из столицы, но и был
оторван от политической жизни России. Свое пребывание в Кишиневе поэт воспринимал
как заточение, и именно в этот период появляется стихотворение «Узник» с явными
свободолюбивыми
мотивами.
Замысел
сравнения
лирического
героя
с
орлом,
«вскормленным в неволе», возникает после посещения тюрьмы в Кишиневе, где Пушкин
увидел закованных в цепи орлов. Они не могли улететь, но и не становились ручными,
только принимали от людей пищу. Наблюдения за этими пернатыми невольниками и
разговоры с арестантами тюрьмы легли в основу стихотворения.
Стихотворение
«Желание»
было
написано
молодым
16-летним
Лермонтовым,
который
делится
юношескими
романтическими
мечтами
о
посещении
Шотландии
(Лермонт – древний шотландский род), своей исторической родины, превратившись в
степного ворона, который смог бы «одну лишь свободу любить. Таким образом, мы можем
говорить
о теме
свободы
и
в
данном
стихотворении.
Кроме
этого,
в
этом
же
стихотворении можно проследить появление в творчестве молодого поэта его главной
темы – темы одиночества (уже в этом раннем стихотворении 3 раза употребляется слово
«один»).
Стихотворение А.С.Пушкина
и М.Ю.Лермонтова четко делятся на 2 части и
состоят из 3 строф (катренов) – у Пушкина, у Лермонтова – из 6 катренов.
В «Узнике» выразилась глубокая тоска по воле и страстное ожидание свободы:
первая
строфа
передает
настроение
лирического
героя-
узника,
здесь,
в
начале
стихотворения,
звучит
мрачно-сосредоточенная
интонация,
которая
указывает
на
отсутствие простора, красок света и тепла. Семантическая нагрузка cлов «решетка»,
«темница» подчеркивает отсутствие возможности передвижения героя. А слову «тюрьма»
Пушкин предпочел слово «темница», вносящему экcпрессивный оттенок - «без cвета».
«Неволя» - это не только внешняя, но и внутренняя несвобода. Начиная со второй строки
первой строфы в стихотворении появляется еще один невольник– орел («мой грустный
товарищ»), который испытывает те же чувства, что и человек. Его движения однообразны
(«клюет», «махая крылом»). Эпитеты «cырой», «грустный» нагнетают негатив, передают
безрадостность
состояния
узников. Метафора «вскормленный в неволе» подчеркивает,
что герой никогда не знал свободы, но! вольная птица орел инcтинктивно cтремится к
cвободе. Интересен cинтаксис первой cтрофы. 1 предложение (1 строка), рассказывающее
об
узнике,
простое
(используемая
инверсия
усиливает
впечатление
от
состояния
лирического героя). 2 предложение (2 строка) – сложное, простые предложения в его
составе
также
осложнены
обособленными
определениями
(причастным
оборотом,
приложением), обcтоятельством (деепричастным оборотом) и однородными членами. И
эта
сложная
синтаксическая
конструкция
сопровождает
изменения,
происходящие
на
наших глазах: от безнадежного положения узников к ощущению ими полной свободы.
Во
второй
строфе
появляется
движение,
пространство
раздвигается,
и
для
изображения внутреннего пробуждения, готовности к действию, динамики используется 9
глаголов,
в
основном,
настоящего
времени. Ряды
однородных
членов
усиливают
ощущение действия узников: они задумали одно, происходит слияние в один образ, и
порой трудно понять, о ком говорит автор. Напряжение, возникающее во второй строфе
стихотворения, усиливается переносом диалога на третью строфу, звучит побудительный
призыв: «Давай улетим!», и опять непонятно, кто эти слова произносит. Об этом мы
узнаем в 3 строфе, когда звучит «мы». Повтор «Пора, брат, пора!» изменяет временное
пространство: неволе приходит конец, свобода зовет, необходимо действовать. Время в
стихотворении как будто останавливается, преображается пространство, залитое светом,
глаголы «белеют», «синеют» не столько говорят о действии, сколько о том, что видит
лирический герой. А видит он вечную красоту природы – бескрайность, величие (автор
использует символы свободы: море, горы, ветер). Это торжествующее чувство свободы. В
третьей строфе используются 3 восклицательных знака, что свидетельствует о крайней
эмоциональности лирического героя. Поэтичность речи позволяет читателю ощутить, что
свобода
прекрасна
и
что
каждый
человек
должен
быть
свободным.
Интонация
стихотворения
возвышенно-напевная,
чему
способствует ассонанс
на
а-о-э. Анафора
«туда, где…» (3 раза) усиливает призыв к действию, не оставляя времени сомнениям и
указывают, куда пора лететь. Цепь восходящих, нарастающих интонаций завершается
восклицанием. Наш лирический герой становится «братом» вольного орла, и, несмотря на
то, что они все-таки являются узниками, герои внутренне ощущают себя свободными. Ни
разу в этом стихотворении не звучит слово «свобода», но именно о ней говорится в данном
стихотворении. Заканчивается стихотворение многоточием, это эмоции и раздумья автора,
для которого свобода – высшая жизненная ценность и непременное условие творчества. В
заключении хочется сказать, что по интонации и форме стихотворение близко к устному
народному творчеству, поэтому стало песней.
Стихотворение
М.Ю.Лермонтова
«Желание»
начинается
с риторических
вопросов, построенных на анафоре, причем используется «зачем» вместо «почему» (т.к.
ничто в жизни не бывает случайным и происходит с какой-то определенной целью). Далее,
используя многочисленные инверсии («покоится прах», «Где цветут моих предков поля»)
и повторы («На запад, на запад помчался бы я»), автор рисует при помощи эпитетов
картину далекой романтической страны с ее «пустым замком», «туманными горами». Для
усиления торжественного звучания используются слова «высокого» стиля: «забвенный»,
«прах», внимаем». Восторженная речь лирического героя строится с использованием, в
основном, сложных синтаксических конструкций - сложносочиненных предложений, за
исключением 2 строфы. В первой части сочинительный союз «и», который используется 7
раз, анафоры (3-4 строфы) позволяют читателю почувствовать, насколько лирическому
герою дорого то, о чем он мечтает и воображает, и таким образом автор показывает некую
сумбурность его воображаемых действий.
Но мечты лирического героя обрываются. Вторая часть стихотворения начинается с
противительного
союза «но», что позволяет нам утверждать, что композиция данного
стихотворения
построена
на антитезе.
Все,
о
чем
мечтает
герой,
разбивается
о
реальность: «тщетны мечты», «бесполезны мольбы» - инверсия, использование кратких
прилагательных
в
качестве
сказуемых,
подчеркивает,
что
действие
как
будто
останавливается, сталкиваясь с реальностью. Герой оторван от «холмов отчизны», он
«потомок отважных бойцов Увядает средь
чуждых снегов».
Эпитет «строгих законов
страны» указывает на то, что эти законы непреодолимы. Аллитерация на шипящие (щ, ч,
ж), а также свистящие (з, с) как будто приостанавливает движение, ощущавшееся в
предыдущей строфе. Последние строки стихотворения, в которых используется сразу три
разных знака препинания – многоточие, вопросительный и восклицательные знаки,
указывающие
на
состояние
лирического
героя,
а
именно:
с
одной
стороны,
взволнованность от увиденного в мечтах, с другой - невозможности вырваться из оков
несвободы. Заканчивается стихотворение , как и начинается,
риторическим вопросом
«зачем я не ворон степной?», что указывает на кольцевую композицию стихотворения.
Именно в этих вопросах сквозит сожаление о невозможности быть свободным.
Сравнивая стихотворные размеры, которые были использованы в анализируемых
стихотворениях, можно увидеть отличия, несмотря на то, что они написаны трехсложным
размером
–
амфибрахием.
У
Пушкина
это 4-х
стопный
амфибрахий
с
пиррихием.
Лермонтов,
искавший
новые
формы
стиха
уже
в
юношеских
стихах,
использует
чередование 4-х стопного и 3-х стопного амфибрахия. Рифмы в обоих стихотворениях
– мужские, рифмовка парная.
Таким
образом,
сравнивая
два
стихотворения,
можно
говорить
о
противопоставлении
двух
миров:
реального
и
идеального.
От
угнетающей
действительности поэты-романтики устремляются к иной, идеальной жизни и, как и все
романтики, мечтают о вольности на земле.
Но нельзя не сказать об оптимистическом
финале пушкинского «Узника» и безысходности, разочаровании и смирении в «Желании»
Лермонтова.
Настроение
«Узника»
не
кажется
таким
мрачным,
когда
стихотворение
прочитано
до
конца
и
читатель
ощущает
ту
внутреннюю
свободу,
которую
обрел
лирический герой. А вот «желание» другого лирического героя становится невыполнимым
в связи с невозможностью эту свободу получить, и в этом отличие мироощущения двух
великих поэтов.