Напоминание

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина«Узник» и М.Ю.Лермонтова «Желание»


Автор: Сивицкая Светлана Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №512 Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина«Узник» и М.Ю.Лермонтова «Желание»
Раздел: полное образование





Назад




К уроку литературы.

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Узник» и

М.Ю.Лермонтова «Желание»

Лирические

стихотворения

А.С.Пушкина

«Узник»

(1922)

и

М.Ю.Лермонтова

«Желание» (1831) созданы в начале их творческого пути и относятся к романтическим

произведениям поэтов. Пушкин после окончания Царскосельского лицея в 1917 году

начинает писать «вольные» стихи, за которые был удален не только из столицы, но и был

оторван от политической жизни России. Свое пребывание в Кишиневе поэт воспринимал

как заточение, и именно в этот период появляется стихотворение «Узник» с явными

свободолюбивыми

мотивами.

Замысел

сравнения

лирического

героя

с

орлом,

«вскормленным в неволе», возникает после посещения тюрьмы в Кишиневе, где Пушкин

увидел закованных в цепи орлов. Они не могли улететь, но и не становились ручными,

только принимали от людей пищу. Наблюдения за этими пернатыми невольниками и

разговоры с арестантами тюрьмы легли в основу стихотворения.

Стихотворение

«Желание»

было

написано

молодым

16-летним

Лермонтовым,

который

делится

юношескими

романтическими

мечтами

о

посещении

Шотландии

(Лермонт – древний шотландский род), своей исторической родины, превратившись в

степного ворона, который смог бы «одну лишь свободу любить. Таким образом, мы можем

говорить

о теме

свободы

и

в

данном

стихотворении.

Кроме

этого,

в

этом

же

стихотворении можно проследить появление в творчестве молодого поэта его главной

темы – темы одиночества (уже в этом раннем стихотворении 3 раза употребляется слово

«один»).

Стихотворение А.С.Пушкина

и М.Ю.Лермонтова четко делятся на 2 части и

состоят из 3 строф (катренов) – у Пушкина, у Лермонтова – из 6 катренов.

В «Узнике» выразилась глубокая тоска по воле и страстное ожидание свободы:

первая

строфа

передает

настроение

лирического

героя-

узника,

здесь,

в

начале

стихотворения,

звучит

мрачно-сосредоточенная

интонация,

которая

указывает

на

отсутствие простора, красок света и тепла. Семантическая нагрузка cлов «решетка»,

«темница» подчеркивает отсутствие возможности передвижения героя. А слову «тюрьма»

Пушкин предпочел слово «темница», вносящему экcпрессивный оттенок - «без cвета».

«Неволя» - это не только внешняя, но и внутренняя несвобода. Начиная со второй строки

первой строфы в стихотворении появляется еще один невольник– орел («мой грустный

товарищ»), который испытывает те же чувства, что и человек. Его движения однообразны

(«клюет», «махая крылом»). Эпитеты «cырой», «грустный» нагнетают негатив, передают

безрадостность

состояния

узников. Метафора «вскормленный в неволе» подчеркивает,

что герой никогда не знал свободы, но! вольная птица орел инcтинктивно cтремится к

cвободе. Интересен cинтаксис первой cтрофы. 1 предложение (1 строка), рассказывающее

об

узнике,

простое

(используемая

инверсия

усиливает

впечатление

от

состояния

лирического героя). 2 предложение (2 строка) – сложное, простые предложения в его

составе

также

осложнены

обособленными

определениями

(причастным

оборотом,

приложением), обcтоятельством (деепричастным оборотом) и однородными членами. И

эта

сложная

синтаксическая

конструкция

сопровождает

изменения,

происходящие

на

наших глазах: от безнадежного положения узников к ощущению ими полной свободы.

Во

второй

строфе

появляется

движение,

пространство

раздвигается,

и

для

изображения внутреннего пробуждения, готовности к действию, динамики используется 9

глаголов,

в

основном,

настоящего

времени. Ряды

однородных

членов

усиливают

ощущение действия узников: они задумали одно, происходит слияние в один образ, и

порой трудно понять, о ком говорит автор. Напряжение, возникающее во второй строфе

стихотворения, усиливается переносом диалога на третью строфу, звучит побудительный

призыв: «Давай улетим!», и опять непонятно, кто эти слова произносит. Об этом мы

узнаем в 3 строфе, когда звучит «мы». Повтор «Пора, брат, пора!» изменяет временное

пространство: неволе приходит конец, свобода зовет, необходимо действовать. Время в

стихотворении как будто останавливается, преображается пространство, залитое светом,

глаголы «белеют», «синеют» не столько говорят о действии, сколько о том, что видит

лирический герой. А видит он вечную красоту природы – бескрайность, величие (автор

использует символы свободы: море, горы, ветер). Это торжествующее чувство свободы. В

третьей строфе используются 3 восклицательных знака, что свидетельствует о крайней

эмоциональности лирического героя. Поэтичность речи позволяет читателю ощутить, что

свобода

прекрасна

и

что

каждый

человек

должен

быть

свободным.

Интонация

стихотворения

возвышенно-напевная,

чему

способствует ассонанс

на

а-о-э. Анафора

«туда, где…» (3 раза) усиливает призыв к действию, не оставляя времени сомнениям и

указывают, куда пора лететь. Цепь восходящих, нарастающих интонаций завершается

восклицанием. Наш лирический герой становится «братом» вольного орла, и, несмотря на

то, что они все-таки являются узниками, герои внутренне ощущают себя свободными. Ни

разу в этом стихотворении не звучит слово «свобода», но именно о ней говорится в данном

стихотворении. Заканчивается стихотворение многоточием, это эмоции и раздумья автора,

для которого свобода – высшая жизненная ценность и непременное условие творчества. В

заключении хочется сказать, что по интонации и форме стихотворение близко к устному

народному творчеству, поэтому стало песней.

Стихотворение

М.Ю.Лермонтова

«Желание»

начинается

с риторических

вопросов, построенных на анафоре, причем используется «зачем» вместо «почему» (т.к.

ничто в жизни не бывает случайным и происходит с какой-то определенной целью). Далее,

используя многочисленные инверсии («покоится прах», «Где цветут моих предков поля»)

и повторы («На запад, на запад помчался бы я»), автор рисует при помощи эпитетов

картину далекой романтической страны с ее «пустым замком», «туманными горами». Для

усиления торжественного звучания используются слова «высокого» стиля: «забвенный»,

«прах», внимаем». Восторженная речь лирического героя строится с использованием, в

основном, сложных синтаксических конструкций - сложносочиненных предложений, за

исключением 2 строфы. В первой части сочинительный союз «и», который используется 7

раз, анафоры (3-4 строфы) позволяют читателю почувствовать, насколько лирическому

герою дорого то, о чем он мечтает и воображает, и таким образом автор показывает некую

сумбурность его воображаемых действий.

Но мечты лирического героя обрываются. Вторая часть стихотворения начинается с

противительного

союза «но», что позволяет нам утверждать, что композиция данного

стихотворения

построена

на антитезе.

Все,

о

чем

мечтает

герой,

разбивается

о

реальность: «тщетны мечты», «бесполезны мольбы» - инверсия, использование кратких

прилагательных

в

качестве

сказуемых,

подчеркивает,

что

действие

как

будто

останавливается, сталкиваясь с реальностью. Герой оторван от «холмов отчизны», он

«потомок отважных бойцов Увядает средь

чуждых снегов».

Эпитет «строгих законов

страны» указывает на то, что эти законы непреодолимы. Аллитерация на шипящие (щ, ч,

ж), а также свистящие (з, с) как будто приостанавливает движение, ощущавшееся в

предыдущей строфе. Последние строки стихотворения, в которых используется сразу три

разных знака препинания – многоточие, вопросительный и восклицательные знаки,

указывающие

на

состояние

лирического

героя,

а

именно:

с

одной

стороны,

взволнованность от увиденного в мечтах, с другой - невозможности вырваться из оков

несвободы. Заканчивается стихотворение , как и начинается,

риторическим вопросом

«зачем я не ворон степной?», что указывает на кольцевую композицию стихотворения.

Именно в этих вопросах сквозит сожаление о невозможности быть свободным.

Сравнивая стихотворные размеры, которые были использованы в анализируемых

стихотворениях, можно увидеть отличия, несмотря на то, что они написаны трехсложным

размером

амфибрахием.

У

Пушкина

это 4-х

стопный

амфибрахий

с

пиррихием.

Лермонтов,

искавший

новые

формы

стиха

уже

в

юношеских

стихах,

использует

чередование 4-х стопного и 3-х стопного амфибрахия. Рифмы в обоих стихотворениях

– мужские, рифмовка парная.

Таким

образом,

сравнивая

два

стихотворения,

можно

говорить

о

противопоставлении

двух

миров:

реального

и

идеального.

От

угнетающей

действительности поэты-романтики устремляются к иной, идеальной жизни и, как и все

романтики, мечтают о вольности на земле.

Но нельзя не сказать об оптимистическом

финале пушкинского «Узника» и безысходности, разочаровании и смирении в «Желании»

Лермонтова.

Настроение

«Узника»

не

кажется

таким

мрачным,

когда

стихотворение

прочитано

до

конца

и

читатель

ощущает

ту

внутреннюю

свободу,

которую

обрел

лирический герой. А вот «желание» другого лирического героя становится невыполнимым

в связи с невозможностью эту свободу получить, и в этом отличие мироощущения двух

великих поэтов.



В раздел образования