Автор: Робитнык Валентина Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 г. Пушкино
Населённый пункт: город Пушкино Московская область
Наименование материала: методическая разработка интегрированного урока химии
Тема: История открытия Периодического закона и его историческое утверждение
Раздел: среднее образование
МБОУ СОШ №2 г. Пушкино
Интегрированный урок химия – литература - музыка
История открытия Периодического закона и его
историческое утверждение
Учитель химии
Робитнык В.Н.
ПУШКИНО 2018
Тема урока: История открытия Периодического закона и его
историческое утверждение.
Цели урока:
-На примере жизни и деятельности Д.И.Менделеева показать, что
упорный труд делает человека великим.
-Познакомить учащихся с широкомасштабным спектром
деятельности русского ученого.
-Рассказать историю открытия Периодического закона, включив
элемент театрализованного представления учащимися.
-Развивать интерес к познанию истории развития науки.
-Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, гордость за
гениального нашего соотечественника и его огромный вклад в
развитие отечественной и мировой науки.
Оборудование.
-ноутбук, подключенный к системе
-набор реактивов:
1)Для опытов “Времена года”
Осень-нафталин ( возгонка нафталина под колоколом “Иней на
ветках ели”)
Зима - бензойная кислота ( возгонка бензойной кислоты “Буран под
колоколом”)
Весна – “Цветочная клумба” (в эксикаторе с раствором аммиака)
Лето – “Водоросли в пруду” (раствор силикатного клея, кристаллы
CuSO
4
, NiSO
4
, CoSO
4
, Fe
2
(SO
4
)
3
)
2) Для опыта “Волшебный чайник”
Стаканы №1- р-р HCl, №2-р-р NaOH, №3-р-р фенолфталеина, №4-
пустой. В чайнике дистиллированная вода.
3)Для опыта “Волшебная палочка”
Зажигательная смесь(KMnO
4
+ H
2
SO
4
), набор стеклянных палочек,
свечи с ватным фитилем, на который предварительно капнуть
спиртом.
4) Для опыта “Вулкан”
1
Опыт проводится в вытяжном шкафу, на подставке фарфоровая
чашка с дихроматом аммония, смешанным с порошком магния.
Сверху вата, смоченная спиртом. Поджечь “волшебной палочкой”.
-Запись фортепианного цикла Чайковского “Времена года”
Осень – октябрь, зима –январь, весна – апрель, лето – июнь.
-Запись Tom Lehrer
,
s “ The Elements” animated
Песня об элементах на английском https//youtu.be/zGM-wSKFBpo
Ход урока.
1.Организация начала урока.
Дидактическая задача. Подготовить учащихся к работе на уроке. На
столах должны быть учебник, тетрадь, письменные
принадлежности.
2.Подготовка к основному этапу урока.
Дидактическая задача. Обеспечение мотивации и принятия
учащимися цели учебно-познавательной деятельности,
актуализация опорных знаний и умений.
-Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости – заместители
директоров школ Пушкинского муниципального района. Давайте
обернемся, улыбнемся друг другу и начнем урок.
3.Основной этап урока.
-8 февраля 2019 года исполнится 185 лет великому русскому
ученому Дмитрию Ивановичу Менделееву, а 1 марта 2019 года
исполнится 150 лет со дня открытия им Периодического закона. Вот
этим двум событиям и посвятим мы сегодняшний урок.
-Презентацию на тему: “Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева”
подготовил Ян Кравец. (текст сообщения в приложении)
2
-В дополнении к презентации я хочу прочитать слова из
автобиографии Д.И.Менделеева: стр.127 “Великие химики” том 2
автор Калоян Манолов.
“ Всего более четыре предмета составили мое имя:
Периодический закон, исследование упругости газов,
понимание растворов как ассоциаций и “Основы химии”. Тут
все мое богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено
мною, это мои дети и ими, увы, дорожу сильно, столько же, как
детками.
По видимости, периодическому закону будущее не грозит
разрушением, а только надстройки и развитие обещает, хотя,
как русского, меня хотели затереть, особенно немцы. Тут мне
везло счастье, особенно с предсказанием свойств галлия и
германия…”
- И мы плавно переходим к истории открытия Периодического
закона. ( Ведущие: Королева Мария и Тригупчук Маргарита. Роли
элементов исполняют: Олеся Носик, Аня Егорова, Маша
Абдимуратова, Игнат Капитанов, Алексей Антипов, Мухаммад
Хасанов, Милена Погосян, Дмитрий Слосман, Илья Егоров, Таисия
Николаи, Егор Коровкин, Андрей Гаврилюк, София Слосман, Иван
Волков)
1 ведущий. Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо Природы является гений
И в хаосе этом наводит порядок…
Весь мир большой:
Жара и стужа,
Планет круженье, свет зари-
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Найдется ль правило простое,
3
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит.
Природы ищет алфавит.
2 ведущий. Приступая к чтению лекции по химии в Петербургском
университете и перебрав все книги, Менделеев не нашел ничего,
что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного
пособия. Поэтому он решил написать учебник “Основы химии”
Случилось в Петербурге это.
Профессор университета
Писал учебник для студентов…
Задумался невольно он…
“Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?”
Искали многие решенье,
Но, проходя лишь полпути,
Бросали. Мучило сомненье:
“А можно ли закон найти?”
Мир состоит из элементов.
(В то время знали шестьдесят).
А сколько их всего? На это
Нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он:
“ Тут должен, должен быть закон!”
Упрямо он искал решенье.
Был Труд, Надежда и Терпенье,
И Вера в то, что он найдет!
Он так работал целый год.
1 вед. 1 марта 1869 года Д.И.Менделеев предполагал выехать из
Петербурга для обследования артельных сыроварен в Тверскую и
другие губернии. В день выезда он искал ответ на вопрос: какую
группу элементов в “Основах химии”следует описывать сразу
4
после щелочных металлов?
Но вот дела отложены
Расчеты прерываются.
С утра в поездку дальнюю
Ученый собирается.
Все чемоданы собраны.
На козлах кучер мается:
“Поспеть бы надо к поезду,
А барин все копается”!
А барин одевается
И к двери направляется.
Он к двери направляется…
И вдруг!!!
Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу.
И строчит карандашом.
Наконец-то! Он нашел!
Он на чем попало пишет.
Ничего вокруг не слышит. Наконец-то понял он,
В чем разгадка, в чем закон!...
Из кабинета не выходит:
“Не упустить бы мысли той”!
Он элементы ставит в строй,
Но все ж таблица не выходит…
Тогда усталостью сражен,
Лег на диван и видит сон…
( Под тихую музыку, в полумраке, появляются учащиеся со знаками
химических элементов на груди: H, Li, Be, B, C, N, O, F, Na, Mg, Al,
Si, P, S, Cl.)
2 вед. То кружились,
То мелькали,
То водили хоровод,
5
То взрывались,
То пылали,
То шипели,
То сверкали,
То в покое пребывали:
Алюминий, Натрий, Калий,
Фтор, Бериллий, Водород…
( Смена спокойной мелодии на агрессивную)
Перепутались все свойства,
Недалеко до беды…
1 вед. Вдруг команда:
-Стройся в войско!-
Стали строиться в ряды.
(Учащиеся выстраиваются, образуя 1-й и 2-й ряды
1 ряд Н
2 ряд Li Be B C N O F )
1 вед. Во втором ряду волненье:
Все боятся окисленья.
Литий: Поглядите!
1 вед. Злится Литий
Литий: Фтор ужасный окислитель!
Я не встану в этот ряд!
Пусть другие здесь горят!
2 вед. И Бериллий
Мрачно мыслит
Бериллий: Кислород нас всех окислит!
И простите за повтор:
Как несносен этот Фтор!
1 вед. Бор кивает головой,
Но не рвется сразу в бой!
2 вед. И Азот не лезет в спор.
Но зато взорвался Фтор:
Фтор:- Ах! Так мы для вас не пара!
6
Кислород!
Поддай им жару!
Окисляй!
За мной!
Вперед!
Углерод. Стойте!
1 вед. Крикнул Углерод.
Углерод. Я и уголь.
И алмаз.
И за них я. И за вас!
Я сражаться не горю,
Я вас лучше помирю!
Встану я посередине!...
2 вед. Третий ряд! Трубите сбор!
Натрий,
Магний,
Алюминий,
Кремний,
Фосфор,
Сера,
Хлор!
По порядку, по закону
Элементы встали в ряд.
1 вед. И выходит, что в колону
Все похожие стоят!
Кремний встал под Углеродом.
Сера
Схожа с Кислородом.
Алюминий
Встал под Бор-
Замечательный подбор!
Ряд пристраивают к ряду.
А рядов-то десять кряду.
7
Металлы под металлами,
Едкие
Под едкими,
Ковкие
Под ковкими.
Идут своими клетками.
По порядку все стоит.
Вот Природы Алфавит!
( Элементы уходят, садятся по своим местам)
Учитель. Располагая элементы по возрастанию их атомных масс,
Д.И.Менделеев заметил, что резкое изменение свойств при
переходе от галогена к щелочному металлу, уменьшение основных
свойств при переходе от щелочного металла к щелочно-земельному
периодически повторяются. Оказалось, что и формы соединений
также периодически повторяются. На основании замеченной
периодичности Д.И Менделеев сформулировал закон:
“Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений
элементов находятся в периодической зависимости от
величины атомных весов элементов”.
Вокруг Периодического закона вскоре после его открытия
развернулась острая длительная борьба, больно отражавшаяся на
душевном состоянии Менделеева.
Сторонников у него сначала было очень мало, даже среди русских
химиков. Противников же много, особенно в Германии и Англии. К
ним относились Бунзен в Германии, Зинин- в России, Нильсон и
Петерсон в Швеции.
1 вед. Открытие Периодического закона позволило Менделееву
дать блестящий образец научного предвидения. В 1870 году он
предсказал существование трех еще неизвестных элементов,
которые назвал: экасилиций, экаалюминий и экабор. Они должны
были заполнить пустые клетки в периодической системе.
Был четвертый ряд нарушен.
8
Элемент не обнаружен.
Элемент не обнаружен –
Тот, что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство.
Существует где-то он!
“Я найду сначала свойства,
И поможет мне закон”!
Удельный вес назвал и цвет,
Летуч на воздухе иль нет,
Как плавится, в чем растворим…
Законом пользуясь своим,
Три элемента предсказал,
Как будто их в глаза видал!...
Быть может раз в тысячелетье
Свершить подобное дано.
Но мир открытья не заметил
Иль не поверил, все равно.
И кто-то говорил по - свойски:
“Забудь об этой ерунде!
Как можно обнаружить свойства
Веществ,
Не найденных нигде”!
2 вед. Первый учебник по неорганической химии на основе
периодического закона написал в Петербурге В.Ю.Рихтер (1874г.) и
этим помог признанию самого закона. Но решающее значение
имели открытия трех предсказанных Менделеевым элементов. В
1875году Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах
Менделеева, открыл новый металл, назвав его галлием. По ряду
свойств и по способу открытия (спектральным путем) галлий
совпал с экаалюминием Менделеева. Но его удельный вес оказался
сначала меньше предсказанного. Несмотря на это, Менделеев
послал во Францию “Заметку по поводу открытия галлия”,
настаивая на своем предсказании.
9
Вот как-то раз узнали
Ученые всех стран:
Металл чудесный Галлий
(В честь Франции назвали)
Открыл Буабодран.
Довольный и счастливый
Рассматривал металл,
Но писем из России
Никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его.
От русского ученого?!
-Ошибся я! Слыхали?!
Француз был удивлен.-
В глаза не видел Галлий,
А свойства знает он!
Вес высчитал удельный
Точней чем я, стократ
Какой-то Менделеев
Еще пять лет назад!-
Глаза его сверкали,
Топорщились усы.
Но вот металл свой Галлий
Он кинул на весы!...
1 вед. Ответ в Россию мчится:
“Прекрасная Таблица!
Я Вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон Периодический,
И я категорически
Приветствую Закон”!
Это был первый триумф Периодического закона, вызвавший
большой интерес к трудам Менделеева и его предсказаниям.
Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказание Менделеевым
10
свойств экаалюминия оказалось таким точным. С этого момента
Периодический закон начинает утверждаться в химии, переходя из
гипотезы в строго доказанную истину.
В 1879 году Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором
воплотился предсказанный Менделеевым экабор.
В 1886 году Винклер в Германии открыл германий. Свойства
германия с удивительной точностью совпали с предсказанными
Менделеевым для экасилиция.
2 вед. У химиков переполох!
Ведь Галлий был одним из трех,
Предсказанных заранее!...
И следом, как из-под земли,
Вдруг Скандий в Швеции нашли,
На свет Германий извлекли
(Естественно в Германии).
Менделеев включил портреты Лекока де Буабодрана, Нильсона и
Винклера в общую рамку, и озаглавил ее “Укрепители
Периодического закона”.
( Ведущие садятся на место)
Открыв Периодический закон в 1869 году Менделеев работал над
ним в течении всей своей жизни: подправляя, корректируя,
исправляя массы известных элементов, описывая свойства еще
неоткрытых элементов. Он предвидел существование 11 элементов(
галлий, скандий, германий, рений, полоний, протактиний, радий,
актиний, технеций, франций, астат).
И все-таки в Периодической системе есть исключения: Ar- K, Te- I,
Co- Ni. Проникнув всей своей сущностью в периодичность свойств,
Менделеев писал: “По-видимому Периодическому закону будущее
не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает”.
Оказалось, что атом вовсе не “неделим”
(Фронтальная беседа)
-Из чего состоит атом?
11
-Как заряжено ядро?
-Какой заряд электрона?
-Из каких частиц состоит ядро атома?
( Далее работа с карточками, написанными на А4, чтобы работать
фронтально, не вызывая учащихся к доске для экономии времени.
Можно задания на слайдах).
-Сколько протонов, нейтронов и электронов в атоме кислорода?
-Сколько протонов, нейтронов и электронов в атоме алюминия?
-По каким законам движутся электроны?
-Сколько энергетических уровней у атома серы?
-Сколько энергетических уровней у атома азота?
-Как определить, сколько электронов на последнем энергетическом
уровне у элементов главных подгрупп?
-Сколько электронов на последнем энергетическом уровне у атома
углерода?
-Сколько электронов на последнем энергетическом уровне у атома
натрия?
Итак, порядковый номер элемента, который присвоил ему
Д.И.Менделеев, не ведая о том, что атом делится, удивительным
образом совпал с положительным зарядом ядра атома. Т.е. с числом
протонов в ядре и числом электронов, движущихся в поле ядра. И
структура Периодической системы помогла ученым разобраться в
последовательности заполнения электронами энергетических
уровней и подуровней.
Закон Менделеева охватывает такое обилие фактов и отражает
такие глубокие особенности в свойствах элементов, связанные с
тонким строением атомов, что истолкование его долго будет
оставаться одной из самых актуальных задач теоретической физики
и химии.
Имя Д.И.Менделеева золотыми буквами вписано в историю
химии, в историю отечественной науки. И мы гордимся, сто
Д.И.Менделеев наш соотечественник.
12
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах-
Все от пылинок малых до планет-
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой,
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Ты знаешь газ легчайший водород
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
И темно- бурые растворы брома,
И кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Этими строками из стихотворения Степана Щипачева “Читая
Менделеева” мы заканчиваем наш урок, посвященный памяти и
юбилейным датам – 185 лет со дня рождения Д.И.Менделеева и
150 лет со дня открытия Периодического закона.
4.Завершающая часть урока. Химический эксперимент.
А теперь мои юные помощники проведут занимательные опыты.
1 опыт “Волшебный чайник”
В непрозрачном чайнике дистиллированная вода. В стакане №1-
раствор соляной кислоты( несколько капель), в стакане №2-раствор
щелочи(несколько капель), в стакане №3 раствор
фенолфталеина(разбавленный, несколько капель), стакан №4-
пустой.
Ход эксперимента: ученик разливает воду из чайника по стаканам –
образуются бесцветные растворы. Затем сливает растворы из
стаканов №2,3,4 в чайник, оставляя первый стакан для сравнения.
Выливает раствор из чайника обратно в стаканы- малиновый
раствор. Затем сливает все четыре раствора в чайник и разливает
по стаканам уже прозрачный раствор.
13
2 опыт “Времена года”
Юный помощник проводит опыт “Осень”- под колоколом
закреплена веточка ели, в фарфоровой чашке нафталин. Прибор
собран герметично. Ученик поджигает спиртовку - в течение
минуты происходит возгонка нафталина и звучит мелодия из
фортепианного цикла Чайковского “Осень”- октябрь.
Юный помощник проводит опыт “Зима”- прибор аналогичен
первому опыту, в фарфоровой чашке бензойная кислота. Звучит
мелодия “Зима” – январь.
Опыт “Весна”. Клумба с цветами из бумаги, пропитанной
раствором фенолфталеина, опускается в эксикатор, закрытый
притертой крышкой, в который предварительно был налит раствор
аммиака. Цветы окрашиваются в малиновый цвет. Звучит мелодия
“Весна” – апрель.
Опыт “Лето”. Юные лаборанты раздают на каждую парту стакан с
раствором силикатного клея 1:1( или строительное жидкое стекло
не разбавлять) и фарфоровую чашку с кристаллами солей меди,
никеля, кобальта, железа (III). Звучит мелодия “Лето” – июнь.
Учащиеся высыпают кристаллы в стакан и наблюдают рост
“водорослей”.
3 опыт “Волшебная палочка”
В кабинете гасится свет, закрываются жалюзи.
Юный помощник расставляет свечи, капает на ватный фитиль спирт
и опустив стеклянную палочку в зажигательную смесь прикасается
к свечам.
4 опыт “Вулкан”
В вытяжном шкафу на подставке находится фарфоровая чашка со
смесью дихромата аммония и порошка магния. Сверху кусочек
ваты. Ученик смачивает вату спиртом и прикасается “волшебной
палочкой” Начинается бурная реакция со вспышкой.
В это время включается клип с английской песней Тома Лерера
“Периодическая система”.
На этой позитивной ноте заканчивается урок, выставляются оценки
14