Напоминание

"Казачьи игры в школе"


Автор: Рябошапко Тамара Петровна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ61
Населённый пункт: г.Краснодар Х. Ленина
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Казачьи игры в школе"
Раздел: среднее образование





Назад




«Казачьи игры»

Внеурочная деятельность в классе казачьей направленности.

Введение

часов

на

внеурочную

деятельность

учащихся

(главное

достоинство

новых

стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых

образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-

исследовательской работы с учащимися. Это особенно важно в связи с существованием

негативных тенденций в воспитании школьников и подростков нашего общества, роста

децелерации (отсутствие цели в жизни) среди молодежи, что требует принятия адекватных

ситуации решений, поиска новых организационных, педагогических средств, форм и

методов

воспитания

школьников,

молодежи,

поколений,

которым

предстоит

принять

ответственность за судьбу России. Вот почему так остро стоит вопрос о патриотическом

воспитании нашей молодежи.

Нормативные документы:

Закон Российской Федерации «Об образовании»,

Приказа

МО

и

науки

РФ

от

6

октября

2009г.

373

«Федеральный

государственный образовательный стандарт начального общего образования».

Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от

26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года.

Концепция

духовно-нравственного

воспитания

российских

школьников.

Учительская газета от 9 июня 2009 года.

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в

общеобразовательных

учреждениях.

(Приложение

к

письму

Минобразования

России от 11 июня 2002 г. №30-51-433/16)

О

повышении

воспитательного

потенциала

общеобразовательного

процесса

в

общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской

Федерации от 2 апреля 2002 года №13-51-28/13)

Внеурочная деятельность:

Это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи

воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных

учебных действий.

Опыт

проведения

воспитательной

работы

с

подрастающим

поколением

показывает,

что

основными

направлениями

его

военно-патриотического

воспитания

являются:

воспитание в семье;

воспитание в казачьих общеобразовательных учебных заведениях;

воспитание

внешкольными

формами

обучения

на

основе

культуры

и

заповедей казачества.

Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию,

которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества

и его культуры. Она включает в себя:

общинность воспитания, через которую детьми усваивался норматив поведения,

обычаи

и

традиции

казачества,

отношение

к

старшим

и

труду

(ратному

и

сельскохозяйственному) как фактору жизни-строительства казака, коллективизм жизни и

общность целей, традиции народа, патриотизма и мужества;

конфессиональность

(православное)

воспитания

и

образования,

через

которые формировалось христианское мировоззрение, необходимость служения «Богу,

Святой Руси, своему народу и своему государству!»;

моногамность

воспитания, через

которую

формировалось

осознание

мужской и женской роли, приобретался житейский и профессиональный (для мальчиков)

опыт;

семью как

фактор

незыблемости,

основ

казачьего

общества,

авторитета

родителей и благополучия человеческой жизни;

культуросообразность

форм

казачьей

самобытности как фактор особой

художественно-эстетической духовности казачьего уклада и отношений;

аполитичность

воспитания

и

образования

подрастающего

поколения,

влияющую на формирование высшего авторитета Бога, казачьей воли и равноправия,

служение на благо Отечества и своего народа.

Цели преподавания:

а) Образовательные: дать верные представления о системе нравственных и

духовных ценностей православной традиций, в которую гармонично включены

понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности

традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности.

уважительному отношению к ближнему, бережному отношению к природе и т.д.

б) Воспитательные: формировать у детей систему духовно – нравственных

ценностей и с их позиций оценивать свои действия и поступки.

Каждому

уровню

воспитательного

результата

соответствует

своя

образовательная форма .Как реализуется программа внеурочной деятельности в нашей

школе. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания школьников

в

МОУСОШ№61

является воспит ание

уч ащихся

на

базе

культур ы

и

традиций казачества, использование накопленного веками богатейшего опыта народного

образования и воспитания. За последние годы много сделано для возрождения казачества,

его

вековых

традиций

и

самобытной

культуры.

Уже

сегодня

можно

уверенно

констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение,

способное

решать

серьезные

и

значимые

для

страны

задачи.

Российское

казачество,

сочетая

исторические,

традиционные

формы

самоуправления

с

современными

демократическими

нормами,

с

особым

укладом

жизни

и

своими

обычаями,

вносит

весомый вклад в строительство новой России».

Направления внеурочной деятельности:

Духовно-нравственное

Спортивно-оздоровительное

Художественно-эстетическое

Научно-познавательное

Проектная деятельность

Формы организации

экскурсии

кружки

клубы

круглые столы

конференции

Воспитательный

эффект

внеурочной

деятельности

влияние

того

или

иного

духовно-нравственного

приобретения

на

процесс

развития

личности

ребенка

(последствие результата).

Чтобы правильно организовать учебно-воспитательный процесс в казачьем классе,

необходима особая система планирования воспитательной работы. С учетом

особенностей данного класса одними из главных аспектов воспитательной работы

были выбраны духовное, нравственно-патриотическое и спортивное направления. Все

три направления являются приоритетными в работе классов казачьей направленности.

Чем еще казачий клуб отличается от обычного спортивного? Физическое воспитание

казака неотъемлемо от духовного. Ведь, как говорят, — если дух слаб, то не помогут

ни приемы рукопашного боя, ни оружие. Именно поэтому на спортинструкторах

лежит двойная ответственность, и к их работе поставлены жесткие требования.

Учитель обязательно должен быть казаком и, более того, быть настоящим

наставником, основываясь при этом на историческом и культурном наследии

предков. Казачонок должен понимать – он приходит в спортивный клуб не просто

заниматься спортом. Он приходит в семью, со своими вековыми законами и

традициями и, становясь частью такой семьи, сам воспитывается в казачьем

духе.Такой крутой поворот в системе казачьего воспитания позволил выявить

слабые стороны в работе, которая велась районными обществами по спортивной

подготовке допризывной молодежи.

Кружок « Казачьи игры» .

Одной из основных функций образования является формирования высоконравственной

культурной личности, гражданина, патриота Отечества. Воспитание такой личности

невозможно без духовного начала.

Основанием для разработки и внедрения данной программы способствовали следующие

факторы:

во-первых, она

связана

с

общим

интересом

современного

общества

к

истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;

во-вторых, социокультурными

изменениями

менталитета

россиян,

что

отразилось

в

инновационной

основе

организации

деятельности

общеобразовательной

школы, открыло перспективы для обогащения содержания патриотического воспитания

школьников на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.

Система

воспитания

наиболее

полно

отвечает

задачам

военно-патриотического

воспитания

подрастающего

поколения.

В

школе

реализуются

задачи

получения

качественного образования, широко применяются формы и методы знакомства учащихся с

казачьими

традициями,

историей

и

культурой,

включения

их

в

программу

военно-

спортивных видов спорта, праздников, утренников.

Школа базируется на традициях

семейного

казачьего

воспитания,

стала

подлинной

школой

патриотизма,

воспитания

достойных граждан нашего Отечества.

Цели преподавания:

-Формирование уважительного отношения к культуре казачества

-Создание положительной основы для развития патриотических чувств: любви и

преданности к Родине

-Развитие активной, гармонически развитой личности

-Развитие внимания, ловкости, умения ориентироваться в пространстве

-Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.

Задачи:

- возрождение духовных и нравственных начал народной жизни, приумножение богатств

духовной культуры Кубани;

- изучение традиций, обычаев кубанских казаков;

- изучение и сохранение исторического и культурного наследия казачества Кубани;

- приобщение учащихся к общественной жизни школы, поселка;

Взаимодействие с хуторским казачьим обществом «Восточный курень», наставническая

деятельность в классе ведётся на регулярной основе

-Казаками – наставниками

проводятся беседы с детьми

и

родителями на духовно-

нравственные темы; а так же спортивные мероприятия:

«А ну-ка казаки!» и «А ну-ка казачки!»

Кружок «в стране игр»

Задачи:

-формирование

навыков

здорового

образа

жизни

и

формирование

здоровьесберегающей

среды. Ребята с большой радостью идут на эти занятия, потому что они знают, что учитель в

очередной

раз

приготовил

для

них

что-то

интересное

и

увлекающее.

Это

и

различные

эстафеты, гимнастика, игры со спортивными предметами (обруч, мяч, лента и т.д.), бег с

препятствием.

На

каждом

занятии

в

игровой

форме

учитель

выполняет

с

ребятами

упражнения, позволяющие укрепить их здоровье и привить интерес к спорту.

Актуальность

«Казачья игры» направлена на решение проблемы возрождения казачьих традиций,

обычаев, быта среди учащихся начальных классов. Совершенствование физического и

психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций

казачества.

Казачеством накоплен богатейший опыт воспитания детей на замечательных традициях и

обычаях. При умелом использовании они позволяют воспитывать лучшие человеческие

качества: любовь к Родине, мужество, справедливость, смелость, уважение к старшему

поколению.

Пути, методы, средства достижения цели.

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным

особенностям детей на основе традиций и обычаев кубанского казачества,

необходимых для становления детского организма. Чередование видов деятельности в

рамках: бесед, подвижных игр, праздников, спортивных соревнований позволяет

достичь планируемого результата с применением колоритного материала народных

традиций

Кубани. Младших школьников необходимо обучать играть в подвижные

казачьи игры. Подбирая игру, педагог учитывает соответствие требуемого её характера

двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного

возраста. Педагог следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все

требуемые игровые движения, не допускает избыточной двигательной активности,

которая может вызвать их перевозбуждение и утомление. развиваем у них интерес к

этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы

досуга, на праздниках.

Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и

новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию

самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об

окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая

разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках

животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о

современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи,

упражнения в счёте и т.д. Совместные действия в играх сближают детей,

доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются казачьи игры, для которых

характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Кружок «самбо» .

Цели и задачи.

1.Воспитание патриотизма в душах молодых казаков.

2.Равитие спортивного мастерства молодых казаков.

3.Повышение тактико-тактического мастерства.

4.Выявление сильнейших казаков спортсменов.

Самбо—мощное

средство

осуществления

идеи

преемственности

поколений.

В

отличие

от

спортивной

борьбы

самбо

задачей

поединка

является

не

только

демонстрация бросковой техники борьбы в одежде или техники болевых приёмов. В

поединке по боевому самбо кроме нанесения ударов руками и ногами важна именно

эффективность технических действий по устранению физической агрессии.

Как, например, Дубров Н.Д.– специалист в области контактных видов единоборств. В

школе создан казачий военно-патриотический клуб, в котором занимается более 300

человек. Проводятся занятия по самбо, боевому самбо,гиревому сорту,разборка и сборка

автомата. Ребята регулярно принимают участие в спортивных соревнованиях, проводимых

Кубанским казачьим войском.

Боевое самбо.

Этот вид единоборств позволяет не только стать физически сильнее, но и духовно!

Воспитывается сила духа, характер, дисциплина, уважение к себе и своим товарищам,

патриотические качества. Так же в борьбе присутствуют элементы акробатики, что очень

важно,

ведь

здесь

формируется

координация,

гибкость

и

ловкость.

Решением

задачи

спортивного

поединка

в

Боевом

самбо

является

добровольное

признание

себя

побеждённым

одного

из

участников,

либо

через

его

явную

небоеспособность.

Именно поэтому в боевом самбо возможно применение технического арсенала из любого

вида спортивного единоборства.

Каждый человек по своему уникален и может всего добиться, главное не останавливаться

и верить всегда в СЕБЯ.

К службе в армии готов.

Несмотря на то, что войсковой атаман объявил уроки самбо приоритетным видом спорта,

в школе есть еще одно принципиально важное направление – допризывная подготовка. И,

надо сказать, что ее результаты с каждым годом только радуют.

Практически в каждом районном обществе проводятся спартакиады, направленные на

подготовку молодых казаков к службе в Вооруженных силах страны. Среди их дисциплин:

стрельба из пневматического оружия, метание ножей, сборка-разборка автомата, гиревой

спорт, бег, полоса препятствий и многое другое. Все это пригодится будущему солдату.

Поэтому и берут на службу казаков отцы-командиры с особым желанием.

В Кубанском войске говорят – мы воспитываем не спортсменов, а воинов, защитников

Отечества. Потому и направление, в котором трудятся преподователи, называется военно-

патриотическим. Ежегодно общества ККВ принимают участие в мероприятиях в рамках

месячника оборонно-массовой работы.

Дорогой наш спорт.

Конечно, для качественных занятий спортом необходимы специально оборудованные

помещения, инвентарь и форма. Однако стоит все это немало. Это прекрасно понимает

войсковой атаман Николай Долуда. Да, районные общества стараются обеспечивать своих

подопечных всем необходимым, но и этого зачастую не хватает

Помимо этого, Николай Долуда постоянно поощряет лучших казачат, а также отделы,

занимающие призовые места на спортивных соревнованиях. На каждом таком турнире

отделам-победителям вручают приз – спортивную экипировку для команды.

Кто слабое звено?

Как изменилась работа по спортивной подготовке казачат, отчетливо видно на

традиционных войсковых соревнованиях, куда съезжаются отдельские команды,

состоящие из самых лучших спортсменов районных обществ.

На родительских собраниях, совместных мероприятиях с родителями, я

часто слышу от родителей, что дети стали более внимательно и уважительно

относиться к вере, культуре, мировоззренческим особенностям своих

товарищей, проявляют больше интереса к духовным вопросам и

нравственной тематике.

Смотреть

,

как

растёт

маленький

человечек

, -

всё

равно

,

что

наблюдать

,

как

из

крошечного

бутона

распускается

цветок

.

Никто

не

знает

точно

,

каким

он

будет

,

когда

расцветёт

, -

можно

только

мечтать

и

надеяться

.

Но

тем

больше

наша

гордость

и

радость

,

когда

ты

видишь

,

каким

замечательным

человеком

становится

ребёнок

.

Если

учитель

открыт

для

всего

нового

и

не

боится

перемен,

то

он,

несомненно,

будет

делать

первые

уверенные

шаги

в

новых

условиях

реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному

процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого

невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

«Тот, кто, обращаясь к старому, способен

открывать новое, и шагать в ногу со временем,

достоин быть учителем».

Конфуций



В раздел образования