Напоминание

"Реализация этнокультурной составляющей содержания образования в образовательном процессе"


Автор: Вокуева Алёна Дмитриевна
Должность: учитель коми языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Красноборская СОШ"
Населённый пункт: МР "Ижемский" Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация этнокультурной составляющей содержания образования в образовательном процессе"
Раздел: полное образование





Назад




Критерий 12. Реализация этнокультурной составляющей содержания

образования в образовательном процессе

Вокуева А.Д, учитель

коми языка и литературы

МБОУ «Красноборская СОШ»

Образование сегодня – это единый целенаправленный процесс

воспитания

и

обучения,

направленный

на

формирование

нравственной

и

духовно

богатой личности.

Необходимость реализация

этнокультурного

компонента в образовательном процессе обусловлена одним из основных

принципов государственной политики и в сфере образования -

развитием

этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в

условиях многонационального государства.

Основой этнокультурного образования в системе школьного образования

является филологическая. В окружающем социуме нашей образовательной

организации

коми

язык

функционирует

в

качестве

основного

средства

общения, а для обучающихся коми язык является родным.

Вследствие этого в школе реализуется принятый в Республике

1 вариант изучения коми языка. В данном варианте изучение коми языка

имеет ярко выраженную коммуникативно - творческую направленность и

изучается с 1 по 9 класс в следующем объёме:

Класс

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Кол

-

во

часов

3

3

3

3

3

3

2,5

2,5

2,5

Коми язык является самостоятельным учебным предметом. Задачами

преподавания

родного

языка

являются

погружение

в

язык,

овладение

знаниями о культуре, истории, традициях и обычаях своего народа.

Важнейшим фактором национальной самоидентификации ученика,

обеспечивающей осознание уникальности родной культуры и в то же время

ее взаимосвязи с духовными ценностями народов России и мира, является

литературное

образование.

Основными

компонентами

школьного

литературного

образования

для

обучающихся

с

родным

коми

языком

являются

самостоятельные

предметы

«Литературное

чтение»

и

«Коми

литература.

Объем изучения коми литературы как самостоятельного предмета:

Класс

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Кол

-

во

часов

-

1

1

1

2

1,5

1,5

1,5

2

2

2

Ежегодно обучающиеся школы становятся призерами в муниципальном

и республиканском этапах олимпиады по коми языку и литературе.

2016 год – Семяшкина Диана, обучающаяся 10 класса и Чупрова Ювиналия,

обучающаяся 11 класса, - участники регионального этапа Всероссийской

олимпиады

школьников

по

государственным

языкам

республик

РФ

под

эгидой русского языка.

2016 год - Канев Валерий, обучающийся 11 класса, - победитель районной

олимпиады по историческому краеведению

и участник республиканского

этапа олимпиады.

2017

год

Терентьева

Татьяна,

обучающаяся

11

класса,

-

победитель

районной олимпиады по коми языку и призер (2 место) республиканского

этапа олимпиады.

2018

год

-

Сметанина

Мария,

обучающаяся

11

класса,

-

победитель

районной и республиканской олимпиады по коми литературе.

2019 год – Терентьева Ольга, обучающаяся 10 класса, - победитель районной

олимпиады и призер (2 место) республиканской олимпиады по коми языку.

Обучающиеся нашей школы принимают активное участие в конкурсах

чтецов районного и республиканского уровней.

2016

год

2

обучающихся

(Терентьев

Алексей,

11

класс,

Семяшкина

Анастасия, 10 класс) стали победителями, а трое обучающихся (Игнатова

Дария, 6 класс,

Артеев Константин, 8 класс, Осипов Анатолий, 9 класс)

стали призерами Республиканского конкурса чтецов, посвященного 70-летию

со дня рождения коми поэтессы А.П. Мишариной, 85-летию со дня рождения

коми поэта и писателя Ю.К. Васютова.

2017 год – Сметанина Мария, обучающаяся 11 класса, победитель

Республиканского конкурса чтецов, посвященного юбилеям коми поэтов

Г.Юшкова, В.Лодыгина, В.Тимина.

Результаты участия обучающихся в олимпиадах по предметам

этнокультурной направленности («Коми язык», «Коми литература»,

«Историческое краеведение») и конкурсах - приложение 1

Занятия коми языка и литературы проводятся в красочно и творчески

оформленном кабинете. Кабинет оснащен видеоаппаратурой, здесь имеется

всё, что необходимо на уроке, – таблицы, картины, методические пособия,

учебная литература. Кабинет коми языка занял 1 место в конкурсе кабинетов

в школе и 2 место среди кабинетов коми языка в районе.

Ежегодно учителем коми языка и литературы Вокуевой А,Д. проводятся

насыщенные предметные декады.

Планы декад, итоги декадприложение 2

Обучающиеся активно работают над исследовательскими проектами.

Исследовательская работа обучающейся 11 класса Терентьевой Валерии в

(Авторская экскурсия по селу «Тропинками малой Родины») в

этом году

стала победителем в муниципальном этапе республиканской олимпиады по

историческому краеведению (руководитель Вокуева А.Д)

В рамках ежегодного традиционного мероприятия школы «Всё, что

сердцу дорого», обучающиеся готовят проектные работы по темам «История

рода», «История села», «История старой фотографии». Ребята занимаются

поиском, узнают и рассказывают о жизни своих дедушек и бабушек, об

истории семьи, села, школы.

2017 год – в школе реализован проект «История школьной фотографии»,

посвященный юбилею школы.

2018 год - реализация проекта «История старой фотокарточки».

Презентации, фотографии, грамота – приложение 3

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных

результатов,

нацелен

на личностное

развитие ученика,

так

как

дает

формирование

основы

для

понимания

особенностей

разных

культур

и

воспитания уважения к ним, нацеливает на формирование ответственности за

языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Учителя Хозяинова Г.В. и Терентьева Г.П. на уроках русского языка и

во внеурочное время используют дидактический материал этнокультурной

направленности,

что

способствует воспитанию

интереса

школьников

к

национальной культуре, формированию любви к малой родине, к Республике

Коми.

Программа курса литературы с региональным компонентом, конспект,

дидактические материалы - приложение 4

Большую

возможность

в

изучении

этнокультурных

особенностей

нашего

народа

дает

внеклассная

работа.

В

школе

проводятся

кружки

краеведения, на которых школьники знакомятся с природно-культурным и

культурно-историческим наследием Коми края.

1.

«Ижемская народная кукла» - 1 класс (руководитель Бессонова А.С)

2.

«Край, в котором я живу» - 2 класс (руководитель Терентьева Н.Н.)

3.

«Край, в котором я живу» - 3 класс (руководитель Терентьева И.В.)

4.

«Моя малая Родина» - 4 класс (руководитель Рочева Л.Л.)

5.

«Коми – край родной» - 5- 6 класс (руководитель Вокуева А.Д)

Программы кружков – приложение 5

Учителями начальных классов этнокультурный компонент реализуется

практически

на

всех

уроках.

В

рамках

объявленным

Юнеско

2019

года

Международным годом языков коренных народов, была проведена декада

начальных классов по теме «Использование этнокультурного компонента

в начальной школе». Учителями даны открытые уроки коми языка, коми

литературы,

а

также

технологии

и

математики

с

использованием

регионального компонента, проведена выставка творческих работ учащихся,

конкурс чтецов, посвященный коми поэтам- юбилярам.

Материалы – приложение 6

Учителем начальных классов Бессоновой А.С. в 2010 году в школе был

организован кукольный театр «Шоныд сетысь аканьяс», в котором активно

участвуют учащиеся 1- 4 классов. Ребята выступают на праздниках в школе, в

Доме культуры, на встречах с родителями. Обучающиеся сами сочиняют

сказки, готовится к выпуску сборник под названием «Вот тадзи!» Совместно

с РЦДО создан учебный фильм «Ижемская народная кукла».

Ребята активны во всех конкурсах, занимают призовые места на различных

выступлениях в селе, районе, республике.

Фотографии, грамоты учащихся, сборник – приложение 7

Брендом Ижемского района Республики Коми сегодня называют

праздник

«Луд». Испокон веков ижемцы в одну из белых июльских ночей

выходили

«гулять

на

луга».

Луд

объединяет

ижемцев,

проживающих

в

Ненецком,

Ямало-Ненецком,

Ханты-Мансийском

автономных

округах,

Мурманской и Архангельской областях и в других уголках России. Праздник

проводится

на

коми

языке,

что

подчеркивает

национальный

колорит

Республики Коми.

Обучающиеся нашей школы и учителя принимают активное участие в

празднике «Луд», устраивают выставки работ, поделок, проводят мастер-

классы, выступают с народными танцами и песнями.

Фотографии, грамоты учащихся – приложение 8

Комплексные модели предусматривают интеграцию этнокультурного

материала в содержание большинства учебных предметов, курсов школьной

программы.

Одним из наиболее эффективных средств воспитания и формирования

этнокультурной толерантности является музыкальное образование.

В нашей школе под руководством учителя музыки Терентьева А.Х.

проводятся

концерты

коми

песни,

занятия

по

изучению

коми

песенного

творчества, дети знакомятся с коми народными инструментами, ежегодно

учащиеся выезжают на районный конкурс коми песни «Юргö танi коми

сьыланкыв» и занимают призовые места

.

Определённый потенциал для изучения и сохранения этнокультурного

наследия имеет учебный предмет «Технология». Обучающиеся школы под

руководством учителя технологии Пыстина Г.В. занимаются в кружке по

технологии, выезжают на районные выставки с поделками из дерева и также

занимают призовые места.

В программе учебного предмета «физическая культура» предусмотрены

определённые знания об истории физической культуры разных народов, связь

спорта

с

природными

и

географическими

особенностями,

традициями

и

обычаями народа.

Национальные игры и развлечения являются составной

частью любой национальной культуры. Учитель физкультуры Канев В.Н.

знакомит обучающихся с национальными видами спорта, играми на уроках

физической культуры, а также во время организации динамических пауз в

помещении и на свежем воздухе.

На уроках математики Сметанина З.А.использует региональный

компонент в различных задачах, со своим мастер – классом «Математика

комиöн» учитель выступала на Республиканском фестивале мастер – классов

среди педагогических работников РК по сохранению коми языка, культуры и

традиций коми народа.

Региональный материал используется и на уроках химии, биологии

учителем Каневой Т.С. Учащиеся узнают больше о своем регионе, об истории

открытий известных месторождений, о технологии добычи, переработки и

применения местных природных материалов, охране окружающей среды.

Изучение и анализ истории региона в контексте российской и мировой

истории позволяет определять общее и особенное в характере протекания

исторических событий, учитывать и анализировать причинно-следственные

связи, видеть мир в целостности и взаимосвязанности. Учитель истории

Филиппова А.Н. на уроках проводит различные викторины, тесты, связанные

с историей республики и страны, материалы уроков обществознания также

связаны с Ижемским районом и регионом в целом.

Материалы с региональным компонентом по различным предметам –

приложение 9

Чтобы соответствующая работа была успешной, педагоги школы

систематически

применяют

на

уроках

материал,

основанный

на

этнокультурных

особенностях

нашего

региона,

а

также

повышают

квалификацию, принимая участие в различных мероприятиях: конкурсах,

мастер-классах,

с е м и н а р а х ,

к о н ф е р е н ц и я х .

Участие

педагогов

школы

в

мероприятиях

с

этнокультурным

компонентом

-

приложение

10

Школа является центром этнокультурного образования на селе, что

позволяет

объединить

носителей

родного

языка

и

традиций,

сообща

создавать

систему

этнокультурного

образовании

для

приобщения

подрастающего

поколение

к

изучению

языка,

истории,

традиций

своего

народа. Одна

из

главных

задач

школы

содействовать

проведению

мероприятий

патриотической,

исторической,

воспитательной

и

образовательной

направленности,

включающие

формирование

у

обучающихся уважения к старшему поколению, к своему народу, традициям

своего народа, гордости за свой народ.



В раздел образования