Автор: Вокуева Алёна Дмитриевна
Должность: учитель коми языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Красноборская СОШ"
Населённый пункт: МР "Ижемский" Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация этнокультурной составляющей содержания образования в образовательном процессе"
Раздел: полное образование
Критерий 12. Реализация этнокультурной составляющей содержания
образования в образовательном процессе
Вокуева А.Д, учитель
коми языка и литературы
МБОУ «Красноборская СОШ»
Образование сегодня – это единый целенаправленный процесс
воспитания
и
обучения,
направленный
на
формирование
нравственной
и
духовно
богатой личности.
Необходимость реализация
этнокультурного
компонента в образовательном процессе обусловлена одним из основных
принципов государственной политики и в сфере образования -
развитием
этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в
условиях многонационального государства.
Основой этнокультурного образования в системе школьного образования
является филологическая. В окружающем социуме нашей образовательной
организации
коми
язык
функционирует
в
качестве
основного
средства
общения, а для обучающихся коми язык является родным.
Вследствие этого в школе реализуется принятый в Республике
1 вариант изучения коми языка. В данном варианте изучение коми языка
имеет ярко выраженную коммуникативно - творческую направленность и
изучается с 1 по 9 класс в следующем объёме:
Класс
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
Кол
-
во
часов
3
3
3
3
3
3
2,5
2,5
2,5
Коми язык является самостоятельным учебным предметом. Задачами
преподавания
родного
языка
являются
погружение
в
язык,
овладение
знаниями о культуре, истории, традициях и обычаях своего народа.
Важнейшим фактором национальной самоидентификации ученика,
обеспечивающей осознание уникальности родной культуры и в то же время
ее взаимосвязи с духовными ценностями народов России и мира, является
литературное
образование.
Основными
компонентами
школьного
литературного
образования
для
обучающихся
с
родным
коми
языком
являются
самостоятельные
предметы
«Литературное
чтение»
и
«Коми
литература.
Объем изучения коми литературы как самостоятельного предмета:
Класс
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
Кол
-
во
часов
-
1
1
1
2
1,5
1,5
1,5
2
2
2
Ежегодно обучающиеся школы становятся призерами в муниципальном
и республиканском этапах олимпиады по коми языку и литературе.
2016 год – Семяшкина Диана, обучающаяся 10 класса и Чупрова Ювиналия,
обучающаяся 11 класса, - участники регионального этапа Всероссийской
олимпиады
школьников
по
государственным
языкам
республик
РФ
под
эгидой русского языка.
2016 год - Канев Валерий, обучающийся 11 класса, - победитель районной
олимпиады по историческому краеведению
и участник республиканского
этапа олимпиады.
2017
год
–
Терентьева
Татьяна,
обучающаяся
11
класса,
-
победитель
районной олимпиады по коми языку и призер (2 место) республиканского
этапа олимпиады.
2018
год
-
Сметанина
Мария,
обучающаяся
11
класса,
-
победитель
районной и республиканской олимпиады по коми литературе.
2019 год – Терентьева Ольга, обучающаяся 10 класса, - победитель районной
олимпиады и призер (2 место) республиканской олимпиады по коми языку.
Обучающиеся нашей школы принимают активное участие в конкурсах
чтецов районного и республиканского уровней.
2016
год
–
2
обучающихся
(Терентьев
Алексей,
11
класс,
Семяшкина
Анастасия, 10 класс) стали победителями, а трое обучающихся (Игнатова
Дария, 6 класс,
Артеев Константин, 8 класс, Осипов Анатолий, 9 класс)
стали призерами Республиканского конкурса чтецов, посвященного 70-летию
со дня рождения коми поэтессы А.П. Мишариной, 85-летию со дня рождения
коми поэта и писателя Ю.К. Васютова.
2017 год – Сметанина Мария, обучающаяся 11 класса, победитель
Республиканского конкурса чтецов, посвященного юбилеям коми поэтов
Г.Юшкова, В.Лодыгина, В.Тимина.
Результаты участия обучающихся в олимпиадах по предметам
этнокультурной направленности («Коми язык», «Коми литература»,
«Историческое краеведение») и конкурсах - приложение 1
Занятия коми языка и литературы проводятся в красочно и творчески
оформленном кабинете. Кабинет оснащен видеоаппаратурой, здесь имеется
всё, что необходимо на уроке, – таблицы, картины, методические пособия,
учебная литература. Кабинет коми языка занял 1 место в конкурсе кабинетов
в школе и 2 место среди кабинетов коми языка в районе.
Ежегодно учителем коми языка и литературы Вокуевой А,Д. проводятся
насыщенные предметные декады.
Планы декад, итоги декад – приложение 2
Обучающиеся активно работают над исследовательскими проектами.
Исследовательская работа обучающейся 11 класса Терентьевой Валерии в
(Авторская экскурсия по селу «Тропинками малой Родины») в
этом году
стала победителем в муниципальном этапе республиканской олимпиады по
историческому краеведению (руководитель Вокуева А.Д)
В рамках ежегодного традиционного мероприятия школы «Всё, что
сердцу дорого», обучающиеся готовят проектные работы по темам «История
рода», «История села», «История старой фотографии». Ребята занимаются
поиском, узнают и рассказывают о жизни своих дедушек и бабушек, об
истории семьи, села, школы.
2017 год – в школе реализован проект «История школьной фотографии»,
посвященный юбилею школы.
2018 год - реализация проекта «История старой фотокарточки».
Презентации, фотографии, грамота – приложение 3
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных
результатов,
нацелен
на личностное
развитие ученика,
так
как
дает
формирование
основы
для
понимания
особенностей
разных
культур
и
воспитания уважения к ним, нацеливает на формирование ответственности за
языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Учителя Хозяинова Г.В. и Терентьева Г.П. на уроках русского языка и
во внеурочное время используют дидактический материал этнокультурной
направленности,
что
способствует воспитанию
интереса
школьников
к
национальной культуре, формированию любви к малой родине, к Республике
Коми.
Программа курса литературы с региональным компонентом, конспект,
дидактические материалы - приложение 4
Большую
возможность
в
изучении
этнокультурных
особенностей
нашего
народа
дает
внеклассная
работа.
В
школе
проводятся
кружки
краеведения, на которых школьники знакомятся с природно-культурным и
культурно-историческим наследием Коми края.
1.
«Ижемская народная кукла» - 1 класс (руководитель Бессонова А.С)
2.
«Край, в котором я живу» - 2 класс (руководитель Терентьева Н.Н.)
3.
«Край, в котором я живу» - 3 класс (руководитель Терентьева И.В.)
4.
«Моя малая Родина» - 4 класс (руководитель Рочева Л.Л.)
5.
«Коми – край родной» - 5- 6 класс (руководитель Вокуева А.Д)
Программы кружков – приложение 5
Учителями начальных классов этнокультурный компонент реализуется
практически
на
всех
уроках.
В
рамках
объявленным
Юнеско
2019
года
Международным годом языков коренных народов, была проведена декада
начальных классов по теме «Использование этнокультурного компонента
в начальной школе». Учителями даны открытые уроки коми языка, коми
литературы,
а
также
технологии
и
математики
с
использованием
регионального компонента, проведена выставка творческих работ учащихся,
конкурс чтецов, посвященный коми поэтам- юбилярам.
Материалы – приложение 6
Учителем начальных классов Бессоновой А.С. в 2010 году в школе был
организован кукольный театр «Шоныд сетысь аканьяс», в котором активно
участвуют учащиеся 1- 4 классов. Ребята выступают на праздниках в школе, в
Доме культуры, на встречах с родителями. Обучающиеся сами сочиняют
сказки, готовится к выпуску сборник под названием «Вот тадзи!» Совместно
с РЦДО создан учебный фильм «Ижемская народная кукла».
Ребята активны во всех конкурсах, занимают призовые места на различных
выступлениях в селе, районе, республике.
Фотографии, грамоты учащихся, сборник – приложение 7
Брендом Ижемского района Республики Коми сегодня называют
праздник
«Луд». Испокон веков ижемцы в одну из белых июльских ночей
выходили
«гулять
на
луга».
Луд
объединяет
ижемцев,
проживающих
в
Ненецком,
Ямало-Ненецком,
Ханты-Мансийском
автономных
округах,
Мурманской и Архангельской областях и в других уголках России. Праздник
проводится
на
коми
языке,
что
подчеркивает
национальный
колорит
Республики Коми.
Обучающиеся нашей школы и учителя принимают активное участие в
празднике «Луд», устраивают выставки работ, поделок, проводят мастер-
классы, выступают с народными танцами и песнями.
Фотографии, грамоты учащихся – приложение 8
Комплексные модели предусматривают интеграцию этнокультурного
материала в содержание большинства учебных предметов, курсов школьной
программы.
Одним из наиболее эффективных средств воспитания и формирования
этнокультурной толерантности является музыкальное образование.
В нашей школе под руководством учителя музыки Терентьева А.Х.
проводятся
концерты
коми
песни,
занятия
по
изучению
коми
песенного
творчества, дети знакомятся с коми народными инструментами, ежегодно
учащиеся выезжают на районный конкурс коми песни «Юргö танi коми
сьыланкыв» и занимают призовые места
.
Определённый потенциал для изучения и сохранения этнокультурного
наследия имеет учебный предмет «Технология». Обучающиеся школы под
руководством учителя технологии Пыстина Г.В. занимаются в кружке по
технологии, выезжают на районные выставки с поделками из дерева и также
занимают призовые места.
В программе учебного предмета «физическая культура» предусмотрены
определённые знания об истории физической культуры разных народов, связь
спорта
с
природными
и
географическими
особенностями,
традициями
и
обычаями народа.
Национальные игры и развлечения являются составной
частью любой национальной культуры. Учитель физкультуры Канев В.Н.
знакомит обучающихся с национальными видами спорта, играми на уроках
физической культуры, а также во время организации динамических пауз в
помещении и на свежем воздухе.
На уроках математики Сметанина З.А.использует региональный
компонент в различных задачах, со своим мастер – классом «Математика
комиöн» учитель выступала на Республиканском фестивале мастер – классов
среди педагогических работников РК по сохранению коми языка, культуры и
традиций коми народа.
Региональный материал используется и на уроках химии, биологии
учителем Каневой Т.С. Учащиеся узнают больше о своем регионе, об истории
открытий известных месторождений, о технологии добычи, переработки и
применения местных природных материалов, охране окружающей среды.
Изучение и анализ истории региона в контексте российской и мировой
истории позволяет определять общее и особенное в характере протекания
исторических событий, учитывать и анализировать причинно-следственные
связи, видеть мир в целостности и взаимосвязанности. Учитель истории
Филиппова А.Н. на уроках проводит различные викторины, тесты, связанные
с историей республики и страны, материалы уроков обществознания также
связаны с Ижемским районом и регионом в целом.
Материалы с региональным компонентом по различным предметам –
приложение 9
Чтобы соответствующая работа была успешной, педагоги школы
систематически
применяют
на
уроках
материал,
основанный
на
этнокультурных
особенностях
нашего
региона,
а
также
повышают
квалификацию, принимая участие в различных мероприятиях: конкурсах,
мастер-классах,
с е м и н а р а х ,
к о н ф е р е н ц и я х .
Участие
педагогов
школы
в
мероприятиях
с
этнокультурным
компонентом
-
приложение
10
Школа является центром этнокультурного образования на селе, что
позволяет
объединить
носителей
родного
языка
и
традиций,
сообща
создавать
систему
этнокультурного
образовании
для
приобщения
подрастающего
поколение
к
изучению
языка,
истории,
традиций
своего
народа. Одна
из
главных
задач
школы
–
содействовать
проведению
мероприятий
патриотической,
исторической,
воспитательной
и
образовательной
направленности,
включающие
формирование
у
обучающихся уважения к старшему поколению, к своему народу, традициям
своего народа, гордости за свой народ.