Напоминание

Формирование навыков работы с информацией средствами таблиц у школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС


Автор: Пачкалева Марина Евгеньевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №51"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: презентация
Тема: Формирование навыков работы с информацией средствами таблиц у школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование навыков

работы с информацией

средствами таблиц

у школьников на уроках

математики в свете

реализации

ФГОС

С целью создания условий для широкой адаптации

ребёнка в окружающем мире во ФГОС включены

умения работать с информацией:

1.

находить и фиксировать информацию;

2.

понимать информацию и уметь ее

преобразовывать;

3.

применять информацию в учебной деятельности;

4.

уметь относиться к полученной информации

критически, оценивать степень ее достоверности.

Как же может строиться работа по формированию

первичных навыков работы

с информацией с помощью

таблицы на уроках математики?

ТАБЛИЦА

(польск. tablica, от лат. tabula)-

список, перечень сведений, числовых

данных, приведенных в определенную

систему и разнесенных по графам;

сводка, ведомость.(Толковый словарь)

Алгоритм приведения информации к табличному

виду:

1. анализ информации и выделение объектов, о

которых идет речь;

2. выделение свойств объектов и/или отношений

между ними;

3. определение общего количества столбцов и

порядка их расположения;

4. определение наименований столбцов и типа

данных, которые там будут располагаться;

5. выбор порядка размещения строк и определение

названия каждой строки таблицы;

6. занесение в ячейки таблицы данных (построчно

или по столбцам).

1.Получение, поиск и фиксация

информации

Оформление решения в таблицу способствует значительной

экономии времени, наглядного представления решения и

перебора всех вариантов.

Задача:

пообещала Баба-Яга дать Ивану- Царевичу живой воды и

пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко,

приворотное зелье, живая вода и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не

в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с

живой водой, в банке – не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан

стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай». Помоги Ивану – царевичу

разобраться, где какая жидкость.

Решение задачи

1)

мертвая вода и молоко не в бутылке – ставим «-»

2) Сосуд с приворотное зельем стоит между кувшином и сосудом с живой

водой – в кувшине не приворотное зелье и не живая вода

3) В банке не приворотное зелье и не мертвая вода – ставим минусы

4) Стакан стоит около банки и сосудом с молоком – молоко не в стакане и

не в банке. Молоко – в кувшине

5) Пользуясь тем, что в каждой строке и в каждом столбце только один

плюс, получаем исходную таблицу.

Ответ: молоко – в кувшине; приворотное зелье – в бутылке;

живая вода – в банке; мертвая вода – в стакане.

молоко

приворот

ное зелье

живая

вода

мертвая

вода

бутылка

-

+

-

-

стакан

-

-

-

+

кувшин

+

-

-

-

банка

-

-

+

-

2.Понимание и преобразование информации

(уметь преобразовывать информацию из

сплошного текста в таблицу)

Оформление задач в таблице способствует более быстрому

нахождению способа решения задачи. Полученная информация

только тогда усваивается, когда используется учащимся для

решения учебных задач.

Задачи:

на цену, количество, стоимость,

на движение,

пропорциональную зависимость,

на переливания,

на сплавы, смеси,

концентрацию вещества в растворе.

Товарный поезд каждую минуту проезжает на 750 метров меньше,

чем скорый, и на путь в 180 км тратит времени на 2 часа больше,

чем скорый. Найдите скорость товарного поезда. Ответ дайте в

км/ч.

180

180

х+45

х

S,

км

Товарный

Скорый

v

,

км/ч

t,

ч

180

х

180

х+45

Если скорость товар. поезда взять за х

м/мин, то скорость скорого

х+750

(м/мин). Но лучше выразить скорость

в км/ч. Ведь остальные величины в

задаче в км и ч.

* 60

: 1000

На

2

ча

са

>

>

180

х

180

х+45

– = 2

Ответ: 45

Из большей величины вычтем

меньшую, разность равна 2

мин

м /

750

45

45000

ч

м /

ч

км /

3.Применение и представление информации

(

информация в форме таблицы обнаруживает степень

понимания ребенком полученных сведений, определяет

соответствие и адекватность поставленной задаче, открывает

широкие возможности для коммуникации, получения обратной

связи, самоконтроля и внешнего контроля)

В целях экономии король Пруссии Фридрих Вильгельм

Третий в 1830 году дал поручение известному химику

Юстусу фон Либиху составить рацион прусского солдата

на научной

основе. Либих построил печку-калориметр,

в которой сжигались различные продукты,

после чего он замерял выделившееся тепло.

Так была составлена таблица калорийности продуктов.

Cейчас разработаны таблицы

калорийности для сотен

продуктов.

Продукты с высоким

гликемическим индексом резко

повышают уровень сахара в

крови, при этом вырабатывается

инсулин, который способствует

накоплению глюкозы в виде

жировых отложений в печени.

Значит, предпочтительнее

выбирать продукты с низким

гликемическим индексом. При

составлении таблицы за эталон

была принята глюкоза, чей

гликемический индекс равен

100.

4.Оценка достоверности

полученной информации

(предлагается пошаговый

самоконтроль действий,

для учащихся он выделен

как план действий)

При работе с таблицами учащиеся

приобретают:

навыки работы с информацией;

умения, связанные с представлением,

анализом и интерпретацией данных.

Таблицы являются универсальным

вариантом наглядного представления

информации, её структурирования для

лучшего понимания и использования на

уроке по многим предметам.



В раздел образования