Автор: Бражкина Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Ягодка"
Населённый пункт: город Данков, Липецкая область
Наименование материала: Методическое пособие для детей младшего дошкольного возраста
Тема: Адаптационно- дидактическая юбка
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №4 «Ягодка» Данковского
муниципального района Липецкой области
Методическое пособие для детей младшего
дошкольного возраста
на тему: «Адаптационно – дидактическая юбка»
Подготовила:
Воспитатель первой категории
МБДОУ №4 «Ягодка»
Т.М.Бражкина
Методическое пособие «Сенсорная, адаптационно – дидактическая
юбка»
Введение
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений.
Все
другие
формы
познания
–
запоминание,
мышление
воображение
–
строятся
на
основе
образов
восприятия,
являются
результатом
их
переработки.
Поэтому
развитие
ребенка
невозможно
без
опоры
на
полноценное восприятие, т.е. на непосредственное, чувственное отражение
действительности
в
сознании,
в
способности
воспринимать,
различать
и
усваивать явления внешнего мира.
Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз,
ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие
органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира.
Для сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого
рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко
реагировать
на
сенсорные
раздражители
разного
характера
и
интенсивности.
Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте
трудно
переоценить.
Именно
этот
возраст
благоприятен
для
совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений
об окружающем мире. Сенсорное воспитание направлено на формирование
полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой
познание
мира,
первой
ступенью
которого
является
чувственный
опыт.
Успешность
умственного,
эстетического
и
нравственного
воспитания
в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть
насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На этапе
раннего
детства
ознакомление
со
свойствами
предметов
играет
определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов назвал ранний возраст
«золотой порой» сенсорного воспитания.
Одним
из
способов
для
сенсорного
развития
дошкольников
является
сенсорная адаптационно – дидактическая юбка.
Содержание
Сенсорная юбка это необычное дидактическое пособие, которое привлекает
внимание
детей,
своей
яркостью
и
многообразием
элементов.
Дети
с
интересом
включаются
в
разнообразные
игры,
предложенные
педагогом.
Ребята
манипулируют
с
деталями
юбки,
двигаясь
от
одной
к
другой.
В
процессе
этой
игры
дети
отвлекаются
от
переживаний,
связанных
с
расставанием с близкими людьми в процессе адаптации к образовательному
учреждению. Когда не получается справиться с самому, дети обращаются к
педагогу.
Между
взрослым
и
ребенком
устанавливается
зрительный
и
вербальный контакт, так необходимый для создания теплых и доверительных
отношений.
Цель: Сенсомоторное развитие детей, а так же создание благоприятного
психологического климата в процессе адаптации.
Задачи:
1.Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.
2.Развитие эмоционально-волевой сферы.
3.Развитие психических процессов у детей (восприятия, внимания, памяти).
4.Развитие творческих способностей, воображения, речи.
5.Развитие познавательной и исследовательской активности.
7.Развитие мелкой моторики.
8. Развитие коммуникативных способностей.
Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам,
воспитателям в работе с детьми раннего возраста.
Для изготовления юбки требуется: материал четырёх цветов красный,
желтый, синий и зелёный.
На юбку нашиваются:
- карманы, пуговицы разных размеров и цветов;
- атласные ленты разной длины, ширины и цвета;
- колокольчики, различные по звучанию.
А также дополнительно:
- геометрические фигуры разные по цвету и размеру;
- мешочки с наполнениями (орехи, вата, греча и т.п.);
- катушки для наматывания ленты;
- бусинки разных цветов и размеров;
- перья;
- ароматичекие баночки;
- тактильные дощечки.
Правила, при создании юбки:
1.Юбка должна быть обучающей и развивающей.
2.Юбка должна быть многофункциональна.
3.Юбка должна быть привлекательна для детей.
4.Юбка должна соответствовать гигиеническим требованиям.
5.Юбка должна быть удобна для детей и педагога.
Юбка изготовлена из ткани четырех цветов: красный, зеленый, желтый,
синий. Это способствует изучению цвета детьми.
Юбка проста в изготовлении, многофункциональна.
1.Яркая, нарядная всегда привлекает к себе малышей.
2.Все детали можно снять, поменять, добавить.
3.Одновременно несколько детей могут на ней играть.
4.Если снять юбку и разложить ее на полу, она превращается в развивающий
коврик.
5.Сенсорные юбки полны сюрпризов и секретов.
Игровые приемы с сенсорной юбкой
«Дифференциация по цвету»
Ребенку предлагается разложить разноцветные орешки, геометрические
фигуры по карманам, соответствующего цвета. В зеленый кармашек –
зеленые предметы, в желтый – желтые, в красный – красные,в синие - синие.
«Дифференциация по размеру»
Ребенку предлагается разложить фигуры по размеру в большой карман-
большие , а маленькие –в маленький .
«Что в мешочках?»
Наполните полотняные мешочки гречкой, ватой, орехами, фасолью, шишками
и предложите детям на ощупь найти одинаковые. И парами повесить на
пуговицы.
"Угадай на ощупь"
Форма. Положите в кармашки юбки различные детали деревянного
конструктора (кубик, шарик, треугольник, "кирпичик"). Предложите детям на
ощупь определить, какая фигурка лежит в кармашке. Затем обсудить, что из
них можно построить, например, гараж для машинки, домик для куклы.
Фактура. Приготовьте дощечки с разной поверхностью (искусственный или
натуральный мех, наждачная бумага, фланель или байка, застывшие капли
воска, кусочек веревки, большие и маленькие палочки, клеенка или фольга,
бархат, вельвет или джинсовка). Разложите их по кармашкам. Предложите
детям потрогать дощечки. Объясните, что у всех дощечек разная поверхность
(шершавая, гладкая, мягкая и т. д.).
"Какой овощ, фрукт…"
Наполните кармашки юбки муляжами овощей (фруктов), фигурками
животных, маленькими игрушками и т. д. Предложите детям их обследовать,
а затем угадать, кто или что спряталось в кармашке. После этого вместе с
детьми сочинить историю, где главным героем будет угаданный предмет.
«Разноцветные прищепки»
Предложите ребенку тремя пальцами прицепить прищепки на ленту.
Прицепить правой рукой,а отцепить левой .
Прицепляя прищепки чередовать по цвету.
«Заплети косички»
Предлагаем малышу заплести косичку из лент.
«Звонарь»
Предложите ребенку позвонить в колокольчики и с сравнить по звучанию.
«Катушка»
На катушку ребенок может наматывать веревочку.
«Шнуровки» и « Молнии»
Предложите ребенку поиграть в различные виды шнуровок, и молний.
"Разложи фигуры»
Детям предлагается разложить набор фигур в карманы по заданному
образцу.
«Большие и маленькие»
На ленту поочередно нанизываются бусины большие и маленькие.
«Ветер»
Малышу предлагается дунуть на перо, которое висит на веревочке.
«Ароматические баночки»
Изучаем запахи, угадываем, ищем одинаковые
Юбки служат не только пособием для сенсорно-моторного развития.
Действуя с предметами, он приобретает навыки, необходимые для
самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок,
липучку, достать понравившийся предмет из определенного кармашка,
прикрепить его, снять, убрать на место.
Юбка помогает собирать вокруг себя детей и увлечь их интересной игрой.
Особенно это актуально в период адаптации детей к детскому саду.