Автор: Горлова Людмила Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева
Населённый пункт: с.Александровское Ставропольский край
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: География. Введение в географию. (базовый уровень) 5 класс. Домогацких Е.М..
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
\«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.И. ТЕНИЩЕВА»
С. АЛЕКСАНДРОВСКОГО АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Географии. Введение в географию. (базовый уровень)
(наименование предмета/ курса)
основного общего образования 5 класс
(ступень образования/ класс)
____________________________________1 год_______________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень))
,
Программа составлена на основе авторской: Программа курса «География. 5-9 классы» / Автор-составитель Домогацких Е.М.. –
М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 88 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Программу составил _учитель географии Горлова Л.М.
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Рассмотрено и одобрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам. директора по УВР Директор МОУ СОШ №1 имени
учителей биологии, географии, _____________________ Героя Советского Союза И.И. Тенищева
Л.М.Горлова
химии и истории
Протокол № от
2015 г.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1
Общая характеристика предмета
1.2
Основные цели и задачи изучения предмета
1.3
Место предмета в учебном плане
1.4
Требования к результатам освоения учащимися
программы по предмету география
1.5
Основные формы и виды контроля
1.6
Учебно-методическое обеспечение
2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Общая характеристика предмета
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта
основного общего образования, на основе Программ основного общего образования по географии и Программы по географии к учебнику для 5
класса общеобразовательной школы авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012.
«Введение
в
географию»
-
первый
систематический
курс
новой
для
школьников
учебной
дисциплины.
В
процессе
изучения
курса
формируется представление о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают
первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умение использовать источники географической информации.
Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для
накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии.
Программа
учебной
дисциплины
может
быть
использована
в
учреждениях
среднего
(полного)
общего
образования,
реализующих
образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Основные цели и задачи изучения предмета
Основная цель курса «Введение
в географию» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию
страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
В результате освоения учебной дисциплины учащиеся должны:
1.
Знать (понимать):
форму и размеры Земли;
полюса, экватор;
части Мирового океана;
виды движения воды в океане;
материки и океаны Земли;
географические объекты, предусмотренные программой;
маршруты географических исследований и путешествий.
2.
Уметь:
анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.
использовать
источники
географической
информации
для
решения
учебных
и
практико-ориентированных
задач;
знания
о
географических явлениях в повседневной жизни.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
4
находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
описывать по картам взаимное расположение географических объектов.
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
приводить примеры географических объектов.
проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.
различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие
особенности природы и населения материков и океанов.
составлять
описания
географических
объектов,
процессов
и
явлений
с
использованием
разных
источников
географической
информации.
формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
1.3. Место предмета в учебном плане
Рабочая программа полностью соответствует требованиям
«Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО), входит в цикл общественно-научных предметов и составлена на основе авторской программы Е.М. Домогацких, Н.И.
Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012
1
.
«Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (по одному часу в 5 – 6
классах, по два часа в 7 – 9 классах)
Введение в географию изучается в 5 классе. Общее число учебных часов за год обучения - 35 (1 час в неделю).
1.4. Требования к результатам освоения учащимися программы по предмету география
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
овладение на уровне общего образования с законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в
различных жизненных ситуациях;
осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в
том числе и человека.
Предметными результатами освоения программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего
места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
1
Программа курса «География. 5-9 классы» / Автор-составитель Домогацких Е.М.. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 88 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
5
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в
пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение
элементарными
практическими
умениями
использования
приборов
и
инструментов
для
определения
количественных
и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности
и использования
географической карты как одного из «языков» международного
общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных
явлений
и
процессов,
самостоятельного
оценивания
уровня
безопасности
окружающей
среды,
адаптации
к
условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование
представлений
об
особенностях
экологических
проблем
на
различных
территориях
и
акваториях,
умений
и
навыков
безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
называть
наиболее
выдающиеся
результаты
географических
открытий
и
путешествий,
описывать
представления
древних
людей
и
современных людей о Земле;
показывать на карте материки и наиболее крупные географические объекты;
называть ярких представителей растительного и животного мира.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Введение в географию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей ;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону ,своей стране.
Регулятивные УУД:
способность
к
самостоятельному
приобретению
новых
знаний
и
практических
умений,
умение
управлять
своей
познавательной
деятельностью;
умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
умения вести
самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
6
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
и т.д.)
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевая сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Для
достижения
образовательных
результатов
используются
следующие
приемы
и
технологии,
основных
форм
организации
образовательного процесса:
I.
Формы организации работы учащихся:
1.
Индивидуальная
2.
Коллективная:
Фронтальная
Парная
Групповая.
II.
Формы учебных занятий:
Игры: на конкурсной основе, ролевые;
Мини-лекции;
Диалоги и беседы;
Практические работы;
Семинары;
Дискуссии;
Круглые столы;
Проектная деятельность.
III.
Виды деятельности учащихся:
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
7
Устные сообщения;
Обсуждения;
Мини-сочинения;
Работа с источниками;
Доклады;
Защита презентаций;
Рефлексия.
1.5. Основные формы и виды контроля
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
35
в том числе:
практические занятия (оценочные)
10
итогового тестирования
5
контрольные работы (входной контроль, итоговый контроль)
2
Практические работы
Практические
работы
проводятся
под
руководством
учителя
для
формирования
навыков
самостоятельной
практической
работы
по
содержанию курса.
Всего практических работ: 23 (отдельные практические работы повторяются для нескольких тем).
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
8
Раздел, тема
Урок
Практическая работа
Необходимый материал для выполнения
практической работы
Тема – 1. Наука география
№ 1.
Пр.р. 1. Составление схемы наук о природе.
Тетрадь для практических работ
№ 2.
Пр.р. 2. Организация наблюдений за природой.
Календарь погоды
№ 2.
Пр.р. 3. Составление описания учебного кабинета географии.
Кабинет географии, тетрадь для
практических работ
№ 2.
УПР
2
: Составление перечня источников географической информации,
используемых на уроках.
Рабочая тетрадь.
Тема – 2. Земля и ее изображение
№ 3.
УПР: Организация наблюдений за формой полученной тени,
отбрасываемой различными фигурами.
Настольная лампа или фонарик, предметы
разной формы, тетрадь.
№ 4.
УПР: Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму.
Материал для изготовления модели.
№ 5.
Пр.р. 4. Составление сравнительной характеристики разных способов
изображения земной поверхности.
Теллурий, тетрадь для практических работ
№ 6.
Пр.р. 5. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Компас один на парту (15 шт), глобус (один
на парту – 15 шт), атлас, тетрадь для
практических работ
№ 8
УПР: Обозначение на контурной карте географических объектов,
указанных в тексте параграфа.
Контурная карта, атлас, тетрадь для
практических работ
№ 9
УПР: Обозначение на контурной карте маршрута путешествия
финикийцев с указанием географической номенклатуры по теме.
Контурная карта, атлас, тетрадь для
практических работ
№ 11
УПР: Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым
словам.
Контурная карта, атлас, тетрадь для
практических работ
2
УПР – учебная практическая работа
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
9
Тема – 3. История географических открытий
№ 14
Пр.р. 6. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий,
обозначение географических объектов.
Контурная карта, атлас, тетрадь для
практических работ
№ 15
УПР: Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Фернана
Магеллана, обозначение географических объектов
Контурная карта, атлас, тетрадь для
практических работ
№ 18
Пр.р. 7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев
и мореплавателей на карте мира»
Тетрадь для практических работ, учебник
по географии
Тема – 4. Путешествие по планете Земля
№ 23
Пр.р. 8. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Контурная карта, атлас, тетрадь для
практических работ
№ 24
УПР: Обозначение на контурной карте крупнейших государств Евразии.
Контурная карта, атлас, тетрадь для
практических работ
№ 25
УПР: Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»
Учебник, атлас, тетрадь для практических
работ
№ 26
УПР: Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Контурная карта, атлас, тетрадь для
практических работ
№ 27
Пр.р. 9. Обозначение на контурной карте крупнейших государств
материка.
Контурная карта, атлас, тетрадь для
практических работ
№ 28
УПР: Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих
материк.
Контурная карта, атлас, тетрадь для
практических работ
№ 29
УПР: Составление перечня научно-исследовательских станций.
Контурная карта, атлас, тетрадь для
практических работ
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
10
Тема – 5.
Природа
Земли
№ 32
Пр.р. 10. Организация фенологических наблюдений в природе.
Тетрадь путешественника
1.6. Учебно-методическое обеспечение
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться
внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим в каждой школе, а его оснащение должно
соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта.
Оборудование кабинета:
комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
компьютер,
мультимедиапроектор,
интерактивная доска, (отсутствует)
медиатека, (собрана лично учителем)
Интернет,
комплект географических карт и тематических таблиц;
комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
учебно-методическая, справочно-информационная литература:
1 Основная литература для учащихся
1.1
Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
1.2
Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5
класс»
1.3
Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс.
1.4
Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.
2 Основная литература для учителя
1.1 Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова
«География. Введение в географию. 5 класс»
1.2 Касьянов Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.
3 Дополнительная литература
1.1 Клиентов А.Е. Христофор Колумб текст : исторический роман / А.Е. Клиентов. – М.: Белый город, 2006. – 63с. (школьная библиотека)
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
11
4 Периодические издания
1.1
География.
Методический
журнал
для
учителей
географии,
экологии
и
природопользования.
Издательский
дом
«Первое
сентября».
Электронная версия. Подписка 2010 – 2013…
1.2
География и экология в школе XXI века. Научно-методический журнал. Издательство «Известие». Гл.ред. Баринова И.И. Подписка 2008...
1.3
География в школе. Научно-методический журнал. Издательство «Школа-Пресс». Гл.ред. Рыжаков М.В. Подписка 2007, 2008...
Календарно-тематический план учебной дисциплины «География. Введение в географию»
№
п/п
№п
/п
Тема урока
Содержание
образования
Основные
виды
учебной
деятельност
и
Результаты
Домашнее
задание/
примечание
Практическа
я работа
Дата
проведе
ния
фактич.
Личностные
метапредметные
предметные
Тема 1. Наука география (2 часа)
1.
1.1
Что такое
география?
География как
наука. Предмет
географии.
Раскрывать
значение
терминов
география
знать
персоналии
–
овладение на
начальном
уровне
географичес
кими
знаниями и
умениями,
ставить учебную
задачу под
руководством
учителя;
планировать
свою
деятельность
формирование
представлений о
географической
науке и ее роли в
освоении планеты
человеком;
овладение
§1. Составить
схему наук о
природе. Вести
дневник
наблюдений за
погодой.
Составление
схемы наук о
природе.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
12
Эратосфен,
Генри
Стенли;
уметь
организовы
вать
13аблюдена
за погодой
навыками их
применения
в различных
жизненных
ситуациях
под
руководством
учителя;
выявлять
причинно-
следственные
связи
элементарными
практическими
умениями
использования
приборов и
инструментов для
определения
количественных и
качественных
характеристик
компонентов
географической
среды
2.
1.2
Методы
географичес
ких
исследовани
й
Методы
географических
исследований:
описательный,
картографический
Космические
методы. Источники
географических
знаний.
Комментир
овать и
формулиров
ать
понятия:
методы
географиче
ских
исследован
ий:
описательн
ый,
картографи
ческий,
космически
е методы;
уметь
организовы
вать
13аблюдена
за погодой.
Осознание
ценности
географичес
кого знания
как
важнейшего
компонента
научной
картины
мира;
формирован
ие
поведения в
географичес
кой среде –
среде
обитания
всего
живого, в
том числе и
человека
определять
критерии для
сравнения
фактов, явлений;
выслушивать и
объективно
оценивать
другого;
уметь вести
диалог,
вырабатывая
общее решение
формирование
представлений и
основополагающих
теоретических
знаний о
целостности и
неоднородности
Земли как планеты
людей в
пространстве и во
времени;
уметь составлять
перечень
источников
географической
информации,
используемых на
уроках и описывать
методы
географических
исследований;
овладение
основными
навыками
§2. Составить
список
источников
информации.
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
Организация
наблюдена за
погодой.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
13
нахождения,
использования и
презентации
географической
информации
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
3.
2.1
От плоской
Земли к
земному
шару.
Первые
представления о
форме Земли.
Доказательства
шарообразности
Земли. Опыт
Эратосфена.
Уметь
давать
определени
е понятиям
плоскость,
шар,
окружность
Земного
шара,
эллипсоид,
полярный
радиус,
экваториаль
ный радиус,
уметь
организовы
вать
14аблюдена
за погодой
Осознание
значения
географии в
развитии
представле
ний о
форме
Земли.
Умение
работать с
различными
источниками
информации,
структурировать
учебный
материал.
Определять, какую
форму имеет Земля.
Объяснять эволюцию
знаний о форме
Земли. Приводить
доказательства
шарообразности
Земли.
§ 3. Закончить
оформление
таблицы по
итогам опыта
получении
тени. Вести
дневник
наблюдений за
погодой
4.
2.2
Форма,
размеры и
движение
Земли.
Представления об
истинных форме и
размерах Земли
складывались в
течение долгого
времени. Форма,
размеры и
движение Земли.
Глобус — модель
Земного шара.
Уметь
давать
определени
е понятиям
с и давать
комментари
и явлениям
суточное
(осевое)
движение
Земли,
годовое
Понимание
влияния
движений
Земли на
протекание
природных
явлений.
Ставить
учебную задачу
под
руководством
учителя;
планировать
свою
деятельность
под
руководством
учителя;
выявлять
Давать определения
понятиям: полюс,
экватор. Объяснять, в
каких видах
движения участвует
Земля, каковы
географические
следствия движения
Земли. Знать, кто
такой Исаак Ньютон,
какой вклад в
географическую
§4. Знать
определения к
эллипсоид,
полярный
радиус,
экваториальны
й радиус,
полюс, экватор.
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
14
(орбитальн
ое)
движение
Земли;
уметь
организовы
вать
15аблюдена
за погодой
причинно-
следственные
связи;
определять
критерии для
сравнения
фактов,
явлений;
выслушивать и
объективно
оценивать
другого;
уметь вести
диалог,
вырабатывая
общее решение
науку он внес. Знать
размеры Земли.
5.
2.3
Глобус и
карта.
Картографические
изображения
земной
поверхности –
величайшие
изобретения
человечества.
Географическая
карта и план
местности.
Физическая карта
мира.
Аэрофотоснимки.
Космические
снимки.
Уметь
давать
определени
е понятиям
глобус,
модель,
географиче
ская карта,
физическая
карта,
топографич
еская карта,
план
местности
уметь
составлять
сравнитель
ную
характерист
ику разных
способов
Осознание
многообраз
ия видов
изображени
я земной
поверхност
и.
Овладение
умением читать
изображения
земной
поверхности,
находить черты
их сходства и
отличия.
Уметь вести
диалог,
вырабатывая
общее решение.
Делать вывод об
отличиях
географической
карты от глобуса.
Давать определение
глобусу как модели
Земли и объяснять,
каковы его
особенности.
Выявлять
особенности
различных
фотографических
изображений
поверхности Земли.
§5, знать
определения
ключевых слов:
глобус,
географическая
карта, план
местности.
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
15
изображени
я земной
поверхност
и ; уметь
организовы
вать
16аблюдена
за погодой.
6.
2.4
Ориентиров
ание на
местности.
Компас.
Ориентирование на
местности.
Формирова
ть
представле
ния об
ориентиров
ании на
местности,
умений
пользоватьс
я
измеритель
ными
приборами.
Уметь
организовы
вать
16аблюдена
за погодой.
Понимание
значения
ориентиров
ания для
повседневн
ой жизни и
деятельнос
ти
человека.
Умение
работать с
измерительным
и приборами.
Давать определение
понятию:
ориентирование.
Объяснять, что такое
стороны горизонта и
какие они бывают.
Делать вывод о
назначении компаса.
Формулировать
алгоритм работы с
ним.
§6. Повторить
§§3 – 6. Вести
дневник
наблюдений за
погодой.
Определени
е с
помощью
компаса
сторон
горизонта.
7.
2.5
Урок
обобщения
и контроля
по теме
«Земля и её
изображени
е».
Первые
представления о
форме Земли.
Доказательства
шарообразности
Земли. Опыт
Эратосфена. Форма,
размеры и
движение Земли.
Глобус — модель
Земного шара.
Формирова
ть навыки и
умения
обобщений,
работы с
различным
и
контрольно-
измеритель
ными
материалам
Понимание
роли и
значения
географиче
ских
знаний.
Умение
работать с
различными
контрольно-
измерительным
и материалами.
Выделять
существенные
признаки и
особенности
географических
объектов и явлений
по теме. Объяснять
особенности формы и
размеров Земли,
свойства
географической
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
Составление
сравнительн
ой
характерист
ики разных
способов
изображени
я земной
поверхности
.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
16
Географическая
карта и план
местности.
Физическая карта
мира.
Аэрофотоснимки.
Космические
снимки. Компас.
Ориентирование на
местности.
и. Уметь
организовы
вать
17аблюдена
за погодой.
карты и плана
местности,
географические
следствия вращений
Земли. Определять
отличительные
особенности
изображений земной
поверхности;
направления на карте
и плане, стороны
горизонта.
Тема 3. История географических открытий (13 часов)
8.
3.1
По следам
путешестве
нников
каменного
века
Путешествия
первобытного
человека.
Экспедиция Тура
Хейердала на
«Кон-Тики».
Формировать
представления
о возможности
совершенствов
ания
длительны х
путешествий в
древности,
;уметь
организовыват
ь наблюдение
за погодой.
Понимание
роли
путешестви
й в
формирова
нии знаний
о Земле.
Умение
работать с
различными
источниками
информации,
выделять
главное в
тексте,
структурировать
учебный
материал,
готовить
сообщения и
презентации.
Объяснять результаты
выдающихся
путешествий и
открытий, а так же
влияние путешествий
на развитие
географических
знаний. Определять
причины и следствия
географических
путешествий и
открытий.
Определять и
показывать на карте
маршруты
путешествий.
Описывать ход
путешествия.
§7. Найти на
географическ
ой карте
Тихий океан
и Южную
Америку и
подписать на
контурной
карте мира
эти названия.
Вести
дневник
наблюдений
за погодой.
9.
3.2
Путешестве
нники
древности
Плавания
финикийцев
вокруг Африки.
География.
Древней Греции.
Путешествие
Формировать
представления
о возможности
совершенствов
ания
длительны х
Понимание
роли
путешестви
й в
формирова
нии знаний
Умение
работать с
различными
источниками
информации,
выделять
Выделять причины и
следствия
географических
путешествий и
открытий, умение
работать с
§8 Подписать
на контурной
карте все
объекты,
упомянутые в
тексте.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
17
Пифея.
путешествий в
древности;
уметь
организовыват
ь наблюдение
за погодой.
о Земле.
главное в
тексте, ,
структурировать
учебный
материал,
готовить
сообщения и
презентации.
картографическими
источниками
географической
информации.
Описывать ход
путешествия
финикийцев.
Составлять рассказ
об основателе
географической науки
в древности.
Объяснять причины,
следствия и ход
путешествия Пифея.
Вести
дневник
наблюдений
за погодой.
10.
3.3
Путешестви
я морских
народов.
Географические
открытия
викингов.
Формировать
представления
о возможности
совершенствов
ания
длительны х
путешествий
морскими
народами;
уметь
организовыват
ь наблюдение
за погодой.
Понимание
роли
путешестви
й в
формирова
нии знаний
о Земле.
Ставить
учебную задачу
под
руководством
учителя;
планировать
свою
деятельность
под
руководством
учителя;
выявлять
причинно-
следственные
связи;
определять
критерии для
сравнения
фактов,
явлений;
выслушивать и
объективно
оценивать
Объяснять результаты
выдающихся
путешествий и
открытий, а так же
влияние путешествий
на развитие
географических
знаний. Определять
причины и следствия
географических
путешествий и
открытий.
Определять и
показывать на карте
маршруты
путешествий.
Описывать ход
путешествия.
Описывать
географические
открытия,
совершенные
викингами.
§9 Составить
простой план
параграфа.
Вести
дневник
наблюдений
за погодой.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
18
другого;
уметь вести
диалог,
вырабатывая
общее решение.
Объяснять, почему
викингов не считают
первооткрывателями
Америки.
11.
3.4
Первые
европейцы
на краю
Азии.
Путешествие
Марко Поло.
Формировать
представления
о возможности
совершенствов
ания
длительны х
путешествий
вропейцами в
Азию; уметь
организовыват
ь наблюдение
за погодой.
Понимание
роли
путешестви
й в
формирова
нии знаний
о Земле.
Ставить
учебную задачу
под
руководством
учителя;
планировать
свою
деятельность
под
руководством
учителя;
выявлять
причинно-
следственные
связи;
определять
критерии для
сравнения
Объяснять результаты
выдающихся
путешествий и
открытий, а так же
влияние путешествий
на развитие
географических
знаний. Определять
причины и следствия
географических
путешествий и
открытий.
Определять и
показывать на карте
маршруты
путешествий.
Составлять описания
событий по теме
урока. Объяснять
причины поиска
европейцами пути в
Китай.
§10.
Используя
ключевые
слова текста
параграфа,
составить
рассказ о
жизни и
путешествии
Марко Поло.
Вести
дневник
наблюдений
за погодой.
12.
3.5
Хождение за
три моря.
Хождение за три
моря.
Формировать
представления
о вкладе
русских
путешественн
иков в
изучение
регионов моря
на примере
Понимание
роли
путешестви
й в
формирова
нии знаний
о Земле.
Умение
работать с
различными
источниками
информации,
выделять
главное в
тексте, ,
структурировать
Объяснять результаты
выдающихся
путешествий и
открытий, а так же
влияние путешествий
на развитие
географических
знаний. Определять
причины и следствия
§11
Проанализир
овать
материалы
предыдущих
параграфов и
ответить на
вопрос: «Кто
из европейцев
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
19
путешествия
Афанасия
Никитина;
уметь
организовыват
ь наблюдение
за погодой.
учебный
материал,
готовить
сообщения и
презентации.
географических
путешествий и
открытий.
Определять и
показывать на карте
маршруты
путешествий.
Составлять описания
событий по теме
урока. Составлять
описание о жизни и
деятельности
Афанасия Никитина.
Объяснять причины
путешествия
Афанасия Никитина в
Индию.
мог побывать
в Индии
раньше
Афанасия
Никитина?»
Вести
дневник
наблюдений
за погодой.
13.
3.6.
Морской
путь в
Индию.
Генрих
Мореплаватель –
великий
организатор.
Васко да Гама.
Формирование
представлений
об эпохе
великих
географически
х открытий как
периоде
интенсивного
освоения
территорий
Земли; уметь
организовыват
ь наблюдение
за погодой.
Понимание
роли
путешестви
й в
формирова
нии знаний
о Земле.
Умение
работать с
различными
источниками
информации,
выделять
главное в
тексте, ,
структурировать
учебный
материал,
готовить
сообщения и
презентации.
Объяснять результаты
выдающихся
путешествий и
открытий, а так же
влияние путешествий
на развитие
географических
знаний. Определять
причины и следствия
географических
путешествий и
открытий.
Определять и
показывать на карте
маршруты
путешествий.
Составлять описания
событий по теме
урока. Составлять
описание о жизни и
§12.
Проанализир
овать
содержание
параграфа и
ответить на
вопрос:
«Можно ли
считать
принца
Генриха
Мореплавател
я
первооткрыва
телем
морского
пути в
Индию?»Вест
и дневник
наблюдений
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
20
деятельности
Бартоломеу Диаша и
Васко да Гама.
Выявлять роль
португальского
принца Генриха
Мореплавателя в
организации
путешествий.
за погодой.
14.
3.7
Открытие
Америки.
Замысел
Колумба.
Плавание на
запад. Имя
материка.
Формировать
представления
о причинах и
следствиях
открытия
Америки;
уметь
организовыват
ь наблюдение
за погодой.
Понимание
роли
путешестви
й в
формирова
нии знаний
о Земле.
Умение
работать с
различными
источниками
информации,
выделять
главное в
тексте, ,
структурировать
учебный
материал,
готовить
сообщения и
презентации.
Объяснять результаты
выдающихся
путешествий и
открытий, а так же
влияние путешествий
на развитие
географических
знаний. Определять
причины и следствия
географических
путешествий и
открытий.
Определять и
показывать на карте
маршруты
путешествий.
Составлять описания
событий по теме
урока.
§13. По
картам атласа
определить,
какой океан
пересек
Христофор
Колумб во
время своего
путешествия
в поисках
западного
пути в
Индию?
Вести
дневник
наблюдений
за погодой.
Обозначение
на к/к
маршрутов
путешествий,
обозначение
географическ
их объектов.
15.
3.8
Первое
кругосветно
е плавание.
Адмирал
Магеллан.
Капитан
Элькано.
Формировать
представления
о возможности
совершенствов
ания и
географически
х следствиях
первого
кругосветного
Понимание
роли
путешестви
й в
формирова
нии знаний
о Земле.
Умение
работать с
различными
источниками
информации,
выделять
главное в
тексте, ,
структурировать
Объяснять результаты
выдающихся
путешествий и
открытий, а так же
влияние путешествий
на развитие
географических
знаний. Определять
причины и следствия
§14 По
картам атласа
определить,
возможно ли
кругосветное
путешествие
по суше?
Ответ
обосновать.В
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
21
путешествия;
уметь
организовыват
ь наблюдение
за погодой.
учебный
материал,
готовить
сообщения и
презентации.
географических
путешествий и
открытий.
Определять и
показывать на карте
маршруты
путешествий.
Составлять описания
событий по теме
урока.
ести дневник
наблюдений
за погодой.
16.
3.9
Открытие
Южного
материка.
Поиски Южной
земли. Первое
плавание
Джеймса Кука.
Кенгуру.
Формировать
представления
о возможности
совершенствов
ания и
географически
х следствиях
открытия
Южного
материка;
уметь
организовыват
ь наблюдение
за погодой.
Понимание
роли
путешестви
й в
формирова
нии знаний
о Земле.
Умение
работать с
различными
источниками
информации,
выделять
главное в
тексте, ,
структурировать
учебный
материал,
готовить
сообщения и
презентации.
Объяснять результаты
выдающихся
путешествий и
открытий, а так же
влияние путешествий
на развитие
географических
знаний. Определять
причины и следствия
географических
путешествий и
открытий.
Определять и
показывать на карте
маршруты
путешествий.
Составлять описания
событий по теме
урока.
§ 15. По
картам атласа
определить
особенности
неизвестного
материкаво
времена
Джеймса
Кука.Вести
дневник
наблюдений
за погодой.
17.
3.1
0
Поиски
Южной
земли
продолжают
ся.
Вдоль ледяного
барьера.
Негостеприимны
е Гавайи.
Формировать
представления
о возможности
совершенствов
ания и
географически
х следствиях
поиска Южной
Понимание
роли
путешестви
й в
формирова
нии знаний
о Земле.
Ставить
учебную задачу
под
руководством
учителя;
планировать
свою
деятельность
Объяснять результаты
выдающихся
путешествий и
открытий, а так же
влияние путешествий
на развитие
географических
знаний. Определять
§16
Подписать на
контурной
карте мира
названия
океанов,
через которые
проходили
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
22
земли; уметь
организовыват
ь наблюдение
за погодой.
под
руководством
учителя;
выявлять
причинно-
следственные
связи;
определять
критерии для
сравнения
причины и следствия
географических
путешествий и
открытий.
Определять и
показывать на карте
маршруты
путешествий.
Составлять описания
событий по теме
урока.
кругосветные
плавания Дж.
Кука.
Вести
дневник
наблюдений
за погодой.
18.
3.1
1
Русские
путешестве
нники.
Роль русских
исследований.
«Коломбы
Росские».
Формировать
представления
о
совершенствов
ании и
географически
х следствиях
открытия
северо-
западной части
Северной
Америки
русскими
путешественн
иками; уметь
организовыват
ь наблюдение
за погодой.
Понимание
роли
путешестви
й в
формирова
нии знаний
о Земле.
Ставить
учебную задачу
под
руководством
учителя;
планировать
свою
деятельность
под
руководством
учителя;
выявлять
причинно-
следственные
связи;
определять
критерии для
сравнения
Объяснять результаты
выдающихся
путешествий и
открытий, а так же
влияние путешествий
на развитие
географических
знаний. Определять
причины и следствия
географических
путешествий и
открытий.
Определять и
показывать на карте
маршруты
путешествий.
Составлять описания
событий по теме
урока.
§17.
Завершить
работу по
заполнению
таблицы
«Географичес
киие объекты,
названные в
честь русских
первопроходц
ев».Вести
дневник
наблюдений
за погодой.
Составление
сводной
таблицы
«Имена
русских
землепроходц
ев и
мореплавател
ей на карте
мира»
19.
3.1
2
Вокруг
света под
русским
флагом.
Формировать
представления
о
совершенствов
ании
кругосветного
путешествия
Понимание
роли
путешестви
й в
формирова
нии знаний
о Земле.
Умение
работать с
различными
источниками
информации,
выделять
главное в
Объяснять результаты
выдающихся
путешествий и
открытий, а так же
влияние путешествий
на развитие
географических
§ 17. Нанести
на контурную
карту
Антарктиды
путь
экспедиции
Беллинсгаузе
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
23
под русским
флагом и
открытии ими
Антарктиды;
уметь
организовыват
ь наблюдение
за погодой.
тексте,
структурировать
учебный
материал.
знаний. Определять
причины и следствия
географических
путешествий и
открытий.
Определять и
показывать на карте
маршруты
путешествий.
Составлять описания
событий по теме
урока.
на и Лазарева.
Вести
дневник
наблюдений
за погодой.
20.
3.1
3.
Урок
обобщения
и контроля
по теме
«История
географиче
ских
открытий»
Путешествия
первобытного
человека.
Экспедиция Тура
Хейердала на
«Кон-Тики».
Плавания
финикийцев
вокруг Африки.
География
Древней Греции.
Путешествие
Пифея.
Географические
открытия
викингов.
Путешествие
Марко Поло.
Хождение за три
моря. Жизнь
деятельность
Христофора
Колумба. Первое
кругосветное
плавание.
Формировать
навыки и
умения
обобщений,
работы с
различными
контрольно-
измерительны
ми
материалами.
уметь
организовыват
ь наблюдение
за погодой.
Понимание
роли и
значения
географиче
ских
знаний.
Умение
работать с
различными
контрольно-
измерительным
и материалами.
Объяснять результаты
выдающихся
путешествий и
открытий, а так же
влияние путешествий
на развитие
географических
знаний. Определять
причины и следствия
географических
путешествий и
открытий.
Определять и
показывать на карте
маршруты
путешествий.
Составлять описания
событий.
Вести
дневник
наблюдений
за погодой.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
24
Поиски
Неизвестной
Южной Земли.
Русские
путешественник
и и
мореплаватели
на северо-
востоке Азии.
Русские
кругосветные
экспедиции.
Открытие
Антарктиды.
Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)
21.
5.1
Мировой
океан и его
части.
Мировой
океан и его
размеры.
Сколько
океанов и их
отличия.
Раскрывать
значение
терминов,
формировать
представление о
Мировом океане
и его составных
частях.
Понимание
специфичес
ких свойств
мирового
океана и
его
составных
частей.
Умение
работать с
различными
источниками
информации.
Выделять
главное в
тексте.
Структурироват
ь учебный
материал.
Готовить
сообщения и
презентации.
Объяснять
географические
особенности
природы Мирового
океана. Определять
специфику природы
Мирового океана.
Давать определение
понятий по теме
урока. Выделять
составные части
Мирового океана и
определять их
отличительные
черты. Показывать
на карте составные
части Мирового
океана. Объяснять
специфику
распределения
солености,
§19, ответы на
вопросы с.102.
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
25
температуры,
поверхностных вод
Мирового океана.
Формулировать
высказывания о
причинах движения
воды в Мировом
океане.
22.
5.2
Значение
Мирового
океана для
природы и
человека.
Жизнь в
Мировом
океане,
отличие
живых
организмов,
населяющих
Мировой
океан,
значение
Мирового
океана.
Раскрывать
значение
терминов,
формировать
представление о
живых
организмах в
Мировом океане
и его значении
Осознание
роли
Мирового
океана для
природы и
человека.
Умение
работать с
различными
источниками
информации.
Выделять
главное в
тексте.
Структурироват
ь учебный
материал.
Готовить
сообщения и
презентации.
Объяснять
особенности
взаимодействия
океана и суши,
значение Мирового
океана для природы
и человека.
Определять
характер взаимного
влияния Мирового
океана и суши друг
на друга.
Обозначать на
контурной карте
материки и океаны.
§20, ответы на
вопросы с.106.
Работа в
контурной
карте – нанести
материки и
океаны.
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
Обозначение
на к/к
материков и
океанов.
23.
5.3
Путешествие
по Евразии.
Размеры и
географичес
кое
положение
материка,
разнообрази
е природы
материка,
природные
«рекордсмен
ы»
материка.
Раскрывать
значение
терминов,
учиться
характеризовать
географическое
положение
материка,
участвовать в
обсуждении
природы
материка, уметь
приводить
примеры
Понимание
специфичес
ких черт
природы и
населения
Евразии.
Осознание
причин
уникальнос
ти природы
и населения
материка.
Умение
работать с
различными
источниками
информации.
Выделять
главное в
тексте.
Структурироват
ь учебный
материал.
Готовить
сообщения и
презентации.
Объяснять
особенности
природы и
населения Евразии.
Определять
специфику природы
и населения
Евразии по тесту и
картам. Называть и
показывать на карте
географические
объекты по теме
урока. Обозначать
на контурной карте
§21, ответы на
вопросы с.113.
Работа в
контурной
карте – нанести
крупные
государства.
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
Обозначение
на к/к
крупнейших
государств
материка.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
26
природных
«рекордсменов»
материка.
государства.
24.
5.4
Путешествие
по Африке.
Размеры и
географичес
кое
положение
материка,
разнообрази
е природы
материка,
природные
«рекордсмен
ы»
материка.
Раскрывать
значение
терминов,
учиться
характеризовать
географическое
положение
материка,
участвовать в
обсуждении
природы
материка, уметь
приводить
примеры
природных
«рекордсменов»
материка.
Понимание
специфичес
ких черт
природы и
населения
Африки.
Осознание
причин
уникальнос
ти природы
и населения
материка.
Умение
работать с
различными
источниками
информации.
Выделять
главное в
тексте.
Структурироват
ь учебный
материал.
Готовить
сообщения и
презентации.
Преобразовыват
ь текстовую
информацию в
табличную.
Объяснять
особенности
природы и
населения Африки.
Определять
специфику природы
и населения Африки
по тесту и картам.
Называть и
показывать на карте
географические
объекты по теме
урока. Выделять
специфические
черты природы
материка.
§22, ответы на
вопросы с.119.
Заполнить
таблицу по
живым
организмам.
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
25.
5.5
Путешествие
по Северной
Америке.
Размеры и
географичес
кое
положение
материка,
разнообрази
е природы
материка,
природные
«уникумы»
материка.
Раскрывать
значение
терминов,
учиться
характеризовать
географическое
положение
материка,
участвовать в
обсуждении
природы и
хозяйственной
деятельности
населения
материка.
Понимание
специфичес
ких черт
природы и
населения
Северной
Америки.
Осознание
причин
уникальнос
ти природы
и населения
материка.
Умение
работать с
различными
источниками
информации.
Выделять
главное в
тексте.
Структурироват
ь учебный
материал.
Готовить
сообщения и
презентации.
Преобразовыват
ь текстовую
Объяснять
особенности
природы и
населения Северной
Америки.
Определять
специфику природы
и населения
Северной Америки
по тесту и картам.
Называть и
показывать на карте
географические
объекты по теме
урока. Выделять
специфические
§23, ответы на
вопросы с.125.
Нанести на
контурную
карту
государства
Северной
Америки.
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
27
информацию в
табличную.
черты природы
материка. .
Обозначать на
контурной карте
государства
26.
5.6
Путешествие
по Южной
Америке.
Размеры и
географичес
кое
положение
материка,
разнообрази
е природы
материка,
природные
«уникумы»
материка.
Раскрывать
значение
терминов,
учиться
характеризовать
географическое
положение
материка,
участвовать в
обсуждении
специфики
природы и
хозяйственной
деятельности
населения
Южной
Америки.
Понимание
специфичес
ких черт
природы и
населения
Южной
Америки.
Осознание
причин
уникальнос
ти природы
и населения
материка.
Умение
работать с
различными
источниками
информации.
Выделять
главное в
тексте.
Структурироват
ь учебный
материал.
Готовить
сообщения и
презентации.
Преобразовыват
ь текстовую
информацию в
табличную
Объяснять
особенности
природы и
населения Южной
Америки.
Определять
специфику природы
и населения Южной
Америки по тесту и
картам. Называть и
показывать на карте
географические
объекты по теме
урока. Выделять
специфические
черты природы
материка.
Обозначать на
контурной карте
государства.
§24, ответы на
вопросы с.131.
Нанести на
контурную
карту
государства
Южной
Америки.
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
27.
5.7
Путешествие
по
Австралии.
Размеры и
географичес
кое
положение
материка,
разнообрази
е природы
материка,
природные
эндемики
материка.
Раскрывать
значение
терминов,
учиться
характеризовать
географическое
положение
материка,
участвовать в
обсуждении
специфики
природы и
Понимание
специфичес
ких черт
природы и
населения
Австралии.
Осознание
причин
уникальнос
ти природы
и населения
материка.
Умение
работать с
различными
источниками
информации.
Выделять
главное в
тексте.
Структурироват
ь учебный
материал.
Готовить
Объяснять
особенности
природы и
населения
Австралии.
Определять
специфику природы
и населения
Австралии по тесту
и картам. Называть
и показывать на
карте
§25, ответы на
вопросы с.137.
Обозначить на
контурной
карте
природные
географически
е объекты.
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
Организация
фенологическ
их наблюдена
в природе.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
28
хозяйственной
деятельности
населения
Австралии.
сообщения и
презентации.
географические
объекты по теме
урока. Выделять
специфические
черты природы
материка.
Обозначать на
контурной карте
природные
географические
объекты.
28.
5.8
Путешествие
по
Антарктиде.
Размеры и
географичес
кое
положение
материка,
разнообрази
е природы
материка,
природные
эндемики
материка.
Раскрывать
значение
терминов,
учиться
характеризовать
географическое
положение
материка,
участвовать в
обсуждении
специфики
природы и
хозяйственной
деятельности
населения
Антарктиды.
Понимание
специфичес
ких черт
природы и
населения
Антарктид
ы.
Осознание
причин
уникальнос
ти природы
и населения
материка.
Умение
работать с
различными
источниками
информации.
Выделять
главное в
тексте.
Структурироват
ь учебный
материал.
Готовить
сообщения и
презентации.
Объяснять
особенности
природы и
населения
Антарктиды
Определять
специфику природы
и населения
Антарктиды по
тесту и картам.
Называть и
показывать на карте
географические
объекты по теме
урока. Выделять
специфические
черты природы
материка.
Обозначать на
контурной карте
природные
географические
объекты.
§26, ответы на
вопросы с.142.
Обозначить на
контурной
карте
природные
географически
е объекты.
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
29.
5.9
Путешествие
Размеры и
Раскрывать
Понимание
Умение
Объяснять
§26, ответы на
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
29
по
Антарктиде.
географичес
кое
положение
материка,
разнообрази
е природы
материка,
природные
эндемики
материка.
значение
терминов,
учиться
характеризовать
географическое
положение
материка,
участвовать в
обсуждении
специфики
природы и
хозяйственной
деятельности
населения
Антарктиды.
специфичес
ких черт
природы и
населения
Антарктид
ы.
Осознание
причин
уникальнос
ти природы
и населения
материка.
работать с
различными
источниками
информации.
Выделять
главное в
тексте.
Структурироват
ь учебный
материал.
Готовить
сообщения и
презентации.
особенности
природы и
населения
Антарктиды
Определять
специфику природы
и населения
Антарктиды по
тесту и картам.
Называть и
показывать на карте
географические
объекты по теме
урока. Выделять
специфические
черты природы
материка.
Обозначать на
контурной карте
природные
географические
объекты.
вопросы с.142.
Обозначить на
контурной
карте
природные
географически
е объекты.
Вести дневник
наблюдений за
погодой .
30.
5.10
Урок
обобщения и
контроля по
теме
«Путешестви
е по планете
Земля»
См. уроки
21-30
Формирование
навыков и
умений
обобщения
тематического
материала,
работы с
различными
КИМами
Понимание
специфичес
ких черт
природы и
населения
материков.
Умение
работать с
различными
источниками
информации.
Выделять
главное в
тексте.
Структурироват
ь учебный
материал.
Готовить
Объяснять
особенности
природы и
населения
материков.
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
30
сообщения и
презентации.
Тема 4. Природа Земли (3 часа)
31.
4.1
Что такое
природа
Понятие
природа,
«объект»
природы,
отличия
объектов
природы от
объектов,
созданных
человеком.
Раскрывать
значение
природы,
природных
объектов и
объектов,
созданных
человеком.
Осознание
роли
природы в
жизни
человека.
Понимание
специфики
природных
объектов и
объектов,
созданных
человеком.
Умение
работать с
различными
источниками
информации.
Выделять
главное в
тексте.
Структурироват
ь учебный
материал.
Готовить
сообщения и
презентации.
Объяснять
особенные черты
объектов природы и
объектов, созданных
человеком.
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
32.
4.2
Оболочки
Земли
Понятие
оболочки
Земли, какие
бывают
оболочки и в
чем их
отличие друг
от друга.
Взаимодейств
ие оболочек
Земли.
Раскрывать
значение
оболочек
Земли.
Осознание
роли
оболочек в
жизни
планеты
Земля.
Умение
работать с
различными
источниками
информации.
Выделять
главное в
тексте.
Структурироват
ь учебный
материал.
Готовить
сообщения и
презентации.
Объяснять
особенности
географических
оболочек.
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
33.
4.3
Оболочки
Земли.
Понятие
оболочки
Земли, какие
Раскрывать
значение
оболочек
Осознание
роли
оболочек в
Умение
работать с
различными
Объяснять
особенности
географических
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
31
бывают
оболочки и в
чем их
отличие друг
от друга.
Взаимодейств
ие оболочек
Земли.
Земли.
жизни
планеты
Земля.
источниками
информации.
Выделять
главное в
тексте.
Структурироват
ь учебный
материал.
Готовить
сообщения и
презентации.
оболочек.
34.
Урок обобщения и
контроля за курс 5
класса.
См. разделы
курса
См. разделы
курса
См.
разделы
курса
См. разделы
курса
См. разделы курса
Вести дневник
наблюдений за
погодой.
35.
Итоговый урок за
курс 5 класса.
См. разделы
курса
См. разделы
курса
См.
разделы
курса
См. разделы
курса
См. разделы курса
3
3
Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию» 5 класс / авт.-сост.: Н.В. Болотникова, С.В. Банников. –
М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. – 32с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
32
Составила учитель географии высшей квалификационной категории Горлова Л.М.
33