Автор: Гаврик Юля Болтабековна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Филиал МАОУ "Аромашевская СОШ им.В.Д.Кармацкого" Новоберезовская СОШ
Населённый пункт: с.Новоберезовка Аромашевский район Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока биологии на тему "Шляпочные грибы" 5 класс
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока биологии в 5 классе.
Тема урока: Шляпочные грибы.
Учитель: Гаврик Юля Болтабековна
Учебники: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.:учебник/В.В.Пасечник.-3-е изд.,
стереотип. – М.:Дрофа, 2014.
Тема предыдущего урока: Общая характеристика грибов.
Тема следующего урока: Плесневые грибы и дрожжи.
Формирование понятий: грибница, плодовое тело, грибокорень, или микориза, симбиоз.
Новые понятия на уроке: симбиоз, микориза.
Цель урока: Создание условий для положительной мотивации к учению и для
самостоятельной деятельности, направленной на изучение шляпочных грибов с
последующим применением полученных знаний на практике на приёмах работы с
моделями и муляжами шляпочных грибов.
Задачи: 1. Раскрытие особенностей строения шляпочных грибов.
2. Формирование умения различать съедобные и ядовитые грибы, применять пра-
Вила сбора грибов.
3. Воспитание чувства ответственности за свою жизнь и здоровье.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация, набор муляжей «Шляпочные
грибы, конверты с заданиями.
№
Этап урока
Учебные задачи
Результаты
деятельности
ребёнка.
1.
Организационный
этап
1. Включение в деловой ритм.
Создание эмоционального настроя на
урок.
-На меня все посмотрели
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Подготовка
обучающихся к
работе.
2.
Актуализация
ранее изученного
материала.
2. Проверка знаний, приобретенных
на предыдущем уроке
- карточки с проверочным тестом по
теме: «Общая характеристика грибов»
(приложение 1) Задача- ответить на
вопрос, выбрав один из четырёх
ответов.
1.Выполняют тесты.
2. Взаимопроверка.
(ответы на
интерактивной
доске)
3.
Введение в новую
тему.
Обеспечение
преемственности
содержания
предыдущего –
текущего –
последующего
уроков
3. -Ребята сегодня я захватила с собой
чудесную корзинку, в ней спрятано то,
что мы будем изучать сегодня на
уроке. Я предлагаю вам отгадать
загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
У малютки – кавалера
Чрезвычайно важный вид,
Варианты ответов:
гриб
Он в огромнейшем сомбреро
На одной ноге стоит.
Давайте проверим (вызвать ученика,
чтобы открыл корзинку и показал
ребятам ответ).
Действительно это гриб, но какой? На
прошлом уроке мы назвали 2 группы
грибов, к какой из них мы отнесем
нашу находку?
Следовательно, тема нашего урока?
4. Совершенно верно. Запишите тему
урока в тетрадь. (слайд 1-2)
Целеполагание
5. Изучали ли вы подробно
шляпочные грибы? Значит, какова
цель нашего урока?
А что нам нужно сделать, чтобы
понять, что такое шляпочные грибы?
Совершенно верно, итак вот и наши
задачи (на доске)
- узнать строение шляпочных грибов
- познакомиться с видами шляпочных
грибов
- научиться различать съедобные и
несъедобные грибы
Но у нас будет ещё одна важная
задача с вами на уроке. Попробуем её
сформулировать.
Вспомните, где в лесу чаще всего
растут грибы?
Тогда, что мы должны ещё понять?
Правильно, это и будет наша 4 задача.
Открывает
корзинку,
показывает грибы.
Шляпочные
Шляпочные грибы.
Нет
Изучение
шляпочных грибов.
Варианты ответов:
-Узнать из чего
состоят
-узнать какие грибы
существуют
-узнать какие можно
есть, а какие нельзя
Под деревьями
Какая связь
существует между
деревом и грибом
4.
Изучение нового
материала
Интеграция с ИЗО
(Слайд 3) Первая наша задача-
познакомиться со строением
шляпочных грибов. На слайде белое
пятно, что бы это значило?
6.Электронная школа
7. Работа с учебником с 70-71.
Рис.41. и дополнительным
материалом (приложение 2),
используя данный материал
выполнить лабораторную работу.
8.Лабораторная работа «Строение
плодовых тел шляпочных грибов»
-1) нарисовать шляпочный гриб и
подписать его строение (сделать
макет гриба) на выбор учащихся.
(приложение 3)
-2) рассмотреть особенности строения
нижней стороны шляпки. С учетом их
строения разделите грибы на
Найти ответ самим.
Просмотр видео
ролика
Читают текст
учебника и доп.
материал.
Выполняют
лабораторную
работу
Рисуют под
руководством
учителя ИЗО или
делают макет гриба.
Отвечают на
пластинчатые и трубчатые.(слайд 4-6)
вопросы по
строению грибов.
9.Информация из истории грибов
- пастор Адальберт Рикен (слайд 7)
Беседа. –Собрались мы с вами,
ребята, в лес за грибами. Нашли
грибную полянку, срезали грибы, а
через неделю пришли опять на это же
место. Найдём мы здесь грибы?
- А теперь мы грибы (плодовые тела)
срежем, снимем слой грибницы,
положим в корзину, а грибы поставим
как они стояли, в землю. Через
неделю опять придем сюда же. Что
мы увидим?
-Что является главной частью гриба?
- Что такое плодовое тело гриба?
- Из чего состоит плодовое тело?
- Как называется часть гриба
находящаяся в почве?
-Как вы думаете, сколько лет
потребуется на восстановление
грибницы?
-какие группы грибов существуют?
(Слайд 8-11)
Доклад учащихся
Отвечают на
вопросы.
Да. Вырастут новые
Ничего, а точнее,
сгнившие грибы.
Грибница
Гриб
Шляпка, ножка
Грибница
От 5 до15 лет
Съедобные и
ядовитые?
10. Физкультминутка с
практическим заданием.
Вырос гриб на тонкой ножке.
Встань и ты. Постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки грибной.
Гриша шёл, шёл, шёл
И грибок нашёл.
Раз грибок. Два грибок.
Положил их в кузовок.
Все тихонечко вздохнем.
Вновь грибы учить начнем.
Проверка сбора съедобных и
ядовитых грибов.
11. Работа с учебником с.73-75
-прочитать текст и заполнить
таблицу (приложение 4)
12.Итак, у нас с вами осталась
последняя задача: выяснить, как
грибы связаны с деревьями.
Просмотр видеоролика «Симбиоз
грибов и растений»
Мы знаем, что грибы гетеротрофы, а
следовательно, сами производить
вещества не смогут! Кто им в этом
поможет?
Выполняют упр.
Работа в парах:
1п-поднимают
съедобные грибы
2 п-поднимают
ядовитые грибы
с. 32-33 раб.тетради
сделать записи
Самопроверка
Трансформируют
материала
Деревья
Действительно, это деревья.
И такое взаимодействие гриба и корня
дерева образует-грибокорень или
микоризу. Стр.72 рассмотрите
рисунок, что произошло с корнем
дерева? Как вы думаете, гриб только
забирает пищу? Или что-то отдаёт?, а
что он может давать дереву? Вот
такое взаимодействие-полезное и
называется симбиозом. Давайте это у
себя отметим. И выполним небольшое
задание: на рисунке отметьте
стрелочками куда перемещаются
питательные вещества.
5.
Обобщение
изученного.
Рефлексия.
Задание: заполнить пропуски.
1.
Главная часть гриба -________
2.
По строению шляпки грибы
делятся на________ и _______.
3.
Чтобы сохранить своё здоровье
человеку нужно знать, что
грибы бывают______и_______.
4.
Грибница с корнем дерева
образует______________.
Таким образом, грибы-это
богатство природы и человек
должен относиться к нему
бережно. Подведём итоги нашего
урока, все ли задачи мы
выполнили?
Что вы узнали. Что показалось
трудным, что понравилось, над чем
бы вы поработали ещё?
Теперь, давайте определим все ли у
вас получилось?
Зелёный – да,
Желтый – почти,
Красный – нет. С каким настроением
вы уходите с урока?
Диалог с учителем,
обсуждение в парах.
Ответы уч-ся.
Самооценка
6
Постановка
домашнего
задания.
Домашнее задание: п.14 прочитать и
ответить на вопросы.
Подготовить сообщение
«Выращивание грибов»
Закладка опыта-выращивание
плесневых грибов.
Записывают
домашнее задание.
7
Итог урока
Выставление оценок