Автор: Снигирева Анна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ "СШ с УИОП пгт.Кильмезь"
Населённый пункт: пгт.Кильмезь Кировская область
Наименование материала: разработка урока русского языка 3 класс
Тема: "Обобщение и закрепление знаний об имени прилагательном"
Раздел: начальное образование
Тема
: «
Обобщение
и
закрепление
знаний
об
имени
прилагательном
»
Учебный предмет: русский язык.
Класс: 3 класс.
Учитель: Снигирева Анна Петровна
УМК « Школа России»: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык, 3 класс, 2ч.,
Москва «Просвещение» 2014 г.
Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний об имени прилагательном».
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Дидактическая
цель
урока
:
создать
условия
для
обобщения
и
систематизации
знаний
об
имени
прилагательном
и
его
грамматических
признаках
.
Оборудование: - проектор, ноутбук;
- карточки-надписи на стол;
- номерки участников;
- бумага для заметок с клеевым краем;
- фломастеры, маркер для учителя;
- презентация урока, интерактивный тренажёр;
- «корзинка знаний» с грибочками;
- конверты с заданиями
.
Ход
урока
.
I.
Организационный
момент
.
-
Всем
ещё
раз
добрый
день
!
Начинаем
урок
русского
языка
.
И
каждый
раз
я
вам
говорю
:
давайте
учиться
правильно
говорить
и
грамотно
писать
.
Ребята
,
сегодня
на
уроке
у
нас
гости
–
мои
коллеги
–
учителя
.
Обернись
к
ним
и
поприветствуйте
.
Садитесь
,
пожалуйста
.
Урок
я
хочу
начать
со
стихотворения
-
загадки
.
Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё ... (Прилагательное)
-
Почему
я
так
начала
? (
мы
изучаем
прилагательное
)
II.
Актуализация
знаний
-
Давайте вернёмся
на
страничку
в
учебнике
63.:
название
раздела
.
И
ещё
раз
посмотрим
задачи
,
которые
перед
нами
стояли
в
начале
изучения
раздела
.
-
Скажите
,
пожалуйста
,
осталось
ли
ещё
что
-
то
,
что
мы
ещё
не
изучили
?
(
нет
)
III.
Самоопределение
к
деятельности
,
формулирование
темы
и
постановка
учебных
задач
.
-
Тогда
,
как
вы
думаете
,
какая
будет
тема
нашего
урока
? (
обобщение
и
закрепление
знаний
).
Правильно
,
молодцы
.
СЛАЙД
2, -
проговорить
тему
и
цель
урока
.
-
Поставьте
перед
собой
задачи
на
урок
(
задачи
…).
-
Я
буду
рада
вашей
активной
работе
на
уроке
и
вашим
правильным
ответам
.
IV.
Планирование деятельности.
Урок мы проведём в виде игры «Заседание редакционного совета».
Словарная работа: от какого слова образовано «редакционного»? чем там занимаются
люди? Проведём сварную работу со словом – минутка чистописания.
- А я смотрю: где у вас руки? (на месте). А ноги? (вместе). А локти? (у края). А спинка?
(прямая).
Представьте, что вы уже взрослые. Работаете в газете… «Открытый урок». Вы сейчас
разделитесь по группам и каждая команда определенный отдел редакции.
(Дети идут
берут жетоны и садятся по цвету коробочки)
.
1 команда – отдел информации -
кластер
(на стол ставится надпись)
2 команда – отдел интерактива
3 команда – отдел «вести из леса»
4 команда – отдел писем
5 команда – отдел новостей
Мы сегодня посмотрим, какой отдел умеет работать дружно, быстро и правильно
выполнять задания.
Итак, начинаем: каждый отдел получает конверт с заданием. Прочитайте
внимательно задание. Обсудите выполнение этого задания в своих отделах и
выполните его.
V.
Реализация плана.
1 команда – отдел информации. Необходимо составить кластер об имени
прилагательном.
- что такое кластер?
- проговаривают правила и закрепляют на доске.
2 команда – отдел интерактива – работа с интерактивной доской. Проходят по
тренажёру тест у доски и придумывают задание по пазлам (составить три пары
антонимов прилагательных про волка и зайца).
3 команда – отдел «вести из леса». Читают текст про пеликана в учебнике, смотрят
видео в интернете. Дают краткий отзыв по тексту.
4 команда – отдел писем: пришло письмо от Незнайки на луне. Он не может
определить падеж имён прилагательных в тексте. Уч. с. 88 упр. 155.
Итак, ребята, вам текст знаком.
Напомните нам правило определения падежа у прилагательных.
Все выписывают словосочетания в тетрадь, а дети из отдела идут проверяют в другие
команды.
5 команда – отдел новостей. Проводят расследование и рассказывают, делая вывод.
Вывод: в русском языке одни и те же слова могут быть и именем прилагательным, и
именем существительным. Необходимо смотреть по вопросу и по СМЫСЛУ.
Дежурный вытер доску. СЛАЙД 5.
Часть речи___________________( сущ.или прил.)
Дежурный ученик вытер доску.
Часть речи___________________( прил.или сущ.)
У нас в школе есть столовая.
Часть речи______________( Прил. или сущ.)
Столовая ложка упала на стол.
Часть речи__________________.( Сущ.или прил.)
VI.
Подведение итогов по цели урока.
Подведём
итог
урока.
Так
как
у
нас
сегодня
была
игра
в
виде
«Заседания
редакционного совета» в газете «Открытый урок», а каждая команда определенный
отдел редакции. Целесообразно продолжить игру на следующих уроках:
- на уроке изобразительного искусства учащимся предоставляется возможность
побыть художниками-оформителями определенных этапов;
- на уроке труда сделать газету своими руками;
- в начале урока мы ставили задачи: повторить и закрепить, чтобы подготовиться к
контрольному диктанту.
VII.
Рефлексия.
И
у
нашей
редакции
тоже
есть
парковка
.
Я
предлагаю
вам
взять
листочек
с
липкой
основой
написать
своё
имя
,
но
соответственно
цвету
:
кто
готов
к
контрольной
работе
–
берёт
жёлтый
листочек
,
кому
надо
ещё
подготовиться
–
светло
-
зелёный
.
VIII.
Домашнее
задание
в
зависимости
от
логики
учебного
материала
урока
.
Кто выбрал жёлтый листочек – я предлагаю творческое задание: написать мини-
сочинение «Наше редакционное заседание»…
Кто выбрал светло-зелёный листочек и не желает делать творческое задание, то
выполняет упр. 152 на стр. 86 по заданиям в учебнике.
Спасибо
за
урок
!
Вы
отлично
сегодня
поработали
.
Мне
,
как
и
раньше
,
с
вами
было
приятно
работать
.
Молодцы
!
.
Задание: проведите расследование.
Прочитайте внимательно и определите по вопросам.
Дежурный вытер доску.
Часть речи___________________( сущ.или прил.)
Дежурный ученик вытер доску.
Часть речи___________________( прил.или сущ.)
У нас в школе есть столовая.
Часть речи______________( Прил. или сущ.)
Столовая ложка упала на стол.
Часть речи__________________.( Сущ.или прил.)
Сделайте вывод:
в русском языке одни и те же слова могут быть и именем прилагательным, и
именем существительным. Необходимо смотреть по вопросу и по СМЫСЛУ.
Задание: 1. пройти по тренажёру тест.
2. получить пазл и по нему придумать задание для ребят про
прилагательное.
Задание: прочитайте текст в учебнике на стр. 88 упр. 155.
1.
Озаглавьте текст.
2.
Найдите описание пеликана.
3.
Какой он по величине? Какое оперение? Какая голова? Клюв?
4.
Посмотрите дополнительное видео в интернете.
5.
Составьте рассказ.
Начните так: Мы прочитали текст и посмотрели дополнительную информацию в
интернете про пеликана. Это громадная птица. …………..
Дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Я живу на Луне и
совсем не учу правила по русскому языку. Помогите мне,
пожалуйста, выписать словосочетания сущ. + прил. из упр. 155
на стр. 88. И надо определить падеж у имён прилагательных.
Имя прилагательное
Н.ф. –
В предложении:
Служит
имя существительное
Отдел
новостей